Глава 1
Детство. Что делать, если родился и вырос в неидеальной семье…
Я родился 10 июня 1970 года в Архангельске, в периферийном округе областного центра. Вырос среди простых людей, в нищете, в ветхом аварийном бараке без туалета и воды.
Из развлечений рядом было капустное поле с одной стороны и речка с другой. В этой речке однажды я чуть не утонул. Наш пьяный сосед решил покатать детвору на своем катере. Он остановился посреди реки, залез в воду, вытащил со дна водоросли и стал пугать нас. От неожиданности я покачнулся и упал в воду. Плавать я не умел, пошел ко дну и потерял сознание. Очнулся уже на берегу. Вытащили, сделали искусственное дыхание, откачали, спасли.
Мой отец был экскаваторщиком, а мать – уборщицей. Отец пил всегда, сколько я помню, и чем дальше, тем больше. Когда напивался, дебоширил, дрался и чудил. Мама стала пить, когда отец ушел. Мне тогда было 10 лет, и я был обижен, что он меня бросил. Конечно, он бросил не меня, а мою мать – женщину, которую не любил или перестал любить. Но я всегда чувствовал себя обделенным из-за этого.
Через некоторое время у меня появился отчим. Он работал варщиком целлюлозы на местном целлюлозно-бумажном комбинате.
Нас с сестрой чаще всего закрывали в комнате, чтобы мы «не мешались». Взаперти было совершенно нечем заняться, поэтому однажды я разобрал неваляшку, сложил ее в спичечный коробок, поджег и выбросил эту дымовуху в окно. Та спружинила о сетку, которую мать повесила на окна накануне, и влетела обратно в комнату. Мы с сестрой стали задыхаться, пытались потушить горящий пластик, который никак не прекращал дымиться. Потом проветривали комнату как могли, чтобы взрослые ничего не узнали и не наказали нас.
Наказание могло быть очень суровым. Отлично помню шланг от старой стиральной машины, которым мать регулярно меня била. Это было не только больно, но еще и обидно.
В детстве я очень часто фантазировал, как было бы круто, если бы моя мама давала мне деньги. Это была не просто мечта, а какая-то навязчивая идея. Потому что моя мама мне вообще никогда не давала денег, даже на кино или на мороженое. Возможно, она считала, что мне деньги не нужны, а может быть, их просто не было, но я на нее все время обижался. К счастью, у меня был друг Альберт. Благодаря ему мое детство не было столь уж безрадостным. Когда он шел в кино, брал у своей мамы деньги и на себя, и на меня. Когда он хотел мороженого, он снова брал у своей мамы деньги и на себя, и на меня. Но каждый раз, когда в школе нас спрашивали, кем мы хотим стать, когда вырастем, я всегда представлял себе, что мама дает мне деньги и я на них живу.
Все детство я стеснялся своих родителей. Когда в школе нам дали задание подготовить рассказ о своей семье, я чуть с ума не сошел! Другие дети рассказывали о достижениях отцов и матерей, видно было, что они гордятся родителями и уважают их. А я не знал, что говорить. Мне нечем было гордиться. Тогда я решил, что должен преодолеть себя и признаться в том, чего стыжусь сильнее всего на свете. Подошла моя очередь, я встал и сказал: «Мои родители алкоголики».
Мне было безумно стыдно. Но после этого выступления мне стало легче. Я решил, что никогда в жизни не стану таким, как мои родители. Самым страшным мне казалось прожить жизнь как середнячок или как серая мышь. Я хотел быть необычным, не таким, как все. Пусть меня осуждают или смеются надо мной – это в любом случае лучше, чем быть никем. Пусть про меня говорят хорошо или плохо, главное, чтобы не молчали. Потому что, когда молчат, значит, нечего сказать. Если меня обсуждают, если обо мне говорят, значит, я жив. Если нет – мертв.
ВСПОМНИ РОДИТЕЛЕЙ. ЧТО ПЛОХОГО И ЧТО ХОРОШЕГО ОНИ СДЕЛАЛИ ТЕБЕ В ДЕТСТВЕ? _________________________
ЧЕМУ ЭТО ТЕБЯ НАУЧИЛО? КАКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ТЫ ПОЛУЧИЛ БЛАГОДАРЯ ИМ? _________________________
За время учебы в школе я не отличился ни примерным поведением, ни хорошими отметками. Наоборот, я мог прийти на уроки, выкрасив волосы разноцветной краской, или зашвырнуть кусок булки в окно классного кабинета.
Однажды за плохие отметки, пропуски занятий и неудовлетворительное поведение меня чуть не исключили из школы. Был большой открытый педсовет, на котором присутствовали все учителя и я сам. И меня бы неминуемо исключили. Но за меня вступились математичка и трудовик.
Надежда Лельевна, учительница математики, была убеждена, что к любому ученику можно найти подход. Несмотря на то, что я не выполнял домашние задания по математике точно так же, как и по всем остальным предметам, она добилась моего участия в олимпиадах, и я был горд достигнутыми успехами.
А Семен Ефимович был учителем труда. Первый из двух спаренных уроков был скорее уроком жизни, чем уроком труда. Учитель рассказывал нам разные истории, например о том, как он ездил в Японию и как ему понравилась японская еда, а позднее он узнал, что блюдо было приготовлено из специально выращенных крупных опарышей. Дети были от этих рассказов в восторге и всегда ждали его уроков. Вступившись за меня на педсовете, Семен Ефимович сказал: «Коллеги, мы не имеем права испортить человеку жизнь!»
Благодаря этим двум учителям я окончил среднюю школу № 51 города Архангельска и, получив аттестат зрелости, вышел в жизнь с твердым пониманием того, что всегда есть люди, которые поверят в тебя.
ВЕРНИСЬ МЫСЛЕННО В СВОЕ ДЕТСТВО. ОТЫЩИ В СВОЕЙ ПАМЯТИ САМОЕ СВЕТЛОЕ, ДОБРОЕ И СЧАСТЛИВОЕ ВОСПОМИНАНИЕ. ОТЫЩИ САМОЕ ТЯЖЕЛОЕ И БОЛЕЗНЕННОЕ. _________________________
ЧЕМУ НАУЧИЛО ТЕБЯ КАЖДОЕ ИЗ НИХ? _________________________
ЧЕМ ПОМОГ ТЕБЕ ОПЫТ ДЕТСКИХ ЛЕТ В ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? _________________________
У меня не было хорошего воспитания и хорошего образования, поэтому я вырос свободным от установок, которые есть у большинства людей.
У меня был одноклассник, отец которого работал начальником цеха на заводе. Он запланировал для своего сына прекрасное будущее. Он говорил так: «Учись хорошо, сын, тогда ты сможешь поступить в Лесотехнический институт. Закончишь его с отличием, и тебя сразу возьмут на работу помощником помощника прораба. Поработаешь чуток, станешь помощником прораба. Потом станешь прорабом. И так постепенно, шаг за шагом, поднимешься и в конце концов заменишь меня на должности начальника цеха, а я со спокойной совестью уйду на пенсию. Понял, сын?» – «Понял, отец!» Рабочая династия, все очень здорово.
Молодой человек оканчивает школу, поступает в институт… и тут начинается перестройка. Завод закрывается, отца увольняют. У молодого человека рушатся жизненные планы, пропадают ориентиры, он перестает понимать, как жить дальше, идет и устраивается в милицию. Что в результате? В результате из него получается плохой милиционер, а изменить в своей жизни он ничего не может, не хочет и даже не пытается, потому что не знает как. Все его представление о жизни строилось на словах отца, но эта картина мира была разрушена, ее не стало, а свои цели молодой человек формулировать не научился, в этом просто не было необходимости.
Другой мой друг детства вырос в отличной семье, но это тоже не принесло ему в итоге ни радости, ни счастья. Все детство он был для меня кумиром и недостижимым примером для подражания. Он отлично учился, нравился девочкам, его уважали преподаватели, он легко знакомился с людьми и еще всегда был модно одет, так как его отец был моряком и привозил из-за границы модные шмотки и суперсовременную технику. Во время перестройки он стал успешным предпринимателем, и все было прекрасно до того момента, пока он не вложил все деньги в замороженные овощи, а фура, транспортирующая эти овощи из Москвы в Архангельск, не сломалась по дороге. Холодильная установка перестала работать, замороженные овощи растаяли и стали непригодны для продажи.
Так он потерял все свои деньги. Он не смог справиться с потрясением. Сначала он стал пить. Потом – употреблять легкие наркотики. Позднее его подсадили на иглу. Из-за наркотиков он попал в тюрьму, вышел на свободу с подорванным здоровьем и психикой. Сейчас он бомж.
ВСПОМНИ ДРУЗЕЙ СВОЕГО ДЕТСТВА, ВСПОМНИ НЕДРУГОВ. ИЗВЕСТНА ЛИ ТЕБЕ ИХ СУДЬБА? _________________________
КЕМ ОНИ СТАЛИ, КАК ПРОЖИЛИ СВОЮ ЖИЗНЬ, ГДЕ ОНИ СЕЙЧАС? _________________________
Невозможно выучиться всему заранее и сразу, невозможно подготовиться ко всему, что случится в твоей жизни. Но можно быть открытым для новых знаний и нового опыта. Я всегда учусь учиться и стараюсь как можно скорее освоить то, что мне необходимо в данный конкретный момент времени и в данных конкретных обстоятельствах.
Самое важное:1. Та семья, где ты родился и вырос, – это не окончательный приговор. Если твоя семья неблагополучна, ты вполне можешь вырваться из замкнутого круга неблагополучия и стать кем угодно, вырастить себя сам. И даже если твои родители являются хорошим примером для подражания, ты все равно не обязан следовать по их стопам, становиться таким, как они.
2. Признавая проблему, ты делаешь первый шаг на пути к ее решению.
3. Учиться можно не только на положительных примерах, подражая своим идеалам. Учиться можно и на отрицательных примерах, стараясь быть непохожим на них.
4. Невозможно подготовиться заранее ко всему, что приготовила для тебя жизнь. Но можно быть открытым для новых знаний и нового опыта.