Вы здесь

Проповеди. Том I. Праздники. Испытание нашей веры. Канун празднования Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства (Иларион (Алфеев), 2017)

Испытание нашей веры

Канун празднования Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства

3 ноября 2012 г.

г. Москва, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке


Казанская икона особенно почитается в русском народе, потому что с заступничеством Божией Матери, явленным через этот Ее образ, связаны многие важные события в истории нашего Отечества.

В эти дни Церковь вспоминает события, происшедшие ровно 400 лет назад, когда Москва была освобождена от поляков, когда закончилось долгое Смутное время. Как случилось, что самозванец, никому не известный человек объявил себя чудесно спасшимся царевичем? Пришел на Русь, собрал войско, подчинил себе множество людей, вызвал симпатию бояр и воцарился в Москве. Как случилось, что в течение двенадцати лет в стране царило безвластие и смута? Историки дают разные ответы на этот вопрос, но мы, люди церковные, верующие, знаем, что Господь иногда посылает испытания – конкретному человеку или целому народу.

Господь испытывает на верность Своих чад – как в древности делал это с народом израильским. Господь испытывал народ, проводил его через пустыню, попустил, чтобы храм Иерусалимский был разрушен, – и все это ради того, чтобы научить людей трепетной вере, чтобы люди еще больше любили свое Отечество. Из Ветхого Завета, из Псалтири до нас дошли удивительные слова людей, которые потеряли свою Родину, но не забыли ее, которые говорили: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс. 136, 4). Люди, лишенные своего храма, своего Отечества, оставались им верны, продолжали говорить на родном языке, исповедовать веру в единого Бога.

Господь и нашу страну многократно и многообразно посещал испытаниями. И Смутное время, и нашествие поляков тоже были таким испытанием на прочность, испытанием на верность для всего народа – и для богатых, и для простолюдинов, и для людей, облеченных священным саном, и для простых мирян. Не все тогда выдержали испытание. Были бояре и даже священнослужители, которые присягнули самозванцу. Но абсолютное большинство людей встало на защиту Родины. Именно народ собрал ополчение для изгнания польского ставленника из стен Кремля и сплотился по зову святого Патриарха Гермогена, чтобы отстоять православную Родину от католических захватчиков.

В этом году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Польшу и вместе с главой Польской католической епископской конференции подписал послание, обращенное к народам России и Польши. Это послание призывает к примирению. Мы знаем, что противостояние между двумя народами продолжалась более 400 лет и что до сих пор оно продолжается в умах некоторых людей – ведь даже трагические события некоторые политики пытаются использовать для разжигания вражды между нами. Мы видим, что в умах людей сохраняется смута. Преодолеть ее и призывают церковные руководители.

Каждый народ имеет свою историю и свой взгляд на нее, есть такие события, по которым мы с поляками никогда не найдем общую точку зрения. Это наша историческая память. Но историческая память не должна служить поводом к ненависти, вражде и недоверию.

Будем молиться о том, чтобы Господь хранил нашу страну от всякой смуты, от противостояния между различными народами, а самое главное – от той смуты, которая происходит в головах людей, если они живут не по заповедям Божиим, не по вере.