Вы здесь

Продовольственная безопасность региона. Глава 1. Продовольственная безопасность региона: сущность и состав (А. Н. Анищенко, 2014)

Глава 1. Продовольственная безопасность региона: сущность и состав

1.1. Понятие продовольственной безопасности

На современном этапе развития общества обеспечение продовольственной безопасности территории приобретает все большую актуальность, становясь одной из ключевых проблем глобального характера. Ее решение является важным условием создания атмосферы стабильности и благополучия как в мире в целом, так и в каждой отдельной стране.

Несмотря на то, что изучению продовольственной безопасности и различным аспектам благосостояния населения уделено достаточно внимания в экономической науке, приходится констатировать, что многие нюансы этой проблемы до сих пор остаются дискуссионными.

В отношении термина «продовольственная безопасность» необходимо отметить, что впервые он был введен в практику в 1974 г. на состоявшейся в Риме Всемирной конференции по проблемам продовольствия, организованной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) после резкого роста мировых цен на зерно. Однако сущность данной категории была определена спустя 20 лет. В Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности (13.11.1996 г.) подчеркивается, что продовольственная безопасность – это состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны[1].

В России разработку проблемы продовольственного обеспечения начали осуществлять в начале XX в. Н. Кондратьев, А. Чаянов, Н. Бухарин и др. В 60-х гг. прошлого столетия взаимосвязь потребления с производством, установление оптимальных пропорций между производством и потреблением исследовались в работах В. Ф. Майера, В. М. Рутгайзера, В. Н. Сергиевского, И. С. Шевцова. Кроме того, в период 1994–1997 гг. вышел ряд научных публикаций по проблеме продовольственной безопасности России, среди которых следует выделить работы Е. Н. Борисенко, В. В. Милосердова, Ю. С. Хромова и др. [7, 31, 32, 88].

Существенный вклад в решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности внесли такие ученые, как А. И. Алтухов, Д. Ф. Вермель, Р. Р. Гумеров, В. В. Милосердов, И. Г. Ушачев и др. [1, 2, 10, 14, 15, 31, 32, 84, 85].

Во второй половине 90-х годов ХХ века термин «продовольственная безопасность» стал широко использоваться как в официальных документах, так и в научной литературе. Анализ источников по исследуемой проблеме позволяет утверждать, что до настоящего времени в России так и не сложилось четкого научно обоснованного и нормативно закрепленного представления о данной категории (табл. 1.1).


Таблица 1.1. Определение термина «продовольственная безопасность» в нормативно-правовых документах


Следует заметить, что в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 и «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12.05.2009 г. № 537 используются разные подходы к основным направлениям обеспечения продовольственной безопасности.

Так, в результате анализа данных документов можно сделать вывод, что в Стратегии национальной безопасности «продовольственная безопасность» является более узким понятием, чем «национальная безопасность», и соотносится с ним как «род – вид». В упомянутом Указе Президента РФ наиболее важным является то, что в нем впервые закреплены все основные термины, используемые применительно к рассматриваемой теме. Безусловно, многие из этих терминов будут вызывать оживленные дискуссии среди ученых и практиков. В данном Указе закреплены и другие ключевые категории, такие как «показатель продовольственной безопасности», «критерий продовольственной безопасности», «рациональные нормы потребления пищевых продуктов», «экономическая доступность продовольствия» и т. д.

Целесообразно рассмотреть подходы к определению категории «продовольственная безопасность» различных научных школ (табл. 1.2.)


Таблица 1.2. Толкование термина «продовольственная безопасность» научными школами


Таким образом, изучение научных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов по проблеме сущности продовольственной безопасности позволяет сделать вывод о сложности и многоаспектности этой категории.

Поэтому, на наш взгляд, под продовольственной безопасностью страны следует понимать такое состояние продовольственных ресурсов, при котором потребности в продовольствии удовлетворяются главным образом за счет отечественного производства в размерах, достаточных для нормальной жизнедеятельности населения.

Иными словами, продовольственная безопасность существует, когда все люди в любое время имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пище, чтобы удовлетворить свои диетические потребности и вкусовые предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни.

Рассматривая структуру продовольственной безопасности, можно прийти к заключению о том, что она также представляет собой многоуровневую иерархию [1, 6, 27, 28, 31, 82], в основе которой стоит субъект, решающий продовольственную проблему, и его функции (табл. 1.3).


Таблица 1.3. Уровни продовольственной безопасности


Вопросы и проблемы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности на глобальном (мировом) уровне, регулируются международными организациями и специализированными структурами (FAO – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, ВТО – Всемирная торговая организация, Комитет по продовольственной безопасности и др.). Важнейшая их функция – содействие стабилизации экономик государств в целях обеспечения необходимого уровня развития в человеческом измерении.

Аналогичные вопросы на субрегиональном уровне регулируются соответствующими органами и форумами, способствующими экономическому развитию союзов и блоков, других объединений государств, решающими задачи улучшения качественных параметров продовольственного обеспечения. Примером формирования такого рода объединений является Европейский союз.

На региональном уровне продовольственную безопасность определяют региональные соглашения по вопросам солидарного поведения в области торговли, ценообразования, стандартизации продукции, качественных параметров и др.

К субъектам национального уровня относятся правительства и органы законодательной власти. Их деятельность направлена на стабильность экономического развития, формирование государственных фондов и обеспечение баланса спроса и предложения на внутреннем продовольственном рынке. На местном уровне продовольственную безопасность должны обеспечивать субъекты территориального управления (область, муниципалитет, район) посредством снабжения продуктами, контроля за их качеством и создания условий населению для получения доходов.

Субъект, определяющий продовольственную безопасность на уровне групп населения, – социальные группы, задача которых состоит в обеспечении доходами, необходимыми для минимального потребления.

В качестве субъектов семейного уровня, обеспечивающих продовольственную безопасность, выступают домашние хозяйства, функция которых заключается в приобретении и использовании продуктов, организации сбалансированного питания.

Исходя из анализа отечественных источников по исследуемой проблеме, можно сделать вывод о недостаточности внимания, уделяемого такой категории, как «продовольственная безопасность региона».

Ряд ученых считает некорректным употребление понятия «продовольственная безопасность» в отношении регионов в силу единства продовольственного рынка страны и отсутствия барьеров в сфере перемещения продовольствия между регионами. Так, Д. Ф. Вермель [10] ведет речь не о продовольственной безопасности регионов, а о региональных особенностях обеспечения продовольственной безопасности России. Для этого все регионы России он подразделяет на две группы: ввозящие и вывозящие продовольствие. В каждой из этих групп автор выделяет ряд подгрупп регионов в зависимости от специфики природно-экономических условий и региональной специализации сельскохозяйственного производства.

Вторая точка зрения по данному вопросу является диаметрально противоположной первой. Так, А. А. Лылов считает, что «в отношении регионов необходимо рассматривать состояние продовольственной безопасности так же, как и применительно к отдельно взятой стране». Этого мнения придерживается А. И. Костяев, определяющий продовольственную безопасность как «способность системы производства, хранения, переработки, оптовой и розничной торговли обеспечивать стабильно и равномерно в течение года все категории населения соответствующих территорий продуктами питания в размерах потребления, отвечающих научно обоснованным медицинским нормам» [25, 30].

Следует отметить, что продовольственная безопасность региона формируется и функционирует на основе тех же объективных законов, что и продовольственная безопасность страны и мира в целом.

На региональном и государственном уровнях осуществляется вывоз продовольствия в другие регионы и страны. И тот, и другой уровни обеспечения продовольственной безопасности способствуют повышению качества жизни и исключают возможность возникновения локальных проявлений голода [26, 27].

Таким образом, обобщив и уточнив существующие подходы к пониманию сущности исследуемой категории, мы пришли к заключению, что под продовольственной безопасностью региона можно понимать такое состояние системы производства, хранения, переработки и торговли, которое способно бесперебойно обеспечить в течение года все категории населения соответствующих территорий качественными продуктами питания преимущественно собственного производства не ниже принятых медицинских норм.

1.2. Система показателей, характеризующих продовольственную безопасность

Уровень обеспечения продовольственной безопасности региона может быть оценен широким спектром показателей, которые условно можно разделить на следующие группы:

1. Натуральные/абсолютные (удельные – на душу населения) показатели производства (потребления) запасов по основным продуктам питания и питательным веществам. Важнейшие натуральные показатели – производство (потребление) зерна, пищевого, животного и кормового белка – характеризуют в основном текущее состояние АПК.

2. Относительные (относительный уровень потребления (производства) в целом и по отдельным видам, группам продуктов относительно оптимального базового уровня потребления (производства)). Одним из важнейших относительных показателей является продовольственная зависимость от импорта как доли импортных продуктов (за вычетом взаимозаменяемого экспорта, отнесенного к текущему уровню потребления данной категории продовольствия).

3. Технико-экономические – показатели, характеризующие экономическое состояние АПК (финансово-кредитные показатели) и состояние материальной базы АПК (посевные площади, поголовье скота, производство и наличие сельхозтехники, удобрений и др.). Они характеризуют среднесрочные тенденции продовольственной безопасности и служат основой для текущего и среднесрочного прогнозирования планирования и управления АПК.

4. Социально-демографические – показатели воспроизводства населения и динамики трудовых ресурсов в сельской местности.

Они характеризуют фундаментальные долгосрочные тенденции развития АПК и продовольственной безопасности. Динамика трудовых ресурсов АПК является основным интегральным критерием достаточности государственной поддержки.

За нижнюю границу продовольственной безопасности можно принять потребление отечественного продовольствия сравнительно большой частью населения (не менее 20 %) на уровне минимальной потребительской корзины или минимальных физиологических норм. Это соответствует примерно 10–15 % импорта продовольствия, а 30–35 % импорта в реализации продовольственных товаров свидетельствует о критической черте потери продовольственной независимости [2, 55].

По мнению А. И. Алтухова и А. И. Костяева [1, 2, 25, 26], наиболее общими критериями обеспечения продовольственной безопасности на уровне региона служат следующие:

1. Соответствие уровня и структуры конечного потребления продуктов питания физиологическим нормам рационального питания. Данный критерий характеризует экономическую и физическую доступность продовольствия для населения региона.

2. Наличие производственного потенциала сфер АПК, достаточного для производства основных (жизненно важных) продуктов питания. Критерий показывает не ограниченную во времени способность АПК региона поддерживать продовольственную обеспеченность и гарантировать защиту от внешних угроз продовольственной безопасности. Сведения о наличии и состоянии природных ресурсов сельскохозяйственного назначения как необходимого условия устойчивого воспроизводства в АПК также должны быть отражены в составе данного критерия.

3. Соответствие объемов и структуры экспорта-импорта продовольствия безопасному для данного региона уровню, определяемому возможностями экономически целесообразного производства основных (жизненно важных) продуктов питания в регионе. Данный критерий непосредственно устанавливает безопасное соотношение внутрирегионального производства и межрегиональной торговли.

4. Соответствие качества и безопасности продовольствия требованиям санитарно-гигиенических, экологических и эпидемиологических стандартов здорового питания. Данный критерий характеризует требование соблюдения качества продовольствия для обеспечения продовольственной безопасности.


Таблица 1.4. Показатели оценки состояния продовольственной безопасности


Ряд ученых [6, 38, 67] относит к критериям продовольственной безопасности региона следующие показатели:

• доля расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения;

• территориальная доступность продуктов, измеряемая путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны;

• уровень «удобства» продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве);

• степень «натуральности» и доброкачественности продуктов, влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации [58], для оценки состояния продовольственной безопасности используется система показателей[2], представленная в таблице 1.4.

Кроме того, для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка, имеющий пороговые значения:

♦ в отношении зерна – не менее 95 %;

♦ сахара – не менее 80 %;

♦ растительного масла – не менее 80 %;

♦ мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 %;

♦ молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 %;

♦ рыбной продукции – не менее 80 %;

♦ картофеля – не менее 95 %;

♦ соли пищевой – не менее 85 % [58].

При этом «пороговые» параметры требуют дополнительного обоснования (определяются ли они потенциалом отечественного производства, запросами внешних продовольственных рынков или какими-то иными факторами), а также прояснения их статуса (являются ли они рекомендательными ориентирами или обязательными для исполнения показателями). Предполагается, что при достижении этих количественно определенных ориентиров страна обретет продовольственную безопасность, причем сроки реализации перечисленных показателей в документе не фигурируют.

Таким образом, в Доктрине продовольственной безопасности более значимые и приоритетные задачи обеспечения физической и экономической доступности основных продуктов питания для населения отошли на второй план.

Ю. С. Хромов [88] предлагает использовать для характеристики состояния продовольственной безопасности следующие индикаторы:

• степень удовлетворения физиологических потребностей населения в основных продуктах питания, % к нормам потребления;

• уровень энергетического содержания рациона питания населения, % к нормативу;

• степень достаточности продовольствия (отношение физического наличия продовольствия к платежеспособному потребительскому спросу), %;

• степень экономической доступности продовольствия для населения (отношение платежеспособного потребительского спроса на продукты питания к медицинским нормам их потребления), %;

• степень устойчивости системы продовольственного обеспечения (отклонение уровня продовольственного обеспечения по годам от среднегодовых показателей), %;

• уровень национальной продовольственной независимости (предельно допустимая доля импорта в продовольственных ресурсах страны), %;

• степень обеспеченности оперативными и стратегическими резервами продовольствия, % к нормативу;

• уровень производственного потенциала агропромышленного комплекса страны (отношение потенциально возможных объемов производства основных видов продовольствия к объемам их потребления по медицинским нормам), %.

Данный набор показателей хотя и раскрывает сущность понятия «продовольственная безопасность», но значительно затрудняет ее количественную оценку. Кроме того, некоторые индикаторы в той или иной степени дублируют друг друга.

Стоит отметить, что большинство ученых, исследовавших проблему продовольственной безопасности, предлагают схожие критерии ее оценки, к которым относятся:

♦ физическая доступность продуктов питания – постоянное наличие продуктов питания на всей территории страны в количестве и ассортименте, соответствующих платежеспособному спросу; данный критерий является наиболее значимым;

♦ экономическая доступность продуктов питания – их доступность для потребителя независимо от социального статуса и места жительства;

♦ безопасность продуктов питания – отсутствие в них того, что делает данный продукт непригодным в пищу или опасным для человека [62, 73, 75, 82, 85].

Таким образом, обобщив результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по выделению критериев, определяющих уровень обеспечения продовольственной безопасности, мы пришли к следующим выводам:

1. На международном уровне продовольственная безопасность оценивается по двум критерия: объему переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения.

2. На уровне страны основными критериями являются:

– степень самообеспечения страны продовольствием и независимость продовольственного снабжения от импортных поставок;

– размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями;

– уровень производства продуктов питания в расчете на душу населения;

– уровень потребления наиболее важных продуктов;

– уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения;

– стабильность цен на основные виды продовольствия;

– качество и экологичность продуктов питания.

Следует отметить, что система показателей оценки продовольственной безопасности регионов (областей) в сравнении с основными критериями и показателями оценки на международном уровне и уровне страны имеет принципиальные различия.

Во-первых, показатель продовольственной независимости отдельных регионов вряд ли приемлем. При достижении оптимальных размеров территориального разделения труда продовольственная независимость регионов друг от друга существенно возрастет. Наибольший уровень зависимости будет характерен для регионов с неблагоприятными природными и экономическими условиями ведения сельского хозяйства.

Подход к определению продовольственной независимости страны как к состоянию оплачивать импорт необходимых для потребления продуктов за счет собственных финансовых ресурсов, на наш взгляд, нецелесообразно применять в регионах. Дело в том, что в случае обострения национальной продовольственной безопасности Федеральное Правительство, используя систему мобилизационных мер, имеет возможность обеспечить необходимую закупку продовольствия за рубежом. Однако на уровне субъектов Российской Федерации может не хватить властных полномочий для мобилизации финансовых ресурсов коммерческих структур и физических лиц, а региональные бюджеты, как правило, являются дефицитными.

Поэтому, рассматривая данную проблему, как представляется, будет более точным говорить о степени продовольственной зависимости регионов, чем об их независимости. При потере продовольственной независимости страны нарушается ее продовольственная безопасность. Такой корреляции на региональном (областном) уровне не существует.

Во-вторых, на национальном уровне стоит задача создания и поддержания в надлежащем порядке стратегических запасов продовольствия, что не относится к функции регионов. В то же время для них имеют важное значение страховые запасы.

В-третьих, продовольственная безопасность на международном уровне, по данным ФАО, как уже отмечалось ранее, определяется объемом переходящего запаса зерна. Такой подход неприемлем для оценки продовольственной безопасности регионов России, так как многие из них вообще не имеют условий для развития зернового хозяйства.

В-четвертых, продовольственная безопасность страны понимается как составная часть ее национальной и экономической безопасности. Чтобы защитить ее, государство использует целый арсенал средств, которые неприемлемы для регионов (таможенные тарифы, компенсационные сборы, акцизы, налоги с продаж, квоты и т. п.). К тому же для целого ряда регионов ввоз продовольствия служит основным путем обеспечения продовольственной безопасности.

Таким образом, для оценки уровня обеспечения продовольственной безопасности региона целесообразно использование следующего набора показателей и критериев, их определяющих:

1. Физическая доступность продовольствия, определенная обеспеченностью площадями для осуществления торговли (в расчете на 1000 человек), а также наличием дорожных сетей на рассматриваемой территории.

Вместе с тем важной составляющей доступности продовольствия является его цена, поэтому необходимо проанализировать:

– средние цены покупки продуктов питания, потребленных в домохозяйствах (руб. за 1 кг);

– стоимость основных продуктов питания в домашних хозяйствах различного состава (на члена домохозяйства, руб.);

– расходы на питание в структуре потребительских расходов населения (на члена домохозяйства, в среднем за месяц);

– производство основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения (кг, шт.).

2. Экономическая доступность продовольствия, выраженная через коэффициенты бедности и покупательной способности доходов населения.

3. Качество и безопасность производимых и потребляемых в регионе продуктов питания, характеризующиеся долей забракованного товара (коэффициент качества).

4. Одним из показателей продовольственной безопасности региона является размер сезонных запасов продовольствия, в первую очередь зерна, хранящихся от уборки до нового урожая.

5. Уровень продовольственной зависимости региона (района) от импорта продовольствия, выраженный через соотношение производства и потребления по основным видам продовольственных товаров.

6. Степень удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания, оцениваемая с помощью коэффициента структуры питания.

7. Уровень энергетического содержания рациона питания населения исследуемой территории, отражаемый критерием его калорийности на исследуемой территории в сопоставлении с принятыми медицинскими нормами.

Следует также отметить, что предложенный набор критериев и показателей может быть изменен. Однако содержание оценки, по нашему мнению, при этом мало изменится, поскольку ее основная цель – обеспечение основы для определения приоритетов развития и выявления проблем обеспечения продовольственной безопасности региона.

1.3. Совершенствование методов оценки региональной продовольственной безопасности

Как показал анализ, в настоящее время не существует единого подхода или метода оценки уровня продовольственной безопасности региона. В одних случаях обеспеченность продовольственной безопасности рассматривается как устойчивое развитие АПК, в других – как уровень самообеспечения населения продуктами питания.

В международной статистике продовольственную безопасность измеряют уровнем калорийности суточного рациона питания населения, но данному показателю, как и всем другим среднестатистическим показателям, присущи определенные недостатки. Во-первых, каждой нации свойственны свои пристрастия в потреблении продуктов питания. Во-вторых, для понимания степени продовольственной безопасности существенное значение имеет дифференциация населения по уровню среднедушевого дохода, поскольку при допустимых пределах средних величин возможна ситуация, когда значительные слои населения будут недоедать.

Обращаясь к зарубежной практике оценки продовольственной безопасности, рассмотрим опыт Японии, где с конца 50-х годов ХХ в. используют показатель самообеспеченности продовольствием.

Он рассчитывается как процентное соотношение между стоимостью созданной и потребленной продовольственной продукции.

Впоследствии появились еще два метода расчета – на базе энергетического содержания питания населения (за исходную точку берется не стоимость произведенной и потребленной продовольственной продукции, а ее энергетическая ценность, т. е. калорийность) и на базе так называемых первичных калорий (специально учитывается количество калорий в кормах, необходимых для производства продукции животноводства).

После 1960 года коэффициент самообеспеченности продуктами питания неуклонно снижался: 1960 г. – 93 %, 1965 г. – 88 %, 1970 г. – 83 %, 1975 г. – 79 %. По данному показателю Япония значительно отличалась от ряда других высокоразвитых стран, особенно от государств-импортеров продовольствия, где он либо относительно стабилен (Италия), либо растет (Англия, ФРГ, Голландия). Более того, если в 1970 г. уровень энергетического содержания потребляемых отечественных продуктов питания в Японии был выше, чем в Англии, то начиная с 1976 г. прослеживается противоположная тенденция [64, 65].

Однако данные методы оценки уровня обеспечения продовольственной безопасности не позволяют учитывать особенности продовольственной безопасности России и ее регионов.

Вместе с тем существует методика Ю. Терентьева [82], в соответствии с которой коэффициент региональной продовольственной безопасности (Кп.б.) определяется как сумма коэффициентов элементов продовольственной независимости региона (1.1). Для исключения отрицательных значений этого показателя в аддитивную модель вводят свободный коэффициент равный 2:


Кп.б. = 2 + Кр. – Кф.д. + Кк.д. – Кв., (1.1)


где Кр.– коэффициент разнообразия производимого в регионе продовольствия;

Кф.д. – коэффициент финансовой доступности продовольствия для населения региона;

Кк.д. – коэффициент количественной доступности продовольствия для населения региона;

Кв. – коэффициент величины ввозимого в регион продовольствия.


Коэффициент разнообразия производимого в регионе продовольствия (Кр) определяется по (1.2):


Кр. = Rо. / Rн. к., (1.2)


где Rо. – количество наименований продуктов питания, производимых в регионе, ед.;

Rн.к. – количество наименований продуктов питания, составляющих официальный минимальный набор, ед.

Коэффициент финансовой доступности продовольствия для населения региона (Кф. д.) рассчитывается по (1.3):


(1.3)


где Pп. р – стоимость официального минимального набора продуктов питания региона для трудоспособного населения, руб.;

Pп. д – стоимость официального минимального набора продуктов питания региона для детей, руб.;

Nд – количество детей в регионе, чел.;

Pз.п. – средний размер заработной платы в регионе, руб.;

Nh – количество работающего населения в регионе, чел.;

Pп.п. – стоимость официального минимального набора продуктов питания региона для пенсионеров, руб.;

Pп – средний размер пенсии в регионе, руб.


Коэффициент количественной доступности продовольствия населению региона (Кк.д.) рассчитывается как среднее значение суммы коэффициентов количественной доступности продовольствия для населения региона (1.4) по группам наименований (1.5):


, (1.4)


(1.5)


где Vпр. группа – объем продовольствия, относящегося к группе продовольственных наименований, произведенный в регионе;

Vн.р. группы – официально необходимый объем продовольствия, относящегося к группе продовольственных наименований, для потребления одним работником;

Nр – количество работающих в регионе;

Vн.п. группы – официально необходимый объем продовольствия, относящегося к группе продовольственных наименований, для потребления одним пенсионером;

Nп. – количество пенсионеров в регионе;

Vн.д. группы – официально необходимый объем продовольствия, относящегося к группе продовольственных наименований, для потребления одним ребёнком;

Nд – количество детей в регионе.

Для получения более точных показателей коэффициенты количественной доступности продовольствия по группам наименований могут рассчитываться как среднее значение суммы коэффициентов количественной доступности продовольствия по наименованиям, входящим в группу продовольственных товаров (1.6):


(1.6)


(1.7)


где Vпр. наименование – объем наименования продовольствия, относящегося к группе продовольственных наименований, произведенного в регионе;

Vн.р. наименование – официально необходимый объем продовольствия, относящегося к группе продовольственных наименований, для потребления одним работником;

Nр – количество работающих в регионе;

Vн.п. наименование – официально необходимый объем продовольствия, относящегося к группе продовольственных наименований, для потребления одним пенсионером;

Nп – количество пенсионеров в регионе;

Vн.д. наименование – официально необходимый объем продовольствия, относящегося к группе продовольственных наименований, для потребления одним ребёнком;

Nд – количество детей в регионе.


Коэффициент ввозимого в регион продовольствия (Кв) находится как среднее значение суммы коэффициентов регионального ввоза продовольствия (1.8) по группам наименований (1.9):


, (1.8)


(1.9)


где Vв – объем продовольствия, относящегося к группе продовольственных наименований, вывезенный из региона;

Vз – объем продовольствия, относящегося к группе продовольственных наименований, завезенный в регион;

Vпр – объем продовольствия, относящегося к группе продовольственных наименований, произведенный в регионе.

Необходимо отметить, что применение представленной системы показателей требует значительной аналитической работы. Вместе с тем использование данной методики имеет ряд таких ограничений, как отсутствие необходимой для регионов статистической информации и нецелесообразность расчета определенных коэффициентов.

На наш взгляд, для анализа продовольственной безопасности полезно использовать методику комплексной оценки степени региональной продовольственной безопасности (СРПБ) Д. Г. Оловянникова [62]. СРПБ находится как сумма оценок основных критериев продовольственной безопасности, измеренная качественной стороной всех слагаемых и интегрального показателя в баллах (1.10):


СРПБ = Ф + Э + Д + К, (1.10)


где Ф – физическая доступность;

Э – экономическая доступность;

Д – достаточность потребления продовольствия;

К – качество продовольствия.


1. Физическая доступность продовольствия предполагает бесперебойное поступление продовольствия в места потребления в объемах и ассортименте, соответствующих платежеспособному спросу.

Согласно методике, физическую доступность продовольствия выражают через коэффициент покрытия импорта продовольствия (Кп), рассчитываемый как соотношение экспорта продовольственных товаров и сырья и импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в регионе (1.11):


(1.11)


Критерии оценки уровня физической доступности представлены в таблице 1.5.


Таблица 1.5. Критерии оценки уровня физической доступности продовольствия


2. Экономическая доступность продовольствия характеризует распределение продовольственных товаров между различными социальными группами населения при сложившемся уровне цен и доходов. Экономическая доступность определяется на основе следующих коэффициентов, таких как:

• коэффициент бедности (Кб), отражающий долю населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и рассчитываемый как отношение численности населения с доходами на уровне порога бедности к общей численности населения (1.12):


(1.12)


• коэффициент покупательной способности доходов населения региона – соотношение величин прожиточного минимума и среднедушевого дохода (1.13):


(1.13)


• коэффициент концентрации доходов (КДж) (индекс Джини), харатеризующий степень неравномерности распределения населения по уровню доходов (1.14):


(1.14)


где Li, Li-1 – доля населения в интервале;

Si, Si-1 – доля суммарного дохода (на начало и конец i-го интервала).


В результате расчета данных коэффициентов определяется уровень экономической доступности (табл. 1.6).

Конец ознакомительного фрагмента.