8. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов
Предмет этого направления прокурорского надзора очень широк (поэтому данное направление часто называют «общим надзором»): к нему относится чрезвычайно большое число самых разных правовых актов, которые трудно классифицировать именно в силу их многочисленности и разнообразия.
Закон о прокуратуре содержит перечисление видов объектов данного направления. Итак, объекты надзора за исполнением законов и законностью правовых актов – это:
1. Федеральные министерства.
2. Государственные комитеты.
3. Государственные службы.
4. Иные федеральные органы исполнительной власти.
5. Представительные органы государственной власти субъектов РФ.
6. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.
7. Органы местного самоуправления.
8. Органы военного управления.
9. Органы контроля.
10. Должностные лица вышеперечисленных органов.
11. Органы управления коммерческих и некоммерческих организаций.
12. Руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Это направление прокурорского надзора реализуется в двух формах: а) надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов; б) надзор за соответствием правовых актов, издаваемых объектами надзора (см. выше), действующему законодательству.
Важное уточнение: проверке на соответствие законам подлежат именно правовые акты – т. е. акты, которые порождают, прекращают или изменяют правовые (юридические) отношения. Прокурор обладает правом и обязанностью производить надзор за законностью правовых актов, но при этом конкретные виды этих актов, также как и законы, которым они должны соответствовать, в ФЗ «О прокуратуре РФ» не конкретизированы.
На практике в этом направлении прокурорского надзора выделяются более узкие подотрасли (это связано с широтой предмета): 1) надзор за исполнением законов в экономической сфере; 2) в социальной сфере; 3) в сфере природоохранного законодательства; 4) в сфере законодательства о несовершеннолетних, и т. д.