Часть 1. Методические рекомендации
1. Организационные модели внеурочной деятельности[5]
В зависимости от того, какие акценты делают образовательные учреждения в построении внеурочной деятельности, реализуются разные организационные модели. Среди этих моделей: «Школа полного дня», модель дополнительного образования, оптимизационная, инновационно-образовательная.
Модель «школы полного дня» (схема 1) реализуется преимущественно воспитателями через деятельность в рамках группы продленного дня. В этом случае задача школы: создать условия для полноценного пребывания ребёнка в образовательном учреждении в течение дня. Это предполагает, в том числе, и создание разноакцентированных пространств: для учёбы, для игры, для отдыха, для занятий по интересам. В основной образовательной программе образовательного учреждения необходимо отразить содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы, создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Особое значение приобретает задача создания условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей. Создание на базе школы детских общественных объединений или органов ученического самоуправления помогут включить учащихся в активную социальную общественную деятельность, привлечь к решению актуальных проблем образовательного учреждения. Модель «Школа полного дня» предполагает построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребёнка в образовательном учреждении; опору на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Схема 1. Модель школы полного дня
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продлённого дня.
Модель дополнительного образования (схема 2) использует возможности системы дополнительного образования, имеющиеся в данной школе, а также возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Акцент делается на создание условий для развития творческих интересов детей и включение их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Работа кружков и секций может быть организована как на базе учреждений дополнительного образования (в этом случае должна быть обеспечена готовность к территориальной, социальной и академической мобильности детей), а может силами педагогов учреждения дополнительного образования проводиться на базе данной школы. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребёнка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Схема 2. Модель дополнительного образования
Оптимизационная модель (схема 3). В реализации данной модели принимают участие все педагогические работники образовательного учреждения (педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления, организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Схема 3. Оптимизационная модель
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Инновационно-образовательная модель (схема 4) опирается на деятельность инновационной площадки, которая действует в ОУ. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Схема 4. Инновационно-образовательная модель
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.
В условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта становится возможным проектирование иных вариативных моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, которые могут создаваться, исходя из реально складывающихся условий существования образовательных учреждений.
Например, школа им. Е. Р. Дашковой г. Кремёнки Калужской области (директор Л. М. Пищулина) сформировала уникальное сетевое взаимодействие своего образовательного учреждения с музеем им. Е. Р. Дашковой, домом детского творчества «Ровесник», городской библиотекой, школой искусств г. Кремёнки, спортивным клубом «Атлант». Это взаимодействие обогатило образовательную среду учреждения, позволило создать и в самой школе музей истории школы, центр внешкольной работы, спортивные кружки, улучшить обеспечение и работу школьной библиотеки.
Как уже говорилось выше, каждое образовательное учреждение вправе само выбирать, что будет являться содержанием внеурочной деятельности, как она будет организована. Однако нужно понимать, что для её успешной реализации необходима проработка организационных, нормативных, финансово-экономических, информационных, научно-методических, кадровых и материально-технических вопросов.
Данное пособие не ставит своей задачей ответить на все эти вопросы, а лишь рекомендует направления, содержание и формы организации внеурочной деятельности.
2. Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть основной образовательной программы школы
Примерная основная образовательная программа (ООП) начального общего образования ФГОС является базой, на которой создаются основные образовательные программы каждого образовательного учреждения. Образовательная программа школы определяет содержание и организацию образовательного процесса. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определённое направление деятельности.
Основная образовательная программа школы (ООП) реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Обращаем внимание, что на стадии доработки стандарта был изменён подход к образовательному плану (БОП). План снова стал учебным (БУП), хотя по-прежнему содержит две составляющие: 1) обязательную часть и 2) часть, формируемую участниками образовательного процесса. Однако из второй части сняты часы на организацию внеурочной деятельности. Эта часть учебного плана в соответствии с внесёнными изменениями предусматривает: 1) учебные занятия для углублённого изучения отдельных обязательных учебных предметов; 2) учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные[6]. Внеурочная деятельность рассматривается в ООП школы отдельным блоком и осуществляется во второй половине дня. Она организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Задача школы – с помощью организации внеурочной деятельности создать образовательную среду для учащихся начальных классов, которая способствовала бы достижению учащимися:
– личностных результатов (готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; осмысление и принятие основных базовых ценностей);
– метапредметных результатов обучающихся (освоение универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных);
– предметных результатов (освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира).
Кроме того, в начальной школе благодаря созданию такой образовательной среды можно обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребёнка; учесть индивидуальные запросы обучающихся.
Важно учесть, что в рамках реализации основной образовательной программы образовательное учреждение само определяет формы организации внеурочной деятельности, а также образовательного процесса в целом.
Разрабатывая направления и характер внеурочной деятельности, педагогический коллектив должен проанализировать цели и задачи работы школы, изучить запросы детей и родителей (можно с помощью анкетирования), оценить возможности своего образовательного учреждения (педагогические кадры, материально-техническую базу). Составив представление о социальном заказе, продумать, какие формы и направления можно осуществлять непрерывно от начальной к основной школе на базе школы, какие – в содружестве с внешкольными учреждениями дополнительного образования, составить расписание и др.
При этом нужно учитывать, что ребёнок вправе добровольно использовать свободное от уроков время. Он может выбирать и менять: а) направление деятельности, в котором решит участвовать, б) педагога, в) образовательную программу. В связи с этим образовательное учреждение должно способствовать расширению вариативно-программного подхода.
Во внеурочную деятельность может быть максимально включён управленческий и педагогический состав образовательного учреждения, чтобы после уроков дети могли найти занятие по душе, организовать свой досуг, получить возможность разноуровнего межличностного общения, социального взаимодействия.
Внеурочная деятельность является не механическим дополнением к основному общему образованию, призванным компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми, а неотъемлемой частью, пронизывающей все компоненты образовательной программы школы.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшим разделом основной образовательной программы является Программа духовно-нравственного развития и воспитания. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей – одна из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Программа духовно-нравственного развития и воспитания должна реализовываться образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнёрами школы: учреждениями культуры, науки, образования, СМИ и т. п., принимающих участие в реализации воспитательного процесса. И конечно же, через внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Подход, при котором воспитание сведено лишь к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению жизненного потенциала личности, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни.
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности образовательного учреждения. В школе должны быть организованы подпространства, например: тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе, рекреации, оборудованные для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально оборудованных залов для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов и т. п., позволяющие учащимся:
• изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
• осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.
В рамках программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в образовательном учреждении могут реализовываться целевые программы, например, патриотические, социальные, экологические и др.:
• «По местам боевой славы» – программа предполагает организацию различных очных и заочных экскурсий, содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным, патриотическим воспитанием учащихся;
• «Встречи с интересными людьми» – программа предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах;
• «Мир искусства» – программа предполагает посещение музеев, концертных залов, театров, выставок и т. д.
• Помощь ветеранам;
• Охрана окружающей среды;
• Волонтёрство и т. п.
Дополнительное образование детей может стать одним из важных компонентов внеурочной деятельности, так как оно предполагает расширение воспитательного «поля» школы, включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Образовательное учреждение должно стремиться к созданию социально открытого пространства, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
– в способах организации совместной деятельности взрослых и детей;
– в характере общения и сотрудничества взрослого и ребёнка;
– в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
– в событиях школьной жизни, спроектированных с учётом духовно-нравственных ценностей и смыслов.
Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка школы, решениях общешкольных собраний, в целевых программах.
Воспитанию нравственности способствуют и занятия экологического характера, в частности по экологии природопользования. Необходимо отмечать и эстетическую ценность взаимодействия человека с природой, благотворно влияющей на душу. В школах села желательно вспомнить и возродить деятельность учащихся на пришкольных участках, в производственных бригадах.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, который, являясь образцом для учеников, должен сам предъявлять нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагог должен уметь организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывать их с реальными жизненными и социальными ситуациями; уметь проектировать дела и мероприятия, в которых будет происходить присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
– повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т. п.
– совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций, например: День здоровья, «Папа, мама я – спортивная семья», праздник Букваря, Рождественские праздники, театральные постановки ко Дню учителя и Дню мамы и т. п.
– расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путём привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т. п.
Традиционными школьными делами могут стать:
• сентябрь (День знаний);
• октябрь (Посвящение в ученики первоклассников);
• ноябрь (Дни народного единства и согласия; фестиваль народов России);
• декабрь (Рождество Христово);
• январь (Крещенские чтения);
• февраль (Неделя патриотической песни);
• март (Неделя малышей);
• апрель (Пасха);
• май (День славянской письменности и культуры) и другие формы работы и праздники.
Во второй части сборника представлена программа по формированию детско-взрослой образовательной общности в начальной школе через создание празднично-событийного цикла, разработанная научными сотрудниками НИИ ИСРОО Э. С. Акоповой и Е. Ю. Ивановой в рамках московской экспериментальной площадки «Материнская школа», и апробированная на базе ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 1835 (г. Москва).
Внеурочная деятельность выполняет ещё одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы.
Задача педагога – развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.
Ознакомление ребёнка с ценностями культуры необходимо осуществлять с учётом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Так появляется возможность «погружения» в культуру. Для этого существует множество эффективных форм и методов, которые, в частности, взяты из театральной и музейной педагогики. В ряде школ успешным интегратором основного и дополнительного образования является работа школьных музеев (военно-патриотических, этнических, по истории школы, мемориальных и т. д.), работа школьных и внешкольных библиотек, организация краеведческой работы, фольклорных, театральных, вокальных, танцевальных студий, кружков, изостудий, клубов юных кинематографистов, кукольных театров и др. Данное направление представлено в пособии программой «Музейное образование» (Т. М. Сухова), реализуемой в ГОУ ЦО № 2006 (г. Москва).
Конец ознакомительного фрагмента.