Активная картина мира как основная системная модель
Утром отец говорит сыновьям:
Какой-то педик украл у нас ночью корову.
Младший отвечает:
– Раз педик, значит маленького роста.
Средний: – Раз маленького роста, значит из Малиновки.
Старший: – Раз из Малиновки, значит, Васька-Косой.
Пошли в Малиновку, надавали Косому по морде – не отдает корову. Не крал, говорит. Повели братья Ваську-Косого к мировому судье – так, мол, и так, украл корову, а не отдает.
Судья их спрашивает:
– А почему вы решили, что это Васька-Косой?
– Как почему? – отвечают братья, если украли корову – значит, педик украл, раз педик, то маленького роста, если маленького роста, то из Малиновки, раз из Малиновки, то ясен день, что это Васька-Косой.
– Интересная логика, – говорит судья, – ну да ладно.
Что у меня в этой коробке?
– Квадратная коробка, – сказал отец.
– Значит, в ней круглое, – сказал младший.
– Раз круглое, значит оранжевое, – сказал средний.
– Оранжевое – понятно, что апельсин, – сказал старший.
Судья достал из коробки апельсин и сказал, задумчиво глядя на Ваську:
– Косой, верни братьям корову!
Суть активной картины мира
Суть модели активной картины мира состоит в следующем. Согласно исходному постулату, все, с чем человек взаимодействует в своей жизни, он создает сам. Мне симпатична упомянутая выше религиозная метафора этого принципа, утверждающая, что созданный по образу и подобию Божию человек обладает такой же мощной способностью творить свой индивидуальный мир, какой обладает Господь – по отношению к большому миру. Однако очевидно, что обычный человек творит свой мир каким-то другим способом, нежели Бог. Последнему достаточно простого волеизъявления чтобы все свершилось. Не то у человека: он всю жизнь борется с обстоятельствами, которые сам себе создает.
Ситуация проясняется, если вспомнить, что творение мира человеком происходит опосредовано – через его картину мира. Картина мира – это и есть тот светофильтр, проходя через который божественный свет преломляется, приобретая конкретные материально осязаемые формы. Активная картина мира предполагает обратную связь: изменяя светофильтр, человек изменяет и свой мир. Общая иллюстрация такого процесса содержится в приведенном выше примере с жизнью американца Гари. В практическом плане идея об активной картине мира очень сильная, но чтобы она начала работать не абы как, необходимо достаточно четко уяснить ее основные принципы. Давайте последовательно внесем ясность в главные аспекты.
Начнем с самого индивидуального мира. Что это такое? В предлагаемой системе под индивидуальным миром понимается весь мир, в той или иной степени доступный человеку. То есть все, что человек воспринимает, относится к его индивидуальному миру. Развитие современных средств массовой информации практически приравняло индивидуальный мир к большому миру, по крайней мере по размерам. Но индивидуальность утрачена не была. Эта идея хорошо иллюстрируется примером из литературы. Вот отрывок из книги «Иллюзии», из диалога между Р. Бахом и его учителем Д. Шимодой, обсуждавшими этот вопрос. Р. Бах неосторожно заявил, что он сам и еще примерно четыре миллиарда человек живут в одном большом мире, на что получил строгую отповедь Д. Шимоды.
«Он [Д. Шимода] замолчал и посмотрел на меня с сожалением. "Ты уверен в этом? Ты живешь в том же мире, что и, например, биржевой маклер, да? И твоя жизнь, как мне кажется, только что круто изменилась из-за новой политики Биржевого комитета – от перераспределения министерских портфелей с пятидесятипроцентной потерей вложений для держателей акций? Ты живешь в том же мире, что и шахматист-профессионал? Нью-Йоркский открытый турнир начинается на этой неделе. Петросян, Фишер и Браун сражаются за приз в полмиллиона долларов. Что же ты тогда делаешь на этом поле в Мейленде, штат Огайо? Ты и твой биплан, «Флит», выпуска 1929 года, здесь, на фермерском поле, и для тебя нет ничего важнее, чем разрешение использовать это поле для полетов, люди, желающие покататься на самолете, постоянный ремонт мотора и то, чтобы, не дай бог, не пошел град… Сколько же, по твоему, человек живет в твоем мире? Так ты стоишь там, на земле, и серьезно утверждаешь, что четыре миллиарда живут не в четырех миллиардах разных миров, ты серьезно собрался это мне доказать?" – он так быстро говорил, что начал задыхаться».
Таким образом, наши миры кардинально отличаются. Даже когда мы видим одно и то же, мы наделяем это разным значением. В то же время, информация, казалось бы случайно попавшая в индивидуальный мир, не должна отбрасываться. Если вы вдруг услышали, что в жаркой Африке одно черное племя, вдруг, схватившись за мачете, скоординировалось и начисто порешило другое черное племя, то смеяться не нужно. Это тоже ваш мир, раз вы об этом услышали. К вам поступил своего рода сигнал с его периферии, и, скорее всего, с ним имеет смысл поработать. Такая работа может оказаться весьма полезной в плане взаимодействия с непроявленным планом нашей жизни, даже если вас совершенно не интересует война рассвирепевших племен.
Определившись с понятием индивидуального мира, акцентируем главные особенности картины мира. Когда о ней говорят как о посреднике в создании индивидуального мира, обычно имеют в виду, что она задает те правила и направления, по которым материализуется космическая (Божественная, собственная или иная) энергия. Это действительно верно. Но процесс этим не ограничивается. Комплекс представлений, видение мира относится к содержимому сознания. А в процессе творения мира участвует также и неосознаваемые элементы: различные установки, устремления, шаблоны, блокировки, комплексы предпочтения и т. д. Упустить из виду этот момент означало бы совершить серьезную ошибку.
Ведь человек – существо целостное и в нем вообще не может быть выделена в чистом виде рациональная составляющая, свободная от предпосылок и чувств. Об этом много было сказано в науке и философии. Да и в литературе. По свидетельству культурологов, Лев Толстой показал, что «духовный мир текуч, мысль только отталкивается от факта, в акте мышления участвует весь предшествующий опыт человека, мысль его сопрягает настоящее, прошлое и будущее; она – переработка факта в свете всего жизненно опыта человека; в акте мышления принимают участие не только аналитическая и синтетическая способности мозга, но и память, и воображение, и фантазия» [4;362].
Сознание и бессознательное тесно связаны между собой. С одной стороны, бессознательное влияет на сознательные решения. С другой, сознание частично формирует содержание бессознательного, поскольку его содержимое имеет тенденцию вытесняться, мигрировать в бессознательную область. В том числе таким путем осуществляется обучение, когда вполне освоенное нами действие перестает осознаваться, начинает работать на уровне автоматизма, условного рефлекса. С третьей стороны, бессознательное выходит на высшие измерения – сверхсознание, божественный разум и т. п. Можно выдумывать разные слова для их обозначения, но смысл остается в том, что таким путем человеку открывается доступ к чему-то высшему, существенно превосходящему его сознательные возможности. Грамотная работа с непроявленным предполагает обязательный учет связи бессознательного с высшими измерениями. Этой части в данной книге посвящен отдельный раздел, а о «земном» плане, который попроще, мы поговорим сейчас.
Конец ознакомительного фрагмента.