Вы здесь

Продай себя. Глава 8. Продажа бизнеса. Что делать, если твой бизнес вырос и стал успешным… (А. В. Донской, 2016)

Глава 8

Продажа бизнеса. Что делать, если твой бизнес вырос и стал успешным…

Если у тебя увеличивается прибыль и ценность твоей компании растет, значит, твой бизнес успешен. Если твой бизнес успешен, его всегда можно продать.

Когда я принял решение продать бизнес, я не знал, как это сделать. То есть я понимал, как продавать простой товар или простые услуги обычным людям, но я никогда не продавал бизнес и понятия не имел, как это делается. Я решил, что наверняка есть люди, которые умеют это делать, и мне нужно просто найти этих людей и нанять их. Лучше с ними поделиться деньгами и заработать меньше, но сделать дело хорошо, чем сделать дело плохо и вообще не заработать никаких денег.

Для продажи компании «Сезон» я нашел людей, которые уже продали свою сеть где-то, кажется, в Ярославле. И попросил их продать мою сеть «Сезон». Договорился на один процент от сделки. И они стали заниматься продажей: объявили тендер, показали бизнес потенциальным покупателям, выявили лучшее предложение, провели переговоры, подготовили документы…

Здесь, как мне кажется, есть два очень важных момента.

Первый момент. Ключевой сотрудник должен быть заинтересован в успехе вашей сделки по продаже бизнеса. Скорее всего, новый хозяин бизнеса этого сотрудника уволит. Чтобы тот мог спокойно адаптироваться к новым условиям жизни и искать новую работу, у него должны быть деньги на этот сложный период. Ему нужно предложить премию от полученных тобой денег, чтобы он понимал, что ничего не потеряет или, наоборот, выйдет в плюс. Если этого не сделать, ключевой сотрудник может очень сильно навредить в процессе продажи бизнеса и сильно противодействовать тебе. Вот пришел потенциальный покупатель смотреть твой бизнес, и тут от ключевого сотрудника, который этот бизнес будет показывать, очень многое зависит. Он может повысить сумму продажи твоего бизнеса, а может понизить или вообще сорвать сделку, потому что боится потерять работу.

В моем случае это был генеральный директор всей сети. Но это может быть и любой другой человек, который влияет на твой коллектив, знает все о твоем бизнесе.

Второй момент. Чтобы тебя дорого купили, чтобы не стремились сбить цену, нужно подготовить почву, создать условия. Например, что сделали мы? Мы распустили слух, что мою сеть собирается купить федеральная сеть «Пятерочка». Просто сделали якобы утечку информации в местные СМИ и федеральную газету «Ведомости», согласно которой нас покупает крупный федеральный игрок. Местные бизнесмены жутко боялись, что в регион придут федералы и сожрут всех с потрохами. Моим конкурентам было выгоднее перекупить у меня компанию «Сезон», пусть даже за большие деньги.

КАКОВА СТОИМОСТЬ ТВОЕГО БИЗНЕСА СЕЙЧАС? _________________________

ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ СТОИМОСТИ СВОЕГО БИЗНЕСА? _________________________

КТО ТВОИ КЛЮЧЕВЫЕ СОТРУДНИКИ? _________________________

КАК ТЫ ЗАИНТЕРЕСУЕШЬ СВОИХ КЛЮЧЕВЫХ СОТРУДНИКОВ, ЕСЛИ ЗАХОЧЕШЬ ПРОДАТЬ БИЗНЕС СЕГОДНЯ? _________________________

Таким образом, в марте 2006 года я продал бизнес своему основному конкуренту Владимиру Петровскому, генеральному директору сети «Петровский». Сумма сделки составила около 6 миллионов долларов. После покупки моих семнадцати магазинов с распределительным центром и хорошо поставленной логистикой компания «Петровский» стала крупнейшей в Архангельске розничной сетью, каковой и является до сих пор.

Конец ознакомительного фрагмента.