Вы здесь

Программа спортивной подготовки по виду спорта акробатический рок-н-ролл. I. Нормативная часть ( Сборник, 2016)

I. Нормативная часть

Многолетняя спортивная подготовка – единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности, оптимальном соотношении процессов обучения, воспитания, формирования двигательных умений и различных сторон подготовленности на всех ее этапах.


Таблица 1

Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта акробатический рок-н-ролл


В основу комплектования групп положена обоснованная система многолетней подготовки (таблица 1) с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства (выполнение разрядных нормативов, стажа занятий и возраста занимающихся). Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту, уровню спортивной подготовленности, стажу занятий. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим тренировочной работы. Минимальный возраст занимающихся акробатическим рок-н-роллом – 6 лет для девочек и 7 лет для мальчиков. Решение о проведении занятий с детьми младшего возраста принимает учредитель при наличии разрешения органов здравоохранения и заявления от законного представителя ребенка. Максимальный состав занимающихся в группе определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях (таблица 2).


Таблица 2

Требования к количественному и качественному составу групп спортивной подготовки


Нормативные основы процесса подготовки характеризуются требованиями к уровню спортивного мастерства по годам обучения, соотношением средств подготовки и величины, структуры тренировочных и соревновательных нагрузок (таблица 3).

С увеличением общего годового объема часов на различных этапах спортивной подготовки изменяется соотношение объемов тренировочного процесса. В частности удельный вес ОФП сокращается, в тоже время объем СФП, ТТП и соревновательной подготовки увеличивается.


Таблица 3

Соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта акробатический рок-н-ролл


Основная цель спортивной подготовки в акробатическом рок-н-ролле заключается в том, чтобы достигнутый уровень тренированности, как можно эффективнее реализовать в процессе соревновательной деятельности. При этом вся система акробатического рок-н-ролла как вида спорта функционирует только при наличии состязательности, то есть соревновательное деятельности. Соревнования – важнейшая составная часть спортивной подготовки. Соревнования могут рассматриваться как цель и как средство контроля уровня подготовленности занимающихся. Они используются и в качестве действенного средства стимулирования адаптационных реакций организма спортсмена. Соревновательная деятельность ориентирует спортсмена на мобилизацию и проявление физических, технико-тактических, функциональных и психических возможностей.


Таблица 4

Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта акробатический рок-н-ролл


Соревнования являются составной частью интегральной подготовки, дающей возможность объединить техническую, физическую, психологическую подготовку в единую систему, направленную на достижение высоких спортивных результатов (таблица 4). Только в процессе соревнований спортсмены могут достичь уровня предельных функциональных напряжений организма и выполнять такую нагрузку, которая в процессе тренировочных занятий является непосильной.

Все спортсмены, начиная с тренировочного этапа в течение года принимают участие в основных соревнованиях различного уровня (таблица 3). Количество соревнований в календарном году планируется согласно показателям соревновательной деятельности в соответствии с этапами и годами спортивной подготовки. При планировании соревнований следует строго соблюдать принцип постепенности (таблица 5).


Таблица 5

Требования к квалификации спортсменов, допускаемых к соревнованиям


Перевод занимающихся по годам обучения на всех этапах многолетней подготовки осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей и способности спортсменов к освоению программы соответствующего года и этапа подготовки. Разрядные требования выполняются на квалификационных соревнованиях (первенство отделения, спортивной школы и др. официальные соревнования). Результаты соревнований фиксируются в протоколах соревнований и в классификационной книжке и являются основанием для учета спортивных результатов.

Досрочный перевод учащихся на следующий этап подготовки производится решением тренерского совета с учетом стажа занятий и выполнения учащимися переводных нормативов по ОФП, СФП и разрядных требований в соответствии с модельной характеристикой для данного этапа.

Одной из эффективных форм организации тренировочного процесса является централизованная подготовка (таблица 6). Такая организация работы позволяет осуществлять единый подход к управлению подготовкой, реализовать контроль за выполнением индивидуальных планов спортсменов, использовать опыт ведущих тренеров, решать коллективные задачи, в том числе определить тактику выступлений команды в соревнованиях. Итогом сборов являются высокие спортивные достижения его участников в соревнованиях, а организация работы и методика тренировки ложатся в основу дальнейшей практики подготовки сборных команд.


Режимы тренировочной работы в группах определяется в соответствии с этапами спортивной подготовки в акробатическом рок-н-ролле. На основании нормативной части Федерального стандарта подготовки по акробатическому рок-н-роллу максимальный недельный режим тренировочной работы зависит от периода и задач подготовки (таблица 7).


Общегодовой объем тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами, начиная с тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25 %. В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с тренировочной группы 3 года, недельная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах общегодового тренировочного плана (таблица 8).


Таблица 6

Перечень тренировочных сборов




Таблица 7

Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки


На основании нормативной части программы разрабатываются планы подготовки каждого спортивного отделения по этапам спортивной подготовки в акробатическом рок-н-ролле. Утверждение планов подготовки проводится на основании решения тренерского совета и директором школы.

При его разработке учитывается режим тренировочной работы в неделю для различных этапов подготовки с расчетом 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительные 6 недель – для тренировки в спортивно – оздоровительном лагере и по индивидуальным планам спортсменов на период их активного отдыха. Распределение часов по разделам подготовки для каждого из спортсменов обучающихся на этапе высшего спортивного мастерства индивидуально, и определяется уровнем его подготовленности и психофизического состояния в каждый конкретный период времени и может изменяться в течение года, но общее количество часов по видам подготовки соответствует запланированному на год, оно определяется режимом тренировочной работы для данной группы и на данный год.


Таблица 8

Общий учебный план многолетней подготовки (в часах)


Планирование учебно-тренировочного процесса на год подчинено задачам подготовки спортсменов к состязаниям, отраженным в календаре соревнований по акробатическому рок-н-роллу. Указанные в нем даты официальных соревнований – это сроки, исходя из которых следует планировать годовые периоды подготовки.

Выбор тем теоретических и практических занятий во многом определяется задачами, которые нужно решить в данный период: подготовительный, соревновательный или переходный.

Основная задача подготовительного периода – обеспечить запас потенциальных возможностей по всем видам подготовки, который позволит спортсмену выйти на уровень результатов, запланированный на соревновательный период.

Подготовительный период условно делится на два этапа:

– обще-подготовительный;

– специально-подготовительный.

Первый направлен на повышение функциональных возможностей, совершенствование физических способностей и технической готовности к постоянно увеличивающимся тренировочным нагрузкам.

Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет 6–9 недель.

Этап состоит из 2-х (в отдельных случаях из 3-х мезоциклов):

– первый: длительность 2–3 микроцикла – втягивающий, тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок;

– второй – имеет длительность 3–6 недельных микроциклов и направлена решение главных задач этапа.

В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, направленных на развитие основных качеств и способствующих овладению новыми соревновательными программами. Интенсивность тренировочного процесса находится на среднем уровне. Процентное соотношение средств ОФП и СФП может быть рекомендовано для этапа начальной подготовки как 80/20 %, для тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) – 60/40 %.

В конце каждого мезоцикла (кроме втягивающего) необходимо использование упражнений соревновательной направленности и специальных тестов в качестве контроля за ходом подготовки.

Специально-подготовительный этап направлен на синтезирование качеств и навыков спортсменов, достигнутых на предыдущих этапах.

Длительность этого этапа 6–8 микроциклов. Он состоит из одного мезоцикла и может заканчиваться соревнованием или моделированием соревновательной деятельности в тренировочных условиях. На этом этапе стабилизируется объем тренировочных нагрузок, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Процентное соотношение средств общей специальной подготовки на этом этапе может быть рекомендовано: для этапа начальной подготовки 30/40 % к 60/70 %, для тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) 60/70 % к 30/40 %.

Соревновательный период (период основных соревнований).

Основными задачами данного периода являются повышение уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Продолжительность соревновательного периода 4–5 месяцев. В этом периоде соревновательная программа выступает в качестве специализированного средства подготовки.

Соревновательный период делится на два этапа:

1) предсоревновательный этап направлен на подготовку и участие в первых соревнованиях сезона, на устранение отдельных недостатков по разделам подготовки и развитие спортивной формы. Длительность этапа – 4–6 микроциклов. Этап характеризуется снижением общего объема тренировочных нагрузок и повышением интенсивности за счет увеличение скорости (мощности) выполнения элементов, величины усилий, числа полных комбинаций и т. д. В конце этого этапа проводится главное отборочное соревнование.

2) этап непосредственной подготовки к главному старту – соревновательный этап. Основными задачами соревновательного этапа являются:

– восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований;

– дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технических навыков;

– создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции физиологических состояний;

– моделирование соревновательной деятельности с целью подведения спортсменов к участию в соревнованиях и осуществление контроля за уровнем их подготовленности;

– обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности спортсменов (физической, технической, психологической) с целью трансформации её в максимально высокий спортивный результат.

Переходный период. К числу основных задач переходного периода относятся полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2-х до 5-ти недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на которой находится спортсмен. В конце переходного периода нагрузки постепенно повышаются, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений.

Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.

Тренировка – основная форма занятий и структурная единица всего тренировочного процесса в акробатическом рок-н-ролле. Наиболее существенный признак тренировочных форм занятий состоит в том, что эта форма воспитательной деятельности, в которой ведущую, направляющую и непосредственно организующую роль играет тренер, обеспечивающий продуктивность процесса подготовки спортсменов путем:

– правильной постановки задач всего тренировочного процесса и каждого занятия;

– рационального подбора средств и методов тренировки;.

– объяснения упражнений, исправления допущенных ошибок, обеспечения профилактических мероприятий;

– воспитания у занимающихся сознательности и активности, организованности и дисциплинированности, высокой работоспособности и настойчивости к достижению намеченной цели.

Основными предпосылками, определяющими наиболее целесообразную последовательность решения задач в процессе тренировочного занятия, являются:

1. Достижение лучших результатов при наименьшей затрате энергии и времени спортсменов. В правильно построенном тренировочном занятии спортсмены совершенствуют физические кондиции и формируют необходимые двигательные навыки при наиболее экономичном расходовании времени и сил.

2. Сохранение высокой работоспособности спортсменов в течении всей тренировки. Различные виды упражнений, применяемые на тренировке, требуют от занимающихся различных по степени и характеру напряжений. От того, в каком порядке будут чередоваться упражнения, зависит успешное выполнение всей ее программы.

3. Обеспечение благоприятных для спортсменов условий проведения тренировки. Режим тренировки (продолжительность, чередование и дозировка упражнений и т. п.) и гигиенические условия ее проведения должны способствовать укреплению и сохранению здоровья спортсменов, достижению максимальных спортивных результатов.

Выполнение тренировочной программы часто зависит от состояния и условий внешней среды. Факторы внешней среды обуславливают результативность как тренировочной, так и соревновательной деятельности спортсмена в акробатическом рок-н-ролле.

К таким факторам относятся:

– состояние спортивного сооружения;

– качество спортивного инвентаря и оборудования;

– спортивная экипировка.

Совершенствование материально-технической базы, создание новых моделей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. способствует рационализации техники, совершенствованию методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов. Примерный перечень оборудования, спортивного инвентаря и спортивной экипировки представлен в таблицах 9,10.


Таблица 9

Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для прохождения спортивной подготовки

Обеспечение спортивной экипировкой

Таблица 10


Требования техники безопасности

Для достижения поставленных целей и задач перед спортсменами необходимо учитывать требования техники безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований:

– проводить тренировочные занятия в соответствии с тренировочной программой;

– готовить спортивный зал, предусматривать и устранять возможности получения травмы в спортивном зале;

– использовать во время проведения тренировки инвентарь, который не может травмировать спортсменов;

– организовывать занятия так, чтобы исключить возможность травматизма;

– провести инструктаж со спортсменами по технике безопасности;

– вести журнал учета инструктажа, следить чтобы все ознакомились с Инструкцией и расписались в специальном журнале;

– проводить занятия только в специально подготовленных местах (в спортивном, в тренажерном зале);

– перед занятием выяснить самочувствие занимающихся;

– приступать к занятиям только после разминки, подготовив мышечно-связочный аппарат и суставы верхних и нижних конечностей к работе.