Вы здесь

Производство и потребление рыночных услуг в регионе. Предисловие (К. А. Гулин, 2009)

© Гулин К.А., Костылева Л.В., 2009

© ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009

© Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде, 2009

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Предисловие

Развитие сектора рыночных услуг связано в настоящее время с формированием и наращиванием рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, что обусловило рост платных услуг, поскольку производство услуг в условиях многообразия форм собственности осуществляется как государственными, так и частными производителями. С развитием рыночных отношений система государственного управления сферы платных услуг изменилась, появилось много проблем и трудностей, возникла необходимость в значительных инвестициях. Проблема спроса и предложения на услуги в рыночной экономике решается в основном под действием механизма свободной конкуренции. В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что ни в одной стране мира не обходятся без государственного вмешательства в рыночные отношения в той или иной форме. Поэтому на данном этапе столь важным представляется процесс государственного регулирования развития сферы рыночных услуг.

Сегодня сфера услуг вносит весомый вклад в увеличение благосостояния многих стран, и прежде всего стран «золотого миллиарда»: их ВВП более чем на 70 % формируется в сфере услуг. Экономическая трансформация общества в России также способствовала развитию сектора услуг, что в полной мере соответствует общемировой тенденции перехода промышленно развитых стран к постиндустриальному обществу. Последнее десятилетие характеризуется увеличением числа занятых в сфере услуг страны и ростом удельного веса услуг в ВВП, составлявшего по итогам 2005 г. 59 %.

В данном учебном пособии рассматриваются вопросы современного развития российского рынка услуг в сравнении с общемировыми тенденциями. Более того, анализируются не только общероссийские тенденции, но и особенности производства и потребления услуг на мезоуровне – уровне региона, который в данном случае представлен Вологодской областью. Следует отметить, что некоторые социально-экономические показатели ее развития повторяют общероссийские тенденции, а некоторые – существенно отличаются от них. Так, доля оказанных услуг в формировании ВРП Вологодской области в 2005 г. составляла лишь 23 %. Примерно на одну треть валовой региональный продукт формируется главным производителем промышленной продукции – ОАО «Северсталь». Поэтому развитие сферы услуг носит стратегический характер и может стать одним из важных факторов обеспечения устойчивости экономики и социального развития территории путем снижения зависимости от металлургического гиганта.

В учебном пособии раскрываются следующие вопросы:

• теоретические основы состояния рынка услуг и его особенности;

• оценка роли услуг в народнохозяйственном комплексе страны и региона;

• характеристика регионального процесса производства услуг по отраслевому и территориальному принципу;

• анализ потребления услуг населением области (на основе государственной статистики и данных социологического опроса);

• разработка предложений о совершенствовании методов и механизмов управления рыночными услугами в регионе.

В работе использовалась отечественная и зарубежная литература по развитию сферы услуг в рыночных условиях хозяйствования, информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области и Росстата, данные социологических опросов, а также нормативно-правовые акты, регулирующие сферу услуг.

Материалы данного учебного пособия могут быть использованы при изучении дисциплин, связанных с региональной экономикой, уровнем жизни населения, государственным управлением.

В заключение каждой главы пособия приводятся контрольные вопросы, которые позволят студентам самостоятельно осваивать материал и проверять степень его понимания.