Вы здесь

Противодействие диффамации по российскому гражданскому законодательству. Введение (М. В. Свинцова, 2013)

© ЗАО «Юстицинформ», 2013


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Введение

Честь, достоинство, репутация человека – естественные права, которые являются высшей ценностью общества и государства. Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Такие права являются основой для демократического государства, кроме того, степень их защиты в той или иной стране может служить критерием для признания государства правовым.

Проблема правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации важна и тем, что в условиях становления российской демократии остро ощущается столкновение нескольких конституционных прав: с одной стороны, на свободу слова, а с другой – на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Во многом это связано с бурным развитием средств коммуникации, в частности глобальной информационной сети Интернет.

Между тем в отсутствие необходимой нормативной регламентации интернет-сайты зачастую используются не только как место, где публично и безнаказанно возможны любые неэтичные высказывания, но и как «поле» конкурентной борьбы недобросовестных субъектов. Следствием этого является увеличение с каждым годом числа обращений в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации, где значительная часть исков предъявляется именно к средствам массовой коммуникации.

Однако, несмотря на социальную значимость и широкую распространенность, сфера охраны чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций на сегодняшний день имеет множество проблем и пробелов как законодательных, так и практических, прежде всего связанных с отсутствием нормативного закрепления всех основных дефиниций: честь, достоинство, деловая репутация, распространение сведений, порочащие сведения, интернет-сайт, диффамация.

В результате изучение судебной практики показывает неоднозначность понимания указанных правовых категорий участниками судебных разбирательств и самими судами, что, в свою очередь, создает проблемы для правоприменения и становится препятствием для правильного и быстрого разрешения гражданских дел.

При этом большинству практикующих российских юристов, в том числе и судьям, неведом термин «диффамация», широко использующийся не только в научных публикациях, но и в решениях Европейского суда по правам человека. Несмотря на то что диффамация была известна российской цивилистической науке с дореволюционных времен, она не закрепилась в советском гражданском законодательстве под таким названием из-за своего, как было принято считать, буржуазного происхождения[1]. В действующем Гражданском кодексе РФ весь институт диффамации сводится лишь к одной ст. 152.

Однако, как отмечают многие правоведы[2], институт диффамации значительно шире и многограннее пределов защиты чести, достоинства и деловой репутации, прописанных в ст. 152 ГК РФ. И прежде всего потому, что гражданско-правовая судебная защита этих нематериальных благ допустима только при соблюдении закрепленного в ст. 29 Конституции РФ права на свободу слова и массовой информации. Следовательно, введение в гражданское законодательство точного и однозначного термина «диффамация» позволило бы корректно сформулировать содержание института диффамационного права как совокупности гражданско-правовых норм и механизмов охранительного характера, обеспечивающих судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространения не соответствующих действительности, порочащих сведений при строгом соблюдении конституционного права на свободу слова и массовой информации[3].

Тем не менее ежедневная практическая деятельность судов требует каким-то образом восполнить имеющиеся нормативные пробелы, но в итоге эта деятельность приводит к противоположному результату. Одним из последних примеров является Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»», предложившее новый, а вместе с тем неоднозначный подход к определению надлежащего ответчика, в случае диффамации на интернет-сайте.

В значительной степени несовершенства законодательства и правоприменения обусловлены недостаточной научной разработанностью и количеством масштабных исследований по проблемам диффамации. До сих пор единственной наиболее комплексной и основательной является диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук С. В. Потапенко «Проблемы судебной защиты от диффамации в СМИ» 2002 г. Более того, необходимо отметить, что в последнее время, несмотря на многочисленные проблемы, наблюдается снижение интереса к исследуемой теме среди цивилистов.

Данное исследование основано на нормативно-правовых актах, регулирующих гражданско-правовую защиту чести, достоинства и деловой репутации от диффамации, материалах судебной практики, а также научных трудах следующих правоведов: А. Л. Анисимова, С. А. Беляцкина, А. В. Белявского, К. И. Голубева, М. Н. Малеина, С. В. Нарижного, Н. С. Ной, С. В. Потапенко, Н. А. Придворнова, А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, А. М. Эрделевского.