Часть 2
СВЯТАЯ МАТРОНА МОСКОВСКАЯ, ПУТЬ ЗЕМНОЙ, ПУТЬ НЕБЕСНЫЙ
Рождение святой. Чудесные знамения
Жила Матрона Московская в трудные для веры времена – в годы советской власти, при богоборческом режиме, когда церкви разрушались, а на верующих были гонения. Была она в те годы одним из немногих столпов земли Русской, на которой православие продолжало держаться вопреки всем невзгодам. Сколько душ спасла она, скольким людям к Богу, к свету дорогу открыла – и по сей день продолжает открывать.
Сведения о дате рождения Матронушки, Матроны Димитриевны Никоновой, разнятся. По одним данным родилась она в 1881 году, по другим – в 1885, в обычной крестьянской семье, в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Стала она поздним ребенком у немолодых родителей, уже имевших троих детей. Семья и так бедно жила, а тут еще – лишний рот, обуза… Но детей тогда рожали столько, сколько Бог послал, и мысли не было избавляться от нерожденных. Однако уже родившихся детей из бедных семей частенько в приюты отдавали. Вот и Матронушку такая участь могла ожидать. Но родители ее, Димитрий и Наталия Никоновы, люди были верующие, богобоязненные. Не могли они так с родной кровиночкой поступить. Тем более, что появление на свет Матронушки сопровождалось необычными знамениями. Знамения всегда сопровождают приход святого в наш земной мир. Иначе и быть не может.
Первым таким знамением был вещий сон, приснившийся матери, Наталии Никоновой, когда она еще ребенка в утробе носила.
Ей приснилось, что вокруг нее кружит большая белая птица. И у той птицы человеческое лицо. А глаза закрыты, и веки плотно сомкнуты. Птица покружила вокруг Наталии, а затем села на ее плечо.
Матронушка родилась не просто слепой. Под ее плотно сомкнутыми веками вообще не было глаз.
Тогда Наталия и поняла, что этот сон означал. Ну и что, что односельчане начали сплетничать, мол, калека, убогая у Никоновых родилась, долго все равно не проживет, надо в приют отдать, с глаз долой – из сердца вон. А супруги Никоновы уже точно знали: это ангел белокрылый с неба к ним спустился.
Решили они, что лучше будут с хлеба на квас перебиваться, чем чужим людям такого необычного ребенка отдадут.
Имя выбрали девочке по святкам, а поскольку она родилась либо в день памяти святой Матроны Царьградской (по новому стилю это 22 ноября), либо незадолго до этого дня (здесь точных данных также нет), то и назвали ее Матроной. Некоторые Матреной ее называли, а чаще – Матрюшенькой, Матронушкой.
И еще одно чудесное знамение было при крещении новорожденной.
Крестили ее в церкви Успения Богородицы в селе Себино. Во время крещения над купелью вдруг, откуда ни возьмись, появился столб света, в котором плавал благоуханный дым. Это заметили все присутствовавшие в тот момент в церкви. Отец Василий, крестивший девочку, был поражен и сказал, что никогда ничего подобного не видел. И сразу же предрек ребенку необычную участь – сказал, что «этот младенец будет свят». А еще назвал девочку «дарованной от Господа».
И, наконец, еще одно знамение – а точнее, особый знак избранности, отмеченности – вскоре заметила мать на груди девочки. Там была выпуклость в форме креста.
Когда в 1998 году в ходе подготовки к канонизации блаженной старицы Матроны была создана комиссия по освидетельствованию ее честных останков, то входившие в ее состав представители Православной Церкви и авторитетные ученые обнаружили этот нерукотворный крест, сохранившийся на груди Матронушки даже через сорок с лишним лет после того, как она почила. Поистине, это знак подлинной святости.
Первые проявления чудесных даров необычного ребенка
Поскольку Матронушка родилась без глаз, да к тому же была ребенком слабеньким, ее иначе как калекой и не считали. Несмотря на все необычные знамения, никому и в голову не приходило, что ребенок каким-то чудесным образом может видеть!
Девочке не было еще и года, когда родители заметили какие-то странности в ее поведении. Бывало, проснутся среди ночи, а ребенка в люльке нет. Бросятся искать – где девочка? А она сидит на полке с иконами, и играет с ними, будто разговаривает – хотя и говорить еще не умела, только агукала, как все младенцы делают. Так и оставалось для родителей загадкой, как незрячий ребенок мог сам из колыбели выбраться, забраться на полку и иконы там найти.
Много лет спустя матушка Матрона признавалась:
«Мне Бог однажды открыл глаза и показал творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек».
Было множество и других свидетельств – что Матронушка видела, даже без глаз была зрячей, с самого младенчества.
А когда она чуть подросла и сама ходить стала, то очень полюбила в церкви бывать. Сначала, конечно, родители ее с собой брали на службы, но очень скоро она и без родителей ходить в храм начала. Причем дорогу сама находила, и шла уверенно, как зрячие, а не как слепые. Частенько маленькая Матронушка проводила в церкви целые дни. Было у нее излюбленное место – слева от входной двери, у западной стены. Она знала наизусть все службы, все молитвы и песнопения. И, кажется, знала даже, где какая икона находится, хотя, с точки зрения обычного человека, видеть этого не могла.
Бывало, что девочка из своего уголка тоненьким голоском подпевала певчим. Рассказывали, что ее лицо в это время по-настоящему светилось – Божественным светом, каким светятся лица только у праведников.
Про необычную эту девочку так и говорили потом – что она выросла в храме.
С соседскими детьми Матрона не дружила, потому что они над ней смеялись, дразнили за то, что она слепая, а бывало, что крапивой ее хлестали, или сталкивали в яму, специально, чтобы посмотреть, как она, незрячая, выбираться будет. Она не жаловалась, не плакала, а выбиралась сама, и уверенно дорогу к дому находила. Но после на призывы выйти и поиграть уже не откликалась.
Не нужны ей были никакие игры и игрушки, что других детей занимали. Она ведь с малолетства очень хорошо свое особое предназначение чувствовала. И когда мать, жалея ее, слепую, в сердцах восклицала: «Дитя ты мое несчастное!» – Матронушка только улыбалась в ответ: «Это я-то несчастная? Это братья мои несчастные, Ваня да Миша, их лучше пожалей».
И ведь время подтвердило ее слова. Разве может быть несчастным тот, кто с Богом в сердце живет? А вот братья, безбожники, после революции к большевикам подавшиеся, и впрямь счастливыми судьбами похвастаться не смогли.
Маленькая прозорливица
Очень рано выяснилось, что не только мир вокруг себя Матронушка может видеть даже без глаз – но что провидит она чудесным образом будущее.
Уже в возрасте семи лет она начала предупреждать людей об опасностях, предсказывать события.
Сначала над ней смеялись, не верили – мало ли что там слепая болтает? Но очень скоро поняли, что все происходит именно так, как она скажет. Сказала Матрона матери, что завтра в деревне будет пожар, но их дом не сгорит – так и вышло. В другой раз предупредила свою старшую сестру Марию, чтобы не уходила из дому, потому что сейчас придет ее муж, которого она ждала. Мария не послушалась, ушла, а тут муж и правда пришел, пришлось ей возвращаться.
И вот уже к ней, ребенку, пошли люди за советом и помощью.
Многие святые славились даром предвидения, или духовной прозорливости. Но, как правило, обретали они этот дар уже в зрелом возрасте. А Матрона Московская была святой с рождения – и родилась уже с этим даром. Она могла видеть сквозь время и расстояния. Этот дар сохранился у нее до последних дней ее жизни. Ее предсказания всегда сбывались – все до единого.
Дар исцеления
Не только предсказывать и видеть на расстоянии Матрона могла с детства, но и исцелять больных. Ничего особенного она для этого не делала – просто молилась. И по ее молитвам люди исцелялись.
Слухи пошли по округе, что слепая девочка может исцелять. И вот все чаще стали заходить к Никоновым больные и недужные. Всем она помогала – даже парализованные на ноги вставали. И вот слава о Матроне и ее чудесном даре распространилась уже и по соседним деревням. Все больше и больше народу стало идти к ней.
Когда Матроне шел всего двенадцатый год, она однажды сказала матери: «Готовься, мама, скоро будет свадьба». Мать испугалась – все ли в порядке у дочери с рассудком? Пошла к священнику. Тот успокоил мать: сказал, что маленькая Матронушка от рождения одному Богу предназначена, и свою участь она знает. «Христовыми невестами» называли девушек, уходивших в монастырь. Но мудрый священник и тут успокоил мать, сказав, что Матроне не нужно скрываться за монастырскими стенами, так как ее вера покрепче любых стен будет.
А через несколько дней к дому Никоновых подъехала целая череда повозок с людьми, и впрямь напоминающая свадебный поезд! Но не свадьба это, конечно, была, ведь в повозках больных на исцеление к Матроне привезли.
Матрона сразу вышла их встречать, будто только и ждала.
С того самого дня к Матроне пошел уже непрекращающийся поток страждущих. Приезжали даже издалека, и за двести, и за триста километров. И до конца своих дней осталась Матронушка верна этой своей судьбе – всех принимать, всем помогать, за всех молиться.
Судьбоносные встречи
Бог вел и направлял Матронушку, и вся ее жизнь отмечена особыми знамениями и необычными событиями, встречами.
По одной из легенд, когда Матронушка была еще совсем маленькой, зашел во двор к Никоновым путник, седобородый старец, и попросил воды. Матрона, будто и не была незрячей, уверенно ковшом воду зачерпнула и незнакомцу подала. Он, слегка ее коснувшись, сказал: «Спаси тебя Христос!»
Больше этого старца никто никогда не видел, а родители Матроны уловили в нем некое сходство с Николой Угодником. Так и пошли по деревне слухи, что к Никоновым сам Николай Чудотворец приходил, их дитя благословить.
А вот встреча с Иоанном Кронштадтским уже не из разряда легенд, это вполне документально подтвержденное событие.
Сама Матрона никогда об этом не рассказывала, а рассказала Лидия Янькова, дочь местного помещика. Эта добрая религиозная девушка часто совершала паломнические поездки. Когда Матроне исполнилось четырнадцать лет, стала и ее брать с собой. Побывали они однажды и в Кронштадте, в Андреевском соборе, где служил тогда Иоанн Кронштадтский.
В соборе во время службы было, конечно, очень много народу. Но отец Иоанн, и сам обладавший великим провидческим даром, мгновенно заметил необычную слепую девочку. Подозвал к себе и сказал: «Вот моя смена – восьмой столп России».
Насколько точно передала Лидия слова батюшки Иоанна, сказать трудно, да и подлинный их смысл не совсем ясен. Но несомненно, уже тогда в слепой девочке великий прозорливец Иоанн Кронштадтский увидел будущую святую угодницу Божию, на которой православие в России будет держаться даже в годы советской власти и безбожия.
Примеры терпения и смирения
Шли и шли к Матроне толпы людей, желающих исцеления, и всех принимала она. Денег ни с кого не брала, но люди в благодарность приносили какие-то продукты, кто хлеб, кто картошку, кто рыбу. Так и получилось, что девочка, которую все считали «лишним ртом» в бедной семье, стала не обузой, а кормилицей.
Но когда исполнилось Матроне всего семнадцать лет, случилась новая беда: у нее отказали ноги. Она и так-то была слабенькой, немощной, а тут оказалось, что и ходить самостоятельно больше не может. Всю свою жизнь с тех пор она только сидела или лежала. Так, сидя на кровати, и принимала всех, кто к ней приходил.
Других она на ноги поднимала, а сама приняла свой недуг покорно и смиренно – решив, что так, видно, Богу угодно. Недаром же сказал Господь: «Сила Моя в немощи совершается». Видимо, чувствовала Матронушка, что чем слабее ее тело, тем сильнее дух, и тем явственнее может Бог через нее с людьми говорить.
Начался XX век, и Матрона, конечно, предвидела, какие страшные беды принесет он России. Она многих предупреждала о том, что будет война, а потом разорение придет на Русскую землю, и храмы порушат, и верующих мало станет. Не хотели люди ей верить. Вот и помещик Яньков, чья дочь благоволила Матроне, не послушался, а она предупреждала его, что надо все продать и бежать за границу. В итоге он стал свидетелем разграбления своего поместья, а позже и сам был расстрелян.
Как раз накануне Первой мировой войны Матрона сказала матери, что ей часто снится икона «Взыскание погибших» – будто в Себинскую церковь она просится. Благодаря своему дару прозорливости она чудесным образом узнала, что у местного священника есть книга с изображением этой иконы. Местные жители по просьбе Матроны пошли по деревням собирать средства, чтобы написать икону. В итоге были написаны даже две иконы Богоматери «Взыскание погибших». Одна из них сопутствовала Матронушке всю ее жизнь, а сейчас находится в Свято-Покровском монастыре и считается чудотворной.
Когда произошла революция 1917 года, братья Матроны примкнули к большевикам. Безусловно, набожная сестра, которая к тому же чудотворствовала и молитвами исцеляла больных, очень им мешала. Их партийной репутации такое родство могло помешать. Матрона и сама понимала, что братья из-за нее пострадать могут, да и за родителей переживала. И потому, как обычно, безропотно и смиренно, приняла решение уехать.
Ее всегда привлекала Москва. Она много говорила о том, что отсюда пойдет возрождение России. Туда и отправилась Матрона – по некоторым сведениям, вместе все с той же Лидией Яньковой, которая после разорения поместья и расстрела отца превратилась в бездомную странницу.
Московское служение
С 1925 года и до конца своего земного пути Матрона жила в Москве. Там и осуществилось ее подлинное предназначение, там стала она той, кого знаем мы теперь – святой блаженной Матроной Московской.
В Москве у нее никогда не было своего угла. Жила она там, где придется, где принимали: иногда у бывших односельчан, родственников, а иногда и у чужих людей. Множество мест жительства пришлось ей сменить за годы ее московской жизни. Не удивительно: власти преследовали ее, ведь жила она без прописки, да еще принимала огромное количество людей, которые шли к ней за помощью и исцелением. Несколько раз Матрону собирались арестовать, но она благодаря своему дару предвидения узнавала об этом заранее, а потому накануне просила кого-нибудь перевезти ее в другое место. Часто переезжать приходилось не потому, что она за себя боялась, ведь знала Матронушка, что смиренно примет любую участь, какую Бог пошлет. А вот неприятностей для приютивших ее людей она не хотела.
Чаще всего давали ей приют люди добрые, но встречались и злые, и корыстные – так, сохранились сведения, что некоторое время Матрона жила у женщины по имени Пелагея, которая отбирала у нее всю ту нехитрую снедь, что приносили люди в благодарность за исцеление. При этом Матрона не могла у нее даже воды допроситься.
Где бы ни жила Матрона, люди узнавали о ней и шли с бедами, болезнями, просили помощи и совета в трудных ситуациях. Когда очередной посетитель входил в комнату, она даже безо всяких слов уже знала, с чем человек пришел. И всегда совет давала правильный, подсказывала, как поступить, чтобы беду отвести. Исцеляла молитвами, причем даже психические заболевания излечивала, и другие недуги, при которых медицина от человека отворачивалась.
Рассказывают, что она очень мало ела, очень мало спала. К вечеру от потока посетителей так уставала, что могла только тихонько лежать и молиться. И никогда не жаловалась, никому не отказывала – принимала всех, и бедных, и богатых, и простых людей, и облеченных властью. Некоторые из них сулили ей деньги, дачу, машину… Она от всего отказывалась, говорила неизменно: «Ничего мне не надо».
В день Матрона принимала до сорока человек. Современники вспоминают, что она никогда никого не судила, не ругала, вообще не была суровой. Не учительствовала, не проповедовала. Говорила со всеми очень мягким, ласковым голосом. Сидела, как обычно, на кровати, скрестив маленькие ножки, и принимала всех, кто к ней за помощью приходил, с утра до вечера, и так изо дня в день.
Отказать в помощи могла разве что откровенным обманщикам, богохульникам. Ведь она насквозь всех видела.
Суровые годы. Продолжение испытаний
Войну 1941–45 годов Матрона, как и все другие события, конечно, предчувствовала заранее. Заранее знала она и то, что русский народ победит, хотя потери будут очень большие. А накануне войны всех близких и знакомых убеждала не уезжать из Москвы. Даже когда враг совсем близко подступал, она была уверена, что в Москву немец не войдет.
В летнее время Матрона жила в Сокольниках, в маленькой фанерной времянке, куда пускал ее пожить какой-то благодетель. Но осенью 1942-го года так случилось, что перебраться в более подходящее жилье не представилось возможности. К счастью, в этой времянке отыскала ее Зинаида Жданова, дочь бывшей односельчанки Матроны, вышедшей замуж за московского инженера. У Ждановых к тому времени осталось две комнаты из когда-то целиком принадлежавшего им дома на Арбате. Туда Зинаида и забрала Матрону из заледеневшей, полностью промерзшей времянки.
У матери и дочери Ждановых и жила Матрона дольше всего, с 1942 по 1949 год, и это были, пожалуй, самые благополучные ее московские годы. Ждановы были людьми глубоко религиозными и привечали в своем доме не только Матрону, но и других блаженных, Божьих людей.
И снова, теперь уже на Арбат, шли к Матроне толпы страждущих. Она и так спала мало, а в войну и вообще почти спать перестала. Ведь теперь шли к ней сплошной чередой женщины, отправившие на фронт мужей, сыновей, братьев. И каждую волновал один лишь вопрос: жив ли, вернется ли?
Всем она говорила правду. Молилась и за каждого фронтовика, и за Отечество, залитое кровью.
По рассказам современников, Матрона могла чудесным образом переноситься на поля сражений духом своим, и там, будучи бесплотной и незримой, помогала бойцам: пули отводила, прикрывала от вражеских снарядов, исцеляла раненых.
Закончилась война, пришел победный май 1945 года. Но жизнь еще долго не могла войти в мирное русло. Разруха, нищета, голод послевоенных лет усугублялись тем, что в стране зверствовала безжалостная машина сталинских репрессий. Люди жили в страхе, тревоге за себя и близких.
Матрона как и прежде принимала ежедневно десятки людей, приносивших ей свои беды и горести. Без лишних слов прикладывала она свои маленькие ручки к голове страждущего, молилась, и болезнь, горе отступали.
Конец ознакомительного фрагмента.