Глава 5
Воровство. Что делать, если кто-то захотел забрать твои деньги…
Можно много говорить о том, как расти, как подбирать команду, как их учить, как мотивировать, как общаться с подчиненными и партнерами… Об этом написано очень много различных книг. Но нигде не сказано о том, что на фоне роста бизнеса владельцу приходится тратить огромное количество сил и энергии на борьбу с воровством.
Здесь статистика такова, что всего лишь 20 % людей никогда не возьмут ничего чужого, даже если с голоду будут умирать. Остальные 80 % людей склонны красть. Они будут воровать по-крупному или по мелочи, но они будут это делать всегда, хочешь ты этого или нет. Причем 20 % людей будут это делать всегда. А 60 % будут воровать в том случае, если у них есть этому оправдания. Оправдания могут быть самыми разными. То ли человеку кажется, что ему не доплачивают, а коллеге переплачивают, то ли он просто считает, что ему не хватает и это несправедливо.
ОТВЕТЬ САМ СЕБЕ: ДОВОДИЛОСЬ ЛИ ТЕБЕ КРАСТЬ? ЧТО ДВИГАЛО ТОБОЙ: ЖАЖДА НАЖИВЫ, ЗАВИСТЬ ИЛИ КЛЕПТОМАНИЯ? ЧУВСТВОВАЛ ЛИ ТЫ СЕБЯ ХОРОШО ПОСЛЕ ЭТОГО? _________________________
ЧУВСТВОВАЛ ЛИ ТЫ СЕБЯ ПЛОХО? _________________________
Разумеется, ситуации бывают совершенно разные.
Однажды у меня была история с огромной недостачей. Мы никак не могли понять, в чем дело. Вроде бы по нашим складским программам все сходится, а денег нет. Я очень долго разбирался.
Оказалось, что эту недостачу устроил наш программист. У этого человека смертельно заболел ребенок, и ему нужны были деньги на операцию. Он сделал в программе сбой, но, поскольку сам не мог забрать товар, ему пришлось вовлечь в эту схему кладовщиков и грузчиков – всего человек десять. И фактически наш программист был вынужден украсть в десять раз больше, чем ему было нужно. То есть на операцию требовалось 500 тыс. рублей, а ему пришлось украсть 5 млн рублей, чтобы на всех разделить. В результате убыток компании был причинен колоссальный!
Когда это выяснилось, я спросил:
– Скажи, почему ты ко мне не пришел?
– Потому что я не хотел рисковать. Я не знал, дадите вы мне денег или откажете. И я хотел быть точно уверен, что мой ребенок выживет.
– Но ты стал вором. А мог остаться честным человеком.
– Да. Я эти деньги украл. Но зато мой ребенок жив.
Естественно, мне пришлось его уволить.
Потом случилась другая история. Я искал кладовщика на склад, и мне посоветовали жену одного знакомого. Я еще, помню, удивился:
– А она что? Хочет работать?
– Да.
– Трое детей, муж хорошо зарабатывает, сама такая скромная, домашняя…
– Возьми, попробуй.
Я взял. И у нас тут же колбаса начала пропадать. Недостача в каждом магазине. Я сначала эту недостачу с новой кладовщицей никак не связал. Подумал, что колбаса непосредственно в магазинах пропадает или директора ее как-то неправильно принимают. Поставил скрытые камеры, смотрю – нет, дело не в магазинах. Дальше думаю: может быть, это воруют водители по дороге? Поставил жучки на машины, послушал разговоры. Нет, не воруют. Так, потратив кучу времени и денег на расследование, я постепенно до склада дошел. И когда я посмотрел запись со скрытых камер на складе, я не просто удивился, я офигел!
Оказалось, что эта новенькая кладовщица в семье один человек, а на работе – совсем другой. У нее трое детей дома, муж… а она там вовсю бухает с грузчиками, курит, обжимается с ними… И что они делают? Они берут такой огромный шприц, которым коровам делают уколы, наполняют его водой… и – в колбасу. Литр воды добавляют в батон колбасы! Потом они колбасу замораживают в морозильной камере. Когда эта колбаса приезжает в магазины, директора ее кладут в обычный холодильник, а там уже вода вытекает, и вот так происходит недостача.
Я тогда удивился двум вещам. Во-первых, насколько разнообразными способами люди воруют, насколько они изобретательны по части воровства. И во-вторых, что по внешнему виду никогда не скажешь – честный это человек или вор.
Я раньше всегда думал, что вор как-то подозрительно должен выглядеть. Ничего подобного! Воруют в основном именно те люди, о ком ты никогда плохого не подумаешь. И заранее этого никак не понять. Я даже специально пошел на курсы физиогномики, чтобы научиться различать: врет человек или не врет. Но есть люди, которых очень трудно прочитать!
Это может быть очень хорошо упакованный человек – с телефоном Vertu, в дорогом костюме… Это может быть очень милый, очень любезный человек, он может быть ласков и предупредителен с тобой: «Вот, Александр Викторович, смотрите… такой вопрос… как вы считаете…» Я только со временем понял, что, когда человек тебя вот так обхаживает, он специально тебя от чего-то отвлекает. И это может быть явным признаком воровства.
Также признаком воровства может быть и чрезмерная трудоспособность. Сидит, например, твой сотрудник с утра до ночи на работе и домой не торопится. И даже в отпуск не уходит. Почему? Потому что боится, что уйдет, а кто-то его схему вскроет и поймет, что он вор. Я в этом убедился, когда начал насильно и без предупреждения менять директоров магазинов местами: «С сегодняшнего дня ты неделю работаешь там-то, а на твое место придет другой». И каждый раз после таких рокировок выявлялись какие-то схемы. Во-первых, потому что управляющего нет и какой-нибудь нижестоящий работник обязательно проговорится. А во-вторых, другой управляющий, который на это место так же на неделю приходит, что-то обнаруживает…
С одной стороны, это тоже такой своеобразный обмен опытом: «Посмотри, как ворует твой коллега». С другой стороны – их же можно потом всех уволить и заменить другими людьми.
Сколько времени нужно среднестатистическому человеку, который приходит на новое место работы, чтобы придумать и отладить какую-то схему воровства? Вообще нисколько не нужно! Они моментально придумывают. Многие уже с готовой схемой приходят и с ходу умудряются что-то украсть. Воруют у тебя деньги внаглую в первый же день работы!
Особенно талантливы в этом смысле кассиры. Это классика. Я такое видел… Сидит кассир на кассе, отбивает товар. Приходят «свои» люди в супермаркет и прямиком к «своему» кассиру. Та пробивает какую-нибудь мелочь, например, жвачку, а человек выносит десять блоков дорогих сигарет или ящик дорогого алкоголя. Как ты это проконтролируешь? Никак! Будешь каждый чек сверять? Нет, не будешь. И даже если этого кассира поймали за руку, она всегда может сказать: «Ой, я ошиблась…»
Если ее поймают, с нее вычтут. Если не поймают, разделят убытки на всех. А это сильно демотивирует, причем именно тех людей, кто не ворует, а работает честно и хорошо.
И потом, кто будет «ловить за руку»? Охранник? Он тоже может быть вовлечен. Я это обнаружил впервые, когда решил, что в целях профилактики воровства ключи должны быть только у охранников. Они открывают двери в начале дня, они же закрывают двери в конце дня. И через какое-то время я обнаружил, что один из охранников сам начал выносить товары на задний двор. Тут же подъезжает машина, все загружается, куда-то вывозится, где-то реализуется. И это охранник! Который, казалось бы, как раз и должен подобное пресекать!
Еще одним признаком воровства может быть чрезмерная позитивность. Когда человек всем нравится: и тебе, и коллективу – всем! И самый важный здесь сигнал – это коллективные пьянки, организованные не тобой. Потому что людям всегда удобнее договариваться в какой-то неформальной обстановке.
Когда я узнал, что директор одного из магазинов ходит с подчиненными в ресторан и регулярно выезжает на природу, я сразу вызвал ее и сказал, что так не надо делать, это нарушает субординацию. Подчиненные должны знать, что директор – такой же наемник, как они сами. Люди должны понимать, кто владелец бизнеса, и быть благодарными за этот праздник, за этот отдых ему, а не другому наемнику. Должны быть лояльны владельцу бизнеса, а не своему директору.
А эта директорша, она вообще такая милая женщина была, все время мне говорила: «Александр Викторович, какой вы классный, как с вами хорошо работать, как мне повезло…» И она мне сказала, что подчиненные, наоборот, ее еще больше за эти совместные мероприятия уважают и что это полезно и для коллектива, и для продаж, и для бизнеса в целом.
Разумеется, она весь свой коллектив сдружила, и потом им открыто говорила: «Вот, нам надо выехать отдохнуть, нам нужны на это средства!» И они уже спокойно между собой договоривались, как будут воровать. Фактически в эти мероприятия были вовлечены все сотрудники. С кем-то она даже переспала… И в результате того, что в воровство был вовлечен весь коллектив, вариантов воровства было очень много, они воровали всеми возможными и невозможными способами. Товар уходил из магазинов самыми невероятными путями!
В общем, эта директорша устроила такую схему воровства, что, когда это вскрылось, увольнять пришлось всех. Потому что, если коллектив «отравлен», любой новый работник, даже очень честный, не сможет научить этих людей ничему хорошему. Скорее всего, он сам тоже станет вором. Плохое всегда распространяется быстрее и легче, чем хорошее.
Когда дошло до увольнения, я понял, что это еще не конец истории. Потому что эта воровка мне заявила следующее: «Если вы меня сейчас уволите, я сделаю так, что всю вашу сеть закроют. У меня свои люди наверху!»
Я ее уволил – и у меня тут же начались проверки. Приходили люди из ОБЭП, отрывали акцизные марки со спиртного, а потом говорили: «Ты продаешь алкоголь без марок!» Доказать, что они их отрывают сами, я не мог. Они делали как? Берут с полки бутылку, телом ее закрывают, отрывают марку – и следом тут же составляется протокол о нарушении. И это происходит во всех магазинах одновременно!
Тогда я пришел к начальнику ОБЭП и сказал: «Знаете что? Вы уже сделали все что могли. Я уже при смерти. При последнем издыхании. У меня из-за вас уже лицензию отбирают. Я знаю, что я эту дуру уволил, вы с ней спите, а она мне мстит через вас. И вы меня уже тоже затрахали как могли! И вариантов у меня больше не осталось. Я сейчас покончу с собой, а в записке напишу, что это вы меня довели…»
Казалось бы, я пришел к врагу. Но я пришел к нему открыто. И очевидно, он этого не ожидал. Он сказал: «Нет, мы с ней не спим. Все проверки проводятся в рамках закона». Но проверки после этого прекратились, и меня оставили в покое.
ЕСТЬ ЛИ В ТВОЕМ ОКРУЖЕНИИ ЛЮДИ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕ В СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ ПРИЗНАКИ ВОРОВСТВА? ИСКЛЮЧИ ИХ ИЗ СВОЕГО ОКРУЖЕНИЯ! _________________________
Надо понимать, что воровство все равно всегда было и всегда будет. Многие скрывают, но в больших торговых компаниях, даже с миллиардными оборотами, с лучшими безопасниками и новейшими охранными системами, примерно 2 % – это воровство и потери. Что бы ты ни делал, этот процент все равно есть. Это факт.
В одном из магазинов, например, у меня была недостача сто тысяч рублей – это повторялось каждый месяц. Я ставлю камеры, на следующий месяц недостача ноль. Я радостный: «Ура, все прекрасно!» Проходит еще месяц – снова сто тысяч. Просто люди поняли, что есть камеры, вычислили, где они стоят, и там больше не воруют, воруют в другом месте. И все твои усилия бесполезны. Ты переставляешь камеры в другое место, и снова ситуация повторяется.
И что бы ты ни делал, как бы ни пытался уменьшить процент воровства, ты все равно никогда не сможешь свести воровство к нулю. Конечно, надо выявлять. Конечно, надо наказывать. Конечно, нельзя мириться.
У меня был хороший старший продавец, отличная девочка, она мне очень нравилась, я даже хотел сделать ее директором магазина. Но однажды ее за руку поймал охранник, когда та вынесла неоплаченный кефир за семь рублей. Может быть, забыла, может быть, украла, может быть, с охранником не поделилась – не знаю. Я написал об этом в корпоративной газете, что выявлена такая-то сотрудница в должности старший продавец, которая выносила из торгового зала неоплаченный кефир стоимостью семь рублей, она уволена.
Когда я потом ездил в другие сети обмениваться опытом, спрашивал: «Как у вас? А у меня вот так…» – мне некоторые люди говорили: «Мы бы не стали за такую мелочь увольнять!»
Здесь речь идет о допустимых издержках. Каждый стремится к идеалу, но идеал недостижим. С чем-то так или иначе приходится мириться. Один собственник бизнеса считает допустимым одно, другой – другое.
Например, у одного из своих конкурентов я увидел пьяного грузчика в магазине, который лежал на нижней полке торгового стеллажа и спал. Я удивился, что владелец сети не реагирует. А он ответил, что смотрит только на финансовые показатели, другое его не интересует, а у этого магазина прибыль самая высокая.
И об этом можно много рассуждать: для кого что приемлемо и почему. Но в моем понимании воровство и нарушение дисциплины – это единственное, на что ни при каких обстоятельствах нельзя закрывать глаза. Независимо от занимаемой должности любой человек может причинить тебе огромный убыток. И нужно показать каждому в коллективе, что воровство и нарушение установленного порядка недопустимо и что за это любой человек может быть уволен независимо от своего статуса и положения.
КАК ВОРУЮТ У ТЕБЯ? ЕСТЬ ЛИ В ТВОЕМ ПОДЧИНЕНИИ ЛЮДИ, ПРО КОТОРЫХ ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО ОНИ НИКОГДА НЕ УКРАДУТ У ТЕБЯ? _________________________
КАК ТЫ МОЖЕШЬ ПРОВЕРИТЬ ИХ? _________________________
Интересно, что спустя много лет я смог заработать неплохие деньги на своем знании механизмов воровства.
Дело было так. Мой знакомый как-то раз пожаловался мне, что на его заводе по производству каши быстрого приготовления не сходится баланс: или деньги кто-то ворует, или товар. Я обошел завод, нашел в заборе огромную дыру, через нее КамАЗы вывозили продукцию тоннами. А мой знакомый приезжал на завод только в машине представительского класса, в лакированных туфлях и никогда не обходил территорию.
Заводом по доверенности управлял его родственник. Ну, то есть как управлял? Из нескольких коммуналок сделал 6-комнатную квартиру и водил туда на весь рабочий день секретаршу, которая в конце смены отправлялась домой к мужу. Оказалось, что схему по краже товара организовал начальник службы безопасности. И сделать это он сумел только потому, что ему все доверяли: и хозяин завода, и его родственник гендиректор. За то, что я съездил на завод и увидел там то, что не видел хозяин, я получил 100 000 рублей.
Самое важное:1. Огромная ошибка, когда ты думаешь, что вор должен выглядеть как-то по-особенному. На самом деле он может выглядеть обычным и вполне приличным человеком и даже вызывать у тебя симпатию. Поэтому всегда надо проверять всех людей без исключения.
2. Признаком воровства может быть чрезмерная любезность, чрезмерная работоспособность, чрезмерная позитивность, чрезмерная активность и так далее.
3. Независимо от величины причиненного ущерба, вор должен быть уволен. В противном случае это расхолаживает других сотрудников и показывает им дурной пример.
4. Искоренить воровство полностью невозможно. Плохое распространяется быстрее, чем хорошее. Если коллектив «отравлен», примерный работник никак не улучшит ситуацию, он станет таким же или просто уйдет.