Глава 7
Фабрики и заводы России – россиянам
Подавляющее большинство россиян считают приватизацию государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации с начала 1990-х нелегитимной или попросту грабительской и воровской и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов.
Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация явилась ключевой причиной неконкурентной инерционной модели экспортно-сырьевой модели социально-экономического развития, а также источником массовой нищеты и наиболее масштабной демографической катастрофы.
В целом, с точки зрения строительства инновационного социально-ориентированного государства и экономики знаний, приватизация государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы нанесла серьезный ущерб безопасному развитию страны.
В докладе Счётной палаты России «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы» отмечается, что «в результате проведения залоговых аукционов отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер», см. статью 170-й Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 31 августа 1995 г. N 889 «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» нарушил действующее законодательство, так как в функции президента не входило распределение федеральной собственности.
В результате подобных действий, в собственность ряда коммерческих банков (как «Империал», «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Менатеп»), где правительство разместило временно свободные денежные средства, перешли государственные пакеты акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть», «Лукойл», АО «Нафта-Москва», «Сиданко» (теперь ТНК-BP), АО «Мечел», «Сургутнефтегаз», «Новолипецкий металлургический комбинат» и др.).
Придуманные «инноватором» Потаниным (в бытность ельцинским вице-премьером) залоговые аукционы обратили в прах попытку внедрения общенародной собственности в форме ваучерной приватизации, начав цикл массового обнищания населения. Благодаря залоговым аукционам, в частные руки перешли 12 пакетов акций крупнейших компаний за символическую сумму в $650 млн. Народ лишился таких стратегических активов, как ЮКОС, «Сибнефть», «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и Новолипецкий металлургический комбинат.
А тот факт, что «Норильский Никель» был «получен» за государственный же кредит всего за $170,1 млн., говорит о том, что скупка госсобственности была произведена по недопустимо заниженной цене, что свидетельствует о мошенническом преступлении. На момент приватизации «Норникель» приносил годовую прибыль в размере 1,5 миллиардов долларов США и рентабельность производства составляла более 70 %.
По результатам проверки в конце 1995 г, Счётная палата направляла информационные письма в адрес председателя правительства, председателя Госкомимущества, председателей Совета Федерации и Государственной думы, Генерального прокурора и министра юстиции, где говорилось о неэффективности аукционов и необходимости отказа от приторных сделок, осуществлённых группой руководителей коммерческих банков по предварительному сговору с заинтересованными чиновниками Правительства РФ с целью фактически бесплатного отчуждения у Российского государства федеральной собственности в форме контрольных пакетов акций лучших предприятий страны стоимостью примерно 40 млрд. долларов США.
Один из выгодоприобретателей, Роман Абрамович, в Высоком суде Лондона под присягой заявил, что фактически залоговый аукцион по приватизации «Сибнефти» (нынешняя «Газпром-Нефть») носил фиктивный характер.
Та же купля-продажа 45% акций нефтяной компании ЮКОС от 8 декабря 1995 года и конца 1996 года являлась прямой продажей замаскированной под залоговый аукцион.
Одним из результатов незаконных залоговых аукционов 1995–1997 гг. и стало решение Третейского суда в Гааге, в соответствии с которым Российская Федерация обязана была выплатить бывшим акционерам ОАО «НК ЮКОС» 50 миллиардов долларов США в качестве возмещения ущерба до 15 января 2015 года, в противном случае на сумму задолженности будут начисляться проценты, около 1,9 % годовых, и арест зарубежных госактивов РФ. Только в силу очевидного криминального характера приобретения госсобственности удалось оспорить решение международного арбитражного суда в Гааге.
Стоимость только наиболее дорогих и стратегически значимых шести аукционов в 1995 г. была умышленно занижена в 20 раз и составила лишь 1 867 млн долларов, тогда как через 1,5 года акции этих предприятий на свободном рынке были уже около 40 млрд долларов США.
Криминальная приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации с начала 1990-х годов заложила нелегитимную основу коррупционной чиновно-олигархической, технологически-отсталой системы бездарной бюрократии и политической автократии и сырьевой экономики.
В целом, с точки зрения уголовного права имело место хищение федеральной собственности путём преступного сговора в форме мошенничества в небывало крупных размерах, вызвавшего массовое обнищание населения и эффект "демографической смерти" нации.
Решение
Принятие федерального закона «О социальном государстве, инновационной народной экономике и приватизированной государственной собственности за период 1993-2003 гг.»
Принятие президентского Указа «О социальном государстве, инновационной народной экономике и приватизированной государственной собственности за период 1993-2003 гг.»
Пересмотр программы приватизации на 2014-16 годы, по которой приватизации (полной или частичной) подлежат госпакеты акций в 514 ФГУПах и 436 акционерных обществах, в пользу общенародной национализации.
Практический результат
Создание высоко-конкурентного инновационного социально-ориентированного рынка, развитой народной экономики, современного гражданского общества и передового социального государства.
Замена неэффективной политико-экономической олигархической системы, основанной на государственной коррупции и эксплуатации природных ресурсов, на современную постиндустриальную экономику, стимулирующую устойчивое развитие России и инновационный малый бизнес.
Устранение социального неравенства по собственности и доходам.
Восстановление законности и социальной справедливости и социального государства с инновационным государственным управлением.