Вы здесь

Проповеди. Том I. Праздники. «Благословенна Ты в женах…». Рождество Пресвятой Богородицы (Иларион (Алфеев), 2017)

«Благословенна Ты в женах…»

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября 2005 г.

г. Вена (Австрия), кафедральный собор святителя и чудотворца Николая


Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Об этом событии мы узнаем из церковного Предания, которое основано на древнехристианском памятнике «Протоевангелие Иакова». В нем говорится, что родители Пресвятой Богородицы – Иоаким и Анна – были бесплодны. И однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу, священник не принял эту жертву, предположив, что Иоаким наказан бездетностью за грехи. Иоаким удалился в пустыню, он плакал и молился, чтобы Господь даровал ему дитя. И вот у этих престарелых родителей после многих лет ожидания и молитвы родилась Дочь, Которая стала вместилищем Бога живого, Матерью Божией, Которой Господь уготовал участвовать в спасении человечества и стать Матерью Церкви Христовой.

Этот рассказ – прежде всего о плодах веры, о том, что для Бога нет ничего невозможного и что «идеже хощет Бог, побеждается естества чин»: по вере даже бесплодное чрево может стать плодоносящим.

Когда мы думаем о временах, в которые жили родители Пресвятой Богородицы, и сравниваем их с нашим временем, мы видим огромную разницу. Тогда, если у супружеской четы не было ребенка, это считалось позором, а величайшим благословением Божиим считалась многодетность, и чем больше детей было в семье, тем более обильной, как полагали, была милость Божия, изливавшаяся на нее. Когда Господь заключил завет с Авраамом, Он дал ему обетование о многочисленном потомстве. И Авраам, как мы помним из Священного Писания, тоже в течение многих лет был бездетным, жена его Сарра была бесплодной, и только в глубокой старости по их вере и неизреченному промыслу Божию у них родился первенец.

В наше время люди часто отказываются от детей сознательно, и даже не потому, что их трудно прокормить или воспитать, но потому, что дети мешают мужу или жене в их земной жизни, они требуют заботы и внимания, становятся помехой карьере. Даже верующие люди, даже христианки отказываются от рождения детей добровольно и сознательно ради любого рода успехов. Так изменились времена, так изменилось человечество. Плоды этих изменений мы видим: детей в семьях становится все меньше, все больше и больше семей с одним ребенком или вообще без детей. И это ведет человечество к постепенному вымиранию: во многих странах Западной Европы и в России население сокращается. Если раньше у двух человек могло быть шестеро детей и двадцать пять внуков, то теперь у десяти человек шестеро детей и трое внуков. Это трагедия человечества, свидетелями которой мы являемся. А происходит она именно потому, что люди забыли Бога, поставили на первое место карьеру, беззаботную жизнь, эгоистическое желание провести время как можно приятнее и безболезненнее. При таком подходе к жизни дети, конечно, совершенно не нужны, становятся обузой.

Православные христиане должны не только на словах, но и на деле свидетельствовать об истинности своей веры, помнить, что каждый мужчина призван быть мужем и отцом, а каждая женщина – женой и матерью.

Из этого правила очень немного исключений. Например, монашествующие, – но их всегда мало, и они отказываются от мирских обязанностей не для земного благополучия, а ради духовного подвига, посвящения всей жизни Богу и Церкви. Исключением из этого правила могут быть бесплодные пары, где один или оба супруга не способны к деторождению, но и они могут усыновить детей, сделать своими тех младенцев или отроков, которые по тем или иным причинам остались без родителей.

Человек должен жить не только для себя, но и для своих детей, для продолжения рода, передавать веру, полученную от родителей, своим потомкам, – только в этом случае христианин исполнит предназначение, ради которого Господь призвал его в мир. Потому что эта воля была явлена в начале творения, когда Господь сказал людям: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 22).

И сегодня, вспоминая об Иоакиме и Анне, будем думать и о себе, и о наших детях. Чтобы вопреки секулярному миру, отказавшемуся от Бога, жить, как призывает нас Священное Писание, Священное Предание и вся история Церкви Христовой. И тогда Господь изольет Свои обильные благословения на нас, наши семьи и наших детей.