Вы здесь

Прогулки по Петербургу с Виктором Бузиновым. 36 увлекательных путешествий по Северной столице. Московский район (Н. А. Перевезенцева, 2014)

Московский район

«…Золотоглавый Новодевичий монастырь»

Передача записывалась в конце 1990-х, теперь многое изменилось. Но пусть текст останется таким, каким озвучили его мы с Виктором Михайловичем. В сущности, это тоже памятник…

Прежде всего, давайте представим себе не унылые серые корпуса неизвестного происхождения, тянущиеся вдоль шумного Московского проспекта, а Воскресенский Новодевичий монастырь – каким он был когда-то. Загородный монастырь – среди полей и перелесков, с высокой колокольней, похожей на колокольню Ивана Великого в Москве. Центральный храм Воскресения увенчан пятью золотыми куполами, справа и слева возвышаются шатровые навершия домовых церквей – Ватопедской Божией Матери и Трех Святителей. Центральный храм соединен переходами с длинными коридорами, в которые выходят двери келий. В монастыре – более 400 монахинь, работают мастерские – золотошвейная, рукодельная, башмачная и приют для девочек. Есть и школа церковной живописи, и образцово устроенная больница, не говоря уже о большом монастырском хозяйстве: ферма, птичий двор, огороды, сад, пчельник. За монастырем – «престижное», как сказали бы сейчас, Новодевичье кладбище. Что ни надгробие, то имя, известное в российской истории. Артисты, литераторы, ученые, представители старинных дворянских родов… За порядком на кладбище следят монахини. Богатый столичный монастырь, игуменья которого может в любой момент получить аудиенцию у императора. Так повелось со времен первой игуменьи – Феофании, в миру – Александры Сергеевны Готовцевой, урожденной Щулепниковой.[52]

В разгаре была Русско-шведская война 1808–1809 годов. Генерал-майор Семен Готовцев получил приказ направиться со своим корпусом в Швецию. Приказ об этом пришел на другой день после венчания его с молоденькой Сашенькой Щулепниковой. Генерал выполнил приказ, через шесть недель корпус его выступил, принял участие в боях, и в одном из них Готовцев погиб. Безутешная вдова, бывшая женой всего шесть недель, раздала свое имение, оставив себе только военную пенсию покойного мужа, и постриглась в монахини под именем Феофании. Двадцать лет она провела в Горицком монастыре на р. Шексне, но потом ее вызвал в столицу митрополит Антоний. Государь-император повелел возродить на новом месте Смольный Новодевичий монастырь, основанный еще императрицей Елизаветой. Смольный монастырь существовал с 1764 по 1822 год, когда в нем не осталось ни одной монахини, и он практически прекратил свое существование. 14 марта 1845 года по просьбе великой княжны Ольги Николаевны Николай I подписал указ о возобновлении монастыря. Его вначале разместили «на Васильевском острове, по 8-й линии у церкви Благовещенья», а затем отвели большой лесистый участок у Московских триумфальных ворот. 3 ноября 1849 года митрополит Никанор в присутствии императора и царской семьи заложил обитель. Первый крупный взнос на строительство монастыря – 10 тыс. руб. серебром – внесла графиня А. А. Орлова-Чесменская.


Игуменья Феофания


Феофанию назначили игуменьей возрождаемого монастыря. Спроектировал его основные постройки архитектор Николай Ефимов, один из видных зодчих XIX века. Он много строил в Петербурге, но, к сожалению, не многие его постройки сохранились.

Итак, началось строительство. Сначала им ведала строительная комиссия, но, как всегда у нас на Руси, деньги тратились, а результат не появлялся. Феофания добилась у царя разрешения лично возглавить строительство. И возглавила, да еще как! В 1861 году завершилось строительство собора. По смете стоимость строительства должна была составить около 300 тыс. руб. серебром. Феофания обошлась… 150 тысячами, да и то все они были переданы в дар монастырю. Купец Громов пожертвовал лес для строительства, другой купец – Кузнецов – кресты на купола. Кстати, их поднимали наверх по старинке – на холстинах. Вообще, по свидетельству современников, во время строительства монастыря случались странные вещи. Например, потребовалось распланировать монастырский сад. Стоило это по тем временам 3 тысячи рублей, таких денег монахини не имели. И тут к Феофании приходит крепостной садовник и просит выкупить его у барина за 600 руб. В благодарность он бесплатно составляет проект сада. И так случалось довольно часто. Сама Феофания даже те немногие деньги, которые у нее оставались, тратила на дела церковные. Умерла она вскоре после завершения строительства собора в 1866 году и в знак особого уважения и благодарности похоронена не на кладбище, а у алтарной стены. Там, где сейчас асфальт и стоянка служебных машин…[53]


Новодевичий монастырь. 1900-е годы


После революции монастырь еще существовал некоторое время под именем «сельскохозяйственного общежития» и даже «колхоза „Труд“ общежития Новодевичьего монастыря». Но дни его были сочтены. В начале 1930-х годов взорвали колокольню, разобрали ограду, снесли купола. В один день в феврале 1932 года арестовали всех монахинь. Вообще монастырю не повезло: он находился на Международном проспекте, которому отводилась роль парадной магистрали нового социалистического Ленинграда. Поэтому здесь стали появляться новые здания типа «Союзпушнины» или Дома Советов. Вообще, видели бы вы эти проекты реконструкции города! Бога надо благодарить за то, что они не осуществились – иначе нам с вами негде было бы прогуливаться. Разве что возле нового Дома Советов с гранитными террасами-трибунами и площадью для грандиозных парадов.

Интересно все-таки повнимательней посмотреть на церковь во дворе монастыря, перед которой мы стоим. Это храм во имя Казанской иконы Божией Матери, он находится на месте первого строения монастыря – деревянной Казанской церкви. Построил его известный архитектор Василий Косяков. Задумана была церковь-усыпальница на пятьсот склепов. Построена она в характерном для того времени византийском стиле, но в отделке ее присутствуют элементы модерна – цветные майоликовые вставки. Во времена Хрущева церковь хотели взорвать, уже сделали в стенах шурфы (отверстия сохранились), но не успели. Сейчас здесь уже идут богослужения.

Конец ознакомительного фрагмента.