Глава 2
Развитие сферы услуг в современной России
2.1. Значение услуг в экономике России и мира
На протяжении трех последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. По данным государственных статистических органов, доля услуг в валовом национальном продукте некоторых индустриальных стран достигает 73 %. При этом ускоренная динамика производства услуг в большинстве стран мира определялась прежде всего увеличением объемов их промежуточного и конечного потребления.
Спрос на услуги интенсивно растет в странах, достигших высокого уровня удовлетворения потребности населения в продукции материального производства. Однако в связи со спецификой производства в сфере услуг технический прогресс здесь развивается гораздо медленнее, чем в остальных секторах экономики. В результате этого производительность труда в нем увеличивается медленными темпами. Кроме того, оказание многих видов услуг требует творческого отношения и ручного труда, поэтому третичный сектор испытывает повышенную потребность в рабочей силе и использует работников, высвобождаемых из других секторов экономики[2].
Трансформация экономики при переходе от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной сопровождается экспансией услуг. Сфера услуг становится важнейшим источником роста ВВП и главным объектом для трудоустройства населения. Перелив рабочей силы из отраслей материального производства в сферу услуг и повышение ее доли во внутреннем валовом продукте является мировой тенденцией.
В группе развитых стран изменение отраслевой структуры занятости в послевоенный период определялось темпами развития сферы услуг. В конце семидесятых годов прошлого века был преодолен пятидесятипроцентный рубеж, а в мире в целом на исходе двадцатого столетия занятость в сфере услуг выросла до 70 % за счет насыщения торговли, транспорта и связи, обусловленного перераспределением занятых из сельского хозяйства. Так, в США количество работающих в этой сфере приближается к 70 %.
Неоднородность сектора платных услуг приводит к разновременному переливу рабочей силы из других секторов. Неодинаковыми темпами развивается также сфера услуг в странах с различным уровнем развития. Показателем периодизации эволюции сферы услуг может являться коэффициент соотношения услуговой и товарной форм общественной реализации труда по доле в ВВП (табл. 2.1).
Выделяют четыре этапа эволюции сферы услуг в XX–XXI вв.: 1) начальный этап (1900–1920 гг.); 2) этап кризиса (1921–1950 гг.); 3) этап «сервисизации» экономики (1950–1990 гг.); 4) этап экспансии услуг в мировую экономику (с 1991 г. по настоящее время).
При переходе от третьего этапа к четвертому наблюдается трансформация сферы услуг, закономерным становится ее опережающий рост в сравнении с материальным производством, увеличение роли этого сектора в современной экономике в связи с формированием таких ключевых факторов экономического роста, как научное знание и информационные технологии. Важнейшее значение имеют также те глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие постиндустриального общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса. В странах с транзитивной экономикой отставание от мировых тенденций развития объективно обусловлено. Группировку стран мира по уровню развития сферы услуг можно представить следующим образом:
Таблица 2.1
Динамика коэффициента соотношения услуговой и товарной форм общественной реализации труда в разных странах мира, 1900–2000 гг.
1) страны с высоким уровнем развития сферы услуг (коэффициент соотношения услуговой и товарной форм по ВВП и структуре занятости населения – более 2,0); в эту группу входят страны с экономикой постиндустриального типа, а также ряд быстроразвивающихся стран Латинской Америки;
Конец ознакомительного фрагмента.