Вы здесь

Простая правильная жизнь, или Как соединить радость, смысл и эффективность. Как совершенствовать себя (Н. И. Козлов, 2013)

Как совершенствовать себя

Если вам вдруг не понравится ваша тень – какая-то сутулая, кривая, то, чтобы ее разогнуть, вы распрямите себя. Естественно. Так же если вам не вполне нравится ваша жизнь, то единственный способ ее поправить – это поправить себя. Ваша жизнь – отражение вашей личности, и…




Правильно, догадались! Начать надо с себя.

Если вы живете хорошо, а хотите – отлично, значит, вы хороший, а надо стать – отличным!

Вы не против? Тогда – в путь!

Правильно поставленное мышление

Манекенщицам ставят походку, пловцам – гребок, боксеру – удар. Точно так же каждому из нас можно поставить мышление.

Мышление – это не просто течение мыслей по проводу происходящего. Мышление – это работа, которая должна создавать продукт и двигать вашу жизнь вперед. Чтобы учиться таком у – продуктивному, рабочему – мышлению, сделайте одно любопытное упражнение.

Черты человека, успешного в жизни: тест

Напишите черты человека, успешного в жизни: десять черт, особенностей, которые представляются вам самыми важными и яркими.




Это несложно, и изучить полученные результаты вам действительно будет интересно: поэтому найдите ручку и тут же, в книге (вариант – на отдельном листке), напишите десять самых важных, на ваш взгляд, черт и особенностей успешного человека.

Напишите – вам это понравится, в этом есть смысл.

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________


Спасибо.

Теперь изучаем, что получилось.

Скорее всего, вы написали очень правильные вещи. Проверить это легко: покажите ваш список другому умному человеку и спросите: «Можно ли сказать, что это черты успешного человека?» Если умный человек не захочет умничать, он просто скажет: «Да». Да, вы разумный человек, вы написали все правильно.

Но многознание ума не прибавляет. Поэтому следующие вопросы к вашему списку.

Пометьте плюсом те пункты, наличие которых зависит лично от вас, а не приходит с возрастом или даруется человеку от природы. Минусом отметьте то, что от вас зависит мало: то, что вы считаете скорее врожденными качествами человека.

К примеру, «нацеленность на результат» (вместо рассеянного блуждания) вы, скорее всего, в себе включаете сами, природа здесь ни при чем. Если же в вашем списке есть пункты «мудрость» или «харизма», дело другое: мудрость обычно приходит (или не приходит) просто с возрастом, харизма лидера чаще дарится с рождения: либо она есть, либо она есть не у вас.

Строго говоря, харизма развивается тоже, просто это дело небыстрое и нужны специальные методики.

Итак, если качество от природы или от возраста, ставьте минус.

Далее. Пометьте новыми плюсами те качества, которые вы умеете развивать, с которыми вы умеете работать. Минусами – качества, которые развивать не умеете, к которым у вас нет методики развития.

Как развивать «чувство юмора» и «удачливость», всерьез я не знаю. Если у вас также нет эффективных методик, ставьте минус. А вот к «системному мышлению» у меня есть методики, игры и упражнения, которые такое мышление развивают, и я готов пометить этот пункт плюсом.

И последнее. Поставьте плюсы рядом с пунктами, которые вас воодушевляют, мотивируют, которые вызывают у вас желание их нарабатывать. Минусами пометьте пункты списка, которые вы развивать едва ли будете, – черты личности, к которым вы равнодушны или которые, более того, вызывают у вас протест.

Дисциплина – для успешного человека это очень правильно, очень понятно и конкретно, но далеко не всех это понятие мотивирует. Интересно, что если то же самое назвать другим словом, например «организованностью», то «организованность» обычно мотивирует существенно больше, нежели «дисциплина». «Я приучаю себя к дисциплине» – не звучит. В то же время «Я развиваю у себя организованность» произносится солидно.

Итого, пункты нашего списка помечены плюсами и минусами. Что это значит? Все просто: чем больше у вас плюсов, тем правильнее построено ваше мышление, тем лучше оно работает на вас. С другой стороны, чем больше у вас минусов, тем больше минусов вашему мышлению, вашему (не) умению и привычке думать.




Более пятнадцати минусов – совсем печально, надеюсь, это к вам не относится.

От десяти до пятнадцати – читайте рекомендации дальше, работать с мышлением необходимо.

От пяти до десяти – неплохо, читайте рекомендации дальше, совершенствовать свое мышление всегда полезно. Менее пяти – поздравляю, вы с громадным интересом прочитаете рекомендации далее и поймете, что вы всегда делали это раньше и планируете делать это всегда.

Вещи правильные – и те, которые работают

Минус напротив того или иного понятия значит, что это понятие нерабочее, для жизни – пустое. Эта информация, с которой непонятно что делать, будет лежать в вашей голове рядом с другими такими же нерабочими знаниями, вы при этом будете становиться все более умными и все более неуспешными в жизни.

Голова – предмет слабый, для загрузки интеллектуальным мусором в больших объемах не приспособлена.

Мы знаем много правильных вещей, но в жизни важнее не правильные вещи, а те, которые работают: на нас и для нас. Констатация факта – это пустышка, это не работает. То, что зависит не от нас, что непонятно, как развивать, что нас не воодушевляет, – все это мертвые, пустые, нерабочие для вас знания.

В ЖИЗНИ ВАЖНЕЕ НЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ВЕЩИ, А ТЕ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ.

Я когда-то заинтересовался методиками правильного питания. Нашел умную книжку умного профессора, прочитал ее внимательно и пошел, как обычно, заливать кипятком мясной «быстросуп».

Ведь это быстро и съедобно, да?

Профессор написал все умно и правильно, но на мою жизнь это не повлияло никак. А потом я взял в руки новую книгу Владимира Львовича Леви «Разговор в письмах», погрузился в его живое и трепетное повествование, после чего уже тридцать лет мяса – себе на здоровье – не ем. При этом совершенно не утверждаю, что это правильно. Сам В. Л. (мы с ним тогда жили рядом) как-то скептически прокомментировал мои восторги: «Коля, когда я писал эту книгу, мне просто нельзя было есть многие продукты, поэтому я так смачно об этом и писал, сам себя пугая последствиями!»

Книга Леви не была обоснована строгими научными фактами, она была скорее вдохновенна, как стихотворение, и поэтому именно ее содержание стало – рабочим. Действенным.

Как мыслить правильно

Правильно мыслить – это значит мыслить, о чем надо, когда надо и как надо. А это значит – приучайте себя мыслить конкретно.

«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» – слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот, кто такими словами пользуется, чаще всего топчется на одном месте. «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!», «утро начинается с зарядки», «встал – убрал постель», «вышел из дома – расправил плечи» – вещи простые и конкретные. И польза от таких мыслей, дельных распоряжений самому себе – большая.

ТОТ, КТО СТРОИТ ПРАВИЛЬНУЮ ЖИЗНЬ, МЫСЛИТ ПОНЯТИЯМИ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ. ДВИГАЮТ ЕГО И ЖИЗНЬ.

Прекращайте грузить себя размышлениями о том, что вас ни к чему не приведет.

Не заводите об этом разговор, не идите к тем людям, где эти разговоры возникнут, не читайте то, что вас к этим размышлениям подтолкнет. Займите себя чем-то простым и полезным. Например, для вас в ближайшее время это… Что?

Думайте о том, о чем думать сейчас надо.

Если перед глазами у вас есть листок, куда вы записываете дела предстоящего дня, все становится проще – вас организует этот деловой листок. Если у вас друзья – дельные люди, ваше мышление организуют ваши друзья. Рядом с ними вы всегда начинаете размышлять о хорошем. О нужном.

Думайте так, чтобы прийти к результатам, которые вас порадуют или будут вам полезны.

Как это?

Предположим, вы задумались о своей работе.

Вы планируете там что-то менять? Вы действительно планируете там что-то менять? Если да, то думайте дальше, и обязательно. Если нет, то кончайте думать и займитесь делом.

Дела у вас есть?

Далее. Размышляя о своей работе, вы подумали и пришли к выводу, что вы специалист невысокого уровня и едва ли в ближайшее время сможете что-либо с этим сделать.

К сожалению.

И расстроились, естественно.

Любопытно: и зачем тогда вы об этом подумали так? Это подняло вашу уверенность в себе? Это поможет вам совершить дела, которые вам предстоят? Придумайте, как по-другому вы можете думать о себе так, чтобы верить в себя и научиться хотя бы маленькой вещи, которая вам в вашей работе пригодится.

Научиться печатать десятью пальцами? Прекратить оправдываться? Что-то еще?

Запишите этот полезный вывод здесь.

___________________________

___________________________

___________________________

А можно подумать и принять серьезные решения. Жизнь-то ваша, одна, почему бы и нет?

Я размышляю над таким серьезным решением:

___________________________

___________________________

___________________________

Выбор Франклина

В этой книге я с удовольствием буду знакомить вас с людьми, которых уважаю сам и которые вызывают уважение окружающих. Таких людей много, но лучше говорить о людях известных. Бенджамин Франклин – очень известный человек.

«Приблизительно в 1728 году я замыслил смелый и трудный план достижения морального совершенства, выделив из известных мне моральных добродетелей тринадцать важнейших. Вот названия этих добродетелей с соответствующими наставлениями:

Воздержание. Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.

Молчание. Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

Порядок. Держать все свои вещи на местах; для каждого занятия есть свое время.

Решительность. Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

Бережливость. Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.

Трудолюбие. Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным, отказываться от всех ненужных действий.

Искренность. Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.

Справедливость. Не причинять никому вреда, не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

Умеренность. Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.

Чистота. Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и жилище.

Спокойствие. Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.

Целомудрие. Предаваться любовным утехам не часто, только ради здоровья или произведения потомства, никогда не делать этого до отупения, истощения, а также в ущерб своей и ли чужой репутации.

Смирение. Подражать Иисусу и Сократу».

Наверное, этот список не претендует на универсальность и подойдет немногим, но для начинающего жизнь двадцатидвухлетнего Бена Франклина он был рабочим и нужным. Вы знаете, что Бенджамин Франклин стал одним из самых уважаемых людей в своей стране.


Десять черт успешного человека

План морального совершенствования и список важнейших добродетелей – это не то же самое, что черты человека, успешного в жизни. Естественно, что у вас список будет другим, более деловым, хотя едва ли правильно совсем отделять жизненную успешность от того, что относится к морали, этике и человеческой порядочности.

Проведите эксперимент: опросите деловых людей, собственников и руководителей предприятий, что они более всего ценят в своих коллегах. Услышите разное, но два пункта будут встречаться чаще других: «дельный» (другое название – «профессионал») и «предсказуемый». Что это такое? Это другое название порядочности. Если вы уверены в действиях партнера, уверены, что он вас не «кинет», – партнер предсказуем. И это очень ценится.

Порядочные, ответственные, заботливые и любящие люди имеют свою вполне реальную жизненную успешность за счет того, что их уважают, ценят и любят окружающие, за них могут поручиться и дать кредит, их выручат друзья, им легче найти свою любовь, у них вырастают замечательные дети. Они живут в ладу с собой и своей совестью, а это – много. Может быть, по этой же причине у них искренние улыбки и хорошее здоровье.

Десять черт успешного человека, которые, может быть, и для вас станут привлекательными и рабочими понятиями, это:

1. Тело здоровое и энергичное.

2. Радостное восприятие жизни. Хорошо. Солнышко. Не пищать! Радость, позитив и энергия.

3. Чувство другого. Я не пуп земли, а повернут к людям. Всегда вижу, слышу и чувствую людей рядом с собой, стараюсь понимать их так же хорошо, как чувствую себя.

4. Заботливость. Я помню и забочусь о людях вокруг меня, помогаю тем, кто в моей заботе нуждается.

5. Всегда в осмысленной работе. Дорожу каждой минутой, не занимаюсь пустыми развлечениями, всегда при деле.

6. Нацеленность на результат. Постановка цели, планирование, ответственное исполнение, точная корректировка. Цель поставлена – цель будет достигнута.

7. Позиция цивилизованного лидера. Я не жду и отвечаю кому-то, а формирую и делаю сам. Я становлюсь лидером, чтобы больше сделать и помочь людям.

8. Установка на сотрудничество. Вместе можно сделать больше, чем одному. Лучший выигрыш – когда выигрывают все. Я рад, когда мы богатеем все вместе.

9. Порядочность. Я не подвожу людей, держу слово, выполняю договоренности, с уважением отношусь к коллегам, не мщу, не злословлю за спиной, не решаю свои проблемы за чужой счет. Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться.

10. Всегда в развитии. Никогда не стою на месте, меняюсь быстро и с удовольствием. Развитие – мой естественный способ существования.




Список – не догма, а способ себя организовать. Еще раз подумайте над тем, что вы написали до этого, сопоставьте с этим предложенным вам списком и примите решение. Подойдите к вопросу творчески, и совершенно не обязательно, чтобы в списке было именно десять пунктов… Важно, чтобы в результате вы остановились на том, что вас радует, к чему вам хочется возвращаться, и чтобы уже сейчас поставили себе хотя бы одну конкретную задачу.

«Я буду работать над…» «Начну тогда-то…» «Первый мой шаг будет…»

Владимир Клинков

С деловыми людьми говорить о любви и порядочности не всегда просто. Но – интересно.

Владимир Клинков, проходя у меня обучение, делал это качественно, как и все, что он делал. Успешный издательский бизнес, свободное знание шести языков, умение ставить и достигать цели – он был впереди во всем. Отлично закрыл все основные цвета учебного курса «Дистанция», по учету и планированию времени показал просто феноменальные результаты, наработав способность отчитываться за результат каждых двух (!) минут своей жизни.

Достойно!

И вдруг – уперлись. Последнее упражнение «Дистанции» – «Любовь». «Если бы я любил, как бы я относился к себе, к людям, к вещам, к жизни?..» И Владимир задал вопрос: «Зачем? Зачем мне любить? Какой для меня смысл в этом упражнении?»

Если Владимир задавал вопросы, они были не случайны, а хорошо продуманы.

Для других курсантов «Дистанции» подобного вопроса не существовало. Особенно бушевали женщины: «Как зачем? Ну как же без любви?! Только если любишь, жизнь становится прекрасной, наполняется настоящим смыслом!» Владимир был ровен, спокоен, рассудителен: «Упражнение „Хорошо“ я отработал, настроение всегда позитивное, вопросов о смысле жизни у меня не стоит. Вообще личная жизнь меня интересует мало, а зачем нужно любить в бизнесе?» Эмоциональные доводы разбивались о него, как о скалу: он был бизнесменом и рационалистом.

Владимиру нужны были разумные доводы, серьезная аргументация. Хорошо. Как говорят психиатры, «с каждым человеком надо говорить в формате его бреда». То есть на его языке. Я сказал ему: «Владимир, до сих пор мои предложения были для тебя выгодными, сделай и это – как эксперимент. Ты талантливый, жить с любовью у тебя получится без большого труда, неделю продержишься. Живи с любовью, через неделю доложи о результатах. Есть?» – «Есть!»

Владимир пришел через две недели с глазами, наполненными любовью. «Любовь – это великолепно. Я теперь всей душой люблю приходящих ко мне клиентов, с любовью веду переговоры, особенно переговоры трудные, люблю своих подчиненных и коллег, с которыми приходится иметь дело. Докладываю: на одной любви я за последнюю неделю сделал дополнительно четыре тысячи долларов. Любить – выгодно. Когда я людей люблю, с ними удается быстрее договариваться, клиенты быстрее несут деньги, я делаю дела с большей охотой и меньше устаю. В квартальный план я включил привитие любви своим ключевым сотрудникам, я хочу, чтобы они тоже начали любить. Любовь – очень перспективный ресурс!»

ЛЮБИТЬ – ВЫГОДНО. ЛЮБОВЬ – ОЧЕНЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕСУРС!


«С каждым человеком надо говорить в формате его бреда…»

Что делать с недостатками: работа на позитиве

Разве я не уничтожаю своих врагов, когда делаю из них своих друзей?

А. Линкольн

Не достатки есть у всех, и со своими недостатками нужно бороться.

Да, это правда.

Но эта правда – не лучшая.

Сопоставьте две вещи:

Дети не борются со своими недостатками. Дети себя любят, а к своим особенностям относятся с интересом.

Ну описался. Интересно! А родителям поплачем – чтобы заменили памперс.

Дети развиваются быстрее, чем взрослые. И не просто быстрее, а естественно и с удовольствием.

Это вам о чем-то говорит?

Недостатки – это недовольное называние своих особенностей. Нравится – назовем «осторожный человек», не нравится – «трусливый».




Недостатки – это просто особенности не к месту. Когда нужен «вдумчивый человек, не склонный принимать импульсивные решения», вас ценя т, в другой ситуации вы с этими же особенностями будете «тормозом обыкновенным».

Недостатком мы также называем то, что не умеем использовать. Если вы уже научились себя преподносить, вас будут с улыбкой называть «он очень живой и увлекающийся», в противном случае вас сочтут «несерьезным и неорганизованным». А вы – такой же…

НЕДОСТАТКИ – ЭТО НЕДОВОЛЬНОЕ НАЗЫВАНИЕ СВОИХ ОСОБЕННОСТЕЙ.

Возможно, мы действительно не сразу научимся наилучшим образом использовать все свои особенности: действительно, некоторые особенности регулярно будут приносить нам (и окружающим) скорее огорчения, нежели радости, но именно поэтому имеет смысл с собой договориться: недостатков у нас нет.

У нас есть особенности, потому что каждый из нас не похож на другого. И наша задача – с любовью и ответственно относясь к себе, к своим особенностям, взяв эти особенности за основу (других ведь все равно нет!), – развивать себя дальше. Делать себя еще лучше. Потому что мы уже уникальные, сложные и редкие создания, ну а дальнейшая настройка, умение наилучшим образом использовать свои особенности – это правильная следующая задача.

Познакомьтесь с Леонидом. Леонид собой недоволен. Он знает, что он ленив и неорганизован, и не верит, что с такими недостатками может в жизни чего-то добиться, даже если в чем-то он и способный. Кроме этого, он еще и вспыльчив, и ему безумно стыдно, когда он срывается на своих друзей. Это действительно просто ужасно. Более всего ему неприятно, когда кто-то обсуждает его недостатки, даже если делает это с желанием ему помочь. Может, у кого-то и получается себя менять, но не у него: куда ему с его ленью и неорганизованностью… Иногда у него возникает желание еще раз побороться с собой, но он мало верит в то, что из этого что-то выйдет. Чем больше он воюет со своими недостатками, тем чаще оказывается в проигрыше.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫ ВОЮЕТЕ СО СВОИМИ НЕДОСТАТКАМИ, ТЕМ ЧАЩЕ ОКАЗЫВАЕТЕСЬ В ПРОИГРЫШЕ.

А теперь взглянем на него же, но когда Леонид сам смотрит на себя по-другому – в позитиве. Леонид собой гордится: он способный, легко переключается, быстро схватывает новое, отходчив и умеет признавать свою неправоту. В отношениях надежен и честен и поэтому в своем будущем уверен: он сделает все, о чем он мечтает. Да, он знает свои особенности: когда-то бывает вспыльчив, иногда любит с удовольствием расслабиться и делает это не всегда вовремя. Впрочем, он часто представляет себя воплощением всех мыслимых достоинств, верит в себя, а ближайшей задачей ставит добавить себе организованности. Когда Леонид смотрит на себя в позитиве, он развивается успешнее.

РАЗВИВАЙТЕ СЕБЯ, ДЕРЖА ПЕРЕД ГЛАЗАМИ СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ.

Можно менять себя, раскрывая своих достоинства, можно – борясь со своими недостатками. Борьба с недостатками когда-то может быть и результативной, но чаще эти героические сражения заводят в тупик и просто малоэффективны. «Смириться со своими недостатками» – это фраза и позиция с тех же полей сражений, только сражений проигранных. Гораздо интереснее и перспективнее развивать себя, видя свои особенности и основываясь на своих достоинствах.

Не надо бороться со своей раздражительностью, вместо этого вспомните свое стремление организовать свою жизнь. Приучайте себя ложиться вовремя, утро начинайте с бодрой зарядки, пишите свои задачи на день и почаще отдыхайте – эти самые простые вещи гораздо быстрее дадут вам нужный результат.

НЕ УНИЧТОЖАЙТЕ СВОИ НЕДОСТАТКИ, ЗАЙМИТЕСЬ УМНОЖЕНИЕМ СВОИХ ДОСТОИНСТВ.

Пока вы не имеете достаточно сил и умений, чтобы легко менять себя, используйте эту мудрую тактику: не уничтожайте свои недостатки, займитесь умножением своих достоинств. Перевес окажется в вашу пользу, а это самое главное.




На поле вашей внутренней борьбы вам ну жен перевес сил в вашу пользу: используйте для этого тактику «работа на позитиве». Кроме перевеса сил работа на позитиве даст вам и гораздо более благоприятный эмоциональный фон, ощущение радости и уважения к себе. Не на до исправлять себя – исправляют плохое, а это не про вас. Вам более подойдет позиция и взгляд: «Что мне, классному, добавить?» Менять себя – можно. К себе добавлять всё новые и новые полезные черты и достоинства – замечательно. Ну вот так с собой и договоритесь.


НЕДОСТАТКОВ У НАС НЕТ. У НАС ЕСТЬ ОСОБЕННОСТИ. И ДОСТОИНСТВА!

Как организовать свою память

Память – основа нашей жизни, и ее нужно так же правильно организовать.


Память внутренняя и внешняя

Вы помните определение, что такое память?

Кто из россиян занесен в Книгу рекордов Гиннесса за самую лучшую память?

Что вы вчера делали в 16.30?

САМАЯ ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ НЕ У ТОГО, КТО ПОМНИТ ВСЕ НА СВЕТЕ, А У ТОГО, КТО ЛЕГКО НАХОДИТ ВСЕ НУЖНОЕ.

Если вы сразу формулируете: «Память – это способность хранить и воспроизводить информацию. В Книгу рекордов Гиннесса занесен Самвел Гарибян, он может запомнить и воспроизвести две тысячи иностранных слов. Вчера в 16.30 я позвонила домой», – у вас прекрасна я естественная память. К сожалению, при том объеме информации, которая требуется сегодня нам каждый день, никакой головы все упомнить не хватит. Тогда нам на помощь приходит другая, внешняя, искусственная память – наша способность собирать нужную информацию и привычка записывать ее на внешние носители так, чтобы все что нужно мы всегда могли легко найти.




В настоящее время внешние носители надежнее, чем «я все запомню». Не надо перегружать голову: приучите себя все что нужно – записывать. Внешнюю память регулярно недооценивают, а при привычке все сразу записывать и организовывать себя расписанием жизнь становится проще. Развивайте свою внешнюю память, а для этого придумайте, куда (на что) вам удобно фиксировать мысли и дела, приучите себя носить с собой блокнот, диктофон, КПК или ноутбук (чем пользуетесь?) и все важное сразу записывать.

РАЗВИВАЙТЕ СВОЮ ВНЕШНЮЮ ПАМЯТЬ: ПРИУЧИТЕ СЕБЯ ВСЕ ЗАПИСЫВАТЬ.

Не надейтесь, что вспомните, не напрягайтесь вспоминать и не ругайте себя, что забыли: вместо всего этого сделайте себе удобные напоминалки. Лист А4 – напоминалка-плакат, стикеры – напоминалки маленькие, на компьютере – всплывающие напоминалки к нужному сроку. Так – удобнее.

Все важное записывайте сразу. То, что сразу не записали, обычно просто исчезает из вашей жизни.

Записывайте свои планы: утром план дня, планы недельные. Вечером письменно подводите итоги: что сделано? Приучите себя пользоваться ежедневником Outlook: пишите туда все дела, и вы всегда будете уверены, что у вас прекрасная память.

Заведите дневник, куда будете писать свои мечты, планы, решения и выводы. И просто наблюдения, которые кажутся вам важными.

Память позитивная и негативная

Мы не злопамятные, у нас просто память хорошая… Сказал восточный человек с блеском в глазах.

Есть люди, которые лучше помнят приятные встречи и интересных людей, свой позитивный опыт, свои удачи и успехи. А другой после прошедшего дня помнит только, как он сегодня опоздал, какую глупость сморозил и как этот гад над ним посмеялся… Это тоже разные виды памяти: память позитивная и память негативная. В первую очередь имеет смысл развивать именно позитивную память: именно она даст вам силы, уверенность в себе и видение перспектив.

Не надо помнить то, что вам не нужно, особенно если это старые и больные воспоминания. Не надо рыться в фотографиях, если они не вызывают в вас ничего, кроме печали. Боль притягивает к себе, но ваша задача быть сильнее ее и не вестись за нею. Как ненужное забывать? Не надо ничего специально забывать. Займите себя делами, будьте всегда заняты, будьте всегда в будущих делах, помните нужное – и все, что вам не нужно, отвалится от вас само собой.

Нужно ли оставлять свою негативную память, хранить негативную информацию? Вопрос непростой. Кому-то – нужно.

Вы уже пятый раз опаздываете только потому, что не завели будильник? Будьте любезны, не забудьте, как вы бежали, высунув язык и тяжело дыша, а потом неловко оправдывались. Это не самые приятные картинки, но они помогут вам в следующий раз с будильником подружиться.

Наверное, неточно утверждать, что правильнее запоминать именно и только хорошее. Правильнее – запоминать то, что нужно. Какие-то трудные и даже больные вещи помнить необходимо, они могут дополнительно держать нас на курсе даже в сильный ветер и не давать отвлекаться на приятные мелочи. Но чаще, в большей степени нам оказывается нужным помнить радостное и светлое, помнить о тех, кого мы любим, не забывать то, что нам по-настоящему дорого.

Как же развивать свою позитивную память, как приучать себя запоминать именно то, что нужно?

Дневник достоинств. Начните каждый день писать десять своих новых достоинств и умений. Первые дни будет сложно, потом еще сложнее, а через несколько дней произойдет… наверное, это можно назвать «просветление»: вы поймете, что можете рассказывать об этом просто без перерыва.

Вы прекрасны, в какую сторону ни посмотри, вы умелы и в том, и в этом… Естественно, незачем об этом рассказывать тем, кто не интересуется, но вы это о себе сами знать должны. Зачем? Чтобы при встрече с непростой задачей не тоскливо вздыхать: «А что я могу-то?», – а быстро вспомнить о своих сильных сторонах и возможностях. Нет проблем, есть творческие задачи у тех, кто вооружен арсеналом: арсеналом умений. Умножайте этот арсенал по жизни и держите его наготове в своей памяти.




Книга, где живут мои мечты. Обычно такие тетрадки делают себе дети рисуют, пишут и вклеивают туда все, что видится мечтой. Дети вообще смелые, они делают то, что им нравится, и разрешают себе свободно мечтать. Взрослым так открыто мечтать, понятно, стыдно… Ну и не показывайте никому свою личную подборку: любимую, бережно хранимую.

Сильные планы рождаются только из сильной мечты: смело и с удовольствием фантазируйте, увлеченно рассказывайте друзьям свои мечты, бережно записывайте их в тетрадь, книжку или запароленный файл… Мечта живет в памяти так же, как в нашей памяти может жить отчаяние или усталость. Что загрузим в себя?

Дом, в котором вы будете счастливы, автомобиль именно такой, закат – да, он будет таким же тихим, и ее рука будет в моей руке, и мы будем плыть на лодке, которую я только что нашел в этом журнале и наклею на этой странице…




Журнал успехов. Мы запоминаем то, на что направляем свое внимание. Зачем запоминать свои неудачи, зачем фиксировать на них свое внимание? Приучайте свое внимание фиксировать те повороты событий и те ваши действия, которые рождают в вас ощущение радости, желание идти вперед и что-то делать дальше. Конкретно: поставьте задачу каждый день писать десять ваших удач (ну так сложилось) и десять ваших успехов (это сделали именно вы).

ОШИБКА – ХОРОШЕЕ РЕШЕНИЕ, КОТОРОЕ ПОЗЖЕ ОКАЗАЛОСЬ НЕ ОПТИМАЛЬНЫМ.

А ошибки: нужно ли помнить свои ошибки? Свои ошибки помнить нужно, но воспринимать их лучше по-другому. Ошибка – это не плохо. Это не негатив. Ошибка – это хорошее решение, которое позже оказалось не оптимальным. И как только мы это поняли, мы поумнели. То есть – следующий раз в аналогичной ситуации поступим точнее. Ну и хорошо. И все. А что еще?..




Ошибки – проанализировал, положил в будущее. И все.

Ну вот мы уже перешли к следующему виду памяти: памяти будущего.

Память прошлого и память будущего

Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того и любого другого дерева. Похоже, что запоминается все, чего когда-либо хоть на случайное мгновение коснется наше внимание, и хранится у нас – навсегда.




Но это совсем не значит, что у каждого из нас прекрасная память. То, что мы на самом деле помним, нам далеко не всегда доступно, и нередко приходится использовать специальные методы, чтобы человек вспомнил то, что с ним происходило, например, много лет назад. Обычно мы реально помним только то, что в нашей памяти доступно, то, что лежит на небольших полках оперативной памяти. То, что лежит, или то, что мы туда положим. Так вот, большинство людей ничего в память не кладут: что из прошедшего «само отложится» – то и запомнится. А не отложилось – вот я и не помню. Более организованные люди делают по-другому: что-то увидев, услышав или пережив, они решают, нужно им это запоминать или не нужно, и, если нужно, кладут себе в память. Куда?

Кто-то кладет на полочку «Прошлое», а кто-то – на полочку «Будущее», и таким образом появляются эти два разных вида памяти. Память прошлого – это память о том значимом, что у нас в жизни уже произошло, это видение своей жизни назад. Память будущего – это память о том, что вы намечаете и планируете, это видение своей жизни вперед. Если вы стараетесь просто запомнить, что произошло, – вы укладываете происшедшее в память прошлого. Если вы увиденное стараетесь встроить в какой-то будущий план, вы включаете свою память будущего.

Кстати, любопытно: когда мы вспоминаем прошлое, мы обычно смотрим немного влево. Когда задумываемся, рассматривая будущее, – смотрим вправо.

Как запоминать в будущее? Если вы увидели или услышали что-то важное, то, что вам определенно в будущем может понадобиться, то надо продумать, когда же конкретно, в какой момент будущего понадобится то, что сегодня произошло, и положить в тот момент будущего, когда это надо будет вспомнить.

В голове щелкнуло: «Когда придем домой, надо не забыть позвонить маме». Это важно, значит, надо положить в будущее. Представляем, как приходим домой, как раздеваемся и проходим в комнату, и вот перед нами телефон. Телефон – позвонить маме. Есть, напоминалку в будущее положили.

Пришли, позвонили, разговор завершили. Есть что запоминать? Нет, все в порядке, запоминать нечего. Прошедший разговор можно забыть (ведь он не нужен?), значит, из головы выбрасываем, живем следующим будущим.

«Хорошая память» – это память прошлого или будущего? Тот, кто живет только своим прошлым, может помнить в подробностях все, что у него когда-то было, и совсем не представлять свое будущее. Как сложится – так и сложится. А тот, кто живет только своим будущим, хорошо знает все, что он планирует на сегодня, завтра и дальше, у него все готово к будущему – и при этом он совсем не помнит того, что было с ним вчера.

«Это было давно, это было – вчера!» – это правда, для многих людей с памятью будущего, живущих энергичной и насыщенной жизнью, вчерашний день уже безумно далек, как будто из прошлой жизни.

Конечно, хочется иметь обе эти памяти, но в жизни это встречается редко. Обычные люди живут обычной памятью и помнят в основном прошедшее, а те, кому важно будущее, не всегда интересуются прошедшим.

Или, точнее, не всегда считают рентабельным занимать свою голову еще и этим. Зачем запоминать прошлое, которое не будет нужно в будущем?

Помнить все – это как хранить у себя дома все, что когда-либо вы приобрели… Через какое-то время возникает желание освободить помещение от не самых нужных вещей, потому что когда вещей слишком много, уже трудно найти то, что тебе нужно. Так же и память: лучшая не та, которая помнит все, а та, которая вовремя подскажет именно то, что нужно прямо сейчас.

Память будущего очень удобна: все что нужно в голове есть, а что не нужно – из головы выбрасывается и не отвлекает.

ЛУЧШАЯ ПАМЯТЬ НЕ ТА, КОТОРАЯ ПОМНИТ ВСЕ, А ТА, КОТОРАЯ ВОВРЕМЯ ПОДСКАЖЕТ ИМЕННО ТО, ЧТО НУЖНО ПРЯМО СЕЙЧАС.

Повторим: наверное, лучше всего быть Универсалом: и помнить все прошедшее, и никогда не забывать свои планы, постоянно достраивая и наполняя свое будущее, но если у вас головы на все не хватает, то полезнее развивать у себя память будущего.

Вам это пригодится? Когда начнете ее развивать? Уже представили это будущее? Уже это решение в свое будущее – положили?

Память рода

Память рода – это память о своей семейной истории, кем были ваши дедушки и бабушки, каковы были их путь и судьба, как продолжили этот путь ваши родители и что предстоит вам. Память рода – это естественное, впитанное с детства видение правильной жизни, и если мы помним это послание, если мы гордимся своими родителями, мы никогда не позволим себе жить менее достойно. Дети воспитываются атмосферой и духом родительской семьи, цепочка жизни живет преемственностью. Наша жизнь начинается с наших родителей, с уклада их жизни и их ценностей. Жизнь наших детей начнется с того, как живем мы. Память род а передается естественно, образом жизни, общим смехом за столом и вещами, которые с детства мы брали в руки. Но память становится крепче, когда облекается в слова, в записи и рассказы: лучше помнится то, что пересказывается. Если дети не только впитывают, но еще и помнят историю своей семьи, знают, чьи они внуки и чем гордятся в своей жизни старшие, память рода становится сильнее: не только тканью жизни, но еще и устным преданием.

Мои родители умерли давно, но они для меня всегда живы и всегда рядом: в любой момент, когда мне нужно посоветоваться, я вижу отца и понимаю, какой поступок он бы определенно одобрил. Я знаю, что каждый день я должен жить так, чтобы отец и мать мною гордились. Я хот ел бы рассказать то, что помню о своих родителях. Сегодня я понимаю, что моя жизнь состоялась именно такой благодаря тому, что с дела ли для этого мои папа и мама, и это дает мне ориентиры, чтобы пере дать все самое важное моим детям.

Мои родители

Я думаю, что мои родители прожили простую и правильную жизнь, как и многие окружающие меня, знакомые и не знакомые мне люди.

Я рос в счастливой и красивой семье, воспринимая это как само собой разумеющееся и не очень понимая, что так живут не все дети. Папа и мама были не ангелами, а просто умными, порядочными и красивыми людьми. Бывало, конечно, всякое: когда-то нам с сестрой серьезно доставалось от отца – прошедшая война достаточно расшатала ему нервы, он иногда срывался и всегда после этого переживал. Могу сказать определенно: папа был центром семьи, и мы его любили. Я знаю, он очень хотел сына: знаю, что до моего рождения он курил, а в семейном альбоме я видел шутливую фотографию, где он спит в обнимку с бутылкой, но все это жестко прекратилось вместе с моим появлением на свет, и я ни разу в жизни не видел отца курящим или пьяным.

Рождение своих детей я отметил тоже – полным отказом от вина и мяса и началом ежедневных обязательных ледяных обливаний.

Мама была очень прямым человеком и иногда немного грубовата. Помню, лет в двенадцать я заговорил с нею: «Мам, я читал, что есть такие люди – дипломаты, они беседуют всегда вежливо и подбирают выражения…» Мама ответила убежденно: «А мы – не дипломаты, мы говорим от души!» Но я уже принял решение, что в своей семье я хочу быть дипломатом: «Ни капли холодного, острого, злого!»


НАША ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ С НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ. ЖИЗНЬ НАШИХ ДЕТЕЙ НАЧНЕТСЯ С ТОГО, КАК ЖИВЕМ МЫ.

Повторю главное – папа и мама ангелами не были, но они любили друг друга, дышали искренним и самым естественным желанием жить по-умному и по-доброму, а мы с сестрой всегда чувствовали себя главным проектом их жизни.

Козлов Иван Никитович родился в деревне Малиновка Тульской области в 1919 году и, кем бы ни был по жизни, в душе всегда был художником. Дома висели его пейзажи и натюрморты, он рисовал эскизы посуды, переживал, если эти эскизы не принимал какой-то художественный совет, водил нас с сестрой в Третьяковскую галерею и имена Леонардо да Винчи, Тициана, Микеланджело, Рафаэля и Рембрандта мне были знакомы с детства. Он категорически не был авторитарным человеком, но именно его мнение было для меня всегда очень важным. Впитал я от него гораздо больше, чем запомнил, а запомнил я простое правило, сказанное мне отцом, когда пытался оправдаться, ссылаясь на других: «При чем тут другие? Всегда отвечай сам за себя!»

Возможно, именно с тех пор ссылки: «Люди так не делают!» – для меня не значат ничего. Ну не делают. А я – могу. И если надо – буду.

Мама, Козлова (урожденная Инюточкина) Татьяна Матвеевна, также из деревни: село Унгор Рязанской области. Когда-то семья была зажиточной, вследствие чего ее отца расстреляли, и бабушка (Грачева Анастасия Лукьяновна) вышла замуж второй раз в семью, где детей было уже много… Дальше интересно представить это со стороны: вот в деревне много всяких и сопливых, и симпатичных девчонок, они любят вечером погулять с парнями и мечтают выйти замуж за тракториста. Но вот одна из них, девочка Таня, проучившись семь лет в деревенской школе, в шестнадцать лет бросает все и одна уезжает в город Касимов. Ткацкая фабрика, ужасный грохот станков (именно оттуда на всю жизнь немного пони жен слух), но – курсы ворошиловского стрелка, прыжки с парашютом, вечером, обложившись книгами, учеба на бухгалтера. Началась война, молодежь рыла противотанковые рвы и работала на лесозаготовках. Жила на квартире, через три года вышла замуж и уехала в Рязань – ошибочка, с пьяницей не по пути, а вот Рязань – город интересный. Подружилась с дочкой директора училища, стала часто бывать у них в гостях. В этой семье деревенская девочка Таня Инюточкина приобщилась к основам культуры. «Культура» для мамы была всегда высшей и непререкаемой ценностью, выше которой стоял только здравый смысл. Мама умела и любила работать, «лениться» – этого она не понимала, темперамент у нее был боевой, любые препятствия вызывали у нее только ярость преодоления. Добавьте сюда скромность, порядочность и огромное желание учиться, умноженные на яркую природную красоту, и будет понятно, почему Татьяна Матвеевна, так и не получив высшего образования (просто не хватило времени), в двадцать четыре года уже работала старшим бухгалтером, в двадцать шесть стала возглавлять планово-финансовый отдел в Министерстве заготовок СССР, в двадцать семь уже переехала работать в Москву, а еще через пару лет уже по линии Интуриста работала в Австрии, в Вене.

Говорят, бухгалтером она была от Бога, любила цифры, точность и никогда не шла в отчетах на «компромиссы». Пару раз ее это тормозило, но зато не раз – спасало.

Австрия, Вена – для нее бы ли пиком жизни, воплощением сказки и мечты. Повторю: без чудес, без связей, только своим трудом и упорством из глухой деревни самостоятельно выйти в мир, где звучат тирольские песни и красивые военные добиваются ее руки и сердца. Мир, где она – уважающий себя и уважаемый всеми специалист, где она может на свои честно заработанные деньги купить волшебную хрустальную люстру, и золотые часы, и сервиз из мейсенского фарфора, и меха, и ковры всем родственникам.

Если у вас это было всегда, вы не поймете. А те, кто завоевывал это сам, – поймут и оценят.

Через три года вернувшись в Россию, богатая и красивая невеста (хотя – не кокетливая, хотя – излишне самостоятельная и слишком умная) стала искать себе пару. Тут я знаю не все, не все было так просто, были и более завидные женихи, нежели Иван Козлов, но выбор был с делан, и это был лучший выбор для них обоих: вседальнейшую жизнь они, похоже, каждый день удивлялись радости быть вместе.

Вначале родилась Марина, через полтора года – я. Жили мы тогда на территории совхоза «Красный луч» (теперь это территория Черкизовского парка, где стадион «Локомотив»), в двухэтажном бараке на берегу Архиерейского (теперь Черкизовского) пруда. Помню огород, землянику и солнечные поляны с летящими пухом одуванчиками.

Каждое лето мы езди ли на море: Евпатория, Анапа, Сочи, Кок тебе ль… Всегда вместе и всегда дружно. Жили, как правило, в палатке, иногда нас гоняли пограничники, но Крым мы исходили и изъездили весь. Зимой с такой же регулярностью каждое воскресенье мы все ходили на лыжах: я всегда мерз, но потом мы садились на самой красивой лужайке под заснеженной елкой, папа разжигал плитку на сухом спирте, и мама жарила нам горячую яичницу. Было очень вкусно, и согревались руки.

Наша семья дружила с Василевскими (тетя Аня, баба Катя, дядя Костя, Вера и Аленка) и Сунко (Кирилл Федорович и Александра Ивановна), с ними вместе часто выезжали в Мураново и Архангельское, ходили по музеям, играли в бадминтон, бегали наперегонки, а я пускал свои самолеты. Когда появились кинокамеры, начали снимать семейные фильмы и мы, и Василевские, а потом собирались и вместе их просматривали. Я не всегда любил ездить в гости – просто потому, что за столом приходилось много есть, но с другой стороны, встречи были интересными: это не было тупое жевание еды, были игры и танцы, иногда готовились целые инсценировки и проводились чуть ли не лектории, например, «Соборы старой Москвы».

Лектор – дядя Костя. Если учесть, что у Константина Ефимовича Василевского дед был священником, то высокий уровень лекций был гарантирован.

Скоро к чудесам моего детства (которые, повторяю, я воспринимал как все само собой разумеющееся) прибавился летний отдых на Опытном поле. Поясню, что это такое. Это красивейшее озеро в лесу неподалеку от Москвы, так вот, мы там поставили палатки и жили все три летних месяца. Родители утром купались в озере и на двух (с пересадкой) автобусах (а потом метро) ехали в Москву, на работу, вечером возвращаясь с продуктами. Мы же жили в лесу с бабушкой (она вместе с нами спала в палатке на раскладушке).

Невероятно?

Готовили на маленькой газовой плитке, и поэтому лесники к нам не приставали, следили за белками в орешнике, собирали грибы, малину, а по субботам и воскресеньям на Опытное поле приезжали ларьки и трудящиеся Куйбышевского района. Мы с сестрой собирали после них бутылки и на вырученные деньги покупали мороженое. А еще после ларьков с мороженым оставалось много сухого льда, и мы имели на несколько дней холодный погреб.




А потом мама и папа решили устроить всем нам поездку в Мещеру, заповедный озерный к рай в Рязанской области. Десять дней чудесного лодочного похода, в день моего рождения – 16 августа – мы остановились на привал в каком-то очень красивом мес те, где здорово клевала рыба, и отец пошел в деревню купить курицу. А купил дом, и с тех пор каждое лето я провожу в Мещере, которая стала мне второй родиной. Там с отцом вместе (своими руками!) мы построили рядом со старым Ольгиным домом наш новый дом, с высокими потолками и светлыми окнами, отец сам сложил печку и расписал ее в русском стиле.

«Гость на гость – хозяину радость». «Не красна изба углами, а красна – пирогами».

Там, в деревне Беляково, отец чувствовал себя лучше, хотя диабет не отставал от него все эти годы, а в процессе его лечения отец подсадил сердце. Выйдя на пенсию, папа с мамой решили жить в деревне постоянно, но не получилось – в 1978 году, весной, папа там же, в деревне, умер. Похоронили его в соседнем селе, в Стружанах. Мама жила еще долго, но открылся рак, и в 1998 году я похоронил ее там же, в Стружанах, рядом с бабушкой и отцом.




Историю жизни мамы помог мне вспомнить и восстановить Кирилл Федорович Сунко: ему сейчас девяносто один год, после четырех инфарктов он по-прежнему бодр, я бы сказал, спортивен, по крайней мере его осанке я завидую каждый раз.

Жить будущим

Скорость и направление вашего развития зависит от того, как вы понимаете себя, кем вы понимаете себя, как вы представляете свою личность.

Это вопросы не абстрактные, не теоретические, ваша «теория» сразу же становится вашей практикой.




А какие здесь могут быть варианты? И что – предпочтительнее?

Я – личность?

Личность – это что?

Когда милиция устанавливает вашу личность, точнее «лицо», ее интересуют ваши ФИО, прописка и отсутствие нарушений закона.

И если вы сказали себе: «Конечно, я личность, паспорт имеется!» – вы успокоились. И задач к развитию – не получили.

Для юриста личность – это тот, кто имеет те или иные гражданские права и свободы, и новорожденный с юридической точки зрения уже личность: субъект прав. Но ответственность за поступки детей вменяется их родителям, и пока у ребенка не много ответственности, у него не много и прав. Поэтому с точки зрения юриста он еще не полная, не сформировавшаяся личность.

Личность, но маленькая. Впрочем, мы уже взрослые, соответственно, эти проблемы детей нас снова не касаются.

ЛИЧНОСТЬ – ЭТО ПОДВИГ.

Для подростков, как правило, личность – это то, что позволяет имиджево или социально выделяться среди других. Непохожесть на других. Взрослые критически оценивают такую «личность», обзывая ее только воинствующей индивидуальностью, но для подростков и это подвиг. Чтобы выделяться среди других подростков, уже нужна смелость. Еще точнее – ум, сила и смелость. Потому что без смелости ты не решишься выделиться даже силой, а если ты осмелишься выделяться тупой силой без ума, ты прослывешь не личностью, а дубом. А личность – это подвиг.

Это уже интереснее. Возможно, это уже как-то касается и вас.

Для психологов личность – нечто более спокойное. Это то, что есть у каждого – здорового – человека: тот внутренний стержень, который сформировался у него в процессе жизни среди людей и теперь определяет его дальнейшие взгляды и поступки. Если же этот стержень не сформировался, если человек только пассивно отражает ожидания окружающих и в чем-либо самостоятельным не является, он – не личность.

К сожалению, такое происходит при олигофрении. Только мы-то здесь при чем?

Если у человека внутренний стержень уже сформировался, а это можно сказать практически о любом взрослом человеке, то для психолога личность – это своеобразие черт и особенностей человека.

Для психолога преступник – личность. Личность со своим неповторимым, уникальным набором черт и особенностей. И вы отличаетесь от преступника только другим набором… Это уже неплохо, хотя хочется большего.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ДОСТОЙНОГО ТЫ НЕСЕШЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ КАК СВОБОДНЫЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ БОЛЕЕ ТЫ ЛИЧНОСТЬ.

Если же о личности говорит этик, он говорит о Личности с большой буквы, и это о другом. Личностью с большой буквы этик называет не тех, кто в чем-то особенен и неповторим, а тех, кто вносит в жизнь окружающих людей настоящую ценность. Можно сказать так: чем больше достойного ты несешь другим людям как свободный и самостоятельный человек, тем более ты Личность. Сколько ты, всей своей жизнью, принесешь людям?

И это уже хороший вопрос самому себе: «Насколько я – Личность?»

Личность – не данность, а заданность

Я пред лож у видеть в личности не данность, а заданность. Не то, что уже в нас есть, не прошлые заслуги и прегрешения, а то, что человек у предстоит, то задание, которое нужно человек у сделать.

Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности. Согласно результатам вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой. Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно не Личность и вам это, по всем признакам, не светит. И что дальше? Делать-то с этим что?

ЛИЧНОСТЬЮ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ.

Делать себя Личностью. Потому что человек – это проект, а не история. Личностью не рождаются, Личностью становятся.

Хорошо, но будет ли момент, когда мы можем уверенно сказать: «Мы это сделали! Все! Задание выполнено!»?

Будем реалистами. Совершенно нормально, если состоявшийся, взрослый и успешный человек чувствует себя достойной личностью. Он и без тес тов знает, что он порядочный и трудолюбивый, творческий и ответственный, он – Личность! Если быть Личностью – это награда, то должны быть и награжденные.

С другой стороны, едва ли правильно, когда кто-то начинает прикрываться своими личностными особенностями: «А вот такой я человек! У меня такие черты характера! Вот такая я личность!»

Не торопитесь ставить себе ограничения. Личность – не забор, чтобы ею прикрываться.

Личность: проект, который вам предстоит всегда

– Я себя ищу…

– А я себя – делаю.

Пожелаем им успеха!

Ты сегодняшний – это твое прошлое. Ты таким стал, верно. Но ты, смотрящий на себя сегодняшнего, – можешь больше, пот ому что у тебя есть твое будущее. А свое будущее, как и свою личность, творишь ты: можешь творить, если создашь такой замысел. Ты не заготовка, но в работе над собой ты можешь стать другим человеком: таким, каким построишь себя в соответствии со своим замыслом. Человек – это замысел о человеке, это его будущее. Ты будущий – это твой замысел о себе, и в этом смысле личности нет, потому что наша личность всегда впереди нас, как наше «Завтра».




Все знают, что такое «Завтра», а ведь его – нет. Когда наступает «Завтра», это самое «Завтра» оказывается снова впереди, и его снова невозможно поймать за хвост. «Завтра» никогда не существует сегодня, сегодня его нет, но именно наличие нашего «Завтра» делает нас людьми с будущим. Ты сегодняшний – это твое прошлое. Твои сегодняшние мысли – это не совсем ты, а то, что к тебе пришло из твоего «Вчера».

Это то, что ты принимаешь как свое прошлое и можешь изменить, поправить, уточнить.

К тебе пришли ненужные, лишние мысли, ты их прогнал. Правильно. Мысли – это не всегда ты.

Твои чувства – это так же еще не ты, у тебя есть твое отношение к твоим чувствам. Можно радоваться своим красивым чувствам и сердиться на чувства глупые и неуместные. Ты был таким, пот ому у тебя и чувства такие. Эти чувства пришли из твоей личной истории, продиктованы твоими прошлыми мыслями, воспоминаниями и позициями. Ты станешь другим, и к тебе придут другие чувства.

Я – это я, а чувства – не я, а у меня.

ТЫ СЕГОДНЯШНИЙ – ЭТО ТВОЕ ПРОШЛОЕ.

Твое тело тем более не полностью ты: мало ли что хочет твое тело, у тебя есть твои планы, намерения и обязательства. Я знаю очень смелых людей с трусливым телом: в ситуации опасности такое тело холодеет и трясется, но человек действует смело и решительно, потому что человек – это не его тело. Тело – твое ближайшее окружение, твой друг и союзник, хотя когда-то и источник проблем. Можно подчинить себя своему телу, а можно его подчинять себе, как минимум с ним можно договариваться… Твое тело может стареть, но ты можешь оставаться молод. Твое тело – это твое прошлое, удачное или трудное, красивое или больное, а каким ты себя сделаешь завтра, решаешь ты, решаешь каждый следующий миг, каждую следующую секунду.




Конечно, это правда только в том случае, если ты выбираешь, что ты – это собственный проект и личный замысел. Если ты выбираешь жить своим будущим и учишь себя жить будущим.

Друзья и жизненные перспективы

«Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты», – да, это так. Ваша жизнь, ваш стиль жизни формируются вашим ближайшим окружением.

Размер ваших доходов всегда стремится к среднему арифметическому доходов вашего окружения.

Интересная подсказка!

РАЗМЕР ВАШИХ ДОХОДОВ ВСЕГДА СТРЕМИТСЯ К СРЕДНЕМУ АРИФМЕТИЧЕСКОМУ ДОХОДОВ ВАШЕГО ОКРУЖЕНИЯ.

Величина ваших радостей существенно зависит от того, радостно ли живут значимые для вас люди.




Радость – заразительна!

Количество ваших проблем меняется в прямой зависимости от количества проблем ваших близких и друзей. Если вас окружают проблемные люди – проблемным оказываетесь вы. Если вокруг вас люди легкие, позитивные, миролюбивые и не склочные, умеющие договариваться, для вас естественным оказывается самому вести себя так же, в их стиле. Мы выбираем друзей, друзья формируют нас.

МЫ ВЫБИРАЕМ ДРУЗЕЙ, ДРУЗЬЯ ФОРМИРУЮТ НАС.

А как вы определяете список своих друзей?

«Никак я не определяю: я дружу с теми, с кем я дружу. Друзей не выбирают!» – один ответ. Этот человек живет прошлым. «Друзья бывают разные. Меняюсь я, меняются и люди вокруг меня. Согревает, поддерживает – друг. Не дает мне завянуть, пинает меня двигаться вперед – настоящий друг. А если у друга интересы только пива душевно попить и на жизнь пожаловаться, пусть он дружит с кем-нибудь еще!» – ответ другой. Тут возможны размышления о будущем.

Дружба и размышления о будущем

Правильная дружба – это дружба, проверенная временем. Когда-то вы подружились, нашли друг друга, и с тех пор встреча за встречей, год за годом поддерживаете друг друга, помогаете друг другу, радуетесь друг за друга, видя, как быстро и красиво благодаря этой дружбе вы растете.

Перспективная дружба – этих отношений еще нет, но они возможны. Есть красивая фраза: «Кто такой незнакомый человек? Это твой друг, который об этом еще не знает». Подружиться – не проблема, самое главное то, что вы чувствуете – в дружбе с этим человеком есть смысл! Этот человек вам по-человечески нравится, он тоже, похоже, расположен к вам, но самое главное то, что каждая ваша встреча оказывается по-настоящему интересной и продуктивной и для вас, и для него.

КТО ТАКОЙ НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК? ЭТО ТВОЙ ДРУГ, КОТОРЫЙ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ НЕ ЗНАЕТ.

Когда я стал вести бизнес-тренинги, в моем ближайшем окружении оказалось много богатых – и очень богатых – людей. Я с интересом приглядывался к ним, какие они. Разные: деловые и увлекающиеся, решительные и осторожные, но любопытно то, что большинство из них очень ценят дружбу. Дмитрий из Владивостока легко может прилететь на вечерок к Александру в Киев – не по делу, у них разные бизнесы, просто потому что они дружат. Зачем, если они оба очень ценят свое время? Э, в бизнесе есть две очень дорогие вещи, называются «Энергия» и «Идеи». Этими вещами бизнесмены могут щедро подзаряжать друг друга, если они дружат.

Порадовались встрече, освежили приятные воспоминания, зарядились друг от друга энергией, накидали друг другу свежих идей – хо, теперь снова хочется делать веселый бизнес, а если у человека с хорошей головой появилась энергия, он легко конвертирует ее в успешные проекты!

Качественный друг – ценная инвестиция!

А вот лишняя дружба – это печально.

«Мне двадцать один, я знаю своего друга с шести лет, то есть пятнадцать лет, семьдесят пять процентов своей жизни… Но сегодня мне говорить с ним не о чем. И что?! Как мне подойти к нему и сказать: „Когда-то мы были друзьями и курили за сараями, а теперь ты мне не подходишь, прощай!“? Я действительно считаю, мне от этого станет легче и удобнее жить, а ему слож… нет, тоже лучше. Все, что не убивает, делает нас сильнее…»


Когда-то эта подруга была вам интересна и вас объединяло многое, но дальше вы развивались, а она разбиралась с бойфрендами и смотрела сериалы. Она по-прежнему вам звонит, когда-то просто треплется, чаще жалуется и плачет, вы пытаетесь ей что-то подсказать, но понимаете, что она вас не слышит. Она просто выливает на вас то, чего не хотят уже слушать другие. Прерывать отношения с ней больно, но свое будущее она не строит, а на ваше будущее эти отношения не работают уже никак…

Вам это надо?

Кто мои друзья?

Опиши те своих друзей, взглянув на них объективно, со стороны.

Кто они: пустые мечтатели, середнячки, неудачники, алкоголики? Успешные руководители и бизнесмены, удивительные деятели искусства, волевые спортсмены, замечательные (будущие) специалисты, мудрые мамы, талантливые дети?

Что нужно вам в себе изменить, чтобы к вам притягивались еще более достойные и интересные люди?

ЦИТАТА С ФОРУМА

«Дружба такова, каков я сам. Это правда. Если я нытик и пустобрех, вокруг меня оказываются другие нытики и пустобрехи. Бодрым и деловитым со мной скучно и вязко. Если оглядеться и рассмотреть друзей, можно составить портрет себя. Можно ужаснуться и попытаться кого-то решительно устранить. А можно, ужаснувшись, попытаться устранить в себе то, что питает „лишнюю“ дружбу. И дружба сама собой умирает: без лишнего пафоса, без кровавых фонтанов из-под скальпеля и боли для обеих сторон».

Зачем я дружу с этими людьми?

В этом вопросе на самом деле две стороны: зачем это нужно лично мне и зачем это нужно тем, с кем я дружу? В любом случае позаботьтесь ответить максимально конкретно: если вы встретились на прошлой неделе и разговаривали сорок минут, каков был «сухой остаток» встречи?

Что обсуждалось, о чем договорились? Какие были запросы с той стороны, насколько они важны, сумели ли оказаться по-настоящему полезными? Какие были запросы и вопросы ваши, на какие свои вопросы вы получили четкие ответы, что важного изменилось в вашей жизни после этой встречи?

– Мама, ты ничего не понимаешь, с Борисом у нас ничего нет.

– А что мне понимать, если он на тебя только и смотрит? Боюсь я за тебя, ты такая наивная…

– Я наивная? А кто это мне рассказывал, как она уехала с молодым человеком с одной сумочкой? Не ты?

– Тогда времена были другие.

– Вы все это время болтали? – вступает папа. – Посмотрите на часы, нам же выезжать давно пора, а вещи так и не собраны. Болтают, болтают, уже голова от вас болит…

– А что же с дочерью не поговорить-то, соскучились ведь!

…Когда так общаются близкие, родные люди, тут не стоит вопрос о содержании общения и «сухом остатке» встречи. Собственно смысла в таком разговоре не больше, чем в обмене шутками между друзьями или теплых объятиях без слов.

Но ведь – и не меньше… Жизнь без этих сердечных разборок холодна, а родной дом должен встречать нас теплом.

В хорошей семье и между друзьями такие разговоры происходят между делом. Рядом с делом. То есть идут дела, все заняты и в работе, а дружеское общение идет фоном, так же как фоном может звучать музыка по радио, гореть свет, согревать батарея.




Когда же в подъезде на батарее час за часом сидят совсем не замерзшие люди, курят и под пиво травят анекдоты, это тоже можно назвать дружбой. Можно. Но я бы назвал это бездельем.

Сколько мне это стоит?

«Ездили в магазин вместе с Юлькой, выбирали ей сапоги – четыре часа.

Звонила Верунчик, жаловалась на маму – тридцать минут.

Звонила мама, жаловалась на здоровье, рассказывала о соседях по даче – двадцать минут.

Ездили компанией на дачу – ну день прошел…

Только зачем все это считать?»

Если у вас много незанятого времени, то для вас дружба не стоит ничего. Она скорее радость, заполняющая ваше пустое время. Если же у вас много дел и проектов, если ваша жизнь занята и расписана, то каждая встреча «подружить» реально съедает ваши минуты и часы.

Если же это сопровождается дополнительными расходами времени и сил, когда вы выручаете товарища из очередной авантюры или должны устраивать его ребенка в институт, где у вас есть связи, такая дружба может оказаться для вас слишком дорогим развлечением.

В любом случае напишите конкретные цифры: сколько времени вы кладете на ту или иную дружбу (в часах).




Встреча с одноклассниками в родной школе два часа в год – это одно, два часа болтовни по телефону ежедневно – совсем другое.

Как это работает на цели моей жизни?

У вас уже есть цели на год, три и пять лет. Ваши цели записаны. Посмотрите: в какую графу, под какую цель и задачу подходит дружба с этим человеком? А с этим? Если не подходит ни под одну из целей, у вас по крайней мере два варианта – либо сформулировать это как самостоятельную цель: «Продолжать дружить с N в том объеме и с той периодичностью, какая нужна N», либо пересмотреть необходимость этой дружбы.

Возможно, хотя бы изменить ее характер: продолжать приятно встречаться, но не в баре, а в спортзале.

Есть ли более эффективные решения?

НАШИ ДРУЗЬЯ – ЭТО ИНВЕСТИЦИИ НАШЕЙ ДУШИ.

Кого вы выберете сердцем и душой на высокую должность друга? Думайте. С точки зрения будущего любая дружба есть вложение времени и сил, инвестиция себя и своей жизни в проект под названием «Дружба». А насколько оптимальны те или иные инвестиции, можно говорить только по сравнению с другими возможностями.

Ваш старый друг надежен, но конфликтен, зануда и мало понимает в ваших новых увлечениях. Продолжать или постепенно закрывать отношения с ним, переориентируя себя на новые контакты? Это зависит только от того, что это за «новые контакты». Шумные, интересные, тянут в свою компанию, но в компании любят выпить? Если так, вам это не нужно. Умные, спортивные, увлекают вас в новые проекты, хотя в них вам придется напрягаться? Наверное, это более подходящие для вас друзья.

Думайте. Под Новый год, когда будете составлять список друзей, чтобы послать им веселые поздравительные открытки, задайте себе этот непростой, но крайне важный вопрос: кто из этих моих друзей – мост в мое будущее? Решения могут быть разными: вы поймете, что с кем-то очень перспективно налаживать отношения, с кем-то поддерживать их на минимальном уровне, а какие-то отношения переводить в другой режим или другое русло.

КАКИХ ЛЮДЕЙ ВЫ ХОТИТЕ ВЗЯТЬ В СВОЕ БУДУЩЕЕ?

То, что у вас до этого с кем-то были отношения, еще не значит ничего. Это просто было. Представьте, что вы начинаете жизнь с чистого листа: каких людей вы хотите взять в свое будущее?

Как прекращать ненужную дружбу?

С удовольствием поделюсь замечательным приемом, который честно и естественно прекратит ваши отношения с теми, кто от вас далек, – или наладит отношения с тем, кто вам все-таки дорог.

Итак, его зовут Сергей. Вы дружите долго, но последний год, когда он рассказывает об уродах из автосервиса и Машке, которая его уже достала, эти темы вас не вдохновляют. Звонить самому уже не хочется. Но дружбы жалко, и Сергей вообще-то замечательный парень.

Не избегайте общения с ним. Напротив, с ним надо снова сблизиться и начать общаться максимально плотно. Позвонили, встретились и, не дожидаясь рассказов его, перехватили инициативу. Ваши темы:

• с кем он дружит;

• его жизненные перспективы: как он видит свою работу через год, три и пять, планирует ли учиться и вообще в какую сторону двигаться;

• пиво и «давай бегать по утрам», а также курение и вообще здоровье. Что Сергей собирается со всем этим делать, какие его решения.


Этот непростой разговор (менее часа обычно не бывает) лучше всего совместить с вечерней прогулкой. Сергей уедет озадаченный, загруженный, большее впечатление этот разговор произведет на вас: все, что вы говорили Сергею, вы говорили и себе.

Зарядку ближайшую неделю будете делать энергичнее обычного.

На следующей неделе, когда вы с Сергеем встретитесь снова, ваша задача – ему обрадоваться и всерьез и настойчиво расспросить о его успехах. Он будет съезжать с темы (обязательно), оправдываться чем-то и обвинять кого-то, но ваша задача продолжать тему со святой верой в правое дело и учить его новой, правильной жизни.

Исхода здесь может быть только два: или Сергей от вас убежит сам, или станет тем, с кем дружить вам будет радостно.