Вы здесь

Продай себя. *** (А. В. Донской, 2016)

Глава 7

Личный кризис. Что делать, если стало скучно…

Моя особенность и, может быть, один из самых больших моих недостатков – я постоянно недоволен текущим состоянием дел, мне все время хочется чего-то еще. Поначалу я думал, что чем больше торговых точек, тем круче. И старался, чтобы их стало больше.

На самом деле с количеством магазинов ничего не меняется. Одним магазином больше, одним меньше… Если ты делаешь что-то впервые – открываешь первый киоск, первый магазин, первый среди конкурентов организуешь круглосуточную доставку продуктов на дом или придумываешь что-то еще – это всегда всплеск счастья. И это счастье – как наркотик, тебе постоянно хочется еще. Но ты заходишь в свой только что открытый магазин и понимаешь, что вот теперь-то и надо работать. И так всегда оказывается, что работать теперь надо гораздо больше, чем когда у тебя этого магазина не было. И начинается рутина. И второй, третий, пятнадцатый магазин – они уже так сильно не радуют, потому что все это уже было, и вот этого ощущения взрыва, этих счастливых эмоций уже нет.

Поэтому со временем начинаешь ценить не количество, а качество. Тебе по-прежнему постоянно хочется чего-то еще, но уже другого, нового. И ты начинаешь придумывать, изобретать это новое. Тебе уже неинтересно просто так что-то продавать и получать прибыль, ты начинаешь устраивать различные акции, праздники, события…

Сначала я устроил простенький конкурс среди детей от 4 до 13 лет на лучшее сочинение и каждого участника пригласил в местный театр кукол на специально придуманный для нашей фирмы спектакль «Зонтик для принцессы». Эмблемой моей компании был зонтик в бело-синюю полоску. У меня зонтик, в спектакле тоже зонтик – я решил, что это круто. Тем более что в городе до меня еще никто ничего подобного не делал.

Потом я придумал устроить перед Новым годом «День веселых покупателей» с конкурсом карнавальных костюмов. И за это, кстати, компания «Сезон» получила благодарность от мэра города с формулировкой «За активное участие в новогоднем оформлении Архангельска».

И я радовался, потому что горожанам это все тоже очень понравилось, они говорили: «Давай еще!» А когда тебе так говорят, что остается делать? Ты даешь еще, и еще, и еще…

В 2002 году моя компания «Сезон» вошла в десятку крупнейших предприятий розничной торговли Северо-Запада России и стала членом Национальной торговой ассоциации. А мне вручили премию «Человек торговли» на международном форуме «Мир торговли» в Москве и выразили благодарность от министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа за личный вклад в развитие системы розничной торговли Архангельской области.

В самой области по итогам 2002 года компания «Сезон» победила в конкурсе «Лучшее предприятие сферы услуг». А также заняла второе место в рейтинге эффективности системы менеджмента среди крупнейших предприятий. А меня включили в двадцатку самых влиятельных промышленников и предпринимателей региона.

Надоело мне это очень быстро. Сижу как-то раз у себя в кабинете, веду какие-то переговоры и вдруг отчетливо понимаю: надо срочно что-то менять, иначе умру от скуки. И тут как раз меня пригласили принять участие в благотворительном аукционе попечительского совета областной детской клинической больницы. Этот попечительский совет возглавляла Мария Ефремова, супруга губернатора Архангельской области Анатолия Ефремова. Было это летом 2003 года.

Поскольку на этом мероприятии присутствовали представители властной и деловой элиты всего Архангельска, я понял, что это отличный шанс «засветиться» перед всеми, показать себя, выйти на новый уровень, может быть кого-то чем-то шокировать, но тем не менее как-то развеять скуку. По крайней мере, это было что-то новенькое.

Самым простым и очевидным решением было приобрести один из лотов аукциона. Я рассудил так. С одной стороны, это благотворительность и мои деньги пойдут на пользу детям (все собранные средства были направлены на закупку реанимационного оборудования для новорожденных). С другой стороны, это точно понравится губернатору Архангельской области, и эффект от такой рекламы может быть колоссальным.

Я человек стеснительный и очень боялся активных действий во время аукциона, боялся, что на меня будут все смотреть и что я буду выглядеть глупо. Но поскольку я привык преодолевать свои страхи, то начал торговлю за первый же лот.

В результате я приобрел подарочное издание книги губернатора «Международное сотрудничество Архангельской области. Прошлое, настоящее и будущее» с автографом автора всего за… 75 тысяч рублей. Если честно, это была самая дорогостоящая книга за всю мою жизнь, и я не помню, прочитал ли я ее, а если даже прочитал, то не помню, что именно в ней было написано. Зато помню, что на том аукционе было выручено 320 тысяч рублей, 75 тысяч рублей из которых были моим весьма весомым вкладом.

Разумеется, это произвело впечатление на участников аукциона. Я добился своего – меня заметили. И ко мне практически сразу обратились директора нескольких детских домов Архангельска с инициативой создания попечительского совета. Я эту инициативу поддержал. Нескольким выпускникам одного детского дома выделил какие-то средства. Помню, их было человек четырнадцать, а денег мне пришлось выделить совсем немного – примерно 30 тысяч рублей. Для другого детского дома купил специальный лечебный бассейн. Для третьего детского дома – ионизаторы воздуха. И так далее.

Может быть, это покажется достаточно циничным, но благотворительность – это один из лучших способов сделать так, чтобы на тебя обратили внимание, чтобы о тебе заговорили.

ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ТЕБЯ ЗАМЕТИЛИ НУЖНЫЕ ТЕБЕ ЛЮДИ? _________________________

ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОНРАВИТЬСЯ МЭРУ, ГУБЕРНАТОРУ ИЛИ НУЖНОМУ ТЕБЕ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЧИНОВНИКУ? _________________________

ЗАНИМАЕШЬСЯ ЛИ ТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ? КАКУЮ ЛИЧНУЮ ПОЛЬЗУ ТЫ ОТ ЭТОГО ПОЛУЧАЕШЬ? _________________________

В мае 2004 года меня единогласно выбрали председателем попечительского совета для помощи детским домам и интернатам. В него вошли предприниматели, представители власти и деятели культуры Архангельской области. То есть элита. Так я стал публичным человеком. И теперь уже различные конкурсы и социальные проекты я проводил не от имени компании «Сезон», а от фонда имени меня, Александра Донского, совместно, например, с комитетом по экологии администрации Архангельской области.

Самое важное:

1. Если ты делаешь что-то впервые, ты всегда испытываешь всплеск счастья, эйфорию, подъем эмоций и накал страстей. Если же ты повторяешь раз за разом одно и то же, твой праздник превращается в рутину.

2. Бизнес неизбежно растет и становится большим, если ты делаешь то, что доставляет тебе удовольствие.

3. Благотворительность является одним из лучших способов обратить на себя внимание.