Господь – Целитель душ и телес
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
15 мая 2011 г.
г. Москва, храм святой великомученицы Екатерины на Всполье
В пасхальный период в Церкви читается Евангелие от Иоанна. Оно особенно богато богословским содержанием и отличается от трех других, как бы дополняя их. Повествование начинается не с рассказа о рождестве Христовом или предшествующих ему событиях, а со слов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Этому Божественному Слову, Сыну Божию, благоугодно было по послушанию воле Своего Отца стать Человеком, прийти в этот мир, жить среди людей, проповедовать им и исцелять их.
Мы слышали рассказ евангелиста о том, как Господь Иисус Христос – воплощенное Слово Божие – пришел к овчей купели, где в воду по временам сходил ангел Господень (Ин. 5, 4). И первый человек, который успевал погрузиться в купель после возмущения воды, получал исцеление. Тридцать восемь лет пребывал в этом месте парализованный человек в надежде исцелиться, но всякий раз, когда сходил ангел и возмущалась вода, кто-то другой погружался в воду прежде него. Тем не менее этот человек не терял надежды и оставался возле купели, хотя, по человеческим меркам, надежды его казались совсем несбыточными. И он дождался своего часа: дождался не ангела, сходящего в купель, но Самого Бога, Который пришел изменить всю человеческую жизнь, наполнить ее совершенно новым смыслом, чтобы люди больные, страждущие и немощные получали исцеление – не только телесное, но и духовное. Духовное исцеление невозможно получить при помощи врачей, лекарств, лечебных процедур – оно обретается через приобщение к Богу, через соединение с Ним.
Господь исцелил этого парализованного человека, но многие другие расслабленные остались неисцеленными. И сегодня много страждущих людей, которых Господь оставляет неисцеленными для того, чтобы через испытание болезнью привести в Царствие Божие. Те из них, кто обладает верой, воспринимают свою болезнь как посещение свыше. Они надеются на исцеление, молятся о нем, но понимают, что Господь – единый Врач душ и телес и что от Него зависит здоровье и болезнь, жизнь и смерть. Они радуются, если приходит облегчение, но со смирением воспринимают болезнь, если исцеления не случается. И понимают, что от Господа надо с благодарностью принимать все: не только радости, но и скорби, не только здоровье, но и болезнь, не только жизнь, но и смерть.
Нужно помнить: Господь никогда не оставляет нас. Мы должны быть благодарны Богу за нашу жизнь и за то, что происходит в ней, и за смерть, которая была установлена Им как конечное лекарство от всех наших земных болезней, страданий. Через смерть мы переходим к жизни вечной, где нет ни печали, ни болезни, ни воздыхания. Все наши неприятности и немощи останутся здесь, на земле. Через смерть мы воскреснем к новой жизни, и, как говорили святые отцы IV века, перейдем в нее очень похожими на тех, какими были в этой жизни. Но немощи человеческие, увечья, несовершенство в Царство Божие войти не могут – там все будет уврачевано и исцелено.
Именно об этой перспективе вечной жизни напоминает нам Церковь всякий раз, когда мы приходим в храм: исцеление телесной болезни может произойти или нет, но над исцелением души мы должны работать на протяжении всей жизни. Не так важно, каким будет наше тело к моменту смерти: молодым или старым, больным или здоровым.
Важно, какой будет душа того, кто завершит свое земное бытие. Если она будет подготовлена к встрече с Богом, то все дурное, злое, несовершенное человек оставит на земле, а в иную жизнь перейдет чистым и готовым встретить Бога, Который вочеловечился для того, чтобы, как учили святые отцы, мы стали богами по благодати.
В пасхальные дни мы с особой силой ощущаем близость Бога; мы чувствуем, что Он способен исцелить всякий недуг, всякую болезнь. И мы ощущаем, что Господь исцеляет наши души.
Тот из нас, кто здоров, пусть благодарит Бога за посланное ему здоровье; тот, кто болен, пусть благодарит за болезнь; кто в радости, пусть возносит за то благодарные молитвы, а кто в скорбях – пусть благодарит Господа за Его посещение. Во всех случаях Бог посещает нас, чтобы научить, вразумить, сделать более совершенными, а также для того, чтобы подготовить к великому часу, когда душа простится с земным телом и перейдет в жизнь иную, где Сам Господь будет встречать ее. Поэтому в пасхальные дни мы столь многократно воспеваем Христа, победившего смерть, – мы знаем, что теперь она нам не страшна, потому что за ней последуют воскресение и жизнь вечная.