Вы здесь

Производство по делам о банкротстве в арбитражном суде. Глава 2. Законодательство, регламентирующее арбитражное судопроизводство по делам о несостоятельности (банкротстве) (В. Ф. Попондопуло, 2004)

Глава 2. Законодательство, регламентирующее арбитражное судопроизводство по делам о несостоятельности (банкротстве)

§ 1. История развития и современное состояние законодательства, регламентирующего арбитражное судопроизводство по делам о несостоятельности (банкротстве)

Характеризуя законодательство, регламентирующее производство по делам о банкротстве, необходимо рассмотреть историю развития этого законодательства, его современное состояние и возможные пути его дальнейшего развития. Кроме того, следует иметь в виду, что законодательство о несостоятельности граждан весьма структурировано, многопланово, что предопределяет необходимость выяснения соотношения этого законодательства со смежным, определение его места в системе законодательства, без чего невозможно его правильное толкование и применение.

Исторически законодательство о несостоятельности со времени возникновения и вплоть до конца XIX в. являлось законодательством о несостоятельности исключительно физических лиц, а после этого стало включать также нормы о несостоятельности юридических лиц. Причины соответствующих изменений были изложены нами выше.

Российское законодательство о несостоятельности также прошло ряд этапов, которые имеют свои особенности, определяемые характером развития российского общества: дореволюционный, советский, современный[119].

В дореволюционной России действовал Устав о банкротах 1800 г., а после него Устав о несостоятельности 1832 г. с последующими изменениями. Хотя справедливости ради следует отметить, что зачатки законодательства о несостоятельности содержались еще в «Русской Правде»[120]. Дореволюционные уставы судопроизводства торгового и гражданского различали несостоятельность торговую и неторговую. Это различие оказывало влияние на подсудность дел (в первом случае – коммерческим судам, во втором – общим), на порядок производства той и другой категории дел и на последствия признания судом несостоятельности.

Дореволюционное законодательство о несостоятельности содержало в основном нормы о несостоятельности физических лиц. При этом уровень разработки таких норм был достаточно высоким. Многие спорные вопросы, возникающие в настоящее время в практике применения норм о несостоятельности, успешно решались в дореволюционном законодательстве.

Советскому законодательству идея о возможности объявления лица несостоятельным никогда не была абсолютно чуждой, но на разных этапах развития советского права эта идея получала различное нормативное воплощение.

Так, в ГК РСФСР 1922 г. содержалось значительное число норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с несостоятельностью гражданских и торговых товариществ и физических лиц[121], однако ГПК РСФСР 1923 г. процедуру признания лица несостоятельным не урегулировал. Только в 1927 г. ГПК РСФСР был дополнен гл. 37 «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических», а в 1929 г. еще двумя главами – гл. 38 (о несостоятельности государственных предприятий и смешанных акционерных обществ) и гл. 39 (о несостоятельности кооперативных организаций).

В юридической литературе того периода при обсуждении законодательства о несостоятельности отмечалось, что оно имеет целью особенную охрану интересов трудящихся и государства при производстве дел о несостоятельности, в противовес дореволюционным правилам, которые предоставляли кредиторам всю полноту распоряжений в конкурсном процессе[122].

Производство о несостоятельности возбуждалось по инициативе не только должника и кредиторов, но и суда, прокурора, ведомств. Процесс о несостоятельности был весьма упрощен, кредиторы в нем не имели практически никаких прав, активную роль играли государственные органы. Различий между торговой и неторговой несостоятельностью не проводилось. Дела рассматривались в судах разных инстанций (от народного до Верховного) в зависимости от значения предприятия, величины вовлекаемого в процесс имущества, государственной заинтересованности[123].

По мере усиления плановых начал в экономике значение института несостоятельности стало падать. Нормы глав ГПК РСФСР оказались недействующими[124] и в результате реформ, проведенных в начале 60-х годов в области гражданского процессуального законодательства, были исключены из ГПК РСФСР.

Вместе с тем вплоть до начала 90-х годов принимались нормативные акты, в которых содержалось указание на несостоятельность как на основание для прекращения юридического лица[125], хотя действие этих правил не было обеспечено процессуальными нормами. Что касается правил о несостоятельности физических лиц, то их и вовсе не было.

Отсутствие в законодательстве института несостоятельности породило неустойчивость кредитных отношений, нездоровое положение в экономической сфере в целом, незащищенность участников гражданского оборота. Разумеется, такая ситуация недопустима в условиях рынка.

Современный период развития российского законодательства о банкротстве следует связывать с принятием Указа Президента от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур»[126]. Однако на практике этот Указ не применялся, так как предусматривал исключительно административные меры борьбы с неплатежеспособными предприятиями. О физических лицах как субъектах несостоятельности в Указе не говорилось.

Кроме того, следует отметить, что подзаконные акты в принципе не подходят для регулирования отношений несостоятельности. Исторически сложилось так, что во всех странах, и даже в странах прецедентного права, источниками правового регулирования отношений несостоятельности были и до настоящего времени остаются законы. Это не случайно. Дело в том, что отношения несостоятельности – это следствия отношений, связанных с неисполнением обязательств (обязанностей), которые уже урегулированы на уровне законов: гражданским кодексом, процессуальным кодексом и др.

Понижение уровня правового регулирования отношений несостоятельности означало бы заведомое недействие подзаконных актов как противоречащих закону. Поэтому для создания специального режима неисполнения обязательств (обязанностей) неплатежеспособным должником необходимо установление изъятий из предусмотренного законом порядка, которые могут быть установлены только законом[127].

19 ноября 1992 г. был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[128]. В нем были восприняты основные тенденции развития мирового законодательства о несостоятельности, использован как зарубежный, так и отечественный, главным образом дореволюционный, опыт. Вместе с тем Закон учитывал особенности переходного периода в России[129]. В частности, именно по этой причине в него не были включены нормы о несостоятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Что касается круга лиц, которые могут быть признаны несостоятельными, то Закон отнес к ним только предпринимателей – «занимающееся предпринимательской деятельностью юридическое лицо, или не образующие юридического лица предприниматели, или гражданин-предприниматель» (преамбула Закона)[130].

Закон имел множество недостатков, которые затрудняли его применение. В частности, он не регламентировал детально процессуальный порядок разрешения дел о несостоятельности[131]. Однако это уже был Закон, в соответствии с которым стало возможным проведение конкурсного процесса.

В соответствии с Законом о банкротстве 1992 г. было принято много подзаконных нормативных актов: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, распоряжений Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом[132].

Большинство этих актов было направлено на создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации Закона о банкротстве, главным образом в отношении государственных предприятий. В юридической литературе отмечались противоречия между Законом о банкротстве и подзаконными актами, закрепляющими, по существу, двойной стандарт в отношении частных и государственных предприятий[133].

Недостатки указанного Закона, а также принятие нового Гражданского кодекса РФ, содержащего нормы о банкротстве, предопределили необходимость принятия нового закона о банкротстве. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят 8 января 1998 г.[134] Он в большей мере соответствовал современным условиям экономического развития России и значительно подробнее, чем прежний, регулировал различные отношения, возникающие в связи с несостоятельностью лиц. Закон содержал почти в четыре раза больше статей, чем Закон о банкротстве 1992 г., а следовательно, и минимальное количество норм отсылочного характера.

Законом о банкротстве 1998 г. был расширен круг лиц, которые могли признаваться банкротами: коммерческие организации (за исключением казенных предприятий); некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов; граждане, в том числе не являющиеся индивидуальными предпринимателями (хотя соответствующие положения Закона не вступили в действие).

Положительным моментом было то, что Закон являлся нормативно-правовым актом прямого действия, содержал развернутую главу об особенностях рассмотрения дел о банкротстве. В результате применения этого Закона на порядок увеличилось количество дел о банкротстве.

Следует также отметить, что в целях реализации Закона было предусмотрено принятие ряда правовых актов, как на уровне законов, так и на уровне подзаконных актов. В частности, были приняты Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[135], Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»[136], Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1544[137] и ряд других.

Однако и Закон о банкротстве 1998 г., как показала практика его применения, имел ряд недостатков, вызывающих необходимость его изменения[138]. В частности, отмечалось, что Закон недостаточно обеспечивал интересы должника, а также государства в деле о банкротстве; широко использовался как средство для передела собственности; не содержал действенных норм о независимости арбитражных управляющих и их ответственности; имел другие недостатки.

В 2002 г. был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который, наряду с обновленными общими процессуальными нормами, содержит специальную главу 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)». Это обстоятельство также предопределило принятие нового Закона о банкротстве в части содержащихся в нем процессуальных норм, регламентирующих особенности рассмотрения дел о банкротстве.

Новый Закон о банкротстве отличается от предыдущих значительно большим законодательным массивом. Если Закон о банкротстве 1992 г. насчитывал 51 статью, а Закон о банкротстве 1998 г. – 189, то в Законе о банкротстве 2002 г. – 233 статьи. Появились новые институты, например: процедура финансового оздоровления, саморегулируемые организации арбитражных управляющих, проверка обоснованности заявленных требований в судебном заседании в целях введения процедуры наблюдения, переход из конкурсного производства во внешнее управление, банкротство стратегических организаций и другие.

Новизна Закона о банкротстве состоит не только в этих институтах, но и большом количестве новелл, содержащихся в его нормах, в том числе в составе ранее известных институтов. К наиболее крупным новеллам можно отнести следующие.

Предельно расширен круг лиц, которые могут быть признаны банкротами. Это все физические и юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Следует лишь учитывать, что положения о банкротстве некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов) и о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будут введены в действие после вступления в силу соответствующих изменений, подлежащих внесению в федеральные законы, прежде всего в ГК РФ.

Практически уравнены в правах конкурсные кредиторы и уполномоченные государством органы. В частности, уполномоченные органы, как и конкурсные кредиторы, получают удовлетворение своих требований в третью очередь, принимают участие в голосовании по вопросу заключения мирового соглашения.

Существенно меняется правовое положение прокурора в арбитражном процессе. Ограничиваются возможности предъявления заявлений в арбитражный суд прокурором, поскольку по новому АПК РФ он может предъявлять лишь точно обозначенные в ст. 52 иски в защиту публичных интересов. Также ему не предоставляется право осуществления надзора за судебной деятельностью[139]. Правом на подачу заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд обладают специально уполномоченные органы.

Более тщательно регламентированы процедуры созыва и проведения собрания кредиторов и комитета кредиторов, порядок назначения и полномочия арбитражных управляющих, процессуальный порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве, что, безусловно, повышает гарантии прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Закон о банкротстве содержит ряд других новелл и в целом заслуживает достаточно высокой оценки. По мере его применения и выявления связанных с этим проблем должны быть подготовлены информационные письма ВАС РФ, а возможно, и Постановление Пленума ВАС РФ по вопросам практики применения Закона о банкротстве[140], пересмотрены и обобщены ранее дававшиеся рекомендации ВАС РФ в его информационных письмах.

§ 2. Природа и структура законодательства, регламентирующего арбитражное судопроизводство по делам о несостоятельности (банкротстве)

Известно, что законодательство всегда строится в соответствии с практическими интересами, поэтому включает в себя различные по своей отраслевой природе нормы, чтобы учесть объективно существующие связи между разнородными общественными отношениями и комплексно урегулировать их. Именно в этом заключается предназначение законодателя и служебная роль принимаемых им нормативно-правовых актов[141]. Данный вывод в полной мере распространяется на законодательство о несостоятельности, тем самым и определяется его природа как комплексного законодательства.

Нормативные правовые акты о банкротстве содержат в себе нормы частного и публичного права, направленные на урегулирование комплекса взаимосвязанных в реальной действительности частных (горизонтальных) и публичных (вертикальных) отношений, возникающих в связи с несостоятельностью лица[142]. То же следует сказать относительно Закона о банкротстве, который является ярко выраженным комплексным нормативным правовым актом. Он регламентирует отношения неплатежеспособного должника с его кредиторами разнородными специальными материально-правовыми и процессуально-правовыми нормами. По отношению к Закону о банкротстве нормы ГК РФ, АПК РФ и других федеральных законов в основном носят общий характер и применяются субсидиарно.

Как уже отмечалось, законодательство о банкротстве как совокупность комплексных нормативно-правовых актов не следует смешивать с правом банкротства (конкурсным правом) как совокупностью норм, регулирующих отношения несостоятельного должника и кредиторов по соразмерному удовлетворению требований последних за счет имущества должника в определенной законом очередности.

При этом следует отметить, что конкурсное право – это институт частного права[143]. Наряду с ним существует конкурсный процесс (производство по делу о банкротстве). Конкурсный процесс – это порядок судебного рассмотрения и разрешения дела о банкротстве, который установлен нормами гражданского (арбитражного) процессуального права[144], т. е. нормами публичного права.

Законодательство о банкротстве содержит и другие нормы публичного права, например, административные (включая процедурные) нормы, регламентирующие отношения банкротства с регулирующим органом (Минюстом России). Все это свидетельствует о комплексном характере законодательства о банкротстве.

Законодательство о банкротстве включает не только Закон о банкротстве. Оно состоит как из конституционных (Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), так и текущих законов (Закон о банкротстве), как из общих (ГК РФ, АПК РФ), так и из специальных законов (Закон о банкротстве, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»), как из законов, так и из подзаконных нормативных правовых актов (указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов регулирующего органа).

Кроме того, к источникам конкурсного права следует отнести международные договоры РФ[145], локальные нормативные правовые акты (например, план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов), обычаи делового оборота.

Нельзя согласиться с В. С. Белых в том, что законодательство о несостоятельности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что Российская Федерация формирует правовые основы регулирования несостоятельности, и прежде всего в отношении федеральных унитарных предприятий, а субъекты РФ устанавливают правила о несостоятельности региональных предприятий[146]. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ судопроизводство, гражданское законодательство, арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации. Следовательно, ни органы субъектов РФ, ни органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения несостоятельности.

Конституция РФ содержит около тридцати статей, которые имеют отношение к гражданско-процессуальной деятельности. Достаточно указать на норму п. 2 ст. 118 Конституции РФ, из которой следует, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Арбитражное судопроизводство, по правилам которого рассматриваются дела о несостоятельности, составляет часть гражданского судопроизводства[147].

Гражданский кодекс РФ, являясь общим нормативным правовым актом, содержит непосредственно ряд правил о несостоятельности, в частности ст. 25 «Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя». При этом в ст. 25 и 65 отмечается, что основания и порядок признания арбитражным судом лица несостоятельным либо объявления им о своей несостоятельности устанавливаются специальным Законом о банкротстве.

Некоторые правила Закона о банкротстве существенно отличаются от правил ГК РФ, например, в Законе о банкротстве предусмотрены дополнительные признаки банкротства, иначе определен круг лиц, которые могут быть признаны банкротами, установлены более детальные правила очередности удовлетворения требований кредиторов и др. В связи с этим возникает вопрос, как это соотносится с правилом п. 2 ст. 3 ГК РФ о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ?

На наш взгляд, общее правило п. 2 ст. 3 ГК РФ нейтрализуется специальными правилами ГК РФ (п. 5 ст. 25, п. 2 ст. 65), адресующими правоприменителя к Закону о банкротстве в части оснований и порядка признания лица несостоятельным. В остальной части нормы гражданского права (материального права), содержащиеся в Законе о банкротстве, должны соответствовать ГК РФ, как того требует норма п. 2 ст. 3 ГК РФ.

Закон о банкротстве, как уже отмечалось, значительно расширил круг лиц, которые могут быть признаны банкротами, включив в него все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. В число лиц, которые могут быть признаны несостоятельными, включены, как и прежде, граждане, как являющиеся, так и не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Однако учитывая требования п. 2 ст. 3 ГК РФ о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ, а также то, что ГК РФ относит к сфере регулирования специального Закона о банкротстве только основания и порядок признания должника банкротом (ст. 25, 65 ГК РФ), впредь до внесения соответствующих изменений в ГК РФ должны применяться нормы ГК РФ, определяющие круг лиц, которые могут быть признаны банкротами[148]. К ним относятся: 1) индивидуальные предприниматели, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности; 2) коммерческие организации, за исключением казенных предприятий; 3) некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива либо благотворительных или иных фондов.

Что касается положений о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, то они вводятся в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральные законы (п. 2 ст. 231 Закона о банкротстве). Речь идет о таких правилах, которые имеют материально-правовой характер, в частности, правила о возможности признания несостоятельными различных категорий граждан: малолетних, несовершеннолетних, недееспособных, ограничено дееспособных, безвестно отсутствующих, объявленных умершими, умерших, а также в соответствующих случаях родителей, усыновителей, представителей, опекунов, попечителей, наследников, супругов. Подобные материально-правовые нормы содержались в дореволюционном законодательстве[149], присутствуют в законодательствах других стран[150], но совершенно неизвестны действующему гражданскому законодательству России.

До внесения соответствующих изменений в федеральные законы положения о банкротстве граждан, содержащиеся в гл. Х Закона о банкротстве, могут применяться и активно применяются к несостоятельности индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств[151].

Применительно к порядку введения в действие положений о банкротстве некоммерческих организаций, кроме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, в Законе о банкротстве каких-либо указаний не содержится. Но, как уже отмечалось, эти организации могут быть признаны банкротами только после внесения соответствующих изменений в ГК РФ.

Законодательство, регламентирующее производство по делам о несостоятельности, – это, прежде всего, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Закон о банкротстве. Как они соотносятся? АПК РФ является общим законом, а Закон о банкротстве, соответственно, – специальным законом. Это следует из ст. 223 АПК РФ и ст. 33 Закона о банкротстве, в соответствии с которыми дела о несостоятельности организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве и другими федеральными законами, регулирующими отношения несостоятельности. В Законе о банкротстве содержится много особенностей, связанных со всеми стадиями производства по делу о несостоятельности – от возбуждения производства по делу до исполнения актов арбитражного суда.

Процессуальные нормы Закона о банкротстве, регламентирующие производство по делам о банкротстве, в свою очередь, также подразделяются на общие и специальные. Иерархию таких норм можно представить в виде нескольких уровней, которые соотносятся между собой как общие и специальные нормы[152].

Так, к первому уровню, содержащему наиболее общие нормы, следует отнести нормы разд. 1 «Общие положения» АПК РФ, которые обладают значительной самостоятельностью, относительной несвязанностью с предметом арбитражно-судебной деятельности. Они отражают общее функциональное назначение арбитражного процесса, его задачи и принципы.

На втором уровне объединяются те процессуальные нормы, которые отражают сущность предмета арбитражно-судебной деятельности в исковом производстве, по правилам которого (с учетом определенных изъятий) рассматриваются иные дела, в частности, дела особого производства, включающие в себя дела о несостоятельности. По существу к этому уровню норм арбитражно-процессуального законодательства следует отнести все нормы АПК РФ, за исключением норм разд. 1 «Общие положения» (первый уровень) и тех специальных норм, которые отражают специфику арбитражного процесса по иным делам, например, разд. III, IV АПК РФ.

Третий уровень норм арбитражно-процессуального права – это специальные нормы о производстве по делам о несостоятельности. К ним следует отнести как нормы АПК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 33, ст. 223–225), так и все процессуальные нормы Закона о банкротстве и других федеральных законов, регулирующих отношения несостоятельности.

Третий уровень процессуальных норм, регламентирующих производство по делам о несостоятельности, в свою очередь, также подразделяется на общие и специальные нормы.

Так, в ст. 168 Закона о банкротстве, определяющей общие положения банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц, предусмотрено, что к отношениям, связанным с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых, стратегических организаций, субъектов естественных монополий, применяются положения Закона о банкротстве, регулирующие банкротство должников – юридических лиц, если иное не предусмотрено гл. IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц». Это касается и процессуальных норм Закона о банкротстве, в частности гл. III «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде».

Особенности банкротства граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, определяются гл. Х Закона о банкротстве. В ст. 202 указанной главы отмечается, что к отношениям, связанным с банкротством гражданина, применяются правила, установленные гл. I–VIII Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено гл. Х. Таким образом, отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются как общими процессуальными нормами Закона о банкротстве (ст. 1–167), так и специальными нормами (ст. 202–223).

Наконец, и процессуальные нормы гл. Х «Банкротство гражданина» Закона о банкротстве подразделяются на общие и специальные. В соответствии с п. 2 ст. 202 Закона о банкротстве правила, предусмотренные Законом о банкротстве гражданина (ст. 202–213), являясь общими, применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя и банкротством крестьянского (фермерского) хозяйства, с учетом особенностей, предусмотренных § 2 «Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей» и § 3 «Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства» гл. Х Закона о банкротстве.

Таким образом, структура законодательства, регламентирующего производство по делам о несостоятельности граждан, является сложной, многоуровневой и подлежит учету арбитражным судом в ходе рассмотрения соответствующей категории дел.

Закон о банкротстве определенным образом соотносится с Законом об исполнительном производстве, который является общим по отношению к Закону о банкротстве. Это следует как из норм Закона об исполнительном производстве, так и из правил Закона о банкротстве, которые свидетельствуют о том, что принудительное исполнение решений арбитражного суда по делу о банкротстве (формирование конкурсной массы, реализация имущества несостоятельного должника, распределение денежных средств между кредиторами и т. п.) осуществляется по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве, а не Законом об исполнительном производстве.

Конец ознакомительного фрагмента.