Глава 3
Мышь и клавиатура
• Мышь
• Клавиатура
Самыми распространенными устройствами управления персональным компьютером являются мышь и клавиатура. Клавиатура обеспечивает полноценный ввод текстовой информации, а мышь является наиболее простым, интуитивно понятным средством работы с графическим интерфейсом. Поэтому существует масса возможностей по созданию различного рода хитростей и трюков, связанных с мышью и клавиатурой.
Мышь
Кто из нас не пользовался мышью? Это незамысловатое устройство помогает быстро, а главное просто работать с программами. Начнем с простых операций с мышью. Научимся определять координаты, а также программно перемещать и делать невидимым указатель мыши. Кроме того, вы узнаете, как «захватить» указатель мыши, ограничить область его перемещения и вычислить расстояние, проходимое указателем мыши на экране монитора.
Координаты и указатель мыши
Для начала программным путем определим наличие мыши в системе, а именно выясним, что мышь подключена к компьютеру и правильно настроена (то есть устройство используется). Один из способов определения наличия мыши демонстрирует следующий пример (листинг 3.1).
function MousePresent: Boolean;
begin
//С помощью вызова GetSystemMetrics определяем наличие мыши в системе
if GetSystemMetrics(SM_MOUSEPRESENT) <> 0 then
Result:= True
else
Result:= False;
end;
Описанная выше функция MousePresent позволяет проверить наличие мыши. Если мышь подключена к компьютеру и ее можно использовать, то MousePresent возвращает значение True, в противном случае – False.
После того как мышь обнаружена, можно приступать к определению координат ее указателя на экране монитора (листинг 3.2).
procedure MouseForm.Button1Click(Sender: TObject);
var
pt: TPoint;
begin
//Получаем координаты указателя мыши
GetCursorPos(pt);
ShowMessage('('+ IntToStr(pt.X) + ','+ IntToStr(pt.Y) +')');
end;
Здесь для определения координат указателя мыши использовалась API-функция GetCursorPos. Передав в эту функцию переменную pt типа TPoint, вы получите текущие координаты указателя мыши на экране монитора.
В следующем примере демонстрируется, как программным путем скрыть указатель мыши. При нажатии кнопки Button2 указатель будет исчезать, а при нажатии кнопки Button3 (например, с помощью клавиатуры) – появляться (листинг 3.3).
procedure MouseForm.Button2Click(Sender: TObject);
begin
//Прячем указатель
ShowCursor(False);
end;
procedure MouseForm.Button3Click(Sender: TObject);
begin
//Показываем указатель
ShowCursor(True);
end;
В приведенном примере для управления отображением указателя мыши используется функция ShowCursor, которая либо скрывает его (принимая значение False), либо снова показывает (принимая значение True). По причине того, что управление мышью при скрытом указателе невозможно, исходный текст, который управляет видимостью указателя, помещен в обработчики нажатия кнопок формы. Когда указатель скрыт, можно использовать клавишу Tab для выбора и нажатия кнопки формы, используя клавиатуру.
Существуют и другие способы скрыть указатель: рассмотрим пример управления его видимостью посредством установки свойства Cursor компонента:
TempForm.Cursor:= crNone;
В данном случае указатель становится невидимым только для формы, за ее же пределами он видим. Если на форме присутствуют компоненты (элементы управления), то при наведении на них указатель мыши также становится видимым. Если вы хотите сделать указатель невидимым на всей области экрана, то следует применить следующий текст:
Screen.Cursor:= crNone;
Изменять положение указателя на экране можно не только физически передвигая мышь, но и программно задавая новые экранные координаты. Следующий код демонстрирует, каким образом это можно сделать (листинг 3.4).
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var
pt: TPoint;
begin
Application.ProcessMessages;
Screen.Cursor:= CrHourglass;
GetCursorPos(pt);
SetCursorPos(pt.x + 1, pt.y + 1);
Application.ProcessMessages;
SetCursorPos(pt.x – 1, pt.y – 1);
end;
Захват указателя мыши
Существует ряд задач, для выполнения которых полезно иметь возможность получать сообщения от мыши даже тогда, когда указатель находится за пределами формы. Обычно рабочая область программы ограничена размерами окна приложения. Это значит, что действия, выполняемые пользователем за пределами рабочей области, попросту не воспринимаются приложением. Попробуйте сделать следующее: откройте редактор Paint, сделайте размер его окна меньше размера холста, затем, зажав кнопку мыши, нарисуйте линию так, чтобы в ходе рисования указатель вышел за пределы окна редактора. Если теперь развернуть окно редактора на весь экран, то можно увидеть, что рисунок содержит часть линии, которую вы рисовали, перемещая указатель за пределами окна редактора. Так происходит, потому что редактор Paint «захватывает» указатель, как только пользователь начинает рисовать линию, и «освобождает» указатель, когда пользователь отпускает кнопку мыши.
Захват указателя полезен и в других случаях, потому стоит рассмотреть способ его реализации (а сделать это действительно просто). В листинге 3.5 приведены обработчики нажатия и отпускания кнопки мыши, которые реализуют захват указателя на время от нажатия до отпускания кнопки.
procedure TForm1.FormMouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
//Захватываем указатель мыши
SetCapture(Handle);
end;
procedure TForm1.FormMouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
//Отменяем захват указателя
ReleaseCapture();
end;
Вся хитрость состоит в использовании API-функций захвата SetCapture и ReleaseCapture. При вызове первой функции происходит регистрация окна, которое захватывает указатель мыши: это окно будет получать сообщения от мыши даже тогда, когда указатель переместится за его пределы. Функция возвращает дескриптор окна, которое захватило указатель ранее, либо 0, если такого окна нет. Соответственно, функция ReleaseCapture используется для освобождения указателя.
Примечание
При использовании SetCapture окно получает сообщения, когда указатель находится не над окном, только в том случае, если кнопка мыши нажата либо указатель находится над одним из окон, созданных тем же потоком (независимо от того, нажата ли кнопка мыши).
Можно также упомянуть об API-функции GetCapture. Эта функция не принимает аргументов и возвращает дескриптор окна, захватившего указатель ранее. С помощью этой функции можно, например, удостовериться, что захватом указателя мыши не нарушается работа другого приложения (что маловероятно).
Ограничение области перемещения указателя
С помощью несложных манипуляций можно ограничить перемещение указателя мыши определенной областью экрана (прямоугольником). Для этого используется API-функция ClipCursor. Она принимает в качестве параметра структуру TRect с координатами прямоугольника, в пределах которого может перемещаться указатель. Если ограничивающая область движения курсора заданна успешно, то функция возвращает ненулевое значение.
С функцией ClipCursor тесно связана функция GetClipCursor, позволяющая получить координаты прямоугольника, которым ограничено перемещение указателя в данный момент.
Способ использования функций ClipCursor и GetClipCursor показан в листинге 3.6.
var
lastRect: TRect;
cursorClipped: Boolean = False;
procedure SetCursorRect(newRect: TRect);
begin
if not cursorClipped then
begin
//Сохраняем старую область перемещения указателя
GetClipCursor(lastRect);
//Устанавливаем ограничение на перемещения указателя
cursorClipped:= ClipCursor(Addr(newRect)) <> False;
end;
end;
procedure RestoreCursorRect();
begin
if cursorClipped then
begin
//Восстанавливаем область перемещения указателя
cursorClipped:= ClipCursor(Addr(lastRect)) = False;
end;
end;
В данном примере реализованы две функции. Первая (SetCursorRect) ограничивает перемещение указателя мыши заданной областью экрана (параметр newRect). Перед ограничением на перемещения указателя в процедуре SetCursorRect происходит сохранение области перемещения, установленной ранее, чтобы действие процедуры можно было отменить. Для отмены ограничения перемещения указателя служит вторая функция – RestoreCursorRect.
Примечание
Вообще, задание ограничения на перемещение указателя мыши не считается хорошим тоном. Потому для использования такой возможности в реальном приложении должны быть действительно веские причины.
Изменение назначений кнопок мыши
Как известно, операционная система Windows предоставляет возможность работать с компьютером широкому кругу людей. Большинство производителей манипуляторов типа «мышь» предусматривают возможность простой адаптации манипулятора под правшу или левшу. К тому же, мышь адаптировать к таким различиям намного проще, нежели выпускать манипуляторы различных типов: конструкцию изменять не надо, достаточно программно поменять функции кнопок мыши.
Способ программного изменения функций левой и правой кнопок мыши продемонстрирован в листинге 3.7.
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
//Меняем местами функции левой и правой кнопок мыши
SwapMouseButton(True);
end;
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
//Восстанавливаем функции кнопок мыши
SwapMouseButton(False);
end;
В коде листинга 3.7 не учтен тот факт, что инверсия кнопок мыши может быть изначально установлена при запуске программы (например, если за компьютером работает левша). Чтобы точно знать, была ли ранее применена инверсия к кнопкам мыши, можно использовать значение, возвращаемое функцией SwapMouseButton. Если это значение отлично от нуля, то функции кнопок мыши ранее были инвертированы.
Подсчет расстояния, пройденного указателем мыши
Далее будет рассмотрена небольшая программа, которая носит скорее познавательный, нежели практический характер. Она подсчитывает количество метров (в буквальном смысле), пройденное указателем мыши за время ее работы. Внешний вид формы приложения показан на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Программа для измерения пробега указателя мыши
Использование этой программы крайне просто: сразу после запуска она начинает измерять пройденное указателем мыши расстояние в пикселах. Нижняя группа элементов управления формы нужна для правильного вывода пройденного расстояния в метрах. При нажатии кнопки Изменить масштаб становятся активными два текстовых поля (предназначенных для ввода ширины и высоты прямоугольника). Чтобы программа правильно преобразовывала пройденное расстояние, нужно линейкой измерить ширину белого прямоугольника и ввести полученное значение (в миллиметрах) в текстовое поле. При повторном нажатии кнопки Изменить масштаб введенные значения принимаются, и с этого момента показания пройденного расстояния начинают переводиться в метры с учетом текущего разрешения и размера монитора.
Теперь перейдем к рассмотрению способа реализации этого приложения. В табл. 3.1 приведены сведения о настройке элементов управления, не являющихся рамками или статическими надписями.
В коде листинга 3.8 объявляются переменные (члены класса TForm1) и методы, добавленные вручную.
type
TForm1 = class(TForm)
...
private
isUp dating: Boolean; //Если равен False, то показания в txtDistance
//не обновляются
lastPos: TPoint; //Координаты указателя во время прошлого замера
distance: Real; //Пройденное расстояние в пикселах
procedure StartUpdating();
procedure StopUpdating();
procedure ShowDistance();
end;
Суммарное расстояние в пикселах, пройденное указателем, сохраняется в переменной distance. Ниже представлен способ перевода этого расстояния в метры (листинг 3.9).
procedure TForm1.ShowDistance();
var
scale: Real;
distanceMetters: Real;
begin
//Пересчитываем текущий пробег в метры и показываем его
//в текстовом поле
//..определяем масштаб для перевода измерений в метры
scale:= 0.001 * StrToInt(txtWidth.Text) / Shape1.Width;
//..подсчитываем расстояние с учетом масштаба
distanceMetters:= scale * distance;
//..округляем до трех знаков (мм) и показываем
distanceMetters:= Int(distanceMetters * 1000) * 0.001;
txtDistance.Text:= FloatToStr(distanceMetters);
end;
Главная процедура приложения – обработчик для таймера Timer1. Таймер срабатывает с максимальной для него частотой (около 18 раз в секунду). Текст обработчика Timer1Timer приведен в листинге 3.10.
procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
var
curPos: TPoint;
delta: Real;
begin
if (curPos.X <> lastPos.X) or (curPos.Y <> lastPos.Y) then
begin
GetCursorPos(curPos);
//Вычисляем разницу между текущим и прошлым положением мыши
delta:= Sqrt(Sqr(curPos.X – lastPos.X) + Sqr(curPos.Y – lastPos.Y));
distance:= distance + delta;
//Не забываем сохранить новые координаты указателя
lastPos:= curPos;
if isUpdating then
begin
//Обновим показания в текстовом поле
ShowDistance();
end;
end;
end;
Из данного листинга видно, что обновление показаний происходит при истинном (True) значении переменной isUpdating. Значение этой переменной устанавливается в False во время изменения масштаба, чтобы во время ввода значений в текстовые поля не выводились неправильные цифры (листинг 3.11).
procedure TForm1.cmbScaleClick(Sender: TObject);
begin
if cmbScale.Caption = 'Изменить масштаб' then
begin
//Начинаем изменение масштаба
StopUpdating();
cmbScale.Caption:= 'Принять масштаб';
txtWidth.Enabled:= True;
end
else
begin
//Заканчиваем изменение масштаба
txtWidth.Enabled:= False;
cmbScale.Caption:= 'Изменить масштаб';
StartUpdating();
end;
end;
Процедуры StartUpdating и StopUpdating скрывают действия, которые необходимо произвести для остановки и возобновления отображения пройденного в текстовом поле указателем мыши расстояния. В данном примере они выглядят достаточно просто (листинг 3.12).
procedure TForm1.StartUpdating();
begin
//Включаем обновление показаний в текстовом поле
isUpdating:= True;
end;
procedure TForm1.StopUpdating();
begin
//Отключаем обновление показаний в текстовом поле
isUpdating:= False;
end;
В завершение остается реализовать код инициализации координат указателя мыши при запуске программы и обработчик события Click для кнопки cmbClear (листинг 3.13).
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
//Инициализируем координаты мыши
GetCursorPos(lastPos);
StartUpdating();
end;
procedure TForm1.cmbClearClick(Sender: TObject);
begin
//Сбрасываем счетчик пройденного расстояния
distance:= 0;
GetCursorPos(lastPos); //Начинаем отсчет с текущей позиции указателя
ShowDistance();
end;
Вот, собственно, и все, что нужно для работы рассматриваемой программы. Остается лишь уточнить, что способ установки масштаба, используемый в программе, предназначен для таких разрешений мониторов, при которых нет искажений по горизонтали или вертикали. Чаще всего это такие разрешения, при которых размеры изображения по горизонтали и вертикали подчиняются пропорции 4:3 (640 х 480, 800 х 600 и т. д.). При этом такими же пропорциями должен обладать и экран монитора.
Подсвечивание элементов управления
В реальных приложениях часто возникает необходимость изменять внешний вид элементов интерфейса программы в ответ на определенные действия пользователя. Поэтому стоит рассмотреть несложный, но достаточно полезный пример, позволяющий сделать более «живым» интерфейс приложения: изменение внешнего вида элементов управления при наведении на них указателя мыши.
В листинге 3.14 продемонстрирован способ создания статической надписи, похожей на гиперссылку (для большего эффекта для такой надписи можно установить свойство Cursor равным crHandPoint на этапе проектирования формы).
procedure TForm1.lblUnderlineMouseEnter(Sender: TObject);
begin
lblUnderline.Font.Style:= [fsUnderline];
lblUnderline.Font.Color:= RGB(0, 0, 255);
end;
procedure TForm1.lblUnderlineMouseLeave(Sender: TObject);
begin
lblUnderline.Font.Style:= [];
lblUnderline.Font.Color:= RGB(0, 0, 0);
end;
Для надписи, чтобы получилась довольно правдоподобная гиперссылка, осталось добавить только обработчик события Click, правда, выполнять она сможет любое действие, а не только переход по ссылке (достаточно лишь определить обработчик).
Для стандартной кнопки начертание шрифта также можно изменить (листинг 3.15).
procedureTForm1. cmbItalicBoldMouseMove (Sender: TObject;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
cmbItalicBold.Font.Style:= [fsItalic, fsBold];
end;
procedure TForm1.lblItalicMouseEnter(Sender: TObject);
begin
lblItalic.Font.Style:= [fsItalic];
end
В листинге 3.15 используется обработчик MouseMove для кнопки потому, что обработчики событий MouseEnter и MouseLeave для нее (по крайней мере, с вкладки Standard) не предусмотрены.
Клавиатура
Клавиатура является основным средством ввода информации в компьютер, поэтому не будем обходить стороной и рассмотрим некоторые не так часто используемые или не такие очевидные возможности работы с ней. В этом разделе вы научитесь определять тип клавиатуры, а также будет разработана программа опроса клавиатуры. Также будет рассказано, как программным способом имитировать нажатия клавиш, и разработана программа «Бегущие огни на клавиатуре».
Получение информации о клавиатуре
Начнем с небольшого примера, позволяющего определить некоторую информацию о клавиатуре (листинг 3.16). Данный пример основан на использовании API-функции GetKeyboardType.
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
//Определяем тип клавиатуры
case GetKeyboardType(0) of
1: txt Type.Text:= 'PC/XT или совместимая (83 клавиши)';
2: txt Type.Text xtxt:= 'Olivetti" ICO " (102 клавиши)';
3: txt Type.Text xtxt:= 'PC/AT (84 клавиши) или похожая';
4: txt Type.Text:= 'Расширенная (101 или 102 клавиши)';
5: txt Type.Text:= 'Nokia 1050 или похожая';
6: txt Type.Text:= 'Nokia 9140 или похожая';
7: txt Type.Text:= 'японская';
end;
//Определяем код типа производителя
txtSubtype.Text:= IntToStr(GetKeyboardType(1));
//Определяем количество функциональных клавиш
txtKeys.Text:= IntToStr(GetKeyboardType(2));
end;
При создании формы происходит заполнение текстовых полей информацией о типе клавиатуры, коде типа, присвоенном производителем, и количестве функциональных клавиш.
На рис. 3.2 показан возможный результат определения информации о клавиатуре.
Рис. 3.2. Информация о клавиатуре
Опрос клавиатуры
Существует достаточно удобная альтернатива обработке событий клавиатурного ввода, которая может оказаться особенно полезной, если необходима информация о состоянии сразу нескольких клавиш. Это может понадобиться, если пользователь должен одновременно удерживать нажатыми несколько клавиш. Например, в гоночных симуляторах, чтобы проезжать поворот, необходимо одновременно удерживать клавишу ↑ (газ) и одну из клавиш поворота (← или →).
В листинге 3.17 приведен пример обработчика события Timer1Timer, определяющего, нажаты ли клавиши ↑, ↓, ←, →, а также пробел, Enter, Ctrl (правый), Shift (правый) и Alt (правый).
procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
var
buttons: TKeyBoardstate;
begin
//Получаем состояния клавиш
GetKeyboardState(buttons);
//Отобразим состояния клавиш
//..пробел
if buttons[VK_SPACE] and 128 <> 0 then
SendMessage(cmbSpace.Handle, BM_SETSTATE, BST_CHECKED, 0)
else
SendMessage(cmbSpace.Handle, BM_SETSTATE, BST_UNCHECKED, 0);
//..enter
if buttons[VK_RETURN] and 128 <> 0 then
SendMessage(cmbEnter.Handle, BM_SETSTATE, BST_CHECKED, 0)
else
SendMessage(cmbEnter.Handle, BM_SETSTATE, BST_UNCHECKED, 0);
//..правый Ctrl
if buttons[VK_RCONTROL] and 128 <> 0 then
SendMessage(cmbRCtrl.Handle, BM_SETSTATE, BST_CHECKED, 0)
Конец ознакомительного фрагмента.