Вы здесь

Прокрастинация и самосаботаж. Глава 2. Прекращаем мыслить, как прокрастинатор (Эйлин Леви, 2017)

Глава 2

Прекращаем мыслить, как прокрастинатор

И снова я предлагаю вернуться к рассуждениям о той части нашего мозга, которая отвечает за сиюминутные удовольствия. В чем-то она напоминает монстров из телевизионных ужастиков: ненасытных, неутомимых, постоянно голодных… Но и хорошая новость тоже в этом есть: такого тупого монстра можно обмануть!

На то нам и дана рассудочная, продвинутая часть мозга, чтобы придумать способ заставить древнего монстра поверить в то, что ему собираются угодить, сделать приятное, накормить, что ему не грозит смертельная опасность… Для этого мы еще немного поговорим о том, как работает наше мышление.

Вы воспринимаете информацию при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкусовых рецепторов. В вашем уме эта информация представлена как комбинация данных от органов чувств и внутренних переживаний. Эти формы организации мышления являются частью того, как вы «кодируете» свой опыт. И вот что позволит нам избавиться от образа мышления, присущего прокрастинатору: учась управлять своими мыслями, вы также научитесь обходить преграды, возводимые на вашем пути неусыпной лимбической системой, а значит, создадите ту жизнь и ту карьеру, которую сами для себя хотите.

Ваша жизнь такова, какой вы ее делаете.

Предпочтения в способах организации мышления

Давайте попробуем разобраться, какие способы мышления присущи разным людям. Подумайте о кофе. Что приходит вам на ум?

Картинка? Возможно, вы представили себе кофейные чашки и кофеварку?

Или, может быть, вы услышали шипение кофейного аппарата? Или журчание наливающегося в чашку кофе?

Возможно, это было скорее ощущение, чем картинка или звук? Ощущение кружки в руке? Или вкус и запах кофе?

Вполне вероятно, что это была комбинация нескольких стилей мышления.

Вот эти различные образы мышления:

Зрительный (визуальный) тип. Вы мыслите в картинках. Вы представляете идеи, воспоминания и продукты воображения как внутренние образы (например, изображение чашки кофе).

Слуховой (аудиальный) тип. Вы мыслите звуками. Это могут быть голоса или любые шумы (например, звучание работающего кофейного аппарата).

Кинестетический тип. Ваши мысли представлены как ощущения: либо внутренние переживания, либо ощущение физического прикосновения. Мы включим в эту категорию ощущений также вкус и запах (например, вкус или аромат кофе).

Возможно, вы обнаружите, что предпочитаете одни системы восприятия другим – и в том, как вы мыслите, и в том, как вы общаетесь.

Когда мы вступаем во взаимоотношения со всем миром в целом, жизненно важным является обращение ко всем нашим органам чувств. Так мы «улавливаем» все те предпочтения, которые могут иметь окружающие нас люди. Например, в наше время люди склонны искать то, что им нужно, в Интернете, но заканчивается все визитом в магазин, где они могут увидеть, подержать в руках и обсудить те предметы, которые они хотят купить.

Разве удивительно, что общение является одной из самых очевидных проблем в жизни? Посмотрите на то разочарование, которое подчас вызывают у людей общение даже с самыми близкими. Даже если задача задушевного разговора с родными или профессионального служебного совещания принимается всеми его участниками, вполне вероятно, что каждый из них по-разному представляет себе его успешное завершение. К примеру, результат встречи может быть:

Зрительным. Отображение всех согласованных действий на доске, с указанием имен и фамилий ответственных лиц напротив каждого из действий.

Слуховым. Люди, разговаривающие друг с другом сразу после совещания, и говорящие что-то вроде: «Это было действительно полезно. Теперь я знаю, что должен дальше делать».

Кинестетическим. Воспоминания о том, как все обнялись напоследок, и ощущение тепла и удовлетворенности встречей.

Возможно, вы уже определили предпочтения в вашем мышлении; они, конечно же, могут меняться от одной ситуации к другой. Чтобы проверить свои предпочтения, используйте опросник «Определите ваш предпочитаемый образ мышления».

Вы поступите очень мудро, если учтете не только свои предпочтения, но и постараетесь понять образ мыслей своего собеседника, и предоставите ему выбор способа общения. Способность предоставлять выбор собеседнику – даже если этим собеседником являетесь вы сами – является ключевым качеством продуктивного общения с другими людьми и для результативного внутреннего диалога (что крайне важно для борьбы с прокрастинацией). Чтобы сделать это, нам необходимо понимать способ мышления, свой и собеседников, даже если они сами не отдают себе в нем отчета (а почти наверняка это так и есть). Именно эта осведомленность о неосознанных потребностях гораздо важнее данных стандартных опросов.

Ключ к тому, как мы думаем – это движения наших глаз. Есть ли, к примеру, в вашем окружении люди, которые считают себя знатоками орфографии? Попросите их произнести по буквам слово «феномен». Следите за их глазами, когда они это делают. Если они действительно являются знатоками, попросите их произнести слово «феномен» по буквам в обратном порядке. Хорошие орфографы обычно смотрят вверх (глаза направлены вправо или влево), чтобы увидеть слово своим внутренним взором. Некоторые могут смотреть прямо перед собой, но тогда их глаза будут расфокусированы. Поскольку они видят это слово как будто написанным, для них не составит труда прочесть его в обратном порядке. Оно как будто напечатано на листе перед их глазами.

Говорил ли вам когда-нибудь ваш школьный учитель: «Ты не найдешь ответ на потолке»? Правда заключается в том, что, может быть, и найдете! Ваши глаза указывают на то, как вы думаете. Я встречала менеджеров, которые подозрительно относятся к некоторым кандидатам на вакансию из-за того, что те во время собеседования прерывают зрительный контакт. И знаете, что из этого следует? Скорее всего, они предпочитали нанимать людей, которые не думают!

Тонкие различия в мышлении

Внутри каждого из основных образов мышления – зрительного, слухового и кинестетического – существуют и более тонкие различия. К примеру, цвет и четкость образа, тон и громкость звука, интенсивность и локализация ощущения. Люди, обладающие контролем над своими ощущениями и опытом, отличаются способностью управлять этими тонкими различиями в своем мышлении. Тренировка и расширение круга способов вашего мышления приводит к живости ума, так же как физические упражнения придают гибкость телу.

Вы возвращаетесь домой и заходите на кухню. Поверхность стола чистая и белая. На столе стоит голубая керамическая чаша, наполненная фруктами – блестящими яблоками, кистями пурпурного винограда и несколькими ярко-желтыми лимонами. Вы берете один из лимонов и чувствуете шершавую поверхность его кожуры кончиками пальцев. Вы подносите его к носу и чувствуете отчетливый запах. На столе также лежит острый кухонный нож и деревянная разделочная доска. Вы кладете лимон на доску и разрезаете его пополам. Мелкие брызги лимонного сока взлетают в воздух. Вы берете половинку лимона и видите четко разграниченные дольки и косточки, некоторые из которых рассечены. Вы подносите эту половинку ко рту; резкий аромат становится еще более сильным. Вы погружаете зубы в кожуру лимона.

В этот момент количество слюны у вас во рту, вероятно, увеличилось. Это и есть сила мысли. То, как вы думаете, влияет на ваше внутреннее состояние, которое, в свою очередь запускает физиологическую реакцию – в данном случае, слюноотделение.

Ваш разум не может отличить продукт воображения от реальности. Мы можем «отрепетировать» наши действия у себя в уме до такой степени, что это повлияет на конечный результат. Наша жизнь – это самосбывающееся пророчество. Мы есть то, что мы думаем.

Управление процессом своего мышления

По роду своей работы Алексею часто приходилось проводить презентации. Хотя он чувствовал себя вполне комфортно, когда общался с человеком один на один, как только ему приходилось выступать перед группой от шести человек и более, он начинал нервничать и чувствовал себя «не в своей тарелке». Было еще хуже, если он знал о презентации заранее, поскольку тогда он начинал представлять себе, что во время выступления может пойти не так. В частности, он мог представить себе темную комнату: хотя в его воображении она была наполнена людьми, их лица казались размытыми.

Обычно он начинал говорить себе грубым, даже оскорбительным внутренним голосом, какие проблемы могут у него возникнуть. К примеру, у него не получится четко объяснить суть дела, он потеряет нужные места в своих записях, людям будет скучно. Если при этом он представлял себе, как будет говорить, его речь казалась почти шепотом. Он видел, как люди наклоняются вперед, чтобы его расслышать, или сидят, откинувшись назад, и смотрят куда-то в сторону. У него появлялось тяжелое, болезненное ощущение в желудке, его сердце начинало биться чаще, у него пересыхало во рту. Капли пота появлялись у него на лбу и на руках.

И это все еще до презентации!

По моему совету Алексей стал экспериментировать со своими мыслями о презентациях, начав с представления деловых встреч «один на один», в которых он чувствовал себя уверенно и расслабленно. Он обнаружил, что для него ключевыми признаками были яркость, фокусировка и тон голоса, которым он с собой разговаривал. Выравнивая свое представление о презентациях со своим умственным образом деловых встреч «один на один», делая образ ярче и сфокусированнее, смягчая тон своего внутреннего голоса, он заметил устойчивое ощущение биения у себя в груди. Это же самое чувство он испытывал при встречах «один на один». Для него это чувство ассоциировалось с уверенностью.

Есть некоторые общие сочетания признаков, связанные с ощущениями уверенности, счастья и определенности. Неудивительно, что в повседневном языке есть устойчивые выражения, отражающие этот факт. Например:

«Будущее выглядит ярче» в противоположность «Будущее выглядит мрачным».

«Теперь становится яснее» в противоположность «Это все смутно».

Как только вы пережили что-либо, это уходит в прошлое и становится воспоминанием. И когда вы реагируете на свое воспоминание, вы реагируете не на реальное событие, а на то, как храните его в своем разуме. Управление признаками ваших образов дает вам возможность влиять на воспоминания и хранить их в том виде, который позволяет вам чувствовать себя так, как вы хотите.

Увы, слишком часто люди привыкают хранить свои воспоминания таким образом, что это приводит к депрессии, гневу или другим негативным чувствам. Но зачем же выбирать это, если вы можете выбрать радость и спокойствие? То же самое касается будущего. Зачем волноваться из-за события, которое еще не произошло, в то время как вы могли бы придать себе уверенности и почувствовать себя комфортно? Возможно, вы захотите оставить некоторые заботы в форме легкого беспокойства. Важно то, что вы выбираете желаемое состояние, а не наоборот. Наша способность управлять своим состоянием становится все более и более важной, поскольку мир вокруг нас противостоит контролю и становится все более непредсказуемым. И если мы не позволим этому непредсказуемому запустить защитные механизмы нашего бессознательного, это и будет нашей способностью справиться с самосаботажем.

Этой способностью от природы наделен каждый из нас, и вы можете быть уверены, что так или иначе на протяжении своей жизни уже работали с образами своего мышления, хотя могли и не осознавать, что делали это. И когда вы меняли свое переживание чего-либо, то практически неизбежно меняли и то, как вы об этом думаете.

Какого рода работа, по вашему мнению, подойдет людям: (a) со зрительной основой мышления? (б) со слуховой основой мышления (в) с кинестетической основой мышления?

Представьте себе успешное завершение собрания, которое вы регулярно проводите/посещаете. Как вы себе это представляете? Это картинка? Вы слышите звуки или разговор? Вы испытываете определенные ощущения?

Присмотритесь внимательнее к сайту, привлекшему ваше внимание. Какие из ваших чувств он затрагивает в первую очередь?

Подумайте о той части вашей работы, которая действительно приносит вам удовольствие.

Теперь подумайте о той части, которая вам нравится гораздо меньше. Как изменяются ключевые признаки образов?

Вспомните кого-нибудь, с кем у вас установились действительно хорошие взаимоотношения. А теперь вспомните человека, с которым вам трудно общаться. Сравните ключевые признаки в образах этих людей. Каковы основные различия?

Возьмите обычное или электронное письмо, которое вы недавно получили. Ощущения каких каналов восприятия у вас возникают, когда вы читаете его?

Как-то раз шел по дороге путешественник, направлявшийся из одной деревни в другую. По пути он увидел монаха, возделывавшего землю на поле рядом с дорогой. Монах поприветствовал путешественника, и тот кивнул ему в ответ.

Тогда путешественник подошел к монаху и сказал: «Не возражаешь, если я задам тебе вопрос?»

«Ничуть», – ответил монах.

«Я направляюсь из горной деревни в деревню, которая находится в долине. Мне хотелось бы знать, какая она?»

«Скажи мне, – спросил монах, – какое впечатление произвела на тебя горная деревня?»

«Ужасное! – ответил путник. – Честно говоря, я рад, что ушел оттуда. Я встретил там недружелюбных людей. Когда я пришел туда, меня встретили прохладно. Мне никогда не позволяли почувствовать себя частью этой деревни, как бы я ни старался. Жители там очень замкнуты; они не принимают незнакомцев. Так скажи мне, чего мне ждать в той деревне, что находится в долине?»

«Мне жаль говорить тебе это, – сказал монах, – но мне кажется, что твои впечатления от этой деревни будут такими же». Путник печально склонил голову и пошел дальше.

Несколько месяцев спустя другой странник шел по той же дороге и подошел к монаху.

«Добрый день», – сказал путник.

«Добрый день», – промолвил монах.

«Как у тебя дела?» – спросил путешественник.

«Хорошо, – ответил монах. – Куда ты направляешься?»

«Я иду в деревню в долине, – ответил путешественник. – Знаешь ли ты, что это за место?»

«Знаю, – ответил монах. – Но сначала скажи мне, откуда ты пришел?»

«Я пришел из деревни в горах».

«И как твои впечатления?»

«Это был замечательный опыт. Я бы остался там, если мог, но мне нужно продолжить свой путь. В этой деревне я чувствовал себя членом большой семьи. Старики дали мне много советов, дети смеялись и играли со мной; люди в целом были добрыми и щедрыми. Мне грустно, что мне пришлось покинуть это место. Я всегда буду вспоминать о нем по-особенному. А что насчет деревни в долине?» – вновь спросил он.

«Я думаю, там ты найдешь то же самое, – ответил монах. – Доброго дня тебе».

«Доброго дня и спасибо тебе», – ответил путешественник, улыбнулся и продолжил свой путь.

Опросник: определите свой образ мышления

Цель этого опросника состоит в том, чтобы помочь вам определить все предпочтения, касающиеся ключевых характеристик вашего мышлении. Это ни в коем случае не классификация и не оценка: опросник направлен лишь на то, чтобы повысить вашу осведомленность о том, как вы думаете. Ваши мыслительные привычки могут варьировать от одной ситуации к другой, или, возможно, ваш профиль очень сбалансирован. Осознавая стиль вашего мышления, вы можете задуматься над теми выборами, которые вы делаете, над тем, влияют ли они на вас и окружающих именно так, как вы хотите. Реальное преимущество изучения различных образов мышления состоит в том, чтобы уметь использовать их «в реальном времени».

Конец ознакомительного фрагмента.