Вы здесь

Продавшие социализм. Теневая экономика в СССР. Глава 2. ГОРБАЧЕВ. СТРАТЕГИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ (Роджер Киран, 2009)

Глава 2

ГОРБАЧЕВ. СТРАТЕГИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ

Официально считается, что Горбачев родился 2 марта 1931 года в селе Привольное, насчитывающем 3000 жителей и находящемся в сельскохозяйственном районе Ставропольского края в 15 км от города. Эта часть Северного Кавказа известна своим высокоразвитым сельским хозяйством, главным образом, производством пшеницы и подсолнуха, а также источниками минеральных вод и соответствующими курортами.

В своей биографии Горбачев отмечает, что в 30-е годы его дед принимал активное участие в коллективизации сельского хозяйства в Ставропольском крае. Во время войны, когда немецкие войска захватили и разрушили большую часть Ставрополя, малолетний тогда Горбачев вместе с семьей находились на временно оккупированной врагом территории.

Считается, что во время войны погибло семь его родственников. В 1949 году в группе передовиков сельского хозяйства Ставропольского края он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Наверняка благодаря этому в 1950 году он поступил студентом на юридический факультет Московского университета имени Ломоносова, самого престижного учебного заведения в стране. Здесь биографы Горбачева всегда подчеркивают, что он был первым генеральным секретарем после Ленина, который окончил полный курс высшего образования. Также обычно считается, что за время обучения в МГУ он сумел познакомиться с интеллектуальной традицией Запада и с практикуемой там манерой публичных выступлений.

В 1952 году Горбачева переводят из кандидатов в члены партии. Позже в Москве он вступает в брак с Раисой Титоренко, студенткой философского факультета. В то время, как пишут Евгений Новиков и Пэтрик Баскио в их книге «Горбачев и разрушение КПСС» (изданной в Нью-Йорке в 1994 г.), он «просто обожествлял Ленина».

По окончанию университета Горбачев возвращается в Ставрополь, где и проводит 23 года своей последующей жизни. Там он не занимался, однако, юридической практикой, а пошел работать по партийной линии – сначала в горкоме комсомола, а затем – в горкоме и крайкоме партии. С течением времени о нем сложилось мнение как о человеке, способном работать долго и с полной отдачей сил. Заочно окончил агрономический факультет. Несколько позже чех Зденек Млинарж, деятель «пражской весны», который в свое время учился в МГУ вместе с Горбачевым, а потом поддерживал связи с ним, расскажет в своих мемуарах, что будущий генеральный секретарь КПСС относился с пониманием и симпатией к руководителю чехословацких реформ в 1968 году Александру Дубчеку.

Такой факт его биографии, очевидно, остался неизвестным, поскольку его партийная карьера продолжилась без особых задержек и потрясений и после августа 1968 года. В 1970 году он занимает пост первого секретаря Ставропольского краевого комитета партии. Кроме колоссальной реальной власти на территории, равняющейся территориям Бельгии, Швейцарии и трех Люксембургов вместе взятых, положение первого секретаря крайкома открывало уже дорогу и к ответственным постам в самой Москве. Первый секретарь краевого комитета партии – номенклатура Политбюро. Он автоматически избирается в Центральный Комитет партии, становится депутатом Верховного Совета РСФСР и СССР.

Столь быстрое продвижение Горбачева наверх стало возможным, ко всему прочему, и в силу сложившегося к тому времени мнения о нем в партийных кругах как об «авторитетном специалисте» в области сельского хозяйства. Этому поспособствовал и Федор Кулаков, избранный в 1970 году секретарем ЦК по сельскому хозяйству, а несколько позже – членом Политбюро КПСС. Говорят, что руку к карьере Горбачева приложил и Юрий Андропов, также являющийся уроженцем Ставропольского края.

После довольно неожиданной смерти Кулакова, самого молодого тогда члена Политбюро, умершего летом 1978 года, Горбачев уже руководит сельским хозяйством всей страны.

В декабре 1979 года его избирают кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, а в конце октября следующего года он уже избирается членом Политбюро.

На посту руководителя сельским хозяйством страны он никаких особых успехов не добился. После смерти Суслова и Брежнева в 1982 году его «ставят на идеологию» – одну из самых ответственных сфер управления советской системой. А в июне 1984 года он уже становится Председателем комиссии по иностранным делам Верховного Совета СССР. Как будто какая-то неведомая и незримая сила неудержимо толкала Горбачева наверх.

Одной из причин этого вполне могла быть его молодость. Избравшись в члены Политбюро в возрасте 49 лет, он и вправду выглядел чуть ли не «сверхъестественно» энергичным и работоспособным на фоне остальных членов высшего органа власти партии и страны. Большинство из них давно уже были в весьма преклонном возрасте, болели, а потому иной раз чисто физически не могли справляться со своими рабочими обязанностями. Вдобавок к тому у Горбачева было и другое довольно значительное преимущество, о котором уже было сказано. В отличие от большинства своих высокопоставленных «сослуживцев», у него было целых два диплома высшего образования. Кроме того, он довольно искусно умел обращаться с публикой, оказывать воздействие на собеседников и убеждать в своей правоте оппонентов. Довольно необычным элементом в его общественной работе, также отличавшимся от традиционной практики советских руководителей, было частое присутствие рядом с ним его супруги Раисы. Причем Раиса Горбачева не только стояла рядом с супругом, но и сама высказывала мнения по разным проблемам, отвечала на вопросы и т.д. Появления жены, особенно на Западе, оценивались вполне благосклонно.

Следует также иметь в виду, что еще при Андропове Горбачев сумел сложить о себе мнение как о последовательном стороннике коренных перемен в партии и стране. На состоявшемся в декабре 1984 года пленуме ЦК по вопросам идеологии он занял в этом направлении позицию, пользующуюся в те времена исключительной популярностью как в партии, так и в обществе в целом. Во-первых, он настаивал на большей «гласности» в работе средств массовой информации. Во-вторых, объявлял поддержку неотложной реорганизации и обновлению структуры экономики.

В русском языке весь объем данных идей стало принятым выражать одним словом – перестройка! Вскоре ему суждено было и впрямь стать «крылатым словом» в общественно-политической жизни как страны, так и всего света.

Этот период становления «курса Горбачева», равно как и его последующая «радикализация», являются объектами подробного анализа монографии Т. Г. Ригби «Советская изменяющаяся система: от однородно организованного социализма к его перестройке Горбачевым».

Вместе с тем, Горбачеву все время удавалось поддерживать впечатление, будто бы он лично нисколько не предрасположен к авантюрам и риску, а старается прежде всего работать в коллективе, в качестве его лояльного и надежного члена. Так, он довольно успешно проявил себя, когда во время болезни Черненко ему было поручено временно руководить заседаниями Политбюро. В своей книге Ригби указывает на то, что, по мнению такого бывалого и опытного политика, как Громыко, Горбачев справлялся с этой задачей «блестяще».

С течением времени, однако, все отчетливее выявлялись и другие стороны его личности и профессионального роста. Во-первых, широко известной «общественной тайной» было то, что продвижение по службе до таких постов было практически невозможным без особого покровительства высокопоставленных фигур. Горбачев, конечно, не мог быть каким-либо исключением из этого правила. Несмотря на все свои качества, образование и подготовку, он вряд ли бы добился таких успехов, если бы не пользовался повышенным вниманием со стороны влиятельного покровителя. В принципе, таковы «неписанные законы» практики любой из известных ныне больших организационных систем. В случае с Горбачевым считается, что такую роль мог сыграть как Федор Кулаков, бывший на посту первого секретаря Ставропольского крайкома несколько лет в 60-е годы, так и Андропов, который был уроженцем Ставрополя.

Наряду с тем, Горбачев, по всей видимости, довольно удачно сумел воспользоваться всеми возможностями, какие предоставляли уникальные природные данные руководимого им края. На его территории расположены знаменитые минеральные источники и курорты Кисловодска, Железноводска и др., куда регулярно приезжали лечиться многие из советских лидеров всех уровней, как из столицы, так и из отдельных союзных республик и других районов страны. Самых высокопоставленных из них неизменно встречал лично первый секретарь крайкома. Вне сомнения, это тоже сыграло свою роль в развитии и последующем взлете его политической каръеры.

И все же, несмотря на все свои, без сомнения, широкие связи, образование и стаж регионального партийного работника, Горбачев на деле был довольно плохо знаком с отдельными сферами жизни страны. Исключением были, может быть, сельское хозяйство и внутренние проблемы партии. До того, как он был избран генеральным секретарем, Горбачев больше ездил в страны Западной Европы и Канады, чем в отдельные союзные республики СССР. Кроме того, в отличие от всех прежних советских руководителей, у него не было личного или профессионального опыта жизни в нерусских районах Советского Союза (очень подробная информация на сей счет содержится в книге Хеллен Карер д`Анкосс «Конец советской империи», изданной в Нью Йорке в 1994 году).

По мнению историка Антони д`Агостино, у избранного в 1985 году генерального секретаря КПСС не было «знаний и опыта в области обороны и военного дела, внешней политики, промышленности, науки, техники, технологии, трудовых отношений и профсоюзов».

Еще в меньшей степени был знаком он и с самой историей создания и развития СССР – со всеми сопутствующими ей проблемами, остротой внутренней и внешней напряженности, давлением на власть со стороны различных сил, непрерывной борьбой, трудностями и победами. По всей видимости, он старался возместить отсутствие подлинных знаний в этих областях частыми обращениями к тем или иным цитатам из трудов классиков марксизма-ленинизма, внешне подходившим его целям и намерениям в данный момент.

В своем исследовании д`Агостино заходит даже дальше в этом направлении. По его заключению, Горбачев в действительности был ничем иным как «адвокатом, никогда в жизни не занимавшимся правом», зато сделавшим впечатляющую карьеру в области сельского хозяйства. Чуть ли не единственной его «заслугой» при этом была его должность первого секретаря района известных курортов, что давало ему возможность привлечь к себе внимание высокопоставленных руководителей. Так что в действительности его подлинный профессиональный «ценз» не очень-то отличался, скажем, от ценза принца Монако или даже мэра Лас-Вегаса».

Конец ознакомительного фрагмента.