Глава 5 Практика. Реабилитационно-восстановительные программы
Программа ТЕАССН
Эта программа так же как АВА относится к поведенческой. Но по своей основе она больше подходит для внедрения в обучающих учреждениях. ТЕАССН – сокращенно от Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children (терапия и обучение аутистичных и имеющих коммуникационные нарушения детей) – комплексная государственная программ в штате Северная Каролина (США).
В выпущенном на русском языке сборнике упражнений несколько другой перевод абривиатуры – Поддержка и обучение аутичных и отстающих в развитии детей.
ТЕАССН – это не метод или терапия, а комплексная программа содействия и помощи людям с аутизмом. Она была создана почти 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом, объединением родителей и государственными учреждениями.
Данная программа является государственной в некоторых штатах Америки и европейский странах, например в Бельгии.
Цель
Людям с аутизмом, несмотря на тяжесть их расстройства, необходимо создавать условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни. При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.
Основные принципы концепции ТЕАССН
· Аутизм – это всестороннее нарушение развития. Люди с аутизмом в течение всей своей жизни ограничены данным расстройством. Поэтому они нуждаются в поддержке и сопровождении во всех сферах жизни и на протяжении всего жизненного пути.
· Помощь в сопровождении людей с аутизмом осуществляется в форме так называемого принципа двух путей. Их, образно выражаясь, можно рассматривать как людей другой культуры. Они воспринимают мир по-другому, учатся по-другому, у них другие ценности, правила и интересы. Однако тем не менее они живут в мире, который создан нашей «неаутистической культурой», которая предъявляет соответствующие требования людям другой культуры, т.е. людям с аутизмом. Чтобы вести максимально независимую жизнь, они должны получать поддержку при развитии их способностей и навыков, которые помогают им преодолевать предъявляемые нашим миром требования. Но вместе с этим мы должны «прислушиваться» к людям с аутизмом и создавать им такое окружение, где в значительной мере компенсируется дефицит и трудности, вызванные аутистическим нарушением. Это дает возможность изучать новые типы поведения.
· Люди, которые работают с аутистами, не должны являться специалистами только в своей узкой области (логопедия, психосоматика, дефектология), они должны быть специалистами по аутизму.
· Существенную роль играет сотрудничество с родителями. В то время как профессионалы могут помогать своими знаниями как «специалисты по аутизму», родители предстают в роли «специалистов по своему ребенку». Родители – важный источник информации для составление программы помощи и неотъемлемые партнеры при осуществлении такой программы. Без их помощи практически невозможна эффективная помощь, которая должна включаться в повседневную жизнь ребенка.
· Существенным признаком аутистического расстройства является неравномерный профиль развития такого человека, который не позволяет по уровню развития способностей в одной области сделать вывод о развитии способностей в другой. Это значит, что люди с аутизмом, с похожими проявлениями аутистического нарушения и похожим уровнем развития могут иметь абсолютно разные трудности и проблемы. Следовательно, им требуются также разные виды и масштабы помощи. Поэтому центральное значение имеет индивидуализация помощи. Каждому человеку необходима своя специальная программа и при ее внедрении важно определить, что же может быть полезно именно этому конкретному человеку.
· Для индивидуального подбора и адаптации развивающей программы необходима полная и актуальная информация о способностях, интересах и специфический проблемах в различных сферах жизни. Сильная сторона ТЕАССН – это наличие диагностики РЕР, про которую я напишу в следующем сообщении.
· Все программы помощи ориентированы на сильные стороны и интересы человека с аутизмом и используют их для компенсации слабых сторон. Особое значение в конкретном планировании оказания помощи имеют способности, уже сформированные у человека с аутизмом и которые можно усовершенствовать путем целенаправленной поддержки.
В ТЕАССН идет работа по 9-ти функциональным сферам и коррекции аномального поведения.
Функциональные сферы:
· Крупная моторика
· Мелкая моторика
· Координация руки и глаза
· Имитация
· Восприятие
· Познавательная деятельность
· Речь
· Самообслуживание
· Социальные отношения
Для каждой сферы выпущены отдельные книги с рекомендациями, оценочными листами и возможными заданиями. На русском они не издавались.
На русский язык достаточно давно был переведен сборник упражнений по программе ТЕАССН. То есть это не сама программа – а примерные упражнения, которые можно использовать при работе по данной программе. Данные упражнения также могут быть интересны тем, кто занимается с детьми по АВА.
Методы коррекционно-развивающего воздействия на детей с расстройствами аутистического спектра, критерии оценки эффективности их применения в образовательном процессе (ПК-7)
Система помощи лицам с аутизмом начала впервые формироваться в США и Западной Европе в середине 60-х гг.
Поведенческая терапия направлена на формирование независимости и самостоятельности ребенка в повседневной жизни. В ней выделяют 2 направления:
1) Оперантное обучение (поведенческая терапия) достаточно широко распространено в США и некоторых других странах (Норвегия, Южная Корея, ряд арабских стран, в некоторой степени Германия). Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками, при этой методике сначала отрабатывают отдельные операции, и затем их объединяют. На первом этапе обращают особое внимание на способности сосредотачиваться и следовать инструкции. Благодаря системе подкреплений удается закрепить желаемое поведение и удалить нежелательное.
Обучение проводится в основном индивидуально. Формально эффективность метода достаточно высока: до 50—60% воспитанников становятся способны и овладевают программой массовой школы, получают возможность работать достаточно успешно для того, чтобы обеспечить свое существование, а в отдельных случаях даже поступают в колледжи и университеты.
Вместе с тем полученные в ходе обучения навыки с трудом переносятся в другие условия и часто распадаются, носят ригидный, в большей или меньшей степени механический, «роботоподобный» характер, и желаемый уровень гибкой адаптации к жизни в обществе, как правило, не достигается, а если это и происходит, то не только благодаря, но и в значительной степени и вопреки использованному методу.
ТЕАССН-программа
начала разрабатываться Э. Шоплером, р. Райхлером и Г. Месибовым в начале 70-х гг. При некотором сходстве отдельных методических черт ТЕАССН-программы и оперантного обучения между ними есть различия концептуального порядка.
Тщательное изучение особенностей психики аутичных детей привело к выводу, что при аутизме мышление, восприятие и психика в целом организованы совсем иначе, чем в норме: восприятие носит в основном симультанный характер, у них особый характер мышления.
Эти особенности психики затрудняют адаптацию к окружающему миру, и, по мнению сторонников ТЕАССН-программы, следует направлять усилия не на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих его особенностям условий существования, на создание особой зрительной организации внешней среды.
Усилия направляются на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков. Первый акцент делается на способности оставаться на своем месте и сосредотачиваться на занятии. Обучение речи считается целесообразным только при IQ> 50% и не расценивается как обязательное, так же как и воспитание учебных и профессиональных навыков. В основе конкретных методик – четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию.
ТЕАССН-программа практически никогда не обеспечивает Достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых Изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма. Цель – добиться возможности жить «независимо и самостоятельно» достигается, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях. Организационно идеальными считаются развитие и жизнь домашних условиях, так как именно семья – «естественная среда существования» для аутичного ребенка. Этот тезис делает работу с родителями чрезвычайно важной.
Flock-time
Разработанный С. Гринспаном. Эта программа основана на использование интересов ребенка, для установления контакта.
1. Интерес к миру- 3 мес.
2. Привязанность- 5—6 мес.
3. Стадия развития двусторонней коммуникации- 9 мес.
4. Осознание самого себя- 1,5 г.
5. Стадия эмоциональных идей- 2,5 г.
6. Стадия эмоционального мышления.
Для каждого возраста (метод, подразумевает шесть уровней развития) характерна своя игра. Бывает и так, что 6-летний аутичный ребенок играет на уровне 6-месячного. Это не важно, все равно мы идем за этим ребенком, встраиваясь в его игру и добиваясь взаимодействия. Специалист делает вид что не понимает ребенка, побуждая его к объяснению. Вмешиваться в процесс игры и предлагать свои идеи терапевт может только если ребенок перестает замыкать коммуникативные круги и прерывает общение. Для гармонизации развития ребенок должен пройти все шесть уровней.
Сенсорная интеграция. Джиан Айлес 90-е г. Сенсорная интеграция – это одна из важнейших функций нервной системы, объединяющая сигналы, поступающие от различных органов чувств в единую картину мира. Сенсорно-интегративный подход основан на различных воздействиях на все органы чувств, начиная с базовых ощущений, помогающих аутичному ребёнку ощутить своё тело и заканчивая сложными многоканальными воздействиями.
Они могут быть слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства. Терапия сенсорной интеграции, проводимая обычно специалистами по трудотерапии, физиотерапевтами или логопедами, фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов.
Плюсы методики – Сторонниками этой методики считается, что ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях.
Минусы методики – Сфера сенсорной интеграции – это прежде всего лечебный метод, используемый трудотерапевтами, поэтому использование родителями этой методики может быть разрешено ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после обучения родителей работе в данной методике и ТОЛЬКО под постоянным руководством специалистов по данному методу.
Если же ребёнок так и не осваивает желаемый навык (в рамках данной системы это допустимо), считается, что интеграция все равно помогла, так как создала взаимодействие между родителями и ребёнком.
(PECS) Picture Exchange Communication System
– По своей сути это система обмена изображениями. Целью системы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие, это система, которая позволяет ребенку общаться при помощи карточек, она используется для детей, которые не умеют говорить. Данный способ коммуникации, был разработан, доктором Андре Бонди и его помощницей Гос-й Фрост Lori Frost. Метод начинается с определения у ребенка мотивационного потенциального стимула (то, что ребенок любит и хочет): пищевой стимул; предмет; запах; звук.
В процессе взаимодействия с ребенком важно постоянно тестировать мотивационные стимулы, так как стимулы могут у ребенка меняться. Мотивационные стимулы не должны быть легко достижимыми и доступными для ребенка. Лишь по запросу ребенка он должен получить желаемое, от старшего.
Подготовительный этап:
Приготовить выявленные мотивационные стимулы, оформить в виде карточек, фотографий, графических символов, или компьютерных знаков. Приготовить альбом и магнитную доску, куда в дальнейшем прикреплять карточки с изображением стимулов.
Первый этап:
Не говоря не слова – помочь ребенку выбрать в первый раз стимул БЕСПЛАТНО (наша задача помочь ребенку увидеть стимул). Суть – увидеть, дать карточку- получить стимул. Конечная цель первого этапа в том чтоб Ребенок научился видя желаемый стимул в виде карточки, давать ее в руки М. и только после того как отдаст карточку получить желаемое.
Второй этап:
Основная цель второго этапа – это закрепить и обобщить навык, обученный на первом этапе – подача карточки коммуникативному партнеру, для того, что бы получить желаемый предмет.
На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки, но, от ребенка требуется более сложная реакция. Например, взять карточку, встать из-за стола, и подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или, ребенок находится в пространстве, а не за столом.
Третий этап:
Первый шаг третьего этапа начинается с выбора между двух карточек – карточки желаемого предмета, и карточки предмета, который ребенок не хочет получить. Если ребенок выбирает карточку желаемого предмета, то он его получает, если он выбирает вторую карточку, то он получает предмет, который не хочет получать.
После того, как ребенок научился различать карточку желаемого предмета, от карточки предмета, который он не заинтересован получить, он выбирает между двумя желаемыми предметами. Новая реакция, обучаемая на этом этапе – это выбор предмета соответствующего картинке. Как только ребенок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет. То, что ребенок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребенок использует карточку правильно. Если ребенок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию, и применить процедуру коррекции ошибки (описанную на предыдущем этапе).
Четвертый этап:
усложнение реакции. Если раньше ребенок подавал только одну карточку, чтобы попросить желаемое действие или предмет, то теперь ребенок учится складывать несколько карточек в предложение. То есть, прикреплять в нужном порядке несколько карточек на полоску со скотчем, и подавать эту полоску. Конечный результат, ожидаемый от ребенка, следующий – ребенок просит предметы, с помощью фразы, состоящей из нескольких слов.
Пятый этап:
На пятом этапе основной целью является обучить ребенка реагировать на вопрос «Что ты хочешь?» для того, чтобы научить ребенка прислушиваться к собственным желаниям, а не только реагировать и быть ведомым окружающими. Многие дети с аутизмом затрудняются именно в проявлении инициативы и обращении к окружающим, и если изначально приучить ребенка только реагировать на вопрос «Что ты хочешь?» – это может существенно подавить инициативу, а следовательно, и дальнейшее развитие социальных навыков и общения.
Шестой этап:
Основной целью данного этапа является обучить ребенка комментировать происходящие в его окружающей среде события, и таким образом привлекать внимание окружающих. Функция этого поведения – это не получить какой- либо предмет в свои руки, а привлечь внимание. То есть данное поведение усиливается социальным поощрением, а не доступом к желаемому предмету или действию. Во время обучения следует поощрять каждый коммуникативный акт соответственно – просьбу – предоставлением предметов или действий и похвалой, комментарий – только социальным поощрением! (похвала, улыбка, выражение лица, и т.п.)
Холдинг-терапия.
Автором метода является доктор Марта Велш, руководитель Материнского центра в Нью-Йорке. Свой метод она впервые опубликовала в 1983 г. Этот метод состоит в попытке форсированного, почти насильственного, но неповреждающего образования физической связи между матерью и ребенком, т. к. именно отсутствие этой связи считается сторонниками этого метода центральным нарушением при аутизме. Причём ребёнок удерживается лицом к лицу с родителем, что позволяет наладить эмоциональный контакт.
Мать садится на стул, сажает ребёнка лицом к себе на колени, ноги ребёнка свободно свисают по сторонам от тела матери. Мать насильно удерживает ребенка в своих объятиях, преодолевая его физическое и моральное сопротивление. Во время тактильного контакта с ребенком говорит ему о своих чувствах, как его любят папа и мама, как они просят его остаться, не покидать их. Причём если у матери в момент холдинг-терапии нарастает раздражение, его тоже проговаривают, включая даже проявление гнева на его сопротивление.
Классическая форма холдинг-терапии начинается с 1 часа удержания и идёт по сокращению времени, ориентируясь на успокоение ребёнка.
Занятие в моменты возбуждения ребёнка проводятся гораздо более длительно – удержание осуществляется вплоть до 1 часа, пока ребёнок не расслабится полностью.
Автор метода доктор М. Уэлч выделяет в каждом занятии три стадии: конфронтацию, отвержение (или сопротивление) и разрешение.
После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным, а может остаться и достаточно активным. В любом случае он начинает контактировать с родителями: появляется прямой взгляд в глаза, реакция на их действия. В 90% случаев происходит уменьшение, смягчение аутизма, установление более тесного эмоционального контакта между ребенком и родителями. Практически во всех случаях родители отмечали, что ребенок теперь больше хочет быть рядом с ними, а не в одиночестве.
Проблемы и сложности холдинг-терапии: иногда встречается усиление на начальном этапе агрессии, негативных влечений, общего негативизма (у 23% детей), большая возбудимость и расторможенность ребенка (у 30—32% детей)
АВА терапия
На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия (Applied behavior analysis).
АВА-терапия – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки – действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
Прикладной анализ поведения. Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет. При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист центра лечения аутизма дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.
Специалист-терапист центра лечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дает задание ребенку. Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ
Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов (включительно таких необходимых для ежедневной жизни стимулов, с ребенком начинают работать над над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий. Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся дети.
По результатам основателя методики примерно половина детей, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал АВА, улучшил свое состояние и поведение. Но эти способы лечения аутизма имеют и существенный минус, учитывая финансовую обеспеченность современных родителей. Дело в том, что даже при наличии времени и сил, родители, как правило, не могут самостоятельно давать аутисту по сорок часов интенсивных тренировок в неделю в течение нескольких лет. Чтобы, домашняя программа АВА принесла ожидаемые плоды, родителям потребуется обратиться в центр лечения аутизма за помощью специалистов.
Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок – аутист, когда тот еще совсем маленький. В то время, когда обычные малыши начинают постепенно узнавать маму (примерно в 2 месяца), ребенок с аутизмом абсолютно безразличен к внешнему миру. Уже спустя месяц после рождения малыша мама может по плачу определить, что он хочет: играть, кушать, ему холодно, мокро и так далее. С ребенком-аутистом это невозможно, его плач, как правило, невыразительный, монотонный. В 1—2 года малыши с аутизмом могут произносить первые слова, но использование их лишено какого-либо смысла. Ребенок предпочитает быть один. Оставаясь на какой-то период без мамы или близкого родственника, он не проявляет особого беспокойства. С течением времени малыш также не демонстрирует сильной привязанности к родителям и не стремится к общению со сверстниками. Точных причин такого состояния пока не установлено. Ученые предполагают, что появляется такое состояние вследствие нарушений развития мозга, хромосомных аномалий, генных мутаций. Несмотря на создающееся впечатление, что аутистам никто не нужен, такие малыши очень нуждаются в общении, они хотят, чтобы их поняли, просто не знают, как это сделать. Задача родителей помочь такому ребенку установить контакт с окружающим миром.
АВА-терапия для аутистов на сегодняшний день наиболее эффективна. В чем суть методики? Чем она интересна и уникальна? АВА-терапия – что это такое? Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название – модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится – не будет. Что дает модификация поведения? АВА-терапия для аутистов – это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей.. Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, как АВА-терапия, отзывы оставляют следующие: улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению. Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты. Основаны эти способы на принципах прикладного поведенческого анализа.
Инструкция
Как это работает? При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист по лечению аутизма во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями аутичного спектра задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия. Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.
Первый этап:
Начинаем с простого Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после вознаграждает малыша за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ. Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом.
Второй этап:
закрепляем материал После того как ребенок хорошо освоит второе задание – «кивни головой», упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» – «подними руку», «подними руку» – «подними руку» – «кивни головой» и так далее. Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.
Третий этап:
обобщаем и закрепляем На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов («возьми», «дай», «иди сюда» и др.), уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).
Четвертый этап
Это завершающий этап. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1—2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши, не страдающие аутизмом. От чего зависит эффективность коррекции аутизма у ребенка? Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30—40 часов в неделю. Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-тарпия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат. Преимущества данной методики Для детей с аутизмом чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА. Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5—6 лет), освоить речь. Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания. Недостатки методики К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок с аутизмом испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют – обучают навыкам путем их многократного повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно сложно. Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану. Возможные трудности Мотивация детей с диагнозом «аутизм» несколько отличается от таковой у обычных малышей. Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Одобрение или порицание для детей-аутистов малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой. Такие малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки. Повторение компенсирует замедленность в обучении, абстрактные понятия объясняют максимально простыми фразами. После того как ребенок научится свободно общаться с учителем один на один, можно предложить ему общение с двумя людьми и так постепенно увеличивать количество окружающих. У таких детей малоэффективен навык наблюдения, поэтому применяется имитация. Правильному обучению мешает самостимуляция – раскачивания, хлопанье в ладоши. Дети-аутисты не различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. Чтобы получить информацию, они чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Дети, хорошо воспринимающие информацию на слух, наиболее успешно развиваются по программе АВА. АВА-терапия, пожалуй, является единственным методом коррекционной работы с детьми-аутистами, который вызывает такое количество споров и дискуссий. Различные недовольства порождает или устаревшая информация, или неквалифицированные АВА-специалисты, которых сегодня достаточно много, так как данная программа становится все более популярной. Эффективность работы самым непосредственным образом зависит от квалификации специалиста, поэтому выбирать его необходимо очень тщательно.
Как соотносятся между собой ТЕАССН и АВА?
На данный момент, в работе с аутистами применяются три основных подхода: АВА-терапия, ТЕАССН-подход, а также сенсорная интеграция. Нельзя сказать, что эти методы взаимоисключающие, скорее они взаимодополняющие.
ТЕАССН и АВА оба относятся к методам поведенческой терапии, однако они существенно различаются в постановке целей и задач коррекции, а также в методических аспектах и по организационной структуре.
Основная задача АВА – максимально возможная социальная адаптация детей с аутизмом, которая достигается посредством обучения как можно большему количеству отдельных навыков с помощью методов оперантного обусловливания. Основное внимание уделяется скорее внешним проявлениям, чем внутренним особенностям людей с аутизмом.
С другой стороны, ТЕАССН-подход фокусируется именно на внутренних факторах, индивидуальной специфике каждого отдельного аутичного ребенка или взрослого. В основе метода ТЕАССН лежат фундаментальные теоретические и эмпирические исследования, посвященные проблеме аутизма, его проявлениям, особенностям, причинам возникновения и вероятному исходу.
Программа ТЕАССН предполагает широкий корректирующий подход, включающий тщательную индивидуальную оценку для определения исходной позиции, сильных сторон аутичного человека. Таким образом, практическая задача становится двойственной: обучить ребенка с аутизмом максимально широкому спектру навыков (в том числе, методами поведенческого анализа) и, в то же время, структурировать пространство и время вокруг него, в соответствии с его особенностями и умениями.
Что такое Структурированное Обучение (Structured TEACCHing)?
Структурированное Обучение – это научно обоснованная стратегия интервенций в области образования людей с расстройствами спектра аутизма, разработанная в рамках подхода ТЕАССН.
Методы Структурированного Обучения эффективны при организации учебного пространства и преподавательской деятельности, они опираются на сильные стороны людей с аутизмом в целях укрепления более слабых навыков. Стратегии структурированного обучения являются эффективными в любом возрасте и в любых ситуациях: в школе, на работе, дома и в обществе.
Как работают методы Структурированного обучения с аутичными детьми?
1. Посредством Структурированного обучения вы можете сделать мир более предсказуемым и наполненным смыслом для людей с расстройствами спектра аутизма.
2. Стратегии структурированного обучения эффективно применяются для повышения вариативности поведения, независимости, развития навыков социального взаимодействия, социального понимания и коммуникации.
3. С помощью методов структурированного обучения вы можете организовать как учебную деятельность, так и повседневную бытовую активность аутичных людей.
4. Структурированноеное обучение – это система организации среды обучения для аутистов, развития необходимых навыков и помощи аутистам в понимании требований учителя.
5. Структурированное обучение использует зрительные опорные сигналы, которые помогают аутичным детям сосредоточиться на актуальной информации, учитывая то, что для них бывает сложно отделить важную информацию от несущественной.
6. Структурированное обучение – это конструктивный подход к сложностям поведения аутистов и создание такой среды обучения, которая минимизировала бы стресс, тревогу и фрустрацию, характерные для этих детей.
7. Стратегии структурированного обучения предполагают личностный подход. План интервенций разрабатывается индивидуально, с учетом всех особенностей каждого отдельного аутичного ребенка и его семьи.
Иногда кажется, что коррекционных методик масса. Но это не так. В реальности существует всего несколько методологических подходов, разработавших концептуальную основу, и любая авторская методика находится или в рамках этого концептуального подхода, или на стыке нескольких подходов.
Чтобы было понятно, обрисуем так: имеется большая наука – механика, а в её рамках выделяются статика, кинематика, динамика. Так и с коррекционными методиками.
Многое из того, что называют отдельной методикой – например музтерапия – является лишь специфическим способом донесения информации через преимущества музыки, но сво концептуальные подходы (как строится занятие, каковы цели коррекции, как осуществляется закрепление материала) педагог черпает в одной из методик, с которыми и хочется вас познакомить.
В реальности, существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии.
А именно – 4 основные методики, ярко отличающиеся по первичному подходу к рассмотрению «особого» ребёнка, а также по философии и педагогическим методам: ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция).
Любой педагог (будь то музтерапевт, дефектолог или психолог) опирается в своей работе на какую-то из этих методик, сильно отличающихся по подходу и педагогическим приёмам. Разберёмся, что за методики существуют, в чём их плюсы и минусы.
TEACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read)
Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler.
Изначально методика представляла собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития. Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США. Эта программа требует специальной подготовки учителей, сотрудничества коррекционного педагога с семьей и врачами, наблюдающими ребёнка.
Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей. При необходимости программу адаптируют для коррекционной работе с детьми младшего и более старшего возраста. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными явлениями, приведшими к ЗПРР. На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.
Речь идет о трех основных принципах:
• Исследование, ориентированное на психосоматическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.
• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.
Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:
· Имитация
· Восприятие
· Крупная моторика
· Тонкая моторика
· Координация глаз и рук
· Элементарная познавательная деятельность
· Речь
· Самообслуживание
· Социальные отношения
В общем, вся индивидуальная программа развития ребёнка согласно этой методике делится на 3 части – понимание эмоций и их причин, понимание механизмов получения информации и игра. Каждая из трех частей программы разделена на этапы, которые включают перечень упражнений и набор стимульного материала.
Работа по методике TEACCH требует определённой организации пространственной среды. Если вы не имеете возможность перемещать мебель, убирать из поля зрения ребёнка лишние предметы, подбирать многообразные пособия и материалы для занятий, вам лучше отказаться от систематического применения этой методики.
Формирование понимания эмоций и причин их возникновения проходит в четыре этапа. Первый этап – подготовительный, ребенок должен научиться узнавать и называть основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев) на фотографиях и пиктограммах. На следующем этапе детям предлагают схематично изображенные жизненные ситуации, которые вызывают у них различные эмоции. Ребенок должен усвоить, какую эмоцию должна вызывать та или иная ситуация. Третий этап – формирование понимания эмоций, обусловленных желанием, и последний – понимание эмоций, обусловленных мнением.
Упражнения подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности).
Необходимы для выполнения упражнений материалы – это обычные предметы, которые, как правило, всегда есть дома и в школе. Благодаря такому подбору материала достигаются сразу две цели:
1) переноса приобретенных умений в новое место (из школы в дом и наоборот);
2) низкая стоимость применяемого материала.
Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Комфортная среда создаётся за счёт: изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов, создание ритуализма и строгой последовательности действий, создание упорядоченной окружающей среды.
То есть, эта методика исходит из концепции, что взрослые должны создать ребёнку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из неё все раздражающие факторы. Весь день ребёнка, воспитывающегося по данной системе, подчинён строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребёнок. Всем вещам присуждается определённое место. Положение вещей в комнате не меняется, причём педагог и родители стараются создать определённую логику. Скажем, расставляя книги по цветам или размеру, выстраивая в комнате зону для работы, зону отдыха, зону сна.
Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребёнка и установления контакта с педагогом. Педагог целое занятие, а то и месяц занятий может просто находиться в комнате с ребёнком, пытаясь подключиться к деятельности ребёнка. Для педагога важно, привлечь внимание ребёнка, заинтересовать его, чтобы потом ребёнок САМ захотел контакта и предложил его. При этом педагог не пытается жёстко контролировать и прекращать стереотипии ребёнка, а, наоборот, использует их, подключается к ним, немного изменяя ракурс, чтобы ребёнок позволил внести изменения в его стереотипные действия и тем самым вступит в контакт с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.
На первичный поиск контакта может уйти от 1 месяца до 2 лет. Для этого первично педагог использует максимально возможные игровые и сенсорные раздражители. Занятия могут проходить в песочнице, на качелях, внутри туннеля или тканевого домика. На занятии темп и вид деятельности, занятия и контакта задаёт всегда ребёнок, а взрослый только следует за ним, направляя и корректируя уже выбранное ребёнком действие. Если необходимо занятие за столом, то ребёнка постепенно приучают к знакам, дающим сигнал к началу занятия за столом. Каждое коррекционное занятие начинается только после того, как на столе в определённом порядке будут уложены вещи. Рекомендуется, чтобы у ребёнка был определённый стул и стол – только для занятий. Личная тарелка, личная тряпочка для вытирания пола или стола, личный веник и т. д.
Определённые действия усваиваются ребёнком до автоматизма многократным повторением, при этом используются карточки-подсказки. Например, для обозначения еды – карточка с тарелкой, сна – рисунок кровати. Кроме слов педагог (мама) показывают ребёнку карточки. Ребёнок, не имеющий речи, также использует для общения карточки-подсказки. При достаточном речевом развитии, детей обучают читать по глобальному чтению, опираясь на методику обучению речи и чтению Нуриевой.
При видимой схожести методик TEACCH и ABA имеется яркое различие: TEACCH старается создать комфортную среду для развития ребёнка, а АВА вводит ребёнка в уже имеющуюся среду. То есть, TEACCH меняет среду, а АВА – самого ребёнка. по TEACCH педагог следует за ребёнком, отдавая инициативу ему, а по АВА ребёнок является ведомым на значительном этапе от начала коррекции до того момента, когда его психо-эмоциональное развитие выравнивается до достаточно высокого уровня.
Если ребёнок на начало коррекции мал (возраст 2—3 года) и изначально имеет хороший базис развития (хотя бы сохранность речевых функций и частичное стремление к коммуникации), то обе методики приводят ребёнка к одинаковому результату. Хотя в таком случае TEACCH компенсирующие процессы происходят медленнее и может длительно сохраняться отставание в развитии, но эта методика менее травматична для ребёнка. Другое дело, когда мы сталкиваемся со значительными нарушениями в развитии или же поздним обращением на коррекцию. Скажем, если начата коррекция у 5,5 летнего алаличного ребёнка, методика АВА предполагает возможность развития речевых навыков, по TEACCH шансов на становления речи нет, так как пока педагог будет нетравматичными путями выстраивать контакт с ребёнком, развитие речевых зон мозга закончится, и способность к воспроизводству слов будет утеряна, что происходит, как правило в 6 лет.
Из-за стремления к созданию комфортной атмосферы, методика TEACCH значительно обедняет жизнь ребёнка. Так, скажем, если ребёнок боится зелёного цвета – в его доме не будет предметов зелёного цвета. Если ребёнок требует, чтобы мама ходила в определённых нарядах, имела определённую причёску и пользовалась только определённым видом духов – мама будет должна поддерживать неизменчивость этого мира, независимо от собственных потребностей и возможностей.
Если ребёнок использует какие-то предметы не по назначению, что опасно для него – эти предметы тоже будут изыматься. Например, многие дети с аутизмом поедают несъедобные предметы – пластилин, клеящий карандаш. По TEACCH для минимизации этих проблем из сферы занятий будет изъята лепка из пластилина и изготовление коллажей. Также развитие по TEACCH зачастую приводит к тому, что ребёнок не может адаптироваться к окружающему миру, чувствуя себя комфортно только в специально созданной среде. Если АВА специально постоянно ставит ребёнка в мини-стрессовую ситуацию и учит адаптироваться к стрессам, искать пути выхода из стресса, то TEACCH не готовит ребёнка к возникновению постоянно вариативных стрессов, проблем и не даёт действенный механизм анализа ситуации с целью преодоления проблем.
Отдельные проблемные ситуации по TAECCH прорабатываются с ребёнком, отрабатывается правильная реакция. Скажем, когда ребёнок хочет пить, он, в рамках своей квартиры, взять кувшин и налить в личную чашку воду. Но дома у бабушки или в поликлинике, в детском развивающем учреждении ребёнок утрачивает этот навык, так как нет знакомого кувшина или же кувшин иной формы, нет знакомого стола с привычным расположением на нём предметов и нет его личной чашки.
С другой стороны, если у ребёнка сложные сочетанные состояния, и аутизм усугублён умственной отсталостью в глубокой стадии, и родители планируют передачу ребёнка для постоянного нахождения в замкнутом учреждении-интернате или детском доме, именно TEACCH значительно облегчает нахождение ребёнка в подобных госучреждениях, делает его послушным, управляемым и предсказуемым в поступках.
Развитие по TEACCH может быть крайне эффективным при психотерапевтической работе с семьёй. Имеется в виду постоянные занятия всей семьи с семейным психотерапевтом. В таком случае, при наличии работы семьи над изменениями семейной системы, в рамках TEACCH для ребёнка открываются практически безграничные возможности. Однако в практике, единицы семей готовы на полное психотерапевтическое сопровождение. Возникает ещё одна сложность, что работа в сочетании – корректолог ребёнка+психотерапевт для семьи приводит часто к такой ситуации, что ребёнку, опять же, создаётся дома комфортная развивающая среда, но попадая в иную атмосферу, ребёнок «уходит» в регресс.
Выводы: в России в государственных учреждениях используется именно эта система, так как она наилучшим способом подготавливает ребёнка для его помещения в социальные государственные учреждения. Эта методика мало учитывает социальные потребности ребёнка, более того, старается ограничить общение ребёнка в рамках особо созданной комфортной среды, делая его полную адаптацию к жизни в обществе затруднительной.
АВА (методика модификации поведения).
Доктор Іvar Lovaas и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе используют поведенческие методики для работы с детьми с 1963 года.
Задача данного метода терапии двойная: выработать у ребенка желание учиться и помочь понять ему, что обучение возможно. Методика предусматривает занятия один на один с последовательной поведенческой перспективой функционирования в обществе.
Классическая модель «стимул – реакция – результат» предусматривает разбивку необходимого навыка на небольшие последовательные этапы. Каждый из этих этапов должен быть усвоен ребенком перед тем, как будет введен следующий. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.
Эта методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия.
Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются.
Например, если у ребёнка стереотипная тяга к постукиванию руками друг о друга, руки контролируют строжайшим образом – вплоть до фиксации рук в моменты возникновения стереотипии. То есть, это директивное направление в психотерапии, когда взрослый учит ребёнка правильному поведению и корректирует нежелательные проявления, вплоть до жёстких мер. В рамках обучающей программы по этой методике ребёнок – всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого.
При всей строгости обучающей программы по методике АВА, отмечу, что только она подходит для тяжёлых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжёлых форм интеллектуальной недостаточности.
Эта методика не ждёт, например, когда ребёнок захочет научиться завинчивать крышки баночек. У ребёнка нет выбора – ему поставили баночки, его рукой показывают движения и закрепляют движения до тех пор, пока ребёнок самостоятельно не сможет выполнить навык. При этом закреплённым навык считается только тогда, когда ребёнок сможет выполнять это действие без ошибок в не менее чем 80% ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
Для каждого ребёнка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребёнок может осваивать одновременно 2—3 не связанных между собой навыка, однако педагогом выстраивается чётка система усложнения и поэтапного освоения всё новых и новых навыков.
В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов (кладет карточки с вилкой и ложкой в одну стопку, а карточки с кошкой и собакой – в другую), «покажи, как ты… " (делает вид, что причесывается / надевает шапку / крутит руль / тушит пожар / мяукает и ловит мышей), местоимения (правильно употребляет «я иду» – «ты идешь»), ответы на вопросы «Что», «кто», «где», «когда», «как», употребление «да» и «нет», и др. Среди более продвинутых программ – «Скажи, что будет, если… " (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть», и др.
Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
Поэлементное разучивание многих десятков действий занимает много времени. Считается, что АВА дает наибольший эффект, если заниматься с ребенком по этой методике 30—40 часов в неделю (при этом проверено, что аналогичное количество часов, проведенное с ребенком без особой методики, далеко не столь результативно). Кроме того, в идеальном варианте надо начинать занятия по этой методике до того, как ребенку исполнится 6 лет (АВА помогает также старшим детям, но чем раньше начать занятия, тем выше будет результат). Родители, даже при наличии сил и ресурсов, как правило, не могут давать ребенку сорок часов интенсивных занятий в неделю на протяжении нескольких лет. Обычно домашняя программа АВА для ребенка организуется силами родителей, плюс обязательные занятия с дефектологом, являющимся специалистом по данной программе.
В зарубежных странах обучение по систем АВА строится так: с ребёнком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (несколько специалистов разной направленности: дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт и т.п.), а контроль осуществляет супервизор – специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух-трех часов (делая за это время пять-шесть программ), на протяжение одного дня с ребенком могут последовательно работать два-три специалиста, и таким образом ребенок получает пять-шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребёнком, корректируя свои действия один относительно другого.
Пример одного из упражнений из программы «Язык – понимание»: Дефектолог дает задание («сделай как я»), поднимает руку, затем дает подсказку (поднимает руку ребенка), вознаграждает ребенка за правильный ответ. После несколько попыток (задание – подсказка – вознаграждение) делается попытка без подсказки: дефектолог поднимает руки вверх и просит «сделай как я», и ждёт, даст ли ребенок правильный ответ. Если ребенок отвечает правильно без подсказки, он получает вознаграждение (его хвалят, дают что-нибудь вкусное, отпускают играть). Если ребенок дает неправильный ответ или не дает никакого ответа, тренировка с подсказками продолжается. Упражнение заканчивается, когда ребенок начинает в 80—90 случаях действовать правильно. Тут же вводится новое задание.
Например, педагог говорит «сделай как я», и хлопает в ладоши. Первые два задания должны быть максимально непохожими. Затем, когда ребенок станет выполнять оба действия без ошибок, их начинают показывать вместе. «Сделай как я» – и педагог хлопает в ладоши, затем поднимает руки вверх. Затем – наоборот: поднимает руки, потом хлопает. Эти два стимула считаются освоенными, когда ребенок дает 80% правильных ответов при чередовании двух действий в произвольном порядке. Затем вводят и отрабатывают третий стимул, затем чередуют все три, затем вводят четвертый, и др.
Когда у ребенка в запасе много освоенных стимулов (включая такие полезные для ежедневной жизни, как «иди сюда», «дай (название предмета)», «возьми (название предмета)»), начинают работать над обобщением, или генерализацией навыков – проводят упражнения в неожиданных местах (в ванной, на улице, в магазине), чередуют людей, дающих задание (дефектологи, родители, бабушки и дедушки, знакомые, другие дети).
В какой-то момент ребенок не только осваивает те стимулы, которые с ним отрабатывали, но и начинает сам понимать новые задания без дополнительной отработки (например, «закрой дверь» ему показывают один-два раза, и этого оказывается достаточно). В таком случае программа считается освоенной – ребенок дальше может осваивать информацию из окружающей среды, как это делают типично развивающиеся дети.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребёнка не поддаётся контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребёнок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания. Именно эта методика помогает снизить число и интенсивность стереотипий, особенно двигательных при коррекции ребёнка с аутизмом, а также если ребёнок агрессивен или склонен к самоагрессии.
Данная методика не пытается адаптировать мир под ребёнка (то есть, не создаёт комфортную среду, как методика TEACCH или Son-Rise). Методика АВА заставляет ребёнка войти в окружающий мир, в общение, даже помимо его воли на первом этапе коррекции.
В рамках системы АВА могут активно применять абсолютно все методы работы – от чтения по складовой системе Зайцева и куклотерапии до работы со стимульным материалом по Монтессори. Обратим особое внимание на то, что методика АВА ТРЕБУЕТ, чтобы ребёнок вступил в коммуникацию и достигает этого любым путём, который доступен ребёнку.
Методика облегченной коммуникации (Facilitated Communication training. Rosemary Crossley)
Обучение по методу облегченной (альтернативной) коммуникации – стратегия для обучения детей с серьезными нарушениями. Дети, имеющие серьезные нарушения коммуникации, как правило, имеют ряд проблем, связанных с недостаточностью речи (как устной, так и письменной), не удовлетворяющей их потребности в коммуникативном взаимодействии. Этот метод применяют у детей с различными видами афазических расстройств, с нарушениями речевого общения, имеющими трудности с письменной речью.
У таких детей при общих нарушениях развития наблюдается достаточно широкий спектр нарушений коммуникативного взаимодействия, в связи с чем использование метода облегченной коммуникации исключительно актуально.
Облегченная, или альтернативная коммуникация – формальное название для стратегий неречевой коммуникации, призванных сделать речь ребенка более функциональной. Альтернативная связь включает любую используемую стратегию коммуникации (жесты, планшеты, карточки, современные технические средства, компьютер и прочее) при отсутствии у ребенка собственной устной и письменной речи.
Стратегии безречевой коммуникации: речь может быть заменена жестом, языком тела, письменной речью, пособиями для коммуникации.
Но вернёмся к принципам методика АВА. Методика АВА требует четкости в использовании поощрений и наказаний, при этом наказания могут быть достаточно строгие, вплоть до физических методов. Например, если ребёнок агрессивен по отношению к педагогу, педагог имеет право фиксировать своими руками руки ребёнка, не давая ему ударить. По согласованию с родителями могут применяться различные методы наказаний и физического воздействия. Например, если у ребёнка патологическая страсть к засовыванию предметов в розетки, система АВА не закрывает розетки заглушками, как это принято в иных методиках.
Конец ознакомительного фрагмента.