Предисловие
В этой книге мы будем говорить об интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста – с рождения и до семи лет. Но вначале – несколько важных замечаний.
Часто родители полагают, что в ранний период жизни ребенка следует заботиться прежде всего о его физическом здоровье – ведь пока малыш не научился говорить, он якобы не способен и думать. Это заблуждение. Даже взрослый человек мыслит не только с помощью понятий, но и посредством образов. А для маленького ребенка, еще не владеющего речью, умение «оперировать» образами, то есть сопоставлять события и устанавливать отношения между предметами, – важнейший этап, предваряющий и подготавливающий переход к отвлеченному, «словесному», мышлению.
С первых минут жизни младенца его психика вовлекается в процесс активного информационного обмена с внешней средой, воспринимает и перерабатывает непрерывный поток поступающих извне сигналов, накапливает сотни и тысячи образов – зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных… Вступая во взаимодействие друг с другом, эти бесчисленные «отпечатки» внешнего мира объединяются в простые, а затем и весьма сложные комплексы, позволяющие не только составить верное представление о происходящем вокруг, но и «предугадать» будущее. Например, звук знакомых шагов заставит трехмесячного ребенка «подумать» о том, что вскоре он увидит мамино лицо, а звон ложечки позволит ему «предположить», что наступило время обеда.
Периоду освоения речи также предшествует подготовительный этап, когда малыш начинает понимать язык, на котором говорят взрослые. Разговаривайте с младенцем как можно чаще, даже если вам кажется, что он ничего еще не понимает. Он прекрасно все понимает и отзывается на ваши слова, еще не научившись говорить. Этот отклик можно прочитать в его взгляде, уловить в движениях, в смене настроения.
Позднее, когда ребенок научится говорить, его мышление также будет осуществляться на образной, чувственной, основе. Вообще говоря, на протяжении всей жизни человек мыслит, опираясь на некие «картинки», хранящиеся в памяти, так называемые представления, – даже если речь идет об абстрактных понятиях, не имеющих точного образного эквивалента. Однако в психике дошкольника этот «внутренний мир» существует в незавершенных, недостроенных формах – память еще не накопила достаточно информации, чтобы мышление могло происходить в отрыве от непосредственного восприятия действительности.
Чтобы посмотреть, как выглядит на практике «предметное мышление», предложите дошкольнику решить в уме какую-нибудь несложную задачу – например, угадать, сколько шариков может поместиться в данную коробку. Если ребенок не вундеркинд, скорее всего, он не сумеет ответить на ваш вопрос. Это не значит, что малыш ленится думать, – просто пока каждая его мысль начинается с эксперимента, наглядного опыта. На самом деле ему нетрудно определить вместительность коробки, но именно опытным путем, то есть собственноручно наполнив ее шариками. Лишь тогда он с удовольствием поделится своими соображениями о результатах «исследования».
Описанная особенность мышления детей-дошкольников объясняет, почему для них интереснее и понятнее книжки с картинками – прежде всего те, в которых есть выразительные персонажи и яркие события, например, комиксы, иллюстрированные сборники народных или современных сказок. Сегодня книжный рынок не испытывает недостатка в детской литературе, однако заметим, что вы не ошибетесь, предложив сыну или дочери такую проверенную временем «классику», как «Буратино», «Приключения Незнайки и его друзей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и тому подобное.
Важно помнить, что детям свойственно делать выводы по аналогии. Малыши до двух лет нередко пугаются заводных игрушек: все, что шевелится, для них является живым. По этой же причине ребенок может во время прогулки с опаской поглядывать на движущийся транспорт, а дома – заплакать, впервые в жизни увидев бегающий по комнате игрушечный автомобиль. Еще одна характерная черта маленьких мыслителей – неумение различать следствие и причину. Попросите пятилетнего ребенка закончить фразу: «Снег идет, потому что …» Возможно, в ответ вы услышите: «…земля белая» или: «…все тепло одеты».
Фундамент интеллекта закладывается родителями при активной творческой деятельности самого ребенка. Лучше всего, если занятия проводятся систематически, но непременно в легкой игровой форме и только когда ребенок в хорошем настроении. Не стоит навязывать малышу развивающую игру, если он плохо себя чувствует или просто чем-нибудь расстроен. В такой ситуации лучше просто обнять его и подержать на руках. Уверенный в любви и понимании со стороны близкого человека, малыш быстрее «отогреется» и, придя в надлежащую форму, с радостью приступит к работе.
Советуем начинать с заданий, которые ребенок способен выполнить без затруднений. Непомерно сложные задачи могут за короткий срок «одарить» ученика неуверенностью в себе и заниженной самооценкой. Занятия не должны быть продолжительными, иначе малыш устанет и начнет нервничать и капризничать. Старайтесь избегать однообразия – чередуйте игры и упражнения так, чтобы, например, вслед за разучиванием стихов, беседой, разгадыванием загадок и тому подобным шли задания, не требующие слов, – лепка, конструирование, рисование или вышивание.
Объяснив задание, взрослому стоит на время превратиться в «невидимку» и вмешиваться в происходящее, только когда это действительно необходимо. Не забывайте хвалить малыша, даже если он справляется не лучшим образом. Ему очень важна моральная поддержка именно в случае неудачи. Вы можете сказать, например, так: «Не получилось аккуратно обвести? Ничего страшного. Это действительно трудно, с первого раза даже у меня не получится. Ты так старался, и не зря – посмотри: вот здесь, здесь и еще там линия идеально ровная! Ты просто молодец! А в следующий раз будет еще лучше, я уверена!»
Иногда подобная «психотерапия» необходима и самим родителям, особенно тем, кто ждет от сына или дочери выдающихся успехов и бурного интеллектуального роста. Следует помнить, что, независимо от ваших усилий, психологический возраст ребенка не всегда соответствует его «паспортным данным». Подчас четырехлетние дети с легкостью выполняют задания, предназначенные для шестилеток, и наоборот, шестилетний малыш может отставать в развитии от своего пятилетнего брата. Не спешите объявлять ребенка умственно отсталым! Скорее всего, впоследствии он наверстает упущенное, особенно если со стороны взрослых ему будет оказана своевременная и грамотная помощь. Тесты, приведенные в этой книге, помогут вам определить, насколько гармонично развивается ребенок и нет ли у него проблем, требующих определенной педагогической коррекции.
Если что-то в поведении ребенка вызывает тревогу или просто кажется непонятным, проконсультируйтесь с детским психологом. Однако помните, что никто не знает вашего малыша лучше, чем вы. Наблюдательные и заботливые родители, как правило, интуитивно выбирают именно те игры и развлечения, которые интересны и полезны их ребенку, а в книгах по развитию дошкольников легко находят упражнения и задачи, в наибольшей мере соответствующие его потребностям.
Вырастет ли ваш малыш восприимчивым к новому знанию, целеустремленным и успешным, обнаружатся ли у него способности к математике, языкам или художественному творчеству, будет ли он обладать хорошей памятью и развитым интеллектом – во многом зависит от вас. Воспитание маленького человека – это творческий труд, требующий терпения, наблюдательности, фантазии и упорства. Учите ребенка верить в себя и верьте в него сами. Никогда не отчаивайтесь. Ваши старания обязательно будут вознаграждены – у вашего малыша все получится!