История первая
– Жил-был мальчик. Хорошо себя помнил он только с шести лет, когда пошел в школу. Ну, давайте назовем его как тебя. Хорошо, Макс? Так вот, жил был маленький Макс. Когда он появился на свет, его родители были очень молоды, и особо сильного родительского инстинкта у них не было. Папа Макса был военным, а мама – преподавательницей танцев. И поскольку молодые родители были еще психологически не готовы к своей роли, они отвезли малыша к родителям мамы. Было ему тогда всего два месяца. А у родителей, знаешь, молодые годы, хочется гулять, тусоваться, дискотеки, компании друзей… И работа, само собой. Да и кровь горячая, постоянные эмоции, притирки в новой молодой семье – кто главный, а кто нет. Думаю, это многим знакомо и уж тем более понятно. Нельзя стать мудрым, когда тебе двадцать с небольшим хвостиком. Так, принцесса? – посмотрел в сторону Лиз старик.
Девушка улыбалась.
– Так вот, я продолжу, а вы следите за судьбой маленького Макса и за теми испытаниями, которые ему подкинет жизнь. Итак, остался наш малыш с бабушкой и дедушкой. Хотя так их назвать можно с очень большой натяжкой. Они оба были еще только средних лет. Как раз в том возрасте, когда появляется мудрость, уже есть большой жизненный опыт и понимание необходимости заботы о ребенке. Но для нашего героя они всегда будут бабушкой и дедушкой. Итак, рассказываю дальше. Шли дни, месяцы, годы, молодые мама и папа, конечно же, часто приезжали навещать мальчишку. Следите за мыслью?
Макс и Лиз кивнули.
– Мальчишка воспитывался в безусловной любви, ведь только у старшего поколения хватает ума не спорить и не управлять ребенком, а просто принимать его таким, как есть. Макс рос, а когда ему исполнилось три года, при очередном посещении сына молодые родители наконец-то забрали его с собой. Напомню, папа мальчика был военным, и его перевели служить в другую страну. Они переехали всей семьей. Надо сказать, что ни мальчишка, ни его молодые родители не были готовы друг к другу. А у малыша рухнул весь его маленький привычный мир. Нет больше рядом бабушкиных сказок, походов с дедушкой на природу, нет вечерних посиделок и совместной готовки ужина. Нет друзей во дворе. Мальчишка был совсем не готов к необходимости быть на кого-то похожим. Следите за мыслями, молодежь?
– Ага, на папу, – выпалила Лиз.
– Хорошо, рассказываю дальше, – продолжил господин Сайзерленд, пригубив чай из кружки, – это же логично и понятно. Любой отец хочет, чтобы сын был похож на него. Я имею в виду восприятие картины мира, парадигму мышления, контекст.
– А можно подробней разъяснить это читателям? – спросил Макс.
– Подробней обязательно расскажу. Но давайте пока закончим историю. Родители всегда хотят видеть свое продолжение в детях. Так вот, маленький Макс не был готов к тому, как ведут себя его молодые родители. Ведь он с младенчества наблюдал другие отношения. Между его бабушкой и дедушкой, конечно же, были шероховатости, но они, как взрослые люди, умели это прятать, не выставлять напоказ и никогда не выясняли отношений при мальчишке.
А молодые родители, которые не воспитывали сына с пеленок, не знали, как при нем себя вести. У них не возникло чувство ответственности за ребенка. И подсказать им было некому, ведь это не обсуждалось с их молодыми друзьями. И естественно, воспитание и отношения между ними и тем, что видел мальчишка раньше, разительно отличались. Пожив несколько месяцев вместе – полной семьей, – молодые родители поняли, что что-то не так. Надо сказать, что они часто выясняли отношения и делали это на глазах у ребенка. Не буду вдаваться в подробности, эта история не о них, а о мальчишке. Так вот, смутно ощущая, что они ведут себя неправильно и не справляются с воспитанием, а может, ребенок просто мешает выяснять им свои отношения, родители отвозят его к родственникам отца. Итак, в четыре года наш Макс попадает в третьи обстоятельства.
– Джеймс, к чему ты ведешь? – спросил Макс.
– Молодой человек, я рассказываю историю. Слушай.
– Вернувшись в свою родную страну, маленький Макс попал к совсем другим людям. У него оказалось много сестер и братьев, ко всем относились одинаково, и ему пришлось знакомиться, научиться дружить, защищать младших и договариваться со старшими. Чаще всего он жил у тетки вместе с сестрой и младшим братом. Его даже попытались отдать в детский сад. Почему только попытались – да потому, что темперамент у него был горячий, как у его молодого отца, а управлять собой мальчика никто не учил. В садике у всех были мама и папа, и Макс попросил разрешения называть тетку мамой. Так и пошло. Мальчишка рос, учился взаимодействовать с детьми и взрослыми. И вот однажды летом приехали его молодые родители. Они привезли радостную весть. Молодого папу снова отправляют служить в другой гарнизон, и они забирают маленького Макса и едут все вместе в новый город, где мальчишка пойдет в школу.
Следите за мыслью? Это еще одни новые обстоятельства, в которые попал мальчик.
Макс рос и осваивал навыки общения, узнавал и познавал новое методом проб и ошибок, учился жить в этом мире, как и сотни других мальчишек и девчонок. Я не знаю, что произошло, но отец не видел в нем отдельного человека со своим мировоззрением и своей маленькой, но сложившейся картиной мира. Со своими слабостями и способностями. И это не могло пройти бесследно. Началось мужское противоборство. Мальчик, воспитанный без родителей, практически сформировал свою собственную картину мира, свою парадигму мышления, свой контекст, свои жизненные принципы. И поскольку он рос без постоянного влияния отца, у них оказались на многое разные точки зрения. Теперь, когда они поселились под одной крышей, между ними началась война. Отец хотел переделать сына, хотел видеть в нем продолжение себя, но мальчишка был другим. Ни хорошим, ни плохим – просто другим.
«Большой» Макс заметно переживал, слушая эту историю.
– Джеймс… Очень эмоциональный рассказ. Как будто я участник этой истории. Как будто я – этот маленький мальчик. Ты специально так сделал?
– Побудь в ней, Макс, это всего лишь история, которую я рассказываю людям на тренингах и встречах. Я потом объясню, для чего я рассказываю эту историю. И вам все станет понятно, и вы уже донесете ее до читателей вашего журнала. Тем более что история практически закончена. Как вы помните, отец у мальчика был военным и часто переезжал по долгу службы. И в этих жизненных обстоятельствах мальчишка сменил четыре школы. И вот – в последнем классе он сбежал из дома. Это было, когда маленькому Максу исполнилось пятнадцать лет. Ему повезло, и мама одноклассника оставила его у себя – чтобы он был под присмотром и не натворил дел, о которых будет сожалеть не только сам, но и все близкие.
– Джеймс, это жутко, а где его мама? – тихо спросила Лиз.
– Принцесса, мама мальчишки была нерешительной, неуверенной в себе женщиной. Она точно знала, что возвращаться в родную глухомань она не будет ни при каких обстоятельствах. И поэтому держалась за своего горе-мужа, отца ее сына. Из-за неуверенности в себе она не смогла оградить мальчика от посягательств отца на его личность. Но, принцесса, история не о ней. История о мальчишке.
– Джеймс, – снова спросила Лиз, – она нашла сына, когда тот сбежал?
– Да, через две недели он ненадолго вернулся. Ведь иметь семью – это базовая потребность, быть с родными – это нормально и естественно. Но с этого момента он будет часто убегать. И в восемнадцать лет окончательно уйдет от своих родителей, будет их лишь изредка навещать. На этом в принципе данная история заканчивается. И начинается следующая. У меня для вас есть три истории, две из которых я наверняка успею вам рассказать. Но сначала, молодые люди, к вам вопрос: как вы думаете, как обстоятельства рождения и жизни мальчишки повлияли на его мышление, подход к жизни, решения об отношениях с людьми, на его картину мира в целом?
– Мне кажется, – начал «большой» Макс, – что он не будет общаться со своими родителями и не женится, так как не захочет, чтобы его опять бросили.
– А я бы обязательно добилась успеха и чтобы родители об этом узнали. Но я бы тоже с ними не общалась. Одно дело, когда трагически теряешь родителей, и совсем другое – когда они есть, но не хотят, чтобы ты был рядом, – сказала Лиз.
– Вот видите, – улыбнулся старик. – Одна история, а у вас уже две разные точки зрения на нее. Макс предполагает, что мальчишка вырастет со средними способностями и будет жить обычной жизнью, не выделяясь из толпы. Так, Макс?
– В общем, наверное, да, – ответил журналист.
– А ты, принцесса, предполагаешь, что он из желания что-то доказать обязательно добьется успеха и станет лидером в какой-нибудь области, так?
– Да, мистер Сайзерленд, я бы так и сделала, – заявила Лиз.
– Вы не ответили мне, молодые люди, а какие способности все-таки может развить наш парнишка исходя из обстоятельств его жизни? Пока вы мне только рассказали о вашем взгляде и эмоциональных переживаниях за мальчишку. Макс сразу сдался и решил не выделяться. А ты, Лиза, полезла в бой, на передовую. Ничего, кстати, не замечаете за собой?
– Нет. А что мы должны заметить? – удивилась Лиз.
– Джеймс, ты хочешь сказать, что эта история про меня или про Лиз? – спросил Макс. – Что каждый увидел себя и то, каким вырастет мальчишка, зависит от моего решения?
– Макс, ты же знаешь ответ – ведь ты сейчас нам с принцессой еще раз показал, как ты мыслишь, какова твоя картина мира, ты сообщил нам свое решение по поводу детства. Решение по поводу мира и людях, которые тебя окружают, и что самое важное – решение по поводу самого себя, своих возможностях.
– Джеймс, а это можно поменять? – спросила Лиз.
– Да, принцесса, можно, но при одном условии.
– Каком?
– Нужно захотеть.
– Захотеть что, Джеймс?
– Захотеть быть счастливым, захотеть большего и лучшего, захотеть влиять на жизнь, захотеть быть в радости, видеть рядом любимых людей и иметь возможность заботиться о них, захотеть жить в прекрасном доме, иметь полную семью, любимого человека, быть богатым, наконец, да много чего. Ключевое слово – захотеть.
– Я не соглашусь, Джеймс, – возразил молодой человек, – может быть, этот мальчик и хочет добиться чего-то, но, поскольку у него была такая сложная жизнь, он многого не умеет изначально. Ведь он же видит, что вокруг есть люди, которые умеют больше его, знают больше и так далее.
– Да, Макс, и в чем противоречие? В чем твое несогласие?
– Несогласие в том, что из-за такой жизни он многого не умеет, ему не дали достаточно любви родители, они не поддержали его вовремя. И объективно он многому не научился. И многого боится, так как с детства был вынужден проходить через потери и перемены без родительской поддержки.
– Макс, а кто или что мешает ему научиться сейчас?
– Объективность, Джеймс.
– Объективность в том, Макс, что ты, вернее, наш персонаж, обиделся и перестал хотеть большего и лучшего. Давай объясню тебе на очень ярком примере. Леди, прошу прощения за такой пример. Скажи, пожалуйста, когда ты захочешь в туалет, для тебя будут иметь значение твое воспитание, образование, детские обиды, способности, даже вероисповедание и наличие или отсутствие у тебя денег?
– Джеймс, нельзя сравнивать жизнь и физиологическую потребность, – возразил Макс.
– Я, молодой человек, и говорю именно об этом! Хотеть – это значит поставить приоритет в достижении целей на уровень физиологической потребности. Чтобы желание было выше сомнений, противоречий и условностей. Это понятно? Ты же не высказываешь возражения, когда тебе очень сильно захотелось в туалет. Не говоришь, что это вне твоих принципов – ходить туда. Не можешь, так как живешь по определенному расписанию, а сейчас не время туалета. Не говоришь, что ты, например, вегетарианец и не можешь ходить в туалет, так как вегетарианцы этого не делают. Или что тебе надо спросить разрешения у начальства. Или любую другую чушь, которые придумывают люди, лишь бы не выходить из комфортного состояния и не менять жизнь. Когда ты хочешь в туалет, ты просто идешь туда, – улыбнулся старик.
– О’кей, Джеймс. Теория перемен нам интересна, поэтому мы здесь, – сказал Макс, – конечно, существует очень много споров и дискуссий на эту тему. А ты являешься признанным мастером, на твоих книгах выросло уже не одно поколение людей, ведь они издаются огромными тиражами по всему миру.
– А мальчишка – реальный персонаж, Джеймс? – полюбопытствовала Лиз.
– Да, принцесса, во всех историях, которые я рассказываю, герои – это наши современники и реальные люди, – добродушно сказал старик, – хорошо, но все-таки, если убрать эмоциональную окраску истории и оставить только ситуативную часть, как вы думаете, какие способности будут ярко выражены у мальчика?
– Ну, не знаю… Может быть, самостоятельность, независимость, – сказала Лиз.
– А я думаю, что он должен уметь хорошо общаться, раз он сменил столько городов и школ, – ответил Макс.
– Да, точно! – воскликнула Лиза.
– Замечательно, друзья. Да, коммуникативные навыки и умение общаться с разными людьми будут развиты в мальчишке. Он вырастет и сможет стать журналистом. Так, Макс? – смеясь, сказал старик.
– Да, вполне сможет, – ответил Макс, – но не сравнивайте его со мной, у нас разное детство.
– Я этого и не делаю, молодой человек. У каждого из нас своя жизнь и своя картина мира, – резюмировал мистер Сайзерленд, – давайте пока отложим историю и перейдем к интервью.