Вы здесь

Производственный менеджмент. 2. Обеспечивающая подсистема производственного менеджмента (Э. М. Гайнутдинов, 2010)

2. Обеспечивающая подсистема производственного менеджмента

2.1. Ресурсное обеспечение

2.1.1. Материально-техническое обеспечение производства

Материально-техническое обеспечение производства является элементом обеспечивающей подсистемы системы производственного менеджмента и определяет качество процесса переработки входа системы в ее выход – готовый продукт. При низком качестве входа системы невозможно получить высокое качество ее выхода.

Процесс материально-технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады организации или сразу на рабочие места материально-технических ресурсов, требуемых в соответствии с бизнес-планом. В состав материально-технических ресурсов входит все то, что поступает в организацию в вещественной форме и в виде энергии: сырье, материалы, комплектующие изделия, покупное технологическое оборудование и технологическая оснастка (приспособления, режущий и мерительный инструмент), новые транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника и другое оборудование, а также покупное топливо, энергия, вода и т. д.

Материально-техническим обеспечением производства занимается в организации отдел материально технического обеспечения, который подчиняется заместителю директора организации по производству и выполняет следующие виды работ:

• маркетинговые исследования рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов; выбор поставщиков исходя из следующих требований:

• наличие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в данной области;

• высокий организационно-технический уровень производства;

• надежность и прибыльность работы;

• обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров;

• приемлемая (оптимальная) их цена;

• простота схемы и стабильность поставок;

• нормирование потребности в конкретных видах ресурсов;

• разработку организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;

• поиск каналов и форм материально-технического обеспечения производства;

• разработку материальных балансов;

• планирование материально-технического обеспечения производства ресурсами;

• организацию доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;

• организацию обеспечения ресурсами рабочих мест;

• учет и контроль использования ресурсов;

• организацию сбора и переработки отходов производства;

• анализ эффективности использования ресурсов;

• проектирование методов стимулирования улучшения использования ресурсов.

Процесс движения ресурсов в организации включает привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, НИОКР, технической подготовки производства, производства продукции и выполнения услуг, гарантийного обслуживания товаров организации капитального строительства. Привлеченные ресурсы для производства продукции и выполнения услуг подразделяются на ресурсы для непосредственного изготовления продукции, выполнения услуг, ремонтно-эксплуатационных нужд; для капитального строительства – на новое строительство, расширение производства, техническое перевооружение, реконструкцию; использование ресурсов по одному из перечисленных направлений; восстановление ресурсов (при необходимости); утилизацию или списание ресурсов.

Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техническими ресурсами организация выбирает исходя из особенностей ресурса, продолжительности его получения, количества предложений, качества и цены ресурса и других факторов. При определении формы обеспечения организации ресурсами следует изучить надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемой им продукции. При заключении с поставщиками контрактов (договоров) следует помнить о необходимости отражения в них количественных и качественных показателей, конкретных форм поставок, сроков, санкций и других требований.

К наиболее распространенным формам обеспечении организации ресурсами относятся:

• товарно-сырьевые биржи;

• прямые связи;

• аукционы;

• конкурсы;

• спонсорство;

• собственное производство;

• реклама;

• интернет и др.

Факторами совершенствования обеспечения организации материально-техническими ресурсами являются:

• анализ удельных расходов материальных ресурсов за отчетный период использования технологического оборудования и оснастки;

• прогнозирование и нормирование отдельных видов ресурсов на плановый период;

• разработка материальных балансов по видам ресурсов, источникам поступления по направлениям использования;

• применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов менеджмента;

• оптимизация формирования и использования ресурсов;

• совершенствование конструкции или структуры продукции;

• совершенствование технологии изготовления продукции;

• применение материалов с заранее заданными свойствами;

• применение оптимальных для данных условий форм и методов обеспечения ресурсами;

• стимулирование улучшения использования ресурсов.

Нормирование производства. Функция нормирования – это процесс разработки научно обоснованных расчетных величин – норм, показателей, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления.

Норма – это предельно допустимая (максимальная или минимальная) величина расходования какого-либо ресурса на единицу продукции. Измеряется в натуральных, стоимостных, трудовых показателях, с ее помощью регламентируются все расходы, связанные с производством готового изделия.

Норматив – это относительный показатель нормы, отражающий не абсолютную величину, а установленную степень однородных показателей использования производственных ресурсов или характеристику продукции.

Нормативы устанавливаются и выражаются в коэффициентах или процентах (например, процент содержания жира в молоке или спирта в вине; коэффициент грузоподъемности транспортных машин, оборудования; коэффициент использования металла).

2.1.2. Обеспечение трудовыми ресурсами

Основы эффективной кадровой работы. Кадровые службы организации выполняют следующие функции: формирование кадров, планирование, отбор, прием, высвобождение, анализ текучести кадров и подобное; профессиональную ориентацию и переподготовку кадров, аттестацию персонала, организацию продвижения по службе; совершенствование организации труда и методов его стимулирования, создание безопасных условий труда и т. д.

В организации выделяют следующие основные группы принципов, влияющих на эффективность кадровой работы:

• технологические;

• личностные;

• экономические;

• социально-психологические.

1. Технологические принципы: изменения структуры и форм занятости; дифференциация персонала и формирование внутренних рынков труда, совершенствование организации труда; повышение квалификации и переподготовка кадров; создание комплексных систем управления качеством работы сотрудников организации.

2. Личностные принципы: индивидуальные формы работы; внедрение системы стимулирования предпринимательства, новаторства, участия в управленческих решениях.

3. Экономические принципы: применение передового международного опыта управления кадрами, создание новых форм сотрудничества работников, профсоюзов и администрации организации; взаимодействие кадровых служб с государственными органами.

4. Социально-психологические принципы: понимание роли личности в обеспечении эффективной работы организации; создание психологического климата в коллективе; обоснованность решений по использованию трудовых ресурсов.

Задачами кадровых служб являются:

• прогнозирование развития персонала; поддержка творческого отношения к делу; обеспечение высокого уровня профессионализма в кадровых вопросах;

• выявление проблем и принятие соответствующих решений в сфере использования трудовых ресурсов, привлечение к ним внимания руководителей первого уровня;

• поддержка творчества и новаторства; создание условий для высококвалифицированной работы; совершенствование знаний менеджеров в области организации и управления с целью эффективного использования потенциала сотрудников.

Известны пять основных критериев оценки персонала:

• количество труда (объем, результативность, интенсивность труда, использование времени);

• качество труда (доля брака в работе, соответствие продукции лучшим мировым образцам и т. п.);

• отношение к работе (инициативность работника, возможность приспособления к новым ситуациям и т. п.);

• тщательность в работе (отношение к средствам производства, их использованию, степень учета материальных затрат на рабочем месте и т. п.);

• сотрудничество внутри организации (отношения работника в коллективе, его реакция на замечания со стороны, другие личные качества).

Балльная оценка позволяет определить степень присутствия данных критериев у того или иного работника с помощью специальных коэффициентов весомости каждого параметра.

При оценке работника в организации преследуют основные цели:

• административную – повышение, понижение по службе, перевод на другое место работы, прекращение трудового договора;

• информационную – возможность информировать работника на уровне его работы;

• мотивационную – оценка мотивации поведения людей и их действий.

Подбор и расстановка кадров в условиях предпринимательской деятельности. Успех предпринимательской деятельности в большей степени зависит от правильно налаженных отношений в коллективе и с партнерами. Партнер – это лицо, которое является участником совместной деятельности. Он должен вносить в развитие организации опыт и определенные навыки.

Крайне осторожно следует подходить к партнерству с родственниками и друзьями, так как бизнес должен строиться только на деловой основе. Практика показывает, что многие браки, семьи, родственные и дружеские связи распадались, с одной стороны, из-за недоразумений на деловой почве, с другой стороны, родственники не всегда являлись лучшими и надежными партнерами.

Чтобы избежать конфликтов, необходимо с каждым из партнеров независимо от степени родства или близости заключить договор (контракт), в котором при отборе кадров должны быть оговорены квалификационные требования к будущим специалистам, условия их работы, оплаты, испытательный срок (от 3 до 6 месяцев). Цель договора – проверить, соответствует ли квалификация работника поручаемой ему работе. Укрепляют доверие между предпринимателем и партнерами и деловые отношения, регулярные встречи и беседы, в ходе которых обсуждаются производственные и личные вопросы. При этом нужно найти факты, за которые можно высказать партнерам похвалу. Следует придерживаться определенного правила: проблемы обсуждать с глазу на глаз, а хвалить обязательно в присутствии других.

Предпринимателю следует добиваться квалификационного роста своих работников, повышения их общеобразовательного уровня, так как чем грамотнее работник, тем он более инициативен и тем эффективнее будет работа организации.

В предпринимательских организациях должна существовать атмосфера взаимного сотрудничества между руководителями, специалистами, служащими и рабочими. Кроме того, должна быть взаимозаменяемость, что повышает технические и производственные возможности организации, упрощает задачи организации и управления организацией, заинтересовывает сотрудников в уплотнении рабочего графика, экономии фонда заработной платы, создает возможность жесткого самоконтроля и самоорганизации трудового коллектива в части распределения между работниками тех или иных функций.

Не следует забывать и о регулярном повышении заработной платы в соответствии с ростом квалификационного уровня работающих.

Развитие и использование кадрового потенциала в предпринимательстве. Развитие отношений между предпринимателем и работником начинается с разработки и подписания контракта, в котором оговариваются:

• права и обязанности работника;

• продолжительность рабочего дня;

• размер и сроки выплаты зарплаты, в том числе за работу сверх установленных трудовым договором норм, а также в выходные и праздничные дни;

• непосредственная подчиненность в структуре организации;

• условия повышения квалификационного уровня, продвижения по службе;

• условия продления срока действия данного договора либо его досрочного расторжения и т. д.

Каждому новому работнику желательно предусматривать испытательный срок длительностью от одного месяца и более с целью определения соответствия определенных качеств работника требованиям, предъявляемым нанимателем. Предметом испытания может служить способность исполнителя выполнять конкретную работу по определенной специальности и квалификации или должности, хотя могут учитываться и такие критерии, как взаимоотношения человека в коллективе, его покладистость, отношение к употреблению спиртных напитков, дисциплинированность и другие качества, напрямую или косвенно связанные с его профессиональной деятельностью.

Следующим важным фактором нормальных взаимоотношений предпринимателя и работника является регулярность повышения зарплаты в соответствии с ростом квалификационного уровня и способностью выполнять поставленные задачи. Лучше делать это чаще в меньшем размере, чем реже, но в большем размере, что позволяет работнику более четко определить зависимость повышения его зарплаты от прилагаемых им усилий.

Особенности управления персоналом в предпринимательстве. Основополагающими принципами руководства кадровым персоналом в организации являются следующие:

– каждый работник должен знать, кому именно он подчинен и от кого получает указания;

– необходимо четкое определение ответственности каждого работника за свою работу.

Главная цель управления персоналом организации – побуждение работников к совершенствованию своих способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Считается, что руководитель должен не только приказывать своим подчиненным, но и направлять их усилия, помогать расширению их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников.

Важное значение приобрели следующие социально-технологические аспекты управления:

• стабильность служебного положения и возможность карьерного роста – главный стимул в работе;

• социальная защищенность;

• сравнительно редкое увольнение по инициативе администрации;

• воспитание у работников чувства преданности своей организации – осуществляется посредством издания фирменных информационных бюллетеней, журналов, обеспечения отдыха персоналу, организации праздников, на которые расходуются значительные средства.

Анализ кадрового потенциала. Первое правило психологического анализа – сначала познай самого себя. Необходимо уяснить принципы оценки, методики оценки и особенности оценки деятельности персонала, как это принято в современной теории управления.

Существуют следующие принципы оценки:

– работника следует оценивать по конкретным делам – принцип направлен на анализ деятельности изучаемого человека, на сопоставление этой деятельности с его суждениями и поступками; на исследование формы деятельности;

– так называемый принцип комплексности – основан не на учете какой-нибудь отдельной черты или реакции человека, а на системе его психологических черт, реакций, качеств, свойств и отношений;

– метод конкретно-исторического подхода к изучению личности – ориентирован на изучение истории жизни человека, его жизненного пути и условий, к которым он адаптировался. Согласно положениям данного принципа личность выступает как результат и процесс функционирования социальных отношений. Каждый конкретный человек представляет собой сгусток качеств той общности людей, в среде которых он существует и сформировал свою личностную характеристику.

В ходе психологического анализа персонала очень важное значение имеет оценочная беседа. В процессе оценки руководителю необходимо ответить на следующие вопросы:

– кого следует оставить в прежней должности;

– кого сместить, кого переместить на другую должность;

– кого поощрить;

– кого переместить на работу, требующую более высокой квалификации;

– кому необходимо больше уделять внимания и над кем осуществлять более жесткий контроль;

• кого выдвинуть на основной, актуальный для развития организации проект.

В ходе оценочной беседы следует правильно воспринимать работника.

Методы оценки сотрудников организации. Методы оценки сотрудников организации можно объединить в три основные группы:

• прогностические;

• практические;

• имитационные.

При прогностических методах широко используются анкетные данные (личный листок по учету кадров); письменные (устные) характеристики; мнения (отзывы) руководителей организации, коллег по работе; личные беседы; различные виды тестов и т. д.

Практическими методами проверяется пригодность работника к выполнению служебных обязанностей путем оценки результатов его практической работы. Используется практика пробных перемещений по должности.

При имитационных методах предлагается специалисту решить конкретную производственную задачу (задачи); затем проводится экспертная оценка свойств и деловых качеств личности.

Набор критериев оценки в каждом конкретном случае может зависеть от содержания и качества выполняемой в будущем работы. Предпочтение всегда отдается либо профессиональным, либо личным качествам претендента. Главное в этих исследованиях – получение информации об эффективности выполнения работником будущих функциональных обязанностей.

Необходимость повышения квалификации персонала, т. е. постоянного пополнения и обновления знаний, связана с изменениями в обществе, экономике, науке, технике, в развитии рыночных отношений, что приводит к созданию новых форм организации производства и выдвигает более высокие требования к уровню подготовки специалистов.

Переподготовка персонала проводится с помощью современных методов обучения, использованием различных технических средств. Это формирует у работников системное мышление, способность принимать правильные самостоятельные решения, проявлять высокую степень независимости, активность, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию.

Руководство персоналом является функцией управления. Оно призвано координировать, связывать и объединять все прочие функции в единое целое.

В современных условиях произошли существенные изменения в руководстве персоналом: вместо административных преобладающее значение приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления, направленные на осуществление сотрудничества персонала с администрацией для достижения намеченных целей.

Целью руководства персоналом является побуждение работников к развитию их способностей для более эффективного труда.

Правильная кадровая политика состоит в определении правил приема на работу специалистов, необходимых для своевременного и качественного выполнения заданных функций.

Подбор кадров рассматривается как функция управления, которая реализуется в отношении к личности. Она включает характеристику профессиональных навыков, интервьюирование, тестирование, беседу с претендентами.

Определенную помощь при отборе кадров оказывают различные источники информации, к которым относятся автобиография, фотография, заявление о приеме на работу, рекомендации с последних мест работы, листок по учету кадров, диплом об образовании, трудовая книжка, медицинская справка о профессиональной пригодности для выполнения определенного вида работ (медосмотр), беседы с поступающим на работу и т. д. Данные источники информации при отборе персонала дополняются другими сведениями, в которых отражается квалификация работников, основные требования, предъявляемые к работнику, которые могут оцениваться баллами по ограниченной шкале (сравнивается сумма требований, которые предъявляются к кандидату, и сумма, которую он набрал при тестировании).

Для привлечения персонала можно использовать внешний или внутренний рынок рабочей силы, т. е. работников со стороны или из своей организации.

Оценка претендентов в любом случае производится по стандартным критериям, включающим образование, профессиональную пригодность, производственный опыт, опыт руководящей работы, внешний вид, уверенность в себе, убедительность, добросовестность, самостоятельность, коммуникабельность, уравновешенность, честность, порядочность, целеустремленность (карьера, инициатива, усердие), сообразительность, внимательность, способности к абстрактному мышлению, находчивость, немногословность, ясность изложения мыслей и т. д.

Экспертная оценка персонала. Основой экспертной оценки персонала являются количественные параметры и оценочные критерии, полученные в результате интервью. Используя данный метод, можно оценить испытуемых с высокой степенью достоверности. Количественная оценка претендента на руководящую должность состоит в разделении его работы на отдельные функции, каждая из которых оценивается независимо от других в баллах. На основе этих частных оценок рассчитывается итоговый указатель эффективности и качественная оценка труда будущего руководителя.

При оценке эффективности трудовой деятельности работников решаются следующие основные задачи:

• определение критериев и показателей, по которым проводится оценка;

• обоснование способа нахождения эффективности труда.

Исследования, проведенные в этой области, показывают, что менеджеров организаций различных форм собственности целесообразно оценивать по следующим критериям:

• управленческая деятельность (планирование, прогнозирование, снижение трудоемкости обработки управленческой информации, механизация и автоматизация трудоемких процессов и т. п.);

• профессионализм (знание дела, навыки);

• личные качества (организаторские способности, коммуникабельность).

При подборе кадров важно еще до назначения на должность узнать мнение коллектива о назначаемом кандидате. Это поможет установить, как воспринимает назначение коллектив, которым будет руководить претендент. Улучшению расстановки кадров должна способствовать регулярная сменяемость должностных лиц. При расстановке кадров необходимо, учитывая достоинства каждого работника, основываться на его перемещении с одной должности на другую, из одного отдела в другой. Это помогает работнику обогащать свой опыт, проявлять больше инициативы.

Для эффективной работы по подбору и расстановке кадров следует придерживаться следующих основных принципов:

– не применять для формирования трудовых коллективов рыночного типа интуитивные методы отбора кадров;

– при планировании трудовых ресурсов необходимо установить их наличие, будущие потребности в кадрах; разработать программу их развития;

– использовать для набора кадров не только внутренний, но и внешний рынок рабочей силы;

• при оценке персонала широко использовать технические средства оценки; особое внимание уделять собеседованию и экспертной оценке персонала, которая дает наиболее объективную и независимую оценку претендентов.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Современный руководитель должен обладать определенным опытом, интуицией, умением оперативно принимать нужное и правильное решение, иметь высокую профессиональную подготовку, уметь вести деловые переговоры, знать правила общения и уметь общаться со своими подчиненными.

Подготовка молодых менеджеров и предоставление им благоприятных условий в начале их предпринимательской деятельности – главное и необходимое условие устойчивого функционирования и развития рыночной экономики. Для обучения молодых специалистов-менеджеров государственные органы совместно с крупным бизнесом организуют и финансируют учебные центры – «инкубаторы» и «технополисы», здесь будущие специалисты могут получить коммерческую и профессиональную подготовку, экспериментировать в деловой и технических областях при содействии имеющих значительный опыт практической деятельности специалистов, постепенно приобретая навыки самостоятельного функционирования.

Система подготовки менеджеров негосударственных организаций включает:

• изучение основ рыночной экономики;

• изучение маркетинга и менеджмента;

• обучение правилам ведения переговоров;

• овладение навыками делового общения в коллективе и методами принятия решений.

Для обеспечения эффективности рассматриваемой системы обучения необходимой выявить степень знаний претендентов; разработать специальную целевую программу их обучения в конкретном регионе; организовать реализацию данной программы, включая и взаимодействие с зарубежными центрами по подготовке менеджеров.

С конкретными менеджерами работа может проводиться соответствующими и консультативными организациями, предлагающими конкретную программу обучения. Подготовка специалистов в области маркетинга и организация деловых семинаров, стажировок и других форм обучения за рубежом под силу только крупным совместным организациям, обладающим широкой разветвленной структурой международных связей. Механизм этих связей в основном реализуется на определенных этапах – обмена, развития сотрудничества и коммерциализации.

На этапе обмена выявляется инициатор – любая организация, возлагающая на себя функции посредника между мелкими предпринимателями. Представители организаций посещают друг друга, приглашают специалистов со стороны для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, организуют теоретические занятия.

На этапе развития сотрудничества теоретические наработки используются для реализации «производственного» проекта. Участники могут могут оформить свои отношения в виде коммерческого кооператива (ассоциации, организации с совместным инвестиционным фондом и т. д.). Следствием сотрудничества участников соглашения может явиться как новый технический проект, так и получение совместного пакета заказов на выпускаемую продукцию.

На этапе коммерциализации происходит коммерческая реализация результатов совместного производства, практическое овладение принципами стратегического маркетинга. Реализуемый пакет заказов дает большие выгоды всем его участникам в виде экономии в накладных расходах, гарантии получения части прибыли, установления прочных связей с заказчиком. Обучающие формы делового сотрудничества являются эффективными, так как позволяют соединить высокий теоретический уровень разработок (привлечение научных работников) и практическую заинтересованность предпринимателей (привлечение практиков – высококвалифицированных специалистов). Данная форма обучения выводит обучающихся на управленческие задачи более высокого стратегического характера по сравнению с ее повседневной управленческой деятельностью. При обучении менеджеров используется также метод из учения хозяйственных или производственных ситуаций.

Подготовка производственного менеджера включает:

• профессиональную подготовку менеджера;

• специальную подготовку (общематематическую, специальную математическую, моделирование экономических и организационно-производственных ситуаций);

• изучение законов и методов становления рыночной организации исходя из предположения, что прибыль является не причиной существования организации, а результатом ее деятельности.

В условиях меняющейся ситуации на рынке менеджмент направлен на постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций, возникающих не только в настоящем, но и в будущем. Менеджеры, действующие в сферах производства, сбыта и обслуживания, обладают определенной административно-хозяйственной самостоятельностью. Обычно эту должность занимают люди с экономическим образованием, специалисты в области маркетинга и финансов. Менеджер должен уметь:

– организовывать и планировать производство;

– принимать правильные решения;

– руководить коллективом;

– контактировать с людьми;

– побуждать сотрудников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и поощрять каждое достижение подчиненных;

– разрешать конфликты;

– быть объективным, независимо от симпатий;

– подбирать и обучать работников;

– исполнять распоряжения вышестоящих руководителей и соблюдать субординацию;

– вести деловые переговоры.

Хотя во всем мире в малом бизнесе заняты миллионы людей, далеко не каждый может успешно работать в той сфере, где целью деятельности является достижение материальной выгоды и каждый прилагает максимум усилий для достижения этой цели. Начинающий предприниматель должен хорошо представлять характер будущей деятельности, знать требования, которые эта деятельность предъявляет к человеку, и реально оценивать собственные возможности относительно этих требований.

Предпринимательская деятельность наряду с положительными сторонами имеет много и отрицательных, которые несложно обнаружить, проанализировав приведенный далее перечень качественных отличий организаций с небольшой численностью работников. Следует отметить большую физическую и умственную интенсивность труда, особенно необходимую на этапе первоначального накопления средств.

В качестве факторов, обусловливающих выживаемость малого бизнеса, можно выделить следующие:

• значительную зависимость от других лиц, организаций, государства;

• оперативные и управленческие недостатки;

• недостаток экспортного потенциала;

• единоличную ответственность;

• финансовые трудности;

• личностные проблемы предпринимателя;

• невысокий уровень специализации менеджеров, их некомпетентность;

• повышенную чувствительность к экономическим изменениям;

• трудности привлечения квалифицированных кадров;

• большой риск при освоении новых проектов;

• малые возможности содержания больших складских запасов.

Менеджер является профессиональным управляющим, нанимаемым собственником имущества. Особое положение менеджера в обществе объясняется тем, что по отношению к собственнику он является наемным работником, эффективность труда которого определяется системой оплаты; по отношению же к основной части персонала менеджер играет роль представителя собственника, выражающего интересы последнего.

Эффективность деятельности менеджера определяется системой экономических стимулов, а также его компетентностью, степенью свободы в достижении поставленных целей.

Оплата труда менеджера должна зависеть главным образом от дохода, направляемого в фонд накопления, а также выполнения плана в том виде, в каком он доводится до организации собственником. При этом размер поступлений в фонд накопления будет определять максимум дохода менеджера, а выполнение плана – выступать в качестве условия получения суммы, превышающей гарантированный минимум. Очевидно, что интересы менеджера и наемного персонала находятся в противоречии, поскольку рост дохода менеджера зависит от снижения материальных затрат и затрат на оплату труда. Разрешить это противоречие можно двумя путями: административной регламентацией доли дохода, направляемой в фонд оплаты труда; заключением соглашения между менеджером и коллективом на основе баланса интересов.

Практическая деятельность современного менеджера должна базироваться на общесистемных и организационных принципах управления:

• наличие ясной цели деятельности;

• распределение работ в соответствии с целью деятельности;

• авторитетное и компетентное руководство;

• единство руководства и распорядительства;

• четкая регламентация порядка работы;

• делегирование полномочий;

• жесткая внутренняя дисциплина;

• централизация и внутренняя иерархия;

• нормальные условия работы.

Существенные отличия между менеджером и предпринимателем можно установить, рассматривая особенности малого бизнеса, в котором работают в основном предприниматели.

2.1.3. Обеспечение финансовыми ресурсами

Финансовые ресурсы организации. Финансовое планирование организации. Финансовые ресурсы организации – это фонды денежных средств, находящихся в распоряжении организации, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

Чистый доход в составе совокупного общественного продукта является основным источником формирования финансовых ресурсов. Исходя из распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта, создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Действительно, часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального производства, что является основой для создания децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении организации, т. е. формируются на микроуровне. Эти финансовые ресурсы используются на затраты по расширению производства. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов денежные фонды направляются на новые капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технического прогресса, проведение мероприятий по охране природы и т. д. Осуществление этих затрат позволяет обеспечить денежными средствами воспроизводственный процесс элементов общественного труда и их расширенного воспроизводства.

Одновременно децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого дохода, являются также источником расширенного воспроизводства второго элемента совокупного общественного продукта – стоимости рабочей силы. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на обеспечение социального обустройства работников, дополнительное материальное стимулирование и т. п.

Второй по величине источник формирования децентрализованных финансовых ресурсов – амортизационные отчисления. С учетом долговременного характера замещения изношенных основных фондов амортизационные отчисления, в отличие от других элементов финансовых ресурсов, выполняют в большей мере функции восполнения. Замещение изношенных основных фондов осуществляется на принципиально новой технологической основе. Амортизационный фонд выступает уже не как источник простого воспроизводства, поскольку простое замещение на прежней технологической основе не имеет смысла. Эти денежные ресурсы вместе с частью чистого дохода направляются на расширенное воспроизводство: на новое строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию действующих основных фондов, приобретение более производительного оборудования и современных технологий. В результате долговременного характера замещения основных фондов происходит отрыв между первоначальной стоимостью основных фондов, обеспечивающих воспроизводство, и их материально-вещественным содержанием. Амортизационный фонд становится самостоятельным целевым источником финансирования капитальных вложений на расширенной основе.

Источниками формирования финансовых ресурсов являются также экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, прирост устойчивых пассивов, выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества и др.

В формировании децентрализованных финансовых ресурсов участвуют заемные и привлеченные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, операций с другими ценными бумагами и др.).

Осуществление перечисленных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами процесс расширенного воспроизводства на микроуровне. Такой порядок воспроизводственного процесса является объективным и независимым от форм собственности. В условиях рыночных отношений пропорции распределения финансовых ресурсов должны определять сами хозяйствующие субъекты.

Другая часть чистого дохода в соответствии с сущностью финансов является основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов, которые выступают основой финансового обеспечения общегосударственных потребностей, отражающих макроэкономический уровень. Если финансовые ресурсы являются главной формой обеспечения расширенного воспроизводства непосредственно хозяйствующих субъектов, то централизованные финансовые ресурсы – результат перераспределения главным образом чистого дохода через налоговые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода и его основной формы выражения – прибыли обусловливают и выражают высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Источником формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются также отчисления хозяйствующих субъектов органам государственного социального страхования имущественного и личного страхования в различные бюджетные и внебюджетные фонды (фонд социальной защиты населения, фонд занятости и др.).

Формирование как децентрализованных, так и централизованных фондов финансовых ресурсов государства является результатом расщепления и последующего распределения чистого дохода, создаваемого в сфере материального производства. Корни и истоки формирования обоих фондов едины – чистый доход, его первичное распределение и последующее перераспределение.

Таким образом, сущностные признаки финансов и границы их функционирования определены конкретной формой их выражения – финансовыми ресурсами, а их основным источником выступает чистый доход.

Важное место в системе управления финансами принадлежит финансовому планированию. Рассмотрим содержание, задачи и методы финансового планирования на организации.

Планирование было прерогативой командно-административной системы. Но это не означает, что при переходе на основы рыночного хозяйствования утрачивается потребность в планировании. В условиях рыночной экономики значительно повышается материальная ответственность руководителя организации за ее финансовое состояние.

В условиях рыночной экономики возрастает потребность в перспективном, текущем и оперативном финансовом планировании в организациях для сохранения устойчивого финансового положения и повышения их рентабельности.

Финансовое планирование необходимо для финансового обеспечения расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности производственно-хозяйственной деятельности, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость организации.

Рынок еще более требователен к качеству финансового планирования, так как при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия своей деятельности ответственность несет непосредственно организация. В случае неспособности учесть неблагоприятно складывающуюся рыночную конъюнктуру организация оказывается банкротом и подлежит ликвидации со всеми вытекающими последствиями для ее учредителей.

В условиях административной экономики финансовое планирование базировалось на директивных плановых показателях производственного и социального развития организации.

Сегодня эта база перестала существовать, поскольку организации «сверху» не получают директивных указаний. Даже сохранившийся государственный заказ утратил свое прежнее директивное значение и рассматривается организацией лишь как одна из возможных сфер реализации продукции.

В рыночных условиях финансовое планирование должно ориентироваться на конъюнктуру рынка, учитывать вероятность наступления определенных событий и одновременно вырабатывать модели поведения организации при изменении ситуации с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Финансовое планирование – это расчет объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями организаций на планируемый период. Целью финансового планирования является обеспечение производственного процесса необходимыми источниками финансирования.

Финансовое планирование позволяет решить следующие основные вопросы:

– какими денежными средствами может располагать организация;

– каковы источники их поступления;

– достаточно ли средств для выполнения намечаемых заданий;

– какая часть средств должна быть отчислена в бюджет, внебюджетные фонды, банкам и другим кредиторам;

– какова потребность в инвестициях и в привлеченных средствах;

– как должна распределяться прибыль организации;

– как соблюдаются интересы кредиторов и других инвесторов;

– как обеспечивается реальная сбалансированность планируемых расходов и доходов организации на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

При этом должен осуществляться контроль рублем за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации.

При финансовом планировании применяется балансовый метод.

Сущность балансового метода состоит в том, что не только балансируются итоговые показатели доходов и расходов, но и каждая статья расходов покрывается конкретными источниками доходов. При этом используются различные способы финансового планирования:

• нормативный;

• расчетно-аналитический;

• оптимизация плановых решений;

• экономико-математическое моделирование. Различают нижеследующие способы.

При нормативном способе на основе установленных финансовых норм и технико-экономических нормативов рассчитываются потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источники. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифов, сборов и взносов, нормы амортизационных отчислений, нормы оборотных средств. Нормы и нормативы бывают отраслевые, региональные и индивидуальные.

При расчетно-аналитическом способе финансового планирования плановые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей, принимаемых за базу, индексов их изменения в плановом периоде.

При способе оптимизации плановых решений разработаны варианты плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При оптимизации плановых решений могут применяться разные критерии выбора:

• максимум прибыли (дохода) на денежную единицу вложения капитала;

• максимум сохранности финансовых ресурсов, т. е. минимум финансовых потерь;

• минимум текущих затрат;

• минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;

• максимум полученной прибыли.

Переход к рынку сказывается на методах и способах финансового планирования.

Финансовое планирование требует широкого использования экономико-математического моделирования наряду с ранее применявшимися способами расчетов финансовых показателей.

Экономико-математическое моделирование позволяет найти количественное выражение связей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков). Моделирование может строиться по функциональной и корреляционной связи. Экономико-математическое моделирование позволяет перейти в планировании от средних величин к оптимальным вариантам.

Повышение уровня научно обоснованного планирования требует разработки нескольких вариантов планов исходя из различных условий и путей развития организации с последующим отбором оптимального варианта финансового плана.

Активизация инвестиционной деятельности. Стратегическая цель инвестиционной политики состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Приоритетом инвестиционной политики должно стать привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности. Реализация таких проектов будет осуществляться с государственной поддержкой в установленных законодательством формах.

С учетом инвестиционной политики государства, ориентированной на внутренние финансовые ресурсы, особое внимание будет уделено организации бизнес-планирования на уровне субъектов хозяйствования, повышению качества разработки и оценки бизнес-планов, подготовке специалистов в этой сфере. Это позволит вовлечь субъекты хозяйствования республики в единый инвестиционный процесс, даст возможность выявить дополнительные внутренние резервы коммерческих организаций, повысит результативность использования собственных средств и привлекаемых кредитов банков на цели инвестирования.

В целом инвестиционная деятельность будет осуществляться на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь и в соответствии с государственными инвестиционными программами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого бизнеса, а также программами, реализуемыми в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Финансово-кредитное обеспечение предпринимательства. Типы финансирования организации. Имеются следующие типы финансирования производственной и коммерческой деятельности организаций:

• самофинансирование – покрытие текущих и долговременных затрат, связанных с расширенным воспроизводством и формированием общественных фондов потребления за счет собственных средств организаций;

• банковское и коммерческое кредитование – включает краткосрочное и долгосрочное. Краткосрочное кредитование дает возможность организациям пополнить оборотные средства, используемые ими для создания необходимых запасов сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, запасных частей и т. д. Долгосрочное кредитование используется для долговременной инвестиционной деятельности;

• акционирование – в условиях рынка имеет большое значение для развития организаций: акционерный капитал высвобождает из оборота вложенные ранее государственные средства.

Бюджетное финансирование применяется в основном для структурной перестройки отраслей народного хозяйства и решения социально значимых программ.

В последнее время все шире используются неденежные типы финансирования – факторинг, франчайзинг, траст, лизинг.

Факторинг – разновидность торгово-комиссионной операции, которая сочетается с кредитованием оборотного капитала клиента, оплатой неоплаченных требований, возникающих между хозяйственными субъектами в процессе реализации товаров (услуг). Это универсальная система финансового обслуживания, которая включает следующие виды: информационное, юридическое, бухгалтерское, сбытовое, финансовое обслуживание. Клиент сохраняет практически лишь производственные функции.

Классический факторинг предполагает наличие коммерческого кредита, предоставляемого в товарной форме покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары, или применение расчетно-кредитных отношений между продавцом и покупателем в форме открытого счета (продавец отгружает товар покупателю, направляет в его адрес товарораспределительные документы, относя сумму задолженности в дебет счета, открытого им на имя покупателя). В этих условиях отношения между продавцом и покупателем являются рискованными для одной или обеих сторон. Этот риск берет на себя факторинговая компания.

Факторинговые услуги оказываются для своевременного инкассирования долгов, минимизации потерь от просрочки платежа, страхуют от появления безнадежных долгов, оказания помощи организациям в управлении кредитом, создания условий для производственно-хозяйственной деятельности и т. д. Факторинговая компания становится собственником неоплаченных платежей, берет на себя риск их доплаты. В соответствии с договором она обязуется оплачивать суммы переуступленных ей платежей. Это не зависит от оплаты своих долгов контрагентами поставщика. Поэтому поставщик знает точную дату оплаты своих платежей и может планировать совершение своих сделок.

Применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних организаций, которые имеют перспективы увеличения объемов производства и сталкиваются с проблемой нехватки денежных средств (временно) в связи с непогашением долгов дебиторами, недостаточным уровнем прибыли и трудностями, связанными с производственной деятельностью. Факторинг ускоряет оборачиваемость средств в расчетах, что особенно важно для таких организаций. В финансовом отношении авансирование факторинговой компанией клиента не уменьшает его кредитоспособность, так как не создает для него нового пассива. Клиент, пользующийся услугами факторинговой компании, имеет возможность отказаться от собственного штата служащих, выполняющих те же функции. В связи с этим возникает экономия средств, которая в сочетании с выгодами от кредитования компенсирует достаточно высокую стоимость обслуживания.

Франчайзинг – порядок распределения и реализации продукции (работ, услуг), при котором организация любой формы собственности функционирует под торговой маркой и с поддержкой головной организации, продающей права на реализацию своей продукции. Эта организация (франчайзер) обеспечивает постоянный контроль за работой субъектов хозяйствования для достижения последними оптимальной эффективности, проводит обучение их кадров. Организациям обеспечивается защита их прав действовать на данной территории, и при этом никакая другая организация в системе данной франчайзы не получает права работать на этой территории. Франчайзинг имеет следующие недостатки: значительный первоначальный капитал; ограничение территории, закрепленной за организацией-франчайзером; запрет на продажу товаров (работ, услуг), не оговоренных в контракте; отчисления средств на рекламу по усмотрению франчайзера независимо от того, выгодно это или нет; постоянная выплата фиксированных текущих платежей и отчислений от прибыли франчайзеру.

Преимущества франчайзинга: организации, заключившие контракт (договор) с франчайзером в сфере услуг, имеют больший доход на вложенный капитал, чем организации, производящие продукцию; минимальные средства при создании организации в рамках франчайзинга приносят больший доход на вложенный капитал. В основном это реализуется на первом году работы, так как необходимость в начальных затратах уже пропала; есть вероятность получения более высокой прибыли, чем у организации вне франчайзинга.

Траст – определенное имущество, переданное банку под контроль и управление на специально оговоренных условиях.

Трастовые услуги в сфере банковской деятельности и финансовых компаний – это доверительные отношения между сторонами, одна из которых берет на себя ответственность за распоряжение собственностью (имуществом, деньгами и иными правами) другой в пользу кого-либо. Трастовые операции делятся на три категории:

• персональные трастовые услуги (для физических лиц);

• институционные трастовые услуги, которые оказываются на основании договора: между эмитентом долгосрочных долговых обязательств (залогодателем) и юридическим лицом, управляющим этими обязательствами (залогом); между компанией или юридическим лицом (собственником) и трастовой компанией, которая предлагает квалифицированные услуги по управлению этой собственностью;

• услуги типа «мастер-траст» – квалифицированные услуги по управлению собственностью компаний путем управления общим счетом доверителей с целью максимизации дохода последних.

Лизинг – отношения между юридическими лицами по поводу передачи в аренду средств труда, финансирования, приобретения движимого и недвижимого имущества на определенный срок. Объектом лизинга является любое движимое (машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная и другая техника и т. д.) и недвижимое (здания, сооружения и т. д.) имущество, относящееся к основным фондам (капиталу), являющееся предметом купли-продажи.

Субъекты лизинга – это лизингодатель и лизингополучатель (пользователь). Лизингодатель – субъект хозяйствования, собственник объекта лизинга, представляющий данный объект в аренду. Лизингополучатель договаривается с лизингодателем об аренде и наделяется правом владения, пользования и распоряжения объектом лизинга в пределах, установленных договором лизинга.

Виды лизинга зависят от периодов эксплуатации и сроков амортизации, способов приобретения, отношения к лизинговому имуществу, территории деятельности и т. д.

По перио д у эк сплу а т ации и срок ам амортизации имуще ств а лизинг подразделяется на оперативный и финансовый.

Оперативный лизинг – переуступка имущества на срок, меньший, чем срок его полной амортизации. Финансовый лизинг – переуступка имущества на срок полной амортизации или близкий к периоду его амортизации.

По способам приобретения имущества различают прямой лизинг, лизинг производителя и возвратный лизинг. Прямой лизинг – приобретение лизингодателем у производителя в собственность имущества для сдачи его пользователю в аренду. Лизинговая компания в этом случае покупает машины, оборудование и другие средства труда у организации-производителя за счет собственных средств. Лизинг производителя – лизингодатель осуществляет финансирование производителя, выполняющего две функции – продавца объекта лизинга и лизингополучателя с правом сублизинга. Возвратный лизинг – продажа организацией части его собственного имущества лизинговой компании и в то же время подписание контракта об его аренде. Это дает возможность организации получить денежные средства за счет продажи основных средств труда, не прекращая их эксплуатацию.

По отношению к лизинговому имуществу выделяют чистый, полный, срочный, возобновляемый лизинг. Чистый лизинг появляется тогда, когда дополнительные расходы по техобслуживанию объекта лизинга берет на себя пользователь; полный лизинг – если техническое обслуживание объекта производит лизингодатель; срочный лизинг – предполагает одноразовое финансирование лизинговой сделки; возобновляемый (револьверный) лизинг предполагает вторичное финансирование.

По территории деятельности лизинг бывает внутренний, международный и смешанный. Внутренний лизинг осуществляется, если субъекты лизинга находятся на территории одного государства. Международный лизинг – когда договор аренды составляется между субъектами лизинга, находящимися в разных странах. Если лизинговая компания приобретает средства труда у национальной фирмы-изготовителя и предоставляет их иностранному пользователю, то такой лизинг будет экспортным. Если производитель находится на территории иностранного государства, а лизингодатель находится в данном государстве и берет объект в лизинг, то такой лизинг будет импортным. Международный транзитный лизинг – когда составляется договор аренды, при котором все субъекты лизинга (производитель, лизингодатель и пользователь) находятся на территории различных государств.

Методы и показатели оценки успеха предпринимательства. В предпринимательстве существует два метода оценки эффективности деятельности: метод прямого счета; аналитический метод. Суть мет о да прямого счета состоит в том, что прибыль исчисляется по каждому изделию (группам однородных изделий). Затем прибыль суммируется в целом по организации. Аналитический метод применяется на производстве с широким ассортиментом выпускаемой продукции и в качестве проверочного в дополнение к прямому. При этом прибыль рассчитывается на основании показателя базовой рентабельности или затрат на рубль готовой продукции.

При оценке успеха предпринимательства используют показатели ликвидности организации.

Среди основных условий ликвидности следует выделить:

• спрос на финансовые ресурсы;

• предложение финансовых ресурсов;

• стабильный рост цен на ценные бумаги;

• надежное финансовое состояние организации;

• формирование заказов на производимую продукцию;

• широкий рынок сбыта производимой продукции.

Ликвидность считается тем выше, чем больше активов превращается в денежную наличность. Расчет ликвидности заключается в сопоставлении ликвидных активов с определенными пассивами. Устанавливается, достаточно ли ликвидных средств для покрытия наступивших краткосрочных обязательств по заемному капиталу.

Показатели ликвидности предназначены прежде всего для выявления риска инвестора.

Условия ликвидности. В отечественной системе анализ ликвидности ведется по трем нижеследующим коэффициентам.

Абсолютный коэффициент ликвидности (Ка.л) – рассчитывается соотношением быстроликвидных средств к краткосрочной задолженности. К быстроликвидным относятся денежные средства в кассе и на счетах в банке, ценные бумаги, оплачиваемые при предъявлении в кредитные учреждения. Наиболее приемлемая величина Ка.л должна составлять 0,5.

Уточненный (промежуточный) коэффициент ликвидности (Кп.л) – рассчитывается как отношение легкореализуемых средств (к денежным средствам и ценным бумагам добавляется дебиторская задолженность) к той же сумме краткосрочной задолженности. Величина Кп.л показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.

Общий коэффициент ликвидности (коэффициент покрытия) (Ко.л) – рассчитывается отношением всех оборотных (текущих) активов к краткосрочным обязательствам. Данный показатель позволяет установить, в какой кратности оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства, и тем самым показывает способность организации быстро погасить свои долги. Основанием для признания организации неплатежеспособной является значение коэффициента общей ликвидности на конец отчетного периода менее 2.

Для более полной характеристики ликвидности организации недостаточно приведенных показателей. Могут быть использованы другие критерии, которые позволяют оценить характер ликвидности организации и которые необходимы при составлении плана ликвидности:

• отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам;

• критерий оборачиваемости дебиторской задолженности;

• величина оборотного капитала, который необходимо иметь, если у организации нет возможности получать кредит в удобное для нее время; оборотный капитал должен быть связан с другими статьями финансовой отчетности, такими как оборот и общая сумма активов;

• отношение оборотного капитала к чистой прибыли организации;

• отношение оборотного капитала к общей задолженности;

• отношение наличности и легкореализуемых ценных бумаг к краткосрочной задолженности; этот показатель позволяет определить, какое количество денег можно получить немедленно для погашения краткосрочной задолженности;

• отношение стоимости реализованной продукции, налогов и определенных расходов к средним текущим активам; этот показатель позволяет определить, достаточно ли текущих активов, чтобы покрыть увеличивающиеся расходы;

• отношение наиболее высоколиквидных (наличность + дебиторская задолженность + легкореализуемые ценные бумаги) активов к годовому расходу наличности; этот показатель отражает возможность финансирования расходов за счет высоколиквидных активов;

• отношение объема продаж к счетам кредиторов – показывает, можно ли частично финансировать организацию без дополнительных расходов;

• отношение чистой прибыли к объему продаж; уменьшение доли прибыли означает возможные убытки;

• отношение стоимости основных фондов и краткосрочной задолженности к средне- и долгосрочной задолженности; эти соотношения показывают, каков риск финансовой деятельности организации, так как финансирование приобретения основных средств через краткосрочную задолженность может вызвать осложнения, ибо срок погашения кредита может наступить раньше, чем будет получена прибыль от использования основных средств;

• отношение кредиторской задолженности к среднему объему денежных продаж, помогающее определить количество дней, необходимых для погашения долгов;

• индекс ликвидности – показывает количество дней, необходимых для превращения текущих активов в наличные средства.

Основы анализа, отчетности и учета. В современных условиях существенно возрастает значимость анализа финансового состояния организации, под которым следует понимать совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Нерациональность расходования финансовых ресурсов приводит к низкой платежеспособности и, как следствие, к возможным перебоям в снабжении, производстве и реализации продукции, к невыполнению плана прибыли от реализации, к увеличению налога на недвижимость, процентов за банковский кредит, а также к уплате экономических санкций за счет прибыли (дохода), остающейся в распоряжении организации. Исходя из новых правил кредитования, учреждения банка по итогам анализа финансового состояния имеют право понижать или повышать процентные ставки за кредит, а также дифференцировать режим кредитования.

Кроме того, анализ финансового состояния является необходимым этапом для разработки плана финансового оздоровления организации и всего народного хозяйства.

Основным источником информации для анализа финансового состояния служит баланс по основной деятельности организации. Кроме баланса, в ходе анализа используются формы № 2, 3, 4, 5 годового отчета, баланс доходов и расходов (финансовый план), а также данные бухгалтерского учета и внеучетные документы.

Наиболее полные данные о финансовых результатах содержатся в отчете о прибылях и убытках формы № 2, составляемом за год. В отчете отражаются финансовые результаты от реализации продукции (товаров, работ, услуг), себестоимость реализации продукции, коммерческие, управленческие расходы, прибыль (убыток) от реализации, проценты к уплате, получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы, фактически внесенные платежи в бюджет, использование прибыли, нераспределенная прибыль и др.

Отчет о движении фондов и других средств дает представление о состоянии уставного капитала, фондов накопления, потребления, прочих фондов и т. д.

Отчет о движении денежных средств показывает наличие, поступление и движение денежных средств. Приложение к бухгалтерскому балансу содержит следующие разделы: 1. Движение заемных средств; 2. Дебиторская и кредиторская задолженность; 3. Амортизируемое имущество; 4. Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; 5. Финансовые вложения; 6. Затраты, производимые организацией; 7. Расшифровка отдельных прибылей и убытков; 8. Социальные показатели; 9. Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах; 10. Справка о платежах в бюджет и внебюджетные фонды.

Основы отчетности и учета. Отчетность – это система взаимосвязанных и обобщенных показателей о состоянии основного и оборотного капитала, об источниках его формирования, наличии денежных средств, финансовых результатах, направлениях использования доходов и т. д.

Отчетность используется для анализа хозяйственной деятельности организаций, установления причин отклонений от плана, выявления внутренних резервов производства, для определения его эффективности.

Отчетность должна быть простой, доступной, краткой, ясной, достоверной и своевременной, содержать информацию об имуществе и обязательствах организации, результатах деятельности и финансовом состоянии в отчетном периоде, сопоставимую с планом и показателями других организаций той же отрасли; иметь единые методики формирования. Она должна соответствовать реальному состоянию средств за определенный период, подтверждаться первичными документами, бухгалтерскими записями и вытекать из данных бухгалтерского учета.

При составлении годового отчета организации должны руководствоваться законом о бухгалтерском учете и отчетности, планом счетов бухгалтерского учета, указаниями о составе и порядке выполнения годового бухгалтерского отчета организаций и другими законодательными и нормативными актами.

Различают бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность.

Бухгалтерская отчетность содержит показатели производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации. Она составляется на основе первичных документов, использует данные оперативной и статистической отчетности. Принятая в Республике Беларусь система бухгалтерской отчетности в значительной степени соответствует требованиям международных стандартов, что проявляется в установлении единых форм бухгалтерской отчетности, порядка их заполнения и представления в органы государственного контроля.

Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей хозяйственной деятельности организации, измерение и обобщение которых не характерно для бухгалтерского учета, и служит для характеристики отдельных сторон деятельности организации.

Оперативная отчетность – система текущего наблюдения, управления и контроля за ходом производственных процессов и хозяйственных операций в период их проведения либо вслед за их завершением.

По периодичности представления различают периодическую (месячную, квартальную, полугодовую, по истечении 9 месяцев) и годовую отчетность. Периодическая отчетность более краткая, включает ограниченное количество показателей и форм. Годовая отчетность характеризует все стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации и результаты ее работы за год.

Годовая отчетность представляет полную информацию об оценке эффективности работы организации. Формы годовой отчетности устанавливаются Министерством финансов и регламентированы законом о бухгалтерском учете и отчетности, инструкцией о составе и порядке заполнения годового бухгалтерского отчета. К годовому отчету прилагается пояснительная записка, в которой характеризуется годовая деятельность организации по сравнению с предыдущим годом.

Отчетность бывает первичной и сводной. Первичные отчеты составляются по данным оперативного учета. Сводная отчетность составляется статистическими органами путем обработки первичной отчетности организаций.

2.2. Информационное обеспечение

Информация играет важную роль в предпринимательской деятельности. К информационному обеспечению можно предъявить три основных требования:

• достоверность;

• своевременность;

• краткость, лаконичность, полнота.

Особая роль в повышении эффективности управления экономикой в прогнозируемом периоде будет отведена применению новых информационных технологий. Одной из важнейших задач в этой области должно стать формирование единой национальной информационной сети, объединяющей локальные сети государственных органов всех уровней и звеньев.

Технические средства – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процесса производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

Основная часть работы в бизнесе – обработка информации. Статистические данные свидетельствуют, что в сфере бизнеса ежегодно обрабатывается около 400 млрд документов, и это число каждый год возрастает на 72 млрд. Компьютеры и средства телекоммуникаций позволяют хранить и обрабатывать миллиарды знаков (букв и цифр) в одном блоке компьютерной памяти и перемещать поток информации со скоростью в несколько миллионов знаков в секунду.

Компьютеризация общества в целом и делового мира в частности проходила в три этапа. Первые ЭВМ были громоздкими централизованными установками, обслуживали их специалисты, которые обрабатывали колоссальные массивы пакетной информации: платежные ведомости, инвентарные описи, списки подписчиков, платежные счета и т. п. Начало второго этапа в конце 70-х гг. прошлого века связано с появлением автономных процессоров по обработке текстов и микропроцессоров по обработке информации. Проведенные многочисленные исследования показали, что процент организаций, использующих микрокомпьютеры, достиг отметки около 90 % и продолжает стремительно расти. Для третьего этапа, который недавно начался, характерно объединение микро-, мини- и универсальных компьютеров в единую сеть. Это дает возможность электронным путем передавать информацию как в соседнее здание, так и на другой край света, и стоимость этого процесса намного меньше стоимости производства и почтовой пересылки бумажных носителей информации. Более того, такая глобальная информационная сеть связывает компьютеры с печатающими устройствами, обеспечивает высокую скорость межкомпьютерной передачи информации через микроволновые и волоконно-оптические линии связи, позволяет с помощью модемов соединять ЭВМ и отдаленные базы данных.

Техническое переоснащение увеличило потребность в информационном обслуживании, тем самым создав большое число новых рабочих мест. За последние годы уровень занятости специалистов по обслуживанию технических и руководящих работников повысился на 40 %, а конторских служащих – почти на 30 %. Из вышеизложенного видно, что бизнес сейчас переживает третью стадию внедрения технических средств.

Персональные компьютеры. Персональные компьютеры и мини-ЭВМ (notebook) – это средства, способные принимать данные в предписанном виде, обрабатывать их и выдавать результаты в заданном формате как информацию или сигналы, управляющие работой следующего компьютера или следующего процесса обработки данных. Следствием результатов использования компьютеров в бизнесе явилось то, что канцелярскую работу теперь необязательно выполнять в самих офисах. Теперь значительное число предпринимателей работают по принципу «телекомп». Находясь дома, они подключают свои компьютеры через телефонные модемы к универсальным ЭВМ своих компаний или агентств. В последнее время широкое распространение получили мини-ЭВМ. Это самые компактные компьютеры, позволяющие использовать их автономно от центрального офиса компании. Notebook нашли широкое применение у мобильных пользователей, т. е. у людей, которые часто бывают в поездках. Имея при себе легкий и компактный компьютер, они могут в любой момент, находясь, например, в самолете, машине, гостинице, установить связь со своим офисом и получить самую последнюю и необходимую на данный момент информацию.

Конец ознакомительного фрагмента.