Глава 5
Безработица, бедность и неравенство в России
Безработица, бедность, нищета и социальное неравенство в России неуклонно растут из года в год.
Инфляция, обнищание населения, безработица, глубокое социально-экономическое расслоение, разрыв доходов и качества жизни богатых и бедных, духовно-нравственный упадок общества, все усугубляемое повсеместной коррупцией и социально безответственным бизнесом – основные риски для национальной безопасности и угрозы для устойчивого развития страны.
Россия имеет одно из беднейших населений в мире, МРОТ 5965 рублей, с минимальной пенсией около 6000 рублей, и новым официальным прожиточным минимум 10 017 рублей. При годовой инфляции 13%, МРОТ определен с 1 января 2016 года суммой 6024 рублей, с индексацией на 4% (ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 № 376-ФЗ).
Тогда как размер только официальной ежемесячной заработной платы назначенцев и народных избранников, федеральных министров, сенаторов и депутатов Госдумы, достигает 450 тыс. рублей и выше на фоне средней зарплаты по стране не превышающей 30-32 тыс. рублей, хотя большая часть населения зарабатывает значительно меньше этого.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев «обрадовал» страну небывалой щедростью перед выборами в Госдуму: с 1 июля 2016 года в России будет повышен МРОТ до 7,5 тысяч рублей. Разница с уровнем прожиточного минимума по-прежнему остается, и будет возрастать из-за резкой дефляции рубля, роста цен и инфляции.
В России в настоящее время свыше 39 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, а к концу 2020 численность пенсионеров возрастет до 43,3 млн. чел., что приближается к половине трудового населения.
В то же время, Россия – богатейшая ресурсами страна, как человеческими, так и природными ресурсами и пахотными землями. Одной пахотной земли в России – 10% мира; площадь пашни в начале 1990-х гг. – больше 130 млн. га, сегодня – больше 110 млн. га. 20 – 30 миллионов га пахотной земли за четверть века заросло или приватизировано для спекулятивных целей.
При этом за год было экспортировано стратегических природных ресурсов на 20 триллионов рублей, из которых только 8 триллионов попали в бюджет.
В России только официально 4,2 миллиона безработных, 5,5 процента населения по данным МОТ.
По данным «Роструда» и «Росстата», по состоянию на апрель-май 2015 г., всего не имели официального трудоустройства 25,5% экономически активного населения России (19,4 млн. из 76,1 млн. человек), в том числе 4,4 млн человек безработных и 15,0 млн человек в теневой занятости.
Помимо этого, около 17,8 млн. человек, находящихся в трудоспособном возрасте, но не работающих (экономически неактивное население). Само пособие по безработице не меняется с 2009 года и может колебаться от минимального размера – 850 рублей, до максимального размера пособия – 4900 рублей в месяц (Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1382), выплачиваемого общим сроком до 18 месяцев.
В большой степени подвержены безработице сельское население, молодежь и женщины, ряд регионов, как северокавказские республики, а также производственный, инженерный и научно-технический персонал. Особенно важным фактором в структурной безработице является высокая молодежная безработица в инженерно-техническом производственном секторе экономики и узкая сфера высококвалифицированного труда с достойным уровнем оплаты.
Владельцы промышленных предприятий, вместо капитальной модернизации производств, увеличивают производительность и прибыль только за счет повышения нагрузки на персонал, сокращения персонала, снижения зарплат и найма теневых работников и низкооплачиваемых иностранных трудовых мигрантов.
В итоге, 73% работников российских промышленных предприятий получают зарплату ниже средней зарплаты по России. Рост вакансий происходит в основном среди низко– и среднеквалифицированных работников, в технологически отсталых сегментах экономики, где низкая привлекательность труда и низкий уровень оплаты.
Молодежная безработица, связанная с такими низкими зарплатами в России и, соответственно, с непривлекательностью инженерных и рабочих специальностей, вызвала деформацию в российском высшем и среднем профессиональном образовании. Большинство выпускаемых ВУЗами молодых специалистов – это предприниматели, юристы, экономисты и гуманитарии, управленцы, психологи, переводчики и т.п., здесь же ряд высокооплачиваемых медицинских специальностей и «нефтегазовый сектор».
В целом, структура занятости в России сегодня не соответствует будущим перспективам высокотехнологичного общества: в промышленности, энергетике, транспорте или в строительстве (29%), в "бюджетных" сферах (образование, медицина, наука и культура) – 19%, в торговле, сфере услуг и ЖКХ – 14%, на селе (6%), в армии или силовых структурах – 5%, в сфере государственного или муниципального управления – 4%, в сфере финансов, кредита, страхования – 3%, в сфере высоких IT-технологий – 2%.
Официально не работают 16% экономически активного населения, неофициально, в разы больше. При этом наличие работы не гарантирует российским гражданам спасение от бедности. 22,9 миллиона из 146 миллионов жителей России формально признаны правительством РФ живущими за чертой бедности.
Дополнительно, положение в сфере охраны труда остается тяжелым: неблагоприятные условия труда, производственный травматизм и профзаболевания ухудшают и без того сложную демографическую ситуацию в стране и приводят к серьезным экономическим потерям.
Российская Федерация не выполняет ратифицированную Пересмотренную Европейскую Социальную Хартию (ETS N 163), признав обязательными для себя из положений части II Хартии статьи 1,3, 5-11, 14, 16, 17, 20-22, 24, 27-29 полностью, 2, 4, 12, 15, 18, 19 частично (всего 68 пунктов). Все эти пункты устанавливают социальные гарантии повышения уровня жизни граждан, условий труда и уровня оплаты; права и принципы в области защиты труда; социальной защиты всего населения и общей защиты вне трудовой сферы (см. Приложения 4-6) для становления социального государства и укрепление социальной безопасности РФ.
Очевидно, что именно коррупционная чиновно-олигархической система государственного управления и является одной из главных причин структурной безработицы, трудовой бедности и массового обнищания населения.
По мнению экспертов, более 70% российских производственных активов может принадлежать фирмам, зарегистрированным в офшорах, в то время как в США и Евросоюзе не более 10%. Через офшоры частные и государственные корпорации РФ уводят от налогообложения от 2/5 до 4/5 реальных доходов, создавая условия для процветания коррупции и казнокрадства, а также безработицы и бедности в Российской Федерации.
Сегодня официально свыше 1 трлн. долларов являются зарубежными активами частного сектора, где есть немало чиновников-коррупционеров всех мастей и уровней. Сами обязательства перед зарубежными кредиторами уже превышают 1,5 трлн. долларов. Очень высока вероятность, что львиная доля этих активов будет заморожена в рамках санкционной политики Европы и США, если своевременно не репатриировать зарубежные российские капиталы для масштабных инвестиций в общенациональные мега проекты.
Для обеспечения национальной безопасности и разумного социально-ориентированного развития России необходимо осуществить смену формы собственности стратегических учреждений и госкорпораций, таких как Роснефть, РЖД, Газпром, Сбербанк, Роскосмос, и др., для получения ими статуса общенародных организаций и социальных предприятий.
Решение
Создание рабочих мест за счет реализации национальных инновационных социально-технологических проектов от Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в области устойчивого развития территорий, создания новой умной зеленой экономики и модернизации национального инфраструктурного комплекса (информационная, транспортная, производственная, социальная, экологическая и оборонная инфраструктура). При сохранении темпов падения стоимости нефти на международном рынке и при деградации экономики государства, Фонд национального благосостояния России будет полностью исчерпан уже в ближайшие 2-3 года. Планируемые траты порядка 864,4 миллиардов рублей из менее чем 5 триллионов рублей на развитие инфраструктурных проектов для реконструкции сырьевой экономики государства следует запретить.
Провести трансформацию крупнейших государственных корпораций (Газпром, Роснефть, Сбербанк, Роскосмос, Русгидро и др.) в общенациональные компании.
Передача каждому россиянину право на безвозмездное получение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Распределять рентные доходы от экспорта природных ресурсов и добычи углеводородов между гражданами РФ. Новая формулировка Статьи 1.2. Собственность на недра Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 г. № 2395-1, «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются общенародной собственностью».
Практический результат
Общенародная национализация стратегических государственных корпораций (ГК) и федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) окончательно покончит с коррупцией, расхищением бюджета и бегством капитала, как финансового, человеческого и природного, и остановит развал Российской Федерации, открыв все возможности для глобального лидерства.
Россия перейдет к строительству нового социально-технологического уклада 21 века и станет первым в мире социальным государством, как и прописано в Конституции РФ.
https://www.roi.ru/poll/?author=502061