«Я жажду этой смерти»
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
27 сентября 2004 г.
г. Вена (Австрия), кафедральный собор святителя и чудотворца Николая
Празднуя Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, мы вспоминаем Крест как орудие нашего спасения, Крест, который открыл нам путь к жизни вечной, ибо на этом Кресте был распят Господь и Спаситель наш Иисус Христос. И с того момента, когда крест – орудие смерти – стал орудием жизни и воскресения, вся история мира получила иное наполнение. Ибо Крест Христов стал знаменем и символом любви Божией к человеку, любви, которая столь велика, что Господь не остановился перед невыносимыми страданиями и смертью ради спасения человека. Напоминая о любви Божией к нам, Крест Христов в то же время напоминает, что и мы должны являть любовь к Богу всей своей жизнью.
Священномученик Игнатий Богоносец, живший во II веке, епископ города Антиохия, был приговорен к смерти за то, что был христианином. Приговор должны были привести в исполнение в Риме, и на протяжении многих месяцев святой Игнатий в сопровождении стражников, которых он сам называл зверями в человеческом облике, шел из города в город, приближаясь к месту казни. И чем более приближался он к этому месту, тем более отступал от него страх смерти и возгоралась любовь к Господу. И Крест Христов был для него той путеводной звездой, которая всегда предстояла его очам. В одном из своих посланий он говорил: «Дух мой – в прах перед Крестом». И в Послании к римлянам он говорил: «Любовь моя распялась, и уже нет во мне огня, любящего земную материю, но только любовь к Богу». Он был приговорен к очень жестокой смерти: его должны были отдать на съедение львам. И в одном из своих посланий он говорил: «Я желаю, я жажду этой смерти, и я только боюсь, что львы не тронут меня. Я пшеница Божия, и пусть измелют меня зубы зверей, для того чтобы я скорее соединился со Христом».
Что давало силы этому человеку с радостью идти на смерть? Что давало силы сотням и тысячам других мучеников в I, II и III веках, а также и во времена последних гонений на Церковь Христову идти на смерть с радостью? Что вдохновляло их, заставляло забывать о себе, о земных трудах и надеждах, о семьях и отдавать жизнь Богу? Крест Христов и та сила, которая от него исходит. Ибо сила, которая содержится в Кресте Христовом, – не что иное, как животворящая и спасительная благодать Божия. Именно эта сила заставляла людей забывать о себе, помогала многим святым совершать великие чудеса знамением Креста Христова.
И сегодня Крест Христов остается спасительным орудием, находящимся в руках у нас, христиан. Мы знаем, что сила Креста Христова прогоняет демонов и защищает человека от всякого зла. Христианин, который носит на себе крест, осеняет себя крестным знамением, становится неподвластен силам тьмы, потому что благодать Божия, которой он огражден, бесконечно сильнее любого зла. Крест Христов исцеляет от болезней духовных, душевных и телесных, потому что благодать Божия присутствует в нем. И перед нашим духовным взором Крест должен предстоять как напоминание о любви Бога к каждому из нас, ибо Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь за все человечество, за всех людей, которые жили, живут и будут жить на земле.
Но, может быть, еще важнее для каждого, что Господь Иисус Христос отдал себя не за человечество в целом, не за безликие и абстрактные людские массы, а за каждого из нас. И поэтому тайна спасения, которая заключена в Кресте и в Воскресении Христовом, относится непосредственно к любому из нас лично. Пусть Крест Христов всегда напоминает о том, что Бог стал Человеком ради нашего спасения, что Он пострадал ради искупления наших грехов, что после Своей крестной смерти Он сошел во ад, чтобы нам не надо было сходить туда после нашей смерти, что Он воскрес из мертвых, чтобы нам открыть путь к воскресению. И пусть Крест Христов вдохновляет каждого из нас на подвиг христианской жизни, чтобы в ответ на бесконечную, безграничную и жертвенную любовь Бога к нам и мы могли являть к Нему любовь исполнением евангельских заповедей и жизнью по тому закону, который Он оставил нам как завещание.
Мы слышали в кондаке праздника: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже». Многие из нас знают эти слова наизусть, но далеко не все понимают их смысл: тезоименитое Христу новое жительство – это мы с вами, потому что называем себя христианами, то есть Христовым именем. И мы являемся новым жительством, новой жизнью, потому что Христос призывает нас через Крест к духовному обновлению, к тому, чтобы жить, по словам апостола Павла, совлекшись ветхого человека… и облекшись в нового (Кол. 3, 9–10).