Вы здесь

Продавец русской мафии. Глава 1. Наш пахан горы свернет! (О. Г. Овчинникова, 2009)

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Глава 1. Наш пахан горы свернет!

1.1. Роль убеждений в нашей жизни. Влияние убеждений на продажи

На что похоже искусство продаж? Где найти толкового продавца? Как из вольного слушателя лекций по теории продаж вырастить крутого аса? Эти и многие другие вопросы задает себе каждый руководитель. Он на то и начальник, чтобы у него круглосуточно болела душа. К сожалению, руководителями становятся далеко не все… Давайте и мы порассуждаем на вольную тему, каким должен быть продавец русской мафии?

Понятно, что умным. Но ум уму рознь, как дерево дереву. Вот, например, мальчик-ботаник с семью пядями во лбу (диплом кишит пятерками, как Красное море – акулами). Молодым везде дорога, дали ему партзадание, и пошел наш Сеня Зайкин лопаты продавать. Как раз и время подходящее – весна, начало дачного сезона.

Красуется наш Зайкин с лопатами, теребя очки на солнышке. Подходит мужик. Спрашивает:

– Эй, пацан. Почем орудие труда?

– 90 рублей…

Цену Сеня произносит дрожащим голосом с очень уж неуверенным тоном. Энергичный дачник, хмурясь, язвит:

– Что, мало каши ел?! Эта ерунда за 90 рублей?

– Что вы, хорошая лопата. Легко копает.

Сеня пытается вжиться в роль мастера продаж, но руки дрожат, как будто он всю ночь кур воровал.

Покупатель, чувствуя слабость обороны, продолжает наезд.

– И много продал?

– Да пока ни одной… С утра сижу, а сейчас уже 4 часа дня.

Стоп! Допущена ошибка, почти роковая. Если до сих пор Зайкин всего лишь вел себя неправильно, не владел голосом и тоном, допускал ошибки вербально и невербально, то теперь подвел все дело под монастырь. Он расписался в своем бессилии. Честность, конечно, хорошо. Когда она к месту…

А теперь встанем на место покупателя. Что видел тот, для кого, собственно, варится овсянка?

Так, ряд новеньких лопат. А рядом – странный субъект. Последний то и дело сиротливо жмется к сидению, явно новичок! Продавец смотрится с лопатами так же, как южная пальма в сибирской тайге. Хороший повод приколоться…

Не будем продолжать пересказ разговора, и так примерно ясно, чем он закончился.

Хороший продавец – прежде всего уверенный человек. Он верит в то, что делает. Его творческий запал передается потенциальным покупателям.

Настоящий ас умеет общаться, умеет лавировать, С ним приятно разговаривать. Он может находить язык со всеми независимо от пола возраста, социального статуса, образования, содержимого кошелька. Много ли таких идеальных? Увы!

Есть продавцы, которых кроме как горем луковым не назовешь. Они сочетают в себе наглость и шовинизм по отношению к тем, кто имеет счастье чем-то отличаться от них. Наверняка вы хотя бы раз в жизни слышали фразу, произнесенную ревом забиваемого мамонта: «Не нравится, не бери!»

Кто-то из сих убогих не любит мужчин, кто-то не любит женщин, кто-то ненавидит богатых клиентов, кто-то презирает бедных. Одни не терпят образованных покупателей, так как сами не прочли ни одной книги, кроме букваря и инструкции к мобильнику. Другие издеваются над недостаточно грамотными. Дескать, продавец – доктор филологических наук – теперь вынужден слушать, как коверкает слова кокетка в черном. Сейчас он ей как скажет!

Проблема, однако, не в том, как эти пасынки продаж общаются с потенциальными потребителями. Она заключается в отсутствии умения убеждать. Что проще: искать подход к клиенту, нырять в мутную воду психологии, работая с возражениями, или же рявкнуть во всю ивановскую.

Есть принцип, по которому живут все цивилизованные люди: крепкие слова не могут быть сильными доказательствами. Запомните это! Если вы, пытаясь убедить человека в чем-либо, постоянно срываетесь на крик, оскаливаясь, то ваши шансы достичь консенсуса равны нулю.

Умение убеждать сродни искусству канатоходца: один неверный шаг и… Если гимнасту в данной ситуации необходим крепкий вестибулярный аппарат и реакция гепарда, то хороший менеджер по продажам в совершенстве владеет талантом словесной рокировки и лавирует на полной скорости.

Итак, для того чтобы убедить клиента, вам необходимы:

1) умная голова без опилок;

2) знание психологических тонкостей;

3) некоторые познания в области маркетинга;

4) живое воображение;

5) способность переживать неудачи;

6) образное мышление;

7) подвешенный язык;

8) нормальная дикция;

9) знание делового этикета;

10) следование соответствующему стилю в одежде;

11) уверенность в себе, фирме и товаре.

Качество, о котором я сказала в конце длинного перечня, на самом деле самое главное. Без него все изложенное выше – не имеет большого значения.

Кто-то является продавцом от рождения. Этих людей очень мало, но они есть. Одним словом, либо дар от рождения, либо нужно учиться долго и упорно. Нельзя с точностью до 3 % утверждать, станет ли этот человек хорошим менеджером по продажам или нет. Ас от продаж, как правило, отождествляет себя с фирмой, на которую он работает. Иначе говоря, при его появлении потенциальный потребитель реагирует примерно так:

– Ой, Шапкин пришел!

Конечно, фамилия у молодого человека была другой, но так как паренек работал в организации «Шапкин и сыновья», то на него народ реагировал примерно так.

Мой испытательный срок на телеканале закончился, когда моя непосредственная начальница услышала мою беседу со строптивым клиентом. Пытаясь отлынивать от прежних достигнутых соглашений, дамочка начала упрекать ТВ в халтуре.

В течение 15 мин я терпеливо, упорно и (до сих пор удивляюсь), довольно вежливо и аргументировано доказывала мадам, что мы вовсе не такие, какими она бы хотела нас видеть.

Честно говоря, я тогда даже о результате не думала, стало обидно за родную организацию, где трудятся неунывающие оптимисты. Моя беседа с леди достигла апогея, когда я услышала фразу:

– Ваши продажные шкуры – лентяи. Они получают зарплату неизвестно за что…

Я мысленно поставил бы этот вопрос по-другому: «Получают ли менеджеры зарплату вообще?»

Дело в том, что менеджеры ТВ по продажам рекламы довольно часто получают проценты от сделки. Первое время, пока не отработан ни один клиент, бедолага работает вхолостую, исключительно на голом энтузиазме. Все зависит от личных данных. Поверьте, очень нелегко заливаться соловьем и одновременно готовиться к худшему варианту, особенно когда знаешь, что деньги тебе никто не даст, их нужно заработать. Если новичок в продажах заявляет, что ему море по колено, возможны два варианта:

1) он нагло врет;

2) он пока не догадывается, куда влез.

Вообще, когда работаешь по принципу «пан или пропал», талант убеждать приобретает громадное значение. Довольно часто профи из неких драконово-макиавеллистких соображений действуют по принципу: «не важно, кто с кем работает, потому не грех отобрать клиентов у ближнего своего». Этот принцип больше подходит для крупных организаций, наработавших капитал и имидж. Мелкие корпорации, напротив, проводят гуманистическую политику, при этом, не разграничивая клиентов.

Однако способность убеждать одинаково важна и в том и в другом случае. Не думайте, что добрая воля коллег во втором случае сколько-нибудь вам поможет. Что лучше для человека, занятого шлифовкой техники продаж: оранжерейные условия или принцип броска в холодную воду с горной кручи? Все зависит от психологии человека. Хотя, по-моему, лучше шоковая терапия, чем сюси-пуси. Дело в том, что в стрессовой ситуации у личности просыпаются глубоко скрытые резервы, о которых человек даже не подозревал. А чтобы не пугаться тягот работы, повесьте перед носом два объявления.

1. Вся жизнь – стресс.

2. А нам все равно.

Помогает – проверено мной. Есть еще один способ, эффективно лечащий менеджера от хандры. Помните хитрость погонщиков ослов? Это когда над головой вьючного животного подвешивают морковку. Я ни на что не намекаю, хотя приступ самоиронии напрашивается сам собою. Почаще думайте, на что вы потратите честно заработанные деньги.

Важнейший элемент убеждений – это само убеждение. Если менеджер по продажам может убедить сам себя в:

1) полезности дела;

2) профессиональной пригодности;

3) правильности выбранного курса и многом другом, то он сам сможет убедить в этом кого угодно. Здесь очень велика роль аутотренингов. Его можно проводить где хотите, сколько хотите и когда хотите.

Идеальным фоном для проведения аутотренингов принято считать солнечную местность с обилием кислорода и полным отсутствием сопутствующих факторов. Стоит потренироваться дома. Расположитесь в позе, любой удобной вам, а не предписанной оракулами от медицины.

И повторяйте себе:

Я – эффективный менеджер.

Я отлично справляюсь с нагрузкой.

Я переживу любой потоп.

Я нарублю кучу «капусты», и мой портрет повесят на место противного шефа.

Забудьте о том, что буква «Я» последняя в алфавите. Для вас она – первая. На всю оставшуюся жизнь.

Самое главное, перевести уверенность аутотренинга в деловую уверенность. Конечно, не для всех одинаково легко, но успешный результат того бы стоил. Во-первых, перестаньте бояться. Клиент вас не побьет, не искусает, разве только пошлет куда подальше. Повесьте телефонную трубку и ответьте тем же. Только не перепутайте последовательность действий. Кто знает этих потенциальных покупателей? Вдруг он бы завтра согласился купить мебель, детали, прокат, запчасти, эфирное время. А пути уже обрезаны… Во-вторых, хорошо владейте материалом. Вы должны все знать в совершенстве. Не постесняйтесь задать пару вопросов своему начальнику. В-третьих, когда рассказываете о товаре или услуге, говорите ярко, живо и сочно. Это не значит, что вы должны трещать без умолку, как сорока. Нет, говорите с толком и расстановкой, не глотайте окончания. О технике вербального и невербального мы поговорим чуть ниже.

Убеждение начинается с разведки. Вы должны хорошо себе представлять, кого именно хотите убедить. У каждого человека есть своя ценностная ориентация, свои приоритеты. Апеллируя к ней, можно совершить чудо. Вам предстоит встреча с руководителем организации. Во-первых, не поленитесь разузнать, что из себя представляет эта организация. Во-вторых, поинтересуйтесь личностью хозяина фирмы, если юридический директор – марионетка в его руках.

Сейчас в любом офисе используется Internet, выходят газеты и полно людей, который с вами поделится впечатлениями от общения с мистером Х.

Впрочем, впечатления от одного человека у всех его собеседников абсолютно разные. Так, занимаясь темой потребительского рынка, я готовила материал, содержащий комментарии опытного юриста. Давно определив, с кем я буду разговаривать, все же решила поинтересоваться точкой зрения коллег. Одна из них безапелляционно заявила:

– Да вы что! Этот N – он же чокнутый. С ним невозможно разговаривать, он несет ересь. Как его терпят клиенты?!

При личной встрече с руководителем правового центра я поняла, что услышала полуправду. Господин N, как его ни мучили тараканы в голове (а кто у нас без них), показался, скорее, неординарной личностью, нежели без царя в голове. При всей оригинальности он живо интересовался поднятой темой, с легкостью шел на контакт в отличие от замкнутых, самоуверенных зануд класса VIP.

О каждом человеке можно сочинить довольно много. Еще больше – домыслить. На этом дурном свойстве человеческой натуры и держится вся техника пиара. Потому что природа не терпит пустоты: лучше нелепое объяснение, чем недостаток знания.

Итак, вы получили некоторый объем знаний об очередной бизнес-персоне. Учитесь с ней правильно работать. Вот два главных принципа работы.

1. Беспристрастность. В первую же секунду у вас сложится определенное отношение к человеку. Плохое или хорошее, зависит только от вас. Постарайтесь, изучая досье, сохранить объективность. Или хотя бы не давайте волю негативу.

2. Последовательность.

Как бы вам ни хотелось останавливаться на какой-нибудь точке зрения, продолжайте изучать все, попавшее вам в руки. Если в девятнадцати газетах из двадцати написано, что бизнесмен Х – редкий гад, то в одной газете, возможно, написано нечто иное.

Данная ситуация весьма широко распространена. Довольно многим людям приходится выстраивать защиту против пиара в 9 баллов. Можно справиться с любым негативом, на комплекс профилактических мер уйдут силы и годы. Поэтому, выслушивая многочисленные точки зрения на персону, занимайтесь не собирательской, а аналитической работой. Если вы видите явные нелепицы, то держите ухо востро. Стоит отнестись с подозрением к оценкам такого рода.

1. Я не знаю, чем он точно занимается, но я могу сказать о нем…

2. Я не читал его последнюю работу, но думаю, что она никуда не годится…

3. Кто получил сертификат качества в Париже? Сидоров?! Да он вообще дурак! И любой так сможет.

4. Кто, вы говорите, гений? Петров?! Да по нему тюрьма плачет. Спустя полгода человека, так оценившего Петрова, посадили в кутузку за взятки. Сколько стоит его липовая оценка?

5. Ха! Птичкин? Он личность конфликтная, неуравновешенная до маниакальности. С ним вы забудете о покое…

Стоит заметить, что Птичкин нашел на N такую гору компромата, что… Право, зря закрыли программу «Окна», хватило бы на три года вперед. Благодаря Птичкину.

Яркая динамично развивающаяся личность всегда вызывает понятные опасения в стане конкурентов. Волна черного пиара еще не означает, что от знакомства с тем или иным человеком стоит отказаться. Кстати, опороченный таким пиаром бизнесмен с радостью согласится с вами сотрудничать, так как нуждается в реабилитации. Всегда давайте человеку последний шанс.

Я никоим образом не призываю вас развесить уши и кидаться каждому на шею. Но иногда информация является заведомо ложной. Из-за нашей привычки дуть на воду не замечаются выгодные сделки, не подписываются контракты.

Да, есть люди и организации, связываться с которыми никому не пожелаешь. Будьте внимательны, но доверяйте только своим ушам и глазам.

Бизнес-среда на то и бизнес-среда, так как там знают все обо всех: крутитесь как белка в колесе, варитесь в котле. Одними словом, набирайтесь опыта.

Стоит сказать несколько слов о самой информации, подлежащей анализу. Можно выделить две разновидности информационного потока: официальный и неофициальный.

1. Официальный информационный поток: все, что приходит через газеты, ТВ, Интернет, журналы и т. д. Кроме того, к официальному относиться информация, полученная при официальной встрече на высшем уровне с тем или иным деятелем.

2. Неофициальный информационный поток: все, что мы узнаем путем неофициального общения: слухи, сплетни, мифы.

Объектом пиар-воздействия являются оба информационных потока. В них для трансляции закладывается нужная информация, которая несет определенный смысловой заряд. В данном случае информационные потоки (как официальный, так и неофициальный) выступают в роли инструмента для манипулирования. Кстати, цель манипуляторов не что иное, как убеждение.

Манипулятор Х забрасывает информацию о том, что его конкурент, скажем, Петя Гвоздев, ненадежный бизнес-партнер. Другими словами, он пытается убедить всех вокруг в неблагонадежности Гвоздева. Если аргументы X окажутся весомыми, то факты, говорящие об обратном, реальном положении, дел перестанут замечать.

Как данное обстоятельство повлияет на коммерческую деятельность?

А так. Допустим, фирма мистера Гвоздева производит ковры и продает их. После акции, направленной на убеждение потенциальных потребителей в нечестности производителя, число продаж начнет резко сокращаться.

Итак, пропорциональная обратная связь между объемом продаж конкурента и целевой направленностью видна налицо.

Nn=1 /Vпродаж

Nn – пиар-акции, направленные на установку негативного восприятия потенциальными потребителями.

Пиар-акция проводится столько раз, сколько нужно на усмотрение их заказчика и организатора. В какой-то мере считаются элементами конкуренции.

Однако у нормальных предпринимателей все по-другому. Любая пиар-акция, направленная на убеждение, приводит к повышению объема продаж.

Nn=Vn

В идеале чем больше таких пиар-акций, тем больше прибыль предприятия, которую считают после того, как выплачена зарплата и покрыты издержки разного рода.

1.2. Убеждения о фирме, товаре, профессии, себе, клиенте

Перед менеджером по продажам стоит лишь одна эпохальная задача – убедить себя в своей профпригодности. Все остальные: товар, родная организация, клиент – задачи весомые, но тактического плана.

Любой специалист по продажам понимает, что он вкалывает прежде всего на себя и для себя. А уж потом – на отдел, фирму, совет директоров и т. д. Даже то нелицеприятное обстоятельство, как снижение процентной ставки зарплаты в случае невыполнения коллективного плана, не столь уж болезненно.

В этом случае следует смотреть на свою коммерческую деятельность не с высоты спиленного пенька, а с высоты полета горного орла или (для начала) воробья.

Беда в том, что менеджеру по продажам, особенно новичку, очень трудно наблюдать процесс самосовершенствования со стороны. Он рассуждает так: «Вот вчера мне отказали, сегодня клиент, на которого я больше всего надеялся, зарычал в трубку. А что будет завтра?» И сами собой лезут в голову неадекватные мысли об увольнении: «Вот уйду от них, найду себе другую работу. Буду чувствовать себя человеком, поливать кактусы и болтать в курилке. Все, ухожу!»

А если бы менеджер рассуждал с позиций своего дальнейшего профессионального роста, то ход его мыслей был бы таким: «Ничего страшного не происходит, процесс адаптации человека к работе укладывается примерно в год. За это время можно ожидать побочных реакций. Я расту. Пусть медленно, незаметно, но все-таки расту!»

Ведь Москва на «заре туманной юности» тоже была маленьким поселком с населением в несколько семей. Ничего, стала мегаполисом».

Начинающий продавец считает, что он столкнулся с айсбергом. Лиха беда начало. Трудно только первый месяц, потом приходит профессиональная сноровка. Неподъемный прежде груз кажется пушинкой, сдуваемой с плеча. Практически все менеджеры убеждались в том, какими пустяками кажутся мелкие бытовые проблемы по сравнению с деловыми переговорами.

Выше мы разобрали пример с аутотренингами, песней зайцев и т. д. А теперь поговорим еще об одном методе: «Счастье рядом!» Суть метода проста: вы замечаете только положительный результат.

Пример из жизни менеджера по продажам рекламы.

Трудяга делает 60 холодных звонков в день. Из них вопреки теории асов бизнеса выстрелит не 15, а всего 5. Пять руководителей согласятся на встречу и начинающий клерк тому очень рад. Душа поет. В следующий раз из 70 выстреливает 7, и опять менеджер доволен, хотя приглашение к собеседованию еще не говорит о том, что контракт о размещении рекламы подписан. Может не заладиться на первой же встрече. Возможно, счет выписан, но оплачен будет со всеми тяжелыми накладками. Или после подписания всех документов руководитель организации возьмет свое слово назад. Случиться может что угодно, но… Фиксируйте свое внимание только на удачах!

Вы преуспеете как специалист по продажам лишь в том случае, если будете точно знать, что продаете. Перед началом практической деятельности изучите всю документацию. Чтобы убедить других в ценности товара, нужно убедиться в этом самому. Вот пример менеджерской лени:

– Хорошо, допустим, мы согласимся разместить свою рекламу на обложке вашего еженедельника. Сколько людей смогут ее просмотреть? Каков тираж вашего издания?

– А конкретнее, в цифрах.

– Примерно шесть тысяч… (данные с потолка – О. О.)

– А еще точнее?

– Где-то около шести тысяч…

– Как вы можете работать менеджером по продажам рекламы и не знать точный тираж своего еженедельника, молодой человек?

Вот так, из-за лени агента сорвался неплохой контракт. Ведь реклама на обложке стоит дороже, чем на страницах внутри!

В идеале вы должны представить ваш товар в динамике, «оживить» его. Когда вы поймете сами, для чего нужны продаваемые вами кухонный комбайн, дачный участок, косметический препарат и прочее, вы сможете убедить в этом другого человека.

К примеру, вы продаете иномарки. Представьте себе, как классно мчаться по свободной трассе, сидя за рулем авто крутой марки, как ветер бьет в лицо, рядом горы и море… Вживайтесь в роль, делайте это смелее. Да, пока вам не светит проехать с ветерком за рулем «ауди» или «шевроле», но постарайтесь!

Кстати, не все актеры – миллионеры, но как убедительно они играют представителей сливок общества! А чем вы хуже? Между нами говоря, профессия менеджера по продажам сродни лицедейству. Эти две профессии требуют особой верности. Даже собачей преданности.

Актер, каким бы популярным он ни был, со страхом ждет звонка и фразы: «Мы больше не нуждаемся в ваших услугах».

Менеджер по продажам боится услышать: «Мы подумали и решили пока с вами не сотрудничать». Так что… Профессиональная карьера менеджера по продажам очень сложна, его работа непредсказуема. И, продавая товар, менеджер старается продать в первую очередь себя. Если вы чего-то не знаете о своем товаре, продукте или услуге, не лгите, делая вид, что знаете. Ваша ложь будет очень заметна. Лучше восполнить пробел в знаниях. Конечно, вы проведете презентацию. Во время демонстрации товара или продукции клиент, возможно, согласится с вашими предложениями. И дальше мы обязательно поговорим о практической стороне презентации, ее технике и т. д.

Но до начала презентации вы должны убедить самого себя в достоинствах товара. Чтобы не оказаться застигнутым врасплох, подумайте, какие у вашего продукта, товара или услуги слабые стороны. Что вы скажете потенциальному партнеру или клиенту? Насколько убедительна, будет ваша речь?

На практике случается следующее. Вы до хрипоты тренируетесь перед зеркалом дома (для меня это давным-давно пройденный этап), но на личной встрече с руководителем или иной персоной, принимающей решение… ха-ха, смотритесь жалко, бормочите нечто несуразное, плохо воспринимаете контраргументы.

Учение и труд все перетрут! Повесьте эту фразу перед собой. В продажах лучше быть стрелянным сто раз, чем непуганым вообще.

Разработайте для себя технику психологической защиты. Кому нравится зеркалить? Эх, зеркальте на здоровье! У каждого своя техника защиты. Но, защищаясь, делайте это убедительно, не позволяйте загонять себя в темный угол.

Убеждения и организация… Во время деловых переговоров ваши потенциальные клиенты будут нападать не только на вас. Столь же желанным объектом для критики является ваша организация.

Вам, вероятно, приходилось наблюдать картину, когда недовольный избиратель рвет портрет политического деятеля или топчет его, как петух курицу. На деловых переговорах вы представляете всю организацию, т. е. являетесь ее маленькой копией. Остальное додумайте сами!

Вы не можете знать всего об отношении вашей фирмы с другими организациями. А эти отношения могут быть разными. Все зависит от принятой степени свободы на предприятии. Где-то менеджеры все решения принимают сами, но в подавляющем большинстве случаев старший менеджер подробнейшим образом инструктирует своих подчиненных. Он все подробно излагает, куда можно ходить, куда нельзя, с кем стоит вести переговоры, а с кем вообще не нужно начинать. Но всего, как многократно показала жизнь, не предугадать!

Приходит менеджер на переговоры вроде бы в дружественную организацию, а впоследствии… Здесь очень много зависит от субъективного фактора. Вы ведь не первый менеджер по продажам, который побывал в гостях организации Х.

Вероятно, до вас здесь успел засветиться ваш предшественник. Возможно, он вел себя не так, как от него ожидали. Был ли он излишне высокомерен, груб, напорист или, напротив, мягок и слабохарактерен? Вы знаете о коварном эффекте ареола? По поведению менеджера судят о всей организации на всю оставшуюся жизнь. Вам же, его преемнику, придется исправлять ситуацию, доказывая неопытность коллеги, все можно поправить. Делайте ставку на свои дипломатические таланты, они же у вас есть.

Убеждайте своих собеседников на деловых переговорах в том, что ваша организация – благонадежная, динамично развивающаяся. Не забудьте упомянуть предприятия и фирмы, с которыми прежде работали. Клиенты, однако, очень любят капризничать.

– … Наше сотрудничество принесло бы нашим фирмам прибыль…

– А кто знает вашу фирму, как ее там… Сколько лет она держится на плаву? Два года стукнуло?

– Мы работаем уже 11 лет. Если вам что-нибудь говорят такие марки, как «Чаровница», «Нежный лепесток», «Милада»…

– Надеюсь, вы меня не обманываете. Я же не постесняюсь и обзвоню всех. Если они мне скажут, что поставляли им некачественное сырье для косметических препаратов, сами понимаете, ни о каком сотрудничестве не может идти речи. Более того, я посчитаю своим долгом поставить в известность своих партнеров. Вы отдаете себе отчет во всем?

– Да, конечно. Когда можно будет узнать о вашем решении? Я могу позвонить вечером?

– Лучше утром. Вечером я буду думать.

Чем спокойнее вы будете разговаривать с потенциальным партнером, вошедшим в полный раж, тем лучше для вас и дела. Напротив, любая нервозность насторожит собеседника. Бизнес не мелодрама; здесь вздохи, охи и ахи не в почете.

В начале первой главы был приведен пример с незадачливым продавцом Сеней Зайкиным. Через полгода молодой человек набрался опыта и стал довольно неплохо вести дела. Давайте подслушаем разговор.

Осень. Сбор урожая. На остановке, где Зайкин продает лопаты, высыпали дачники. Рядом с продавцом красуется щит: «Хорошие лопаты».

Мимо продавца проходят потенциальные потребители.

– Эй, мужики, какие вам лопаты нужны?

– Да нам пока не нужны…

– А удобрения? Посмотрите, целый склад.

– Удобрения посмотрим. Так, что здесь…

– У меня есть и средства от вредителей.

– Сейчас же осень. Поздно бороться с вредителями.

– Ничего не поздно. Против некоторых нужно бороться осенью, проводить профилактические мероприятия. Дешевле обойдется, чем весной. Кстати, у вас лопата ржавая. Копать, наверное, тяжело?

– Откопаю сезон и выброшу. По весне новую куплю.

– А если купите сейчас, то получите средство от вредителей бесплатно, а пакет с удобрением – со скидкой.

– Ишь, какой шустрый! Удобрения не липовые? Я в прошлом году попался на удочку, взял. И все лето воевал с какой-то дрянью.

– Ну что вы! К моим удобрениям прилагается сертификат. Наша фирма веников не вяжет. У нас все под контролем. А лопату вам пора бы поменять. Вот, кстати, телефон менеджера, который работает с населением. Что не так, пожалуйста, звоните по данному номеру.

– Купил бы я лопату, но… сезон-то ведь кончается. Мне бы весной.

– Я здесь и весной буду сидеть, но объявит ли наше руководство сезон скидок, неизвестно. Сейчас бы купили ее со скидкой, да еще в подарок средство от вредителей получили бы. Вам решать.

– Ладно, беру.

Вот так окреп, возмужал и профессионально вырос продавец Зайкин. Теперь он не прячется от потенциальных покупателей, первым идет на контакт и получает неплохие дивиденды.

Вы, вероятно, обратили внимание на один психологический прием: менеджер сам должен искать и находить того, кого он будет красноречиво убеждать. Если покупателю нужен какой-либо товар, то, проходя мимо него, он обязательно выдаст себя поворотом головы, кивком, интонацией.

Продавец, сохраняя вроде бы безразличный вид, старается уловить сам всплеск интереса к разложенной на прилавке продукции. Ведь ошибка заключается в поспешности реакции продавца. Наверное, вы были свидетелем сцен, когда покупатель только подходя к рядам, уже слышал: «Что хотели?» Наш русский человек в такой момент может ответить только одной фразой: «Ничего». В ответ продавец кричал: «Ну и пошел ты…»

Из-за такого воистину делового общения очень многие хорошие и даже отличные товары пылятся на полках. Есть русская пословица, которая исчерпывающе иллюстрирует поведение торгаша: «Поспешишь – людей насмешишь». Именно торгаша, так как настоящий менеджер по продажам четко разглядит в толпе своего клиента.

Незачем изобретать велосипед, когда это уже сделано до вас. Проще всего убеждать того человека, который хочет быть убежденным.

Здесь можно поставить другой вопрос: убеждать или манипулировать. Манипуляция – осознанная или неосознанная потребность в навязывании кому-то своей воли.

Причем сама манипуляция, каких бы гадостей о ней ни говорили, порочной абсолютно не является. Порочной может быть цель манипулирования. Возьмем один из многих примеров «черных» манипуляторных продажах.

Довольно часто жители глухих российских регионов наблюдают картину: по деревням снуют продавцы бытовой техники. В их арсенале электрочайники, кастрюли, соковыжималки. Об этих мошенниках писали многие газеты. Нас же горе-продавцы интересуют лишь с позиции «так нельзя работать». Их встреча с очередной потенциальной жертвой начинается фразой: «Здравствуйте, а вы хозяйкой будете?»

Далее милая очаровательная девочка чирикает с большой скоростью про те блага жизни, которые получат бабушка и дедушка, если приобретут предметы бытовой техники почти даром, заплатив всего 2000 руб. за доставку. Как правило, техника оказывается безнадежно испорченной. Телефоны для обратной связи авантюристы не оставляют. «Конечно, ты меня накажешь. Если сможешь поймать…» Какое красивое манипулирование потенциальным клиентом: «Ты здесь хозяин, тебе решать и не слушай ты жалких родственников, они тебе не указ». Многие подобного елейного давления на психику не выдерживают и отдают последние сбережения.

Потом удачливые продавцы обсуждают, как лихо они развели старичков и старушек. Как говорится, без комментариев.

Довольно многие фирмы торгуют бытовой техникой подобным образом. И далеко не все из них негодяи. Но после того как данную практику взяли на вооружение искатели приключений, никто из порядочных фирм-продавцов уже не возьмется за столь убедительную методику.

1.3. Роль голоса и внешнего вида при продаже. Вербальное и невербальное общение.

Итак, вы почти готовый продавец русской мафии, воспитали в себе силу характера, железную волю и способность переносить неудачи.

Осталось немного. Среди последних приготовлений акулы большого бизнеса – правильный выбор делового прикида, т. е. одежды, в которой можно с легкостью убеждать клиента.

Одежда должна работать: помогать менеджеру и ни в коем случае не мешать. Мы все знакомы с цивильным термином dress-cod. Что это?

Стиль деловой одежды, принятый руководством фирмы. Как правило, деловой одеждой является костюм, выдержанный в классическом стиле. Зимний деловой костюм шьется из тонких шерстяных тканей, летом для пошива выбирают более тонкий материал. Украшения неброские. Обувь – из натуральной кожи. Для делового человека обязательны часы на руке. Появиться без часов на совещании – дурной тон.

Однако вопрос в другом. Почему появился сам dress-cod? В чем его функциональное назначение?

Функциональное назначение dress-cod

1. Идентификация.

В каждой свои правила поведения. Кто-то может их нарушать, кто-то нет. В каждой организации царствует общий корпоративный стиль. Он проявляется и в одежде. Надевая на работу платье установленного формата, сотрудница как бы сигнализирует окружающим: «Я работаю здесь, я ваша, я такая же, как вы».

Если же леди вырядится во что-то такое, в чем не принято появляться на работе, то маленькое общество просто проигнорирует ее или отвергнет. Dress-cod начал формироваться еще в древнем мире, когда по одежде можно было с точностью до микрона определить, из какой семьи человек происходит, какое место в иерархии занимает, женат ли он, имеет ли детей. Одежда делового стиля выполняет ту же функцию. Человек, выполняющий данные правила, как будто сигнализирует: «Я здесь для того, чтобы заниматься делом, решать сложные проблемы и никак иначе».

На деловых переговорах весьма странно бы смотрелась девушка в бальном платье с боа или молодой человек в семейных трусах. Подобная неразбериха возникла бы, если государственный деятель пришел бы на шашлык с женой, отправившись на прием к президенту с любовницей.

2. Мобилизация.

На делового человека падает неограниченное количество еловых шишек, появляются все новые и новые задачи. Не хватает времени на поиски путей выхода из кризиса. Только увидишь свет в конце одного тоннеля, как тут же рушится другой. Вот и появилось профессиональное заболевание, скосившее уже большую часть населения необъятной России – синдром менеджера. С ним не поспишь, да и не покушаешь. Деловая одежда выполняет роль медицинского средства. Посмотрит на себя менеджер в зеркало и подумает: «Эх, какой я крутой, деловой и умный. Ничего, выберусь и справлюсь».

Сам строгий силуэт деловой одежды обязывает менеджера к хорошей работе, к эффективному выполнению своих обязанностей.

Леди назвали «железной» в тот момент, когда она надела деловой костюм. Он помогает психологически собраться и не раскисать, держать удар. Вряд ли рюшечки и бантики настроят деловую женщину на борьбу за место под солнцем. Их функциональное предназначение – создавать совершенно иной образ: слабый, женственный, незащищенный. Именно поэтому самый женский цвет – розовый – объявлен в бизнесе вне закона.

Цвет и стиль одежды имеют глобальное значение для менеджера по продажам. На работе он или она не мужчина или женщина, а в первую очередь деловой человек, от которого в известной мере зависит благополучие самой организации. И в то же время не стоит забывать о личном очаровании, но оно должно быть ненавязчивым и едва уловимым.

Представьте себя на месте руководителя организации, с которым у вас, менеджера по продажам, назначена встреча. Вы сидите в кресле, приглашаете гостя к диалогу. Открывается дверь и заходит молодой человек, больше похожий на тинэйджера, сбежавшего с танцпола. Зеленые волосы, галстук поверх майки и серьга в ухе:

– Вам кого, молодой человек?

В это время приглашенный менеджер смачно жует жевательную резинку, всем своим видом выражая кайф от сочности.

– Я Виктор из компании «Мурзилка в Лопухове», Михаил Петрович, у меня с вами на 15:00 назначена деловая встреча.

– Да-да. Проходите, Виктор. Честно говоря, я представлял вас совсем иным. Присаживайтесь.

Виктор хватается за стул и с грохотом тащит его по полу. По ходу парень задевает бумаги с хозяйского стола. Последние разлетаются по полу. Вы в бешенстве зовете секретаршу, чтобы она убрала весь беспорядок. Витя делает шаг вперед.

– Не надо баб, Михаил Петрович, я сам все уберу. Давайте продолжим наш разговор. Мы с вами говорили о…

Но у вас уже нет никакого желания ни начинать, ни продолжать. Тем временем Виктор выплевывает резинку в вашу урну. Что вы сделаете на месте Михаила Петровича? Три секунды на размышление.

Другой пример. Отошедший от потрясений Михаил Петрович приглашает на деловую встречу бизнес-вумен со строгим именем Ольга Владимировна. Во время телефонного разговора Петрович был просто поражен деловой эрудицией своей собеседницы. Ольга Владимировна заострила внимание даже на тех мелочах, на которые не обращали внимания свирепые сыны русского бизнеса. Итак, час Х настал. В строго оговоренное время (Михаил Петрович поражается пунктуальности Ольги) в дверь вплывает неземной красоты видение.

На даме надето нечто шифоново-кружевное, веет ароматом духов явно восточного направления, больше похожего на благовония красавицы из гарема персидского шаха, чем на туалетную воду деловой женщины. Высокий разрез открывает стройные ноги, а подиумная походка менеджера заставляет хозяина кабинета начисто забыть о цели переговоров.

Михаил Петрович, уже забывший о своем месте руководителя фирмы, делает все, чтобы продемонстрировать гостье факт собственной гендерной принадлежности. Вот здесь он уже издевательств не простит!

Эта деловая встреча может развиваться по любому сценарию. Будет ли подписан деловой контракт? Возможно, да. А возможно, нет. Некоторые представительницы слабого пола, работая менеджерами по продажам, считают данный стиль наиболее оптимальным для себя. Но можно ли назвать данный стиль деловым? Подберите ему название сами, менеджеры русской мафии.

Если вы деловая дама и отправляетесь на встречу с руководителем другой фирмы, ни при каких обстоятельствах не ведите себя провокационно, подобное поведение сигнализирует о довольно-таки низкой вашей квалификации как менеджера. Но, решаясь подталкивать грудью товар, будьте готовы услышать о себе нелестные отзывы.

О том что данный стиль поведения имеет место, говорит следующее: многие руководители организаций, узнав, что менеджером по продажам является симпатичная особа, предлагают совместить приятное с полезным.

Ваша реакция на предложения подобного рода должна быть быстрой, как оплеуха. Ведь не один русской мафиози не стерпел бы столь непочтительного отношения к своей персоне. А между тем, если одеваться на деловые встречи согласно принятым взглядам мэтров стиля, то можно было бы вообще не сталкиваться с ненужной демонстрацией мужественности.

У верного и преданного почитателя делового стиля в одежде больше шансов и возможностей заработать кучу денег, чем у человека, который допускает эпатаж в отношениях с деловыми партнерами.

Впрочем, некоторые корифеи придерживаются более либеральных правил. Они считают, что представители организации особого класса, таких как нефтяной бизнес, банки и промышленность, могут вырядиться в «тройки», а их менеджеры по продажам (от спортивного клуба, прессы, ресторана и т. д.) хороши и в рубашках, застегнутых далеко не на все пуговицы.

Ну и что, если у менеджера по продажам рекламы региональной газетки на волосах полбанки геля, а у его соседки вообще вечерний макияж. Они, может быть, так лучше себя чувствуют. И «капусты» нарубят больше.

Конечно, каждая метла по-своему метет. Но у менеджеров, которые соблюдают строгие рамки делового этикета, есть неоспоримые преимущества. Ведь стороннику эпатажа, для того чтобы заключить контракт, необходимо встретить такого же поклонника вольности. Даже если взять ту же рекламу, область деятельности более чем творческую, стоит отметить особую серьезность большинства рекламодателей. У них есть стереотип, от которого практически невозможно отойти, как бы вы ни старались: серьезный человек выглядит соответствующим образом.

Сторонники эпатажа оправдываются, мол, нужно выплеснуть напряжение. Вот отсюда и экстравагантные прически, и макияж «без слез не взглянешь» и руки «вырви…!»

Выплескивать напряжение можно лишь во время телефонного звонка клиенту. Он еще не соглашается размещаться на ТВ, капризничает? Залезь на стол, болтай ногами. Когда положишь трубку, ори во весь голос в коридоре, бейся головой об стену. Никто не заметит – рядом сидят такие оптимисты.

Я, как менеджер по продажам рекламы на ТВ, не раз наблюдала похожие сцены. Кто-то травил перед переговорами анекдоты, кушал до отвала, ругался, хоть святых выноси. Но на деловые переговоры менеджеры приходили умытыми, причесанными и с минимумом макияжа на лице, причем сверхкоротких блузок никто не надевал.

Строгих почитателей классики мало среди русских менеджеров, большинство из них предпочитают стиль, которые можно было бы назвать «псевдоделовым». Это одежда строгого силуэта, спокойных, не раздражающих глаза оттенков. Основные характеристики псевдоделового стиля: универсализм, простота, удобство, практичность.

Далеко не все российские менеджеры каждый раз надевают новый деловой костюм. Многие из нас рассуждают так: «Я хожу на работу в том, в чем мне удобно работать». При этом у каждого менеджера российской провинции несколько оригинальное, свое собственное представление об удобстве, практичности и универсализме.

Другая проблема – голос. Хорошо, если мать-природа наделила вас приятным мелодичным голосом. Бывает по-другому. Дело в том, что любому деловому общению предшествует деловой звонок. Именно от вашего голоса, его красоты и тембра зависит, состоится встреча с нужным человеком или не состоится.

Вы звоните в организацию и говорите тоном веселого Франкенштейна: «Мне нужен Василий Иванович из службы сбыта». Василия Ивановича не дождетесь, так как у секретаря заложило уши, позвать некому.

Есть вариация. Подобное чаще встречается с девушками с первым деловым звонком. Она берет дрожащей рукой телефон и слабым дрожащим голосом умоляюще шепчет: «Позовите, пожалуйста, Василия Ивановича». Секретарь, напрягая до отказа свой абсолютный слух: «Кого?! Кого позвать?! Ау!? Девушка!» Начинающая бизнес-леди пугается, теряется, с грохотом бросает трубку телефонного аппарата. На другом конце провода секретарь крутит пальцами у виска.

А что же произошло? Девушка решила позвонить и назначить встречу первый раз в своей жизни. Испугалась. Первый блин всегда комом. В следующий раз получится лучше. Я не помню свой первый деловой звонок, хотя, наверное, было что послушать. Неуверенность, как болезнь роста, проходит. Иногда остается и развивается патология.

Итак, излишний напор и отпетая неуверенность. Еще одной бедой является… как бы это окрестить? Неадекватный тембр голоса. Пытаясь произвести впечатление отнюдь не «синего чулка», бизнес-леди позволяет себе некоторую нотку флирта. Нотка, конечно, нормально. Но вот аккорд – это уже перебор. О чем подумает руководитель, если приятный женский голос проворкует премило в трубку: «Здравствуйте. Меня зовут Елена. У меня для вас есть предложение. Вам понравится». Вероятно, руководитель знал, что его соединяют с менеджером по продажам. Но после первой фразы, произнесенной с чувственным подтекстом, начисто об этом забыл.

А чтобы вы, девушка, подумали, если бы вам позвонил менеджер мужского пола и простонал в трубку:

– Я знаю, что вам нравится. Мое предложение вас удовлетворит.

Можно изгадить любой деловой и официальный текст, если произнести его томно, эротично растягивая фразы. Добавьте к этому глубокий, оргиастический вздох, и вы услышите, как на другом конце провода потенциальный клиент ломает пальцами бедную трубку. Вам не нужна эта работа, идите озвучивать порнографические фильмы. И помните слова одного из великих: «Если бы каждый занимался своим делом, Земля бы вертелась в два раза быстрее».

Возможно, вы доставите страстным шепотом удовольствие своему потенциальному клиенту. Но он тут же перестанет быть вашим потенциальным клиентом. Экстаз экстазом, а вот дела предпочитают вершить с серьезными людьми.

Еще один часто встречающийся недостаток речи: менеджер очень торопится, говорит бегло. Слова и окончания сливаются в единое целое, и самым понятным словом было «Здравствуйте!». Эта тактика была хороша на экзамене в веселые студенческие годы, когда преподаватель уже устал и ему все равно, что слушать. Тогда наглый и подлый студент мог сделать умное выражение лица, щебеча со скоростью света, не давая экзаменатору вставить хоть словечко.

В бизнес успех приходит тогда, когда вас понимают. А не тогда, когда вы все запутываете до предела. Да, есть менеджеры, которым клиент отдает свои деньги в слабой надежде, что они уйдут и больше никогда не вернутся. Но вы ведь рассчитываете на долгосрочное сотрудничество. Тогда говорите понятно.

Всем нам памятен пример Демосфена, который набирал полный рот камней, пытаясь перекричать шум моря. И стал великим оратором. А вы, оглядывая свои недостатки, жалуетесь: «Моя судьба виновата!» Это человек вершит свою судьбу, а не наоборот. Менеджер по продажам не фаталист.

Другая важная составляющая делового общения – невербальная. По тому как человек идет, сидит и какие жесты чаще всего повторяет, можно сделать далеко идущие выводы.

Еще в незапамятные времена, когда люди только учились издавать членораздельные звуки, они уже общались на языке жестов и поз. Потом человек научился говорить и обманывать, но положение тела и рук подчинялось только искренним импульсам. Это обстоятельство позволяет выступать позам и жестам в роли аналитика или индикатора лжи.

Пример из частной жизни. Ваш собеседник убеждает вас в искренности, пряча руки за спиной. Вы ему поверите? Нет. Или оппонент угрожает вам применением жестких мер в то время, как руки его сильно дрожат…

Невозможно поверить кому бы то ни было, если личность, сидящая напротив нас, говорит об одном, а ее жесты – совсем о другом.

Для того чтобы деловые переговоры достигли своей цели, нужно научиться читать язык жестов. В нашей генетической памяти много информации на сей счет, наблюдательность и гибкость мышления помогут нам сделать много открытий!

Поймайте общую волну, одну на двоих со своим собеседником. Довольно многие специалисты в бизнес-психологии говорят о скрытом манипулировании посредством отзеркаливания поз. Точное копирование позы в момент деловых переговоров и трудоемкое, и абсолютно ненужное занятие.

Проще и безопаснее брать на вооружение позы не зеркальные, а дружественные. Если клиент демонстрирует готовность к долгому и плодотворному диалогу, вы в свою очередь ответьте тем же. Нет глубоких теоретических познаний в области невербального делового общения? Не беда. Доверьтесь инстинктам, они укажут вам правильный путь. В конце концов, психологи, описавшие премудрости невербальной составляющей деловой беседы, взяли их из наблюдений, а не с потолка.

Ваши движения не должны быть резкими. Для деловых женщин приемлемы плавные, для мужчин – пружинистые. В любом случае пластика движения далека и от умирающего лебедя, и от танца слонопотама в посудной лавке.

Избегайте жеманностей, вы человек бизнеса, а не богемы. Жеманность чаще всего встречается у так называемых дам из офиса, разыгрывающих из себя великосветских особ. У них наблюдается прямо-таки непреодолимое желание завладеть вниманием аудитории. – Почему у павлина самые красивые перья? – Потому что у него самая тупая голова! То есть компенсирует недостатки на свой лад.

В качестве офисной девушки доморощенная принцесса вполне терпима, но когда подобное чудо пытается работать менеджером по продажам… Во-первых, люди подобного сорта не хотят работать вообще. Предел их желаний – найти богатого спонсора, чтобы сидеть на его шее и изображать из себя бизнес-вумен.

Во-вторых, псевдобизнес-вумен не желает вникать в деловые инструкции и чему-либо учиться. Она от рождения и так все знает. Мышление подобного типажа легко умещается в формулу: «Скажите спасибо, что я родилась, вы все пыль под моими ногами, я делаю вам одолжение уже тем, что обратила на вас внимание».

В-третьих, если перевести диалог с такой особой в поле конкретной работы, то… Люди подобного склада отличаются низкой способностью к адаптации, низкой степенью работоспособности, полным неумением держать удар. Совет один: либо кардинально меняйтесь, перевоплощайтесь, духовно растите, самореализуйтесь, либо сидите дома и ходите с папенькой и маменькой на балы и в театры.

Встречаются излишне «крученые» биснес-деятели. С ними и поговорить приятно, и схватывают все на лету, и вопросы задают по существу, но… От их чрезмерной подвижности начинает рябить в глазах через 10 мин после начала деловой встречи. Эти собеседники все время вертятся, как будто им подложили ежа.

Есть еще одна беда – заторможенные менеджеры. Плохо, когда твой собеседник – «вечный двигатель», но еще хуже, когда он «вечный тормоз». Задаешь человеку вопрос, почему он считает ваш проект лучшим. Ответа на прямо поставленный вопрос приходится ждать мин 10. Мозг медлительного менеджера работает как радио начала XX в. Сначала «вечный тормоз» воспринимает сигнал, потом думает, затем отвечает. В это время ты уже ждешь ответа на свой пятый или седьмой вопрос.

Однако не стоит в последнем случае выносить жесткий вердикт:

1) менеджер только начал работать. И это, возможно, его первая или вторая деловая встреча;

2) он не умеет по-другому;

3) возможно, сегодня ваш собеседник болен. Ведь по телефону он произвел на вас нормальное впечатление.

Советы «вечному двигателю»

1. У вас много энергии. Это здорово. Умейте правильно ее распределить.

2. Не все люди могут воспринимать резкий энергетический поток. Помните об этом.

3. Занимайтесь спортом. Заведите трех любовниц. Направьте свой потенциал в нужное русло.

4. Ведите деловые переговоры после энергетического выброса. И вам проще, и другим безопаснее.

5. Учитесь дипломатии. Обдумайте фразу собеседника, прежде чем на нее прореагировать.

Советы «вечному тормозу»

1. Ваша энергия спит и ждет своего часа. Разбудите ее. Вы еще не знаете, насколько сильны.

2. Поищите для себя безопасный допинг. Спиртное, наркотики, алкоголь и криминал под запретом.

3. Дайте понять своему собеседнику, что вы живой. Ваши жесты и мимика должны выражать заинтересованность.

4. Время от времени перехватывайте инициативу у своего собеседника. Пусть он посмотрит, с кем связался! Удивляйте, удивляйте и еще раз удивляйте!

5. Устраивайте неожиданные энергетические всплески. Синтез магнетизма и непредсказуемости – мощное оружие на деловых переговорах.

Подводя материал по данному вопросу под общий знаменатель, мы должны отметить неоспоримый факт: все дело в психологической совместимости. Есть стопроцентно совместимые люди. Иногда деловые переговоры проваливаются, так как кто-то явно встретил «не своих».

Довольно распространенная ситуация, когда переговоры с компанией «Майская любовь» ведет один менеджер. Ведет уже полгода с нулевым успехом. Ему бесконечно отвечают по телефону: «Мы подумаем. Мы вам перезвоним. Подождите еще месяц». Знакомо, не правда ли? Руководителю такая ерундистика надоедает, как пшенка в пост. По велению персоны № 1 к переговорам приступает другой менеджер. И… контракт подписывается за несколько дней. Иными словами, за столом переговоров встречаются люди, настроенные на одну психологическую волну, понимающие друг друга с полуслова. Ищите своих! Точно так же и с жестами, позами. Приходишь на переговоры к руководителю одной организации и чувствуешь скрытую, а то и явную иронию. Отправляешься на переговоры в другую фирму. С чувством глубокого морального удовлетворения наблюдаешь, как на переговорах зеркалят твою позу и повторяют твои жесты, чтобы быть ближе психологически.

Как угадать, где будут вас воспринимать на все пять баллов? Практически невозможно: ведь по телефону слышат только голос менеджера и чувствуют тембр. В этом и состоит бизнес с психологической точки зрения. Ведь никогда точно не знаешь, как будут развиваться переговоры. Что касается поз и жестов, есть несколько общих рекомендаций, к которым стоило бы прислушаться.

Бизнес-сутра: позы и жесты.

1. Старайтесь садиться на деловых переговорах к персоне грата под углом 90° (как посетитель). Если вы занимаете жесткую оппозицию в 180°, то автоматически превращаетесь в его подчиненного со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2. Не имейте дурной привычки раскачиваться на стуле. На переговорах следует избегать провокационных ассоциаций – они не в вашу пользу.

3. Не размахивайте руками, как ветряная мельница. О вашей мощной энергетике свидетельствует здоровый блеск в ваших глазах.

4. Не стоит разваливаться на столе для деловых переговоров. Офис вашего клиента или партнера не ваша спальня с мягким диваном.

5. Для мужчин: не нужно расставлять ноги на угол 180°. На переговорах демонстрируют ум, волю, интеллект, но никак не гендерную принадлежность.

6. Для женщин: поза нога на ногу в деловом мире недопустима. Это же флиртующий, провокационный жест. По той же причине бизнес-психологи не советуют раздвигать ноги, даже если на вас надеты брюки.

7. Во время переговоров следите, чтобы ваша осанка оставалась в норме. Поникшие плечи и опущенная голова означают, что вы готовы принять условия своего собеседника. Или, признайте поражение.

8. Если ваш собеседник заинтересован, настроен на долгую беседу с вами, не смотрите в сторону или на часы, вы ведь не хотите его обидеть?

9. Партнера можно обидеть и по-другому: вздернуть нос или приподнять его кончик в противоположную сторону. Результат гарантирован!

10. Чтобы продемонстрировать свою заинтересованность, слегка наклоните голову в его сторону.

Не забывай о важном для деловых переговоров принципе обратной связи. Хороший менеджер слышит не только себя, но и собеседника.

Допустим, вы приходите на деловую встречу. Секретарь просит вас подождать. Дескать, шеф занят. Вы ждете 20 мин, 25, 30… Секретарь поднимает трубку телефона и наконец-то сообщает, что их величество готов вас принять. Вы заходите в кабинет и вежливо (очень вежливо) здороваетесь. И наблюдаете вид: особа голубых кровей сидит к вам спиной, разговаривает с кем-то по телефону, причем мощный торс закрывает весь шикарный вид из окна, которым вам от безделья хотелось бы полюбоваться.

– Садитесь там куда-нибудь, – произносит их величество, и еще 5 мин, ни разу не повернувшись к вам лицом, трещит по телефону. С тоски ваш взгляд гуляет по кабинету, по корешкам томов на книжной полке, натыкается на кипу литературы, сваленную просто так, без всякой системы, на полу.

Вы присаживаетесь за столик для переговоров. Король освобождается. Вы спокойно вздыхаете и готовитесь начать деловые переговоры. Тут вам опять делают знак подождать и зовут на допрос секретаря. Вы ждете, когда же хозяин кабинета устанет пялиться на шикарное декольте хорошенькой брюнетки…

Потом их величество присаживается за столик и, гордо задрав нос, вещает:

– Побыстрее, пожалуйста, у меня встреча с губернатором.

Вы готовы заорать: «Да хоть с президентом!», – но продолжаете вежливо улыбаться и излагаете цель визита. Одновременно отслеживаете реакцию знатной особы. Вот он сидел почти спиной к вам, вот стал потихоньку разворачиваться. И вот уже диалог идет прямым ходом. Вы обмениваетесь визитками, чтобы продолжить столь увлекательную беседу. Для поддержания интереса к своему делу и своей персоне воспользуйтесь приемом Шахерезады. Прервите разговор на самом интересном месте.

У некоторых менеджеров способность чувствовать развита прямо от рождения. Больше всех повезло людям так называемого чувственного типа. Они воспринимают мир посредством реакции нейронов на окружающую среду.

– Я чувствую, что нам с этим клиентом еще работать и работать.

Вот реакция человека данного типа восприятия реальности.

Визуал сказал бы: «Клиент положительно смотрит на наше долгосрочное сотрудничество, но ему необходимо время, чтобы обдумать разные варианты».

Аудиалист в аналогичной ситуации отметил бы вслух: «Мы с Николаем Афанасьевичем смогли услышать друг друга и выработать оптимальный путь сотрудничества».

Каждый человек отмечает то, что считает важным для себя. Никто не знает, каково восприятие партнера по бизнесу. Поэтому, отправляясь на деловую встречу, постарайтесь хорошо выглядеть, понятно и красиво говорить и в меру благоухать.

Восприятие клиента так же множественно, как и цели самого продавца русской мафии: «нарубить капусты», обрести крестного отца, кидать во всю понты и много еще чего.

Дополнения по одежде

Для менеджеров-мужчин

Принято думать, что менеджеру-мужчине легче подобрать гардероб, чем менеджеру-женщине. Это миф. Некоторые представители сильного пола склонны считать тяжкий труд по выбору одежды «бабским занятием», доверяя в этом вопрос жене, маме или подруге.

На самом деле дело только выиграет, если мужчина сам пройдется по магазинам. Каждый человек инстинктивно тянется к тому, что ему идет. Да, ошибки случаются. Но все требует лишь незначительной корректировки, не более того. Если сыну Адама помочь на первых порах, то дальше он сам разовьет вкус и не станет допускать мелкие оплошности. Право, становится смешно, когда видишь деловых мужчин в черных костюмах, ослепительно белых рубашках и черных туфлях с черными носками. Да, это красиво, официально и по-деловому. Но неукоснительное следование канонам говорит о слабой фантазии и отсутствии собственного мнения.

Менеджер, как и рыба, начинается с головы. С нее же и гниет, но не будем о грустном. Мы поговорим о стрижках. Была недавно мода у всей русской мафии – болваниться под ежика. Вид ощетинившегося шарика в сочетании с малиновым пиджаком прямо-таки умилял борцов за свободный рынок. Но времена немного изменились. Время первоначального накопления капитала кануло в Лету. Остался только один рэкетир – родное государство. Само же бизнес-творчество стало приобретать цивилизованный характер. Перед деловыми мужчинами появились новые вопросы, один из них – как выглядеть презентабельно.

Стрижка должна быть к лицу, корректировать его недостатки, а не заострять на них внимание.

Если мужчина лопоухий, может быть, ему не стоит очень коротко стричься, чтобы не смешить народ. Ведь подобную стрижку посоветует лишь ревнивая жена. Но будет ли ей потом приятно ходить с таким ушастиком в гости и на светский раут.

Стоит найти хорошего парикмахера. Не удивляйтесь, если в салоне вас спросят, чем вы конкретно занимаетесь, что делаете, когда выдается свободная мина. Спешу успокоить: парикмахер – не шпион. Для оптимального подбора прически необходимо уловить образ личности. Скажем, для скрипача из Большого театра подойдет одна стрижка, для президента авиакомпании – другая, для руководителя отдела продаж машиностроительного завода – третья. Чем больше вы расскажете о себе, тем лучше для творческого процесса.

Далее. Парфюм. Деловые мужчины обычно предпочитают свежие, интуитивные или динамично-мужественные ароматы. Сладковатые запахи (есть такое направление и для мужчин) не в почете, так как их бесконтрольное употребление вызывает ненужные ассоциации, действует как слабый афродизиак. Основная задача парфюма – просигнализировать о своей удачливости, респектабельности и состоявшейся карьере. Исходя из этих целей, лучше всего остановить свой выбор на элитных линиях. Самый удачный выбор – туалетная вода с едва уловимым ароматом.

Рубашки, брюки, костюмы, галстуки. Вот здесь начинаются дикие джунгли. Будет ли это шиком или бездной безвкусицы – все зависит исключительно от вас. Ориентируйтесь на два источника: принятый бизнес-стандарт и ваш собственный вкус. Далее все зависит от того, в какой области вы работаете. Так, банковский бизнес требует предельной строгости в одежде. А работа в области СМИ располагает к небрежности. С одной стороны, менеджер по продажам рекламы в газете может дать волю своему креативу, а с другой стороны, ему все равно придется ориентироваться на вкусы клиентов: от самых продвинутых до фирм «второго полета».

В принципе подобрать и купить одежду для мужика с деньгами не проблема. Важно научиться ее комбинировать, согласно правилам сочетания цветового спектра. Розовая рубашка подойдет к серому костюму, а с песочным будет смотреться как полный отстой. Или разговариваешь с руководителем организации на деловой встрече, а из-под его коротких брюк выглядывают ноги средней пушистости.

Еще наши менеджеры среднего звена летом грешат особой страстью к шортам. На пляже, на даче, вечером у себя дома – пожалуйста. Но только не на работе. Вид голых мужских ног зрелище крайне неэстетичное.

Носки деловые мужчины носят только однотонные. Обязательны для повседневной носки даже летом с сандалиями. Цвет носков определяется деловой гаммой костюма и обуви. Если общий тон бежевый, сандалии могут быть бежевого цвета или кофе с молоком, следовательно, носки нужно подбирать тон в тон. В данном примере они должны быть бежевого или оттенка кофе с молоком, но никак не белыми. Вообще, обувь не должна быть светлее костюма, а рубашка темнее пиджака.

Для менеджеров-женщин.

Обычно менеджеры-женщины опасаются, что строгое следование канонам делового стиля лишит их женской привлекательности и той доли сексуальности, которую так безжалостно урезал жестокий деловой этикет. Однако их страхи совершенно напрасны. Быть привлекательной можно и в деловой одежде, а сексуальность похожа на беременность: либо она есть, либо ею вообще не пахнет. Словом, впечатление секс-бомбы можно произвести и в парандже.

Женщинам из генетически-гендерной принадлежности проще подобрать себе одежду без видимого напряга сил, нервов, даже при отсутствии времени. Есть мнение, что деловые женщины зациклены на одежде. Как показала практика, подобная точка зрения не более чем миф. Обычно деловая женщина, достигая больших высот, заметно охладевает к тому, что на ней надето. Почему так происходит? С одной стороны, ей открылись ранее недоступные горизонты в бизнесе. Есть суровые правила закона вовлечения: чем больше достигаешь, тем больше планов впереди. Бизнес-вумен начинает перекачивать силы исключительно в сторону коммерческой деятельности. На вопрос о резком падении интереса к одежде и макияжу женщины отвечают так:

1. «Да мне не до того, много других проблем».

2. «Я нашла себя».

3. «Кого я должна охмурять? Этих жалких слизняков, называющих себя мужчинами?!»

Женщины-менеджеры раньше и быстрее, чем их коллеги-мужчины, поняли и приняли dress-cod как явление необходимое, хотя в чем-то и порочное. Да и сфера продаж – бизнес довольно серьезный, мало располагающий к флирту. К концу делового разговора или деловой встречи начинаешь ненавидеть своего видимого и невидимого собеседника.

Но в то же время нельзя умалять значение женской привлекательности, выбрав оптимальную линию поведения с покупателем или потенциальным клиентом.

Одно время, примерно в конце 1990-х – начале 2000-х гг. в российских регионах был популярен образ взбалмошной бизнес-вумен, иначе говоря, крейзи-бизнес. Но надолго он не задержался. В настоящее время среди женщин-менеджеров популярны два направления.

1. Деловая женственность. Строгие костюмы преимущественно светлых тонов и духи интуитивного направления.

2. Бизнес-спорт. Джинсовые костюмы и духи с цветочно-фруктовым ароматом.

Как и для деловых мужчин, не в фаворе духи восточного направления. Можно ли пользоваться духами, содержащими феромоны? Как говорят, вопрос интересный. С одной стороны, употребление ароматов «ловись, мужик» не запрещено правилами и нормами морали. С другой стороны, употребляя ловушку для…, вы можете накликать приключений на свои «вторые девяносто». От этого пострадает не только деловая репутация специалиста. Вам решать. Но помните, сударыня, что вы – продавец русской мафии.

Что еще вызывает споры в вопросах делового стиля?

Как произвести впечатление на потенциального покупателя. Дать тактично понять, что он много в этой жизни еще не понял, а вот вам тайна бизнеса давно известна.

Есть и такая проблема: она скорее психологического плана. Стоит ли женщине-менеджеру следовать своему стилю в одежде, если ей предстоит встреча с руководителем организации так же женщиной? Ведь две женщины будут более придирчиво оценивать друг друга и критически анализировать следование стандартам. Менее требователен руководитель-мужчина к женщине-менеджеру. А вот менеджер-женщина одинаково требовательна и к мужчинам и к представительницам собственного пола.

Известен факт: женщина, одеваясь в своем собственном стиле, чувствует себя увереннее, ей всегда есть о чем поговорить. И многих руководителей женского пола подобное самовыражение настораживает, раздражает и, откровенно говоря, злит. Так как же быть? Есть два выхода. Первый – пойти по пути самовыражения, не замечая негативных реакций. Подходит для дам, давно нашедших свой стиль и умеющих поддержать разговор на любую тему.

Второй путь – для осторожных. Одеться в стиле бизнес-стандарт с минимумом косметики и свежими духами. Выбирайте!

1.4. Страх перед отказом.

Данная проблема больше терзает начинающих менеджеров по продажам. Ветераны к подобным капризам привычны, а потому реагируют на них, как гладиатор на укус комара.

Новичок воспринимает отказ как крушение всех своих чаяний, как свидетельство своей профессиональной непригодности, как личный провал и от осознания всех бед очень страдает, переживая сильный внутриличностный конфликт, выраженный в формуле «уйти или остаться». Делать выводы в первые полгода относительно того хороший ты менеджер или плохой, очень рано. Даже у профи экстра-класса случаются крупные пролеты. Если старожил службы продаж наталкивается на отказ, то он не видит в нем ничего страшного и часто относится к случившемуся с юмором, как в популярной песне:

Отказала мне два раза

«Не хочу», – сказала ты.

Вот такая вот зараза

Девочка моей мечты!

(Кабаре-дует «Академия»)

Я по своему опыту знаю, что отказ не бывает абсолютным. Потенциальный клиент может отказывать, отказывать и еще раз отказывать, а потом очень даже неплохо сотрудничать. Бизнес-процесс крайне непредсказуем. Если отказ рассматривать в статичном состоянии, т. е. факт, факт и еще раз факт, то осознание его весьма прискорбно. Но если отказ считать лишь своеобразной реакцией организма клиента на свои предложения, если рассматривать процесс продажи в динамике, то ничего страшного не случилось. Вы после беседы с человеком задали вполне конкретный вопрос, получили на него прямой ответ. Довольны? Если нет, настало время корректировать свою клиентскую политику. Ведь в сфере продаж лучше какой угодно ответ клиента, чем вообще никакой.

Ответ, каким бы отрицательным он ни был, как бы ни злил продавца русской мафии, лишь свидетельство работы с клиентом. Успокойтесь, вы в начале пути к согласию. Конечно, страшнее, если клиент молчит: его вообще ничего не интересует, и вы растрачиваете свое обаяние впустую. Некоторые потенциальные покупатели так и делают, применяя тактику измора менеджера. Бесконечно говорят о замечательных перспективах сотрудничества, но когда дело доходит до подписания бумаг, просто пожимают плечами. «Я бы, конечно, подписал с вами договор. Но, вот незадача, моя лягушка всю ночь квакала на луну. Я не могу рисковать своим бизнесом. Кваканье моей Василисы говорит о скором дефолте». И начинает щебетать что угодно, только оставь, мол, меня в покое. Параллельно хитрый заяц продолжает вести с вами долгий, красивый и приятный разговор о перспективах сделки, о ваших талантах вести дела и безупречном макияже на лице. Шельмец без устали делает комплименты вашему терпению, чем провоцирует вас на отборную ругань в свой адрес. После нее он, конечно, укажет вам на дверь. До предела сжав кулаки и собрав все силы в селезенке, вы, продолжая сверлить садиста глазами, не менее вежливо спрашиваете, когда же настанет светлое завтра.

Нужно обладать железной выдержкой, чтобы вести долгосрочные переговоры с подобными типажами. Так что, когда вам говорят «нет», это означает одно из двух: либо человек еще не готов заключить с вами сделку, либо он очень порядочен по своей натуре, что тоже не может не радовать воинов фронта продаж.

Вернемся, однако, к новичку, переживающему в одиночестве свои страхи. Во-первых, такой страх глупо замалчивать, так как на данной почве впоследствии возникает комплекс неполноценности. Со временем из мухи вырастает крупное африканское животное. Новички! У вас, вероятно, есть руководитель. Он (или она) обязан (а) помочь вам бороться со страхами, подозрениями, комплексами. Наконец, поговорите с более опытными коллегами. В начале своей профессиональной деятельности те тоже боялись ходить на деловые встречи. Потенциальные клиенты посылали бедняг очень далеко. Били словами и по телефону, и при непосредственном контакте. И получали старожилы в начале карьеры не заоблачные суммы. Но выстояли, научились держать удар и работают на полную катушку.

Мастерство в сфере продаж очень похоже на фигурное катание: боишься упасть со всей дури на лед – никогда не научишься.

Во-вторых, следует занять правильную позицию по отношению к страху перед отказом. Эта навязчивая фобия всего лишь рабочая реакция организма в момент профессионального роста. Еще немного подрастете – и пройдет, как золотуха.

Долгое время французские короли обманывали народ, что якобы владеют тайной королевского чуда, мол, прикосновение монаршей руки лечит золотуху. На самом деле, ларчик открывался еще проще: недугом страдала малышня, с возрастом все неприятности проходили. Если провести аналогию, то ваш страх – продажная золотуха.

В-третьих, из-за чего, собственно, дрожат колени и руки? Вам уже отказали. Вас грозили выгнать вон? Вас покусал бешеный клиент, на которого не действуют ваши чары? Еще нет?! Стоит ли расстраиваться из-за того, что не случилось? Приведу пример глобального масштаба. Человечество не раз слышало про озоновые дыры, ядерную войну, атаку НЛО, исчезновение полезных ископаемых и восстание искусственного интеллекта. Однако массовых самоубийств не отмечалось. Придет время – и вы сойдете с ума. А пока работайте и радуйтесь жизни.

В-четвертых, если будете так думать и дальше, то накликаете на себя беду. Ведь человек – существо с повышенной склонностью к самовнушению. Как губка, мы впитываем и хорошее, и плохое. Зачем программировать свою персону на провал? Вдруг сработает заложенная вами программа? Вы же не мазохист (ка)?

В-пятых, вместо того, чтобы жаловаться на мифическую угрозу провала, лучше бы пошли и занялись делом. Потренировались. Пообщались с опытными сослуживцами. Ваши постоянные жалобы скрывают (очень плохо скрывают!) нежелание работать и учиться.

В-шестых, вы пришли работать в данную организацию, чтобы реализовать себя, почувствовать вкус большого бизнеса, ощутить себя Рокфеллером… Но кто говорил, что счастье дается даром?

В-седьмых, вы напрасно хлюпаете носом по причине собственной некомпетентности. Перед вступлением в должность вы проходили собеседование. Руководитель отдела продажи не идиот, он наверняка разглядел в вас профессиональные задатки.

Будем честными, первое время менеджер по продажам (если у него нет опыта) испуганно озирается по сторонам, пытаясь понять, куда он, дурень, залез. Потом поняв, что надкусанное второпях яблоко оказалось очень кислым, неопытный спец порывается удрать. В это время идет процесс адаптации человеческого организма к новым погодным условиям. Реакцией на нее, как на прививку, являются повышение температуры, зуд пятой точки, головная боль, лихорадка, бред. После проявления всех указанных симптомов менеджер рискует впасть в нездоровую спячку.

В целях профилактики синдрома новичка рекомендуется следующие профилактические мероприятия.

1. Индивидуальный разбор полетов.

Первое время умный руководитель отдела продаж не станет распекать жертву синдрома при всех (конечно, многое зависит от корпоративной культуры организации). Ведь сколько монастырей, столько и уставов. Руководитель отдела продаж (если новичок очень неопытен) тактично и ненавязчиво расспросит менеджера о контактах с потенциальными клиентами: когда встречались, сколько говорили, о чем говорили, с какой интонацией, к каким промежуточным решениям и соглашениям пришли. Многие новички в такой ситуации начинаю жаловаться на шефа, дескать, «требовательный какой попался. Откуда мне знать, что я ответила этому гаду?!» Радуйтесь, вам попался классный босс. Чем больше ваш начальник спрашивает про ваши первые опыты и их плоды, тем больше он в вас заинтересован. Было бы все равно, руководитель отдела продаж читал бы в свободные 5 мин газету или болтался бы в курилке. Ан нет, пытается вам помочь.

Хороший шеф вам и шпаргалку для телефонных бесед сделает, и опытом поделится, и про психологию трудных клиентов расскажет.

1. Я приведу тебе пример

Самое трудное для новичка – начало деловой беседы вообще. Кто-то обходится с холодным звонком пустячно, а кому-то мешают чисто психологические проблемы. Поглядев, как беспомощно барахтается новичок, руководитель отдела продаж берет ситуацию в свои руки. Он звонит в фирму, представляется и показывает, как нужно общаться с потенциальным клиентом. Заканчивается телефонный разговор фразой: «В дальнейшем с вами будет работать наш менеджер такой-то». Начальник вешает трубку, рассказывая вам обо всем в режиме «он сказал – я ответил». Как правило, хороший шеф даст кое-какие рекомендации индивидуального характера.

2. Лови мышей, как я!

Однако телефонный разговор – лишь попытка установить контакт. Все решается на личной встрече. Продвинутый руководитель отдела продаж обязательно съездит на нее вместе с новичком, чтобы последнему было, у кого попросить помощи в мины полного потопа. Шеф обязательно посмотрит, как менеджер ведет себя в гостях, как владеет культурой делового общения и умеет ли добиваться поставленных целей.

Иногда руководитель отдела продаж сразу берет новичка с собой, когда едет на встречу с клиентом. Таким образом, начинающий «продажная шкура» постигает технику деловых переговоров сразу на практике, а не по книжкам.

2. Корпоративные тренинги

После массового набора штата тут же начинается сезон тренингов, на которых опытные менеджеры делятся опытом, знаниями, не утомляя народ инструкциями. На мероприятии такого рода приходят и руководители высшего ранга.

1. Ура! Праздник!! Гуляют все!

Однажды цирк рассчитался с нашим телеканалом по бартеру. Весь коммерческий департамент ТВ побывал на представлении. Зарядившись положительными эмоциями, виновники торжества (менеджеры ТВ) почувствовали себя крутыми профи. Конечно, им скорее повезло. Но любая положительная эмоция – мощный стимул, и плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

2. Учись у мэтра!

Одно время наш только что набранный отдел сидел в отдельном кабинете, где мы все вместе плакались друг другу в жилетку, звали на помощь своих мам. Потом директор тетя Нина (классная тетка, я не раз ее вспомню!) решила посадить нас с опытными менеджерами. Каждого из них можно было назвать личностью и легендой (судя по зарплате). Нам легче работать, имея перед глазами живой пример, как надо.

3. Приемы саморегуляции

Как там говорят? Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В детстве вы считали, что никогда не сможете выучить таблицу умножения (вам тогда 2 года было). Однако терпение и труд все перетерли. Со временем у каждого менеджера совершенствуются свои механизму защиты.

1. Спасибо этому дому! Пойду к другому…

Ваш клиент дал вам полный от ворот поворот. Вы боитесь с ним общаться, звонить и т. д. И не нужно мучиться. Вспомните, сколько вы сделали звонков. Подумайте, кому вы еще сегодня не позвонили, не осчастливили своим вниманием. Кстати, как-то нехорошо лишать потенциального клиента вашего общества. Вы бы стали долго преследовать любимого, но не любящего вас человека? Все дело в силе чувств и характере. Помните золотое правило? Если мужчина (женщина) меня не хочет, значит, он (она) меня не достоин (йна). Примените его в своей коммерческой деятельности.

2. А мы уйдем на север!

Это правило – замечательное средство от синдрома отказа. Несмотря на всю свою мерзость, шакал Табаки рассуждал исключительно здраво. Зачем пудрить себе мозги и мучиться от одного отказа, второго, третьего, четвертого?.. Может, пора отдохнуть и продолжить осаду до полной капитуляции? Ведь отступление, как часто показывает жизнь, еще не фронтальный проигрыш.

3. Всего не успеешь!

Ох, как любят эту фразу лентяи, прикрывающие свою лень и безынициативность. А между тем придумали правило реалисты, смотрящие правде в глаза. Поставьте ее с ног на голову. Верно, вы не успеете выслушать всех отказов, а потому шанс победить есть всегда.

Вместе с профилактическими мерами по преодолению страха отказа стоит заострить внимание на табуированных приемах, или запрещенных методах борьбы с фобиями.

1. Алкоголь и наркотики.

Нет, это не черная фантастика. Были реальные случаи, когда трусливый менеджер пытался снять стресс с помощью запрещенного допинга. Во-первых, это унижает и калечит ваше человеческое достоинство, вернее, его жалкие остатки. Во-вторых, потенциальный клиент поймет и почувствует вашу слабость втройне. В-третьих, кайф от победы в трезвом состоянии всегда слаще, чем жалкий иллюзорный суррогат.

2. Подтасовка фактов

Бывают случаи, когда ложь во спасение. Трудно сказать одинокому человеку о смертельной болезни. Нельзя украсть последнюю надежду, какой бы призрачной она ни была. Тяжело обманывать брошенного ребенка, рассказывая сказки о любящей маме. Как бы талантливо мы не лгали, неискренность заметна.

Иногда менеджер лжет руководителю, заверяя его в успешном выполнении поставленной задачи, еще хуже, когда новичок лжет клиенту, пытаясь представить себя более крутым, чем он есть на самом деле. Вы есть вы. Каждый человек уникален и неповторим, и в этом его ценность.

Не присваивайте себе чужих заслуг, вы же не хотите выглядеть вороной в павлиньих перьях. Неужели ваше самолюбие тешат иллюзии? Помните старый советский фильм «Марья-искусница»? Там подлец Водяной во всю забавлялся с главной героиней, пока она пребывала в состоянии гипноза, при этом хозяин подводного царства был уверен на все 100 %, что это любовь.

Так и незадачливый деятель сферы продаж, каждый раз пытаясь обдурить умного и проницательного клиента, тешит себя иллюзией, дескать, это успех!

Вам подходит самообман? Тогда купите себе бумажные цветы и вдыхайте аромат роз. И нечего рвать настоящие!

Технология преодоления страха отказа имеет очень много общего с техникой убеждений, описанной выше. Неприятность несколько иная, а вот методы борьбы те же. Беседы, аутотренинги. Вот примерный текст:

1) я не боюсь отказа клиента;

2) клиент скажет мне «да»;

3) отказ – всего лишь реакция;

4) отказ клиента преодолим;

5) мне не отказывают;

6) я переживу отказ;

7) я покажу клиенту, где раки зимуют!!!