Вы здесь

Провинциальные письма. Поэты «Русской провинции» (В. В. Кузьмин, 2015)

Поэты «Русской провинции»

I

В начале века философ Иван Ильин в статье «Когда же возродится великая русская поэзия» в поисках свежего классического русского слова обращал свой взгляд в глубину России, в провинцию. Весной 1997 года журнал «Русская провинция» приступил к изданию серии поэтических сборников под общим названием «Поэты русской провинции».

Книги серии – литературные дебюты авторов разных поколений, художественных школ и традиций. Объединяющим началом задуманного цикла книг, как это не удивительно, стало свойство особого рода – провинциализм.

Авторы их – по корням и по внутренней сути русские провинциалы и провинциалки. Этим объясним и особый исповедальный тон их поэтического слова, который, сколько не прислушивайся, уже редко услышишь в поэзии столичной. Она давно «сто-лична», в ней нет индивидуализма. Исповедь в православной традиции – это, в первую очередь, мужество покаяния, не имеющее ничего общего с истерическим провозглашением на весь свет своих маленьких и больших грехов. Кстати, этим прибыльным «грехоискательством» нынче преимущественно и занимается большая часть «авангардных» московских «пиитов».

Изданы два первых поэтических сборника – «Заветный сад» Алексея Мальцева16 и «Сахарный снег» Юлии Гнатышак17. Для Алексея Федоровича Мальцева, крестьянина-плотника из тверской деревни Летнево – это итог жизни, для тверской студентки Юлии Гнатышак – это начало…

Над тихим омутом реки

Над ивами прибрежными

Кружились в танце мотыльки —

Поденки белоснежные.

И в брачном вальсе полном нег,

Рой белоснежный кружится,

Как белый снег, как белый снег,

Когда метель завьюжится.

Вдохни в нас, Боже, пыл и страсть

И дай нам легкокрылие…

***

Пьяная, красивая, глупая.

Смеется большим ртом.

Музыка речи нудная

Залита холодным вином.

Жесты небрежны, грубые.

Будто гоняет мух.

Нежно впиваясь в губы мне,

Просит любовных мук.

Я не хочу броситься

К пьяному телу в жар…

…Вводя читателя в заблуждение, цитирую из сборников анонимно, но не наугад. Интересно, на что вы полагались, пытаясь определить авторство? На мастерство слога, на тему или на что-то иное…

«Последний вальс» или «Гимн поденке» – из лучших стихотворений Алексея Мальцева, а «Пьяная, красивая, глупая…» – Юлии Гнатышак. И в одном и в другом – целый культурный пласт, принятый авторами по-разному: первым через страницы томиков некогда богатых сельских библиотек, второй из глубокомысленных лекций в университетских аудиториях. У них и к форме совершенно разные симпатии: Мальцев уверенно чувствует себя в жанре поэмы, Гнатышак пишет любовную лирику.

Конец ознакомительного фрагмента.