Вы здесь

Пробуждение от проблем, или Как Вася Пупкин нашел себя. Глава 1. Разум (Александр Руль, 2012)

Глава 1. Разум

Материальное и духовное знание

Наш век зовется веком информации. Принято полагать, что информация движет современной действительностью и является основой прогресса. Недостаток знаний воспринимается современным человеком как негативное явление; этот недостаток нужно восполнять путем постоянного информационного обмена.

Что служит для нас источником знаний об окружающем мире? Прежде всего – собственный опыт. Воспринимая то или иное явление, мы на личном опыте можем узнать те или иные его свойства. Таким способом мы начинаем набираться знаний с того самого момента, когда осознаем себя личностью, то есть примерно в 2–3 года. Погремушка издает забавный звук, если ее потрясти; плюшевый мишка плохо жуется и не имеет никого вкуса, а вот конфеты – наоборот; мама – самый добрый и милый человек на Земле. Эта и подобная ей информация стала для нас первичной.

Но далеко не все знания о мире черпаются нами посредством собственного опыта. Большая их часть заимствуется из опыта других людей. СМИ, книги, Интернет – это лишь способы распространения информации, а не ее источники. Источник информации – всегда опыт человека. Одни люди, приобретая ту или иную информацию посредством личного опыта, передают ее другим – и так дальше, в геометрической прогрессии, она несется в массы, распространяясь быстрее любого вируса. Все полученные знания мы накапливаем в своей памяти с целью дальнейшего их использования. Процедуру систематического накопления знаний мы называем обучением.

Книжные магазины завалены книгами из различных областей знаний. Телевидение заполонено разными научно-популярными телепередачами, имеющими цель – как можно больше просветить нас в тех или иных сферах. Человечество за все свое время накопило такой огромный багаж знаний, что ни один человеческий мозг не способен их вместить все разом.

Но знание, основанное на информации, – не единственное. Есть еще одно, о котором мы почти ничего не слышали, если слышали вообще. Это знание принципиально отличается по своей природе от того знания, которым полны книги научных библиотек, ведь оно лежит совсем в иной плоскости. Это таинственное знание я бы назвал духовным, в то время как знание, лежащее в информационном поле, – материальным.

Отличительная черта материального знания от духовного заключается в том, что источником первого является, как уже говорилось, человеческий опыт. Кроме того, материальное знание способно храниться в нашей памяти и передаваться от одного человека к другому. Духовное же знание имеет своим источником весь окружающий мир и нас самих. Духовное знание – знание истины. Истину невозможно хранить в памяти, ее нельзя оцифровать. Даже самый умнейший из людей не способен вывести ее формулу и доказать ее существование с помощью какой-либо теоремы.

Духовное знание не нуждается в распространении, так как оно уже распространено повсюду. На что не бросишь свой взгляд – все источает его. Каждый цветок, каждый камешек, каждая букашка благоухают духовным знанием; нужно только дать ему проникнуть в наше сердце, ведь лишь оно способно узнать его. Только восприятие мира посредством чистого разума открывает шлюзы, преграждавшие поток духовного знания. Освободите свой разум от оков блуждающих мыслей, и вы станете свидетелем того, как истина втекает в вас, наполняя ваше сознание силой бытия. Набираясь духовным знанием, вы совершаете благо не только для себя, но и для всей Вселенной.

Значение материального знания в нашем современном обществе сильно переоценено. Считается, что если обладать нужной информацией, то можно стать чуть ли не самой влиятельной фигурой в мире. Может оно и так, но разве власть гарантирует вам благополучное существование?

С помощью материального знания мы пытаемся привнести в свою жизнь стабильность и удовлетворение, так как думаем, что информация – единственное лекарство от всего жизненного негатива. Но не нужно торопиться с выводами. Знание того, как избавиться от тараканов в квартире или в какое время лучше сажать картошку, чтобы получить ее хороший урожай, неспособно принести вам неиссякаемое благо.

Тот объем знаний об окружающем мире, которым обладает современный выпускник средней школы, в десятки раз превосходит объем знаний, которым обладал самый умный житель Средневековья. Но разве данный факт говорит в пользу того, что одиннадцатиклассник имеет больше поводов для счастья, чем названный представитель прошлой эпохи? Конечно, нет. Уровень жизненного удовольствия ни на грамм не зависит от количества наших материальных знаний, от уровня нашего образования. Хорошее образование дает нам возможность больше зарабатывать и иметь уважение в обществе, но не является основой для обретения гармонии с собой и окружающим миром.

Мы привыкли восхищаться умными людьми, которых встречаем в жизни или о которых знаем из средств массовой информации. Таких людей принято уважать за их неординарный ум. Но любой из нас знает, что никакой интеллект, никакой багаж знаний не является обязательным условием для счастья и успеха. Так, какой-нибудь из умнейших всю жизнь может провести над чтением заумных толстых книг и так и не заметить, насколько прекрасен вечерний закат за окном его мрачной квартиры.

Материальное знание помогает решать поверхностные проблемы – например, то, как установить операционную систему на компьютере, как отремонтировать автомобиль или как ловить рыбу. Но это знание не решит насущных проблем человеческого существования. Материальное знание не поможет вам справиться с тяжелыми ударами судьбы, не даст ответ на важнейшие вопросы о всем сущем, не поможет понять природу вещей во всей ее красоте и не даст познать глубокий смысл бытия.

В основе памяти лежит прошлое; следовательно, и материальное знание, почерпнутое из вашего былого опыта, – тоже продукт прошлого. И с помощью этих продуктов прошлого мы, как ни странно, пытаемся решать проблемы, которые существуют в настоящем. «Ключ» не подходит к «замку», потому «дверь», ведущая к спасению от жизненного негатива, не откроется. Такая дверь может поддаться только ключу, «отлитому» из истинного знания, ведь только оно существует в рамках настоящего момента. Если научить себя пребывать в настоящем, без погружения в думы о былом и в надежды на будущее, то вы имеете все шансы открыть себя истине.

Духовное знание не поможет вам в решении проблем. Оно просто-напросто не даст им возникнуть, и размышления о способе решения их отпадают сам собой.

Великий древнегреческий философ Сократ говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Что же значит это известное изречение умнейшего из людей, чья глубокая мысль пережила века? Что имел в виду Сократ? Своей известной фразой он подчеркивал бесполезность материальных знаний в стремлении познания истины. Он понял, что информационные знания относительны и очень условны, а потому не могут дать ответы на главные вопросы бытия.

Материальное знание заканчивается там, где начинается духовное. Ошибка человечества не в том, что оно использует материальное знание вообще, а в том, что оно использует его повсеместно, в ущерб знанию духовному. Материальное знание, безусловно, необходимо для комфортного существования человечества, но нужно отбросить все попытки объяснить с его точки зрения абсолютно все в этом мире. Нужно прекратить считать его единственной основой собственного благополучия, ибо тогда последнее не будет крепким и долговечным. Путь, который человечество избрало себе в поисках счастья – то есть путь познания мира посредством информации – никуда не ведет, он неверен. Чем раньше мы это поймем, тем лучше для нас. Нужно бросить искать выход из ситуаций с помощью разных просчетов и планов. Нужно бросить искать в своем прошлом опыте способы выхода из настоящих ситуаций. Все эти приобретенные знания приведут лишь к тому, что, решив с их помощью одну проблему, они же поспособствуют возникновению другой.

Знание материальное должно присутствовать в нашей жизни наравне со знанием духовным. Чтобы понять смысл этого мира, узнать, зачем он был сотворен и для чего в нем происходит все то, что происходит, – для этого нужно полностью избавиться от старых концепций, с помощью которых мы искали ответы на эти вопросы.

Чтобы обрести духовное знание, совсем не нужно набираться никакой информации, не нужен никакой опыт. Наоборот: чем меньше мозг забит разного рода сведениями, тем больше он готов принять в себя самое главное. Истина обо всем, что нас окружает, неразрывно связана со знанием нашей Истинной сущности. Здесь очень к месту еще одно изречение мудрого Сократа: «Познай себя – и познаешь весь мир!»

Разум и человек

С давних пор считается, что от всех остальных живых существ человека отличает способность мыслить. Эту способность по-другому еще называют «абстрактное мышление», то есть процесс создания в своем разуме представлений, концепций, ассоциаций обо всем на свете.

Способность мыслить принято ставить превыше всех остальных способностей человека и считать мышление их основой. Наш вид так и назван «человек разумный», то есть человек мыслящий. (Правда, порой кажется что этот «статус» присущ далеко не каждому представителю нашего вида.)

Мы гордимся своим разумом. С помощью него, как мы полагаем, мы достигли невероятных высот почти во всех областях человеческой жизнедеятельности. Но ведь получается, что мы сами себя возвели на Олимп всего живого, поставили себя выше самой природы.

Думаю, вы не можете не согласиться с тем, что у всего этого есть и обратная сторона, не такая радужная по своим качествам. Горе и печаль, беды и страдания – все эти негативные явления присутствуют в нашей жизни тоже только благодаря нашему разуму. Согласитесь, животные не испытывают морально-нравственных страданий, психологической боли – ведь они просто не способны на это, потому что у них отсутствует разум. А ведь именно он – основа для всех вышеперечисленных негативных явлений нашей жизни. Мы возвели его значение до небес, мы считаем его божьим подарком, но ведь именно благодаря ему мы вынуждены пребывать в нескончаемых неприятностях и проблемах.

Волк никогда не переживает по поводу того, поест он сегодня зайчатины или нет. Он просто бежит на охоту и безоговорочно принимает тот результат, который эта охота приносит. Волк не печалится даже в том случае, если ему не удастся поймать добычу. Инстинкты и условные рефлексы никогда не позволят ему переживать о чем-либо.

Конечно, я не говорю, что разум – это плохо, и животное существование я не ставлю в пример человеческому. Разум – это инструмент. Инструмент очень тонкий, многогранный и сложный в использовании. Все проблемы наши не столько от самого этого инструмента, сколько от неумения, или от недостаточного умения им правильно пользоваться.

Так существует ли какой-нибудь способ избавиться от жизненного негатива, возможно ли такое, чтобы печаль, гнев, ненависть и другие чувства больше не тревожили нас? «Нет, – ответите вы, – ну только если запереться где-нибудь одному в комнате и никогда не выходить наружу, чтобы не сталкиваться с обстоятельствами, причиняющими нам боль». Я же отвечу, что избавиться от всего плохого в жизни возможно и не прибегая к таким кардинальным мерам. Что, если научиться так воспринимать то или иное жизненное обстоятельство, чтобы оно не казалось нам негативным? Конечно, обстоятельства, которые мы раньше считали источниками проблем, мы никуда девать не будем, так как это просто невозможно, а вот реагировать на них, как на негативные, мы перестанем. Как вам такое? «Это было бы прекрасно, – скажете вы, – но тоже – невозможно». Хочу вас обрадовать – это очень даже возможно.

Для обретения истинной радости жизни вам необходимо взяться за свой разум, ведь именно в нем кроется привычка вырабатывать негатив. Не нужно все сваливать на неблагоприятные обстоятельства, считая только их причиной ваших печалей. Ответ на вопрос: «Когда же мне станет спокойно и уютно жить в этом мире?», безусловно, кроется в вас самих – точнее в вашем разуме. Только «взрослый» и «мудрый» разум способен видеть мир таким, какой он есть – полным гармонии и красоты. Чтобы разум «повзрослел», нужно перестать играть с ним в его игры.

Вам ничего не мешает приблизиться в своем мировоззрении, в своем отношении к жизни к тем мудрейшим, которые умели воспринимать все проявления жизни без страдания и нравственной боли. Не буду лукавить: скорее всего, вы не сможете стать просветленным, ведь это наиредчайшее явление, причем как мы выяснили, абсолютно от нас не зависящее. Мало вероятности, что, прочитав эту книгу, вы вдруг научитесь воспринимать жизнь абсолютно без негатива как пробужденные. Но в то же время есть большой процент вероятности, что после прочтения книги ваша жизнь станет проще и насыщеннее.

Для того чтобы разум беспристрастнее и оттого менее негативно начал относиться к окружающим нас вещам и явлениям, необходимо совсем немного. Нужно всего лишь позволить ему пребывать в естественном для него состоянии – состоянии чистоты и света, без всего наносного.

Стереотипы мышления

Чем может быть интересно для нас такое понятие как стереотип мышления? Как оно связано с Пробуждением? Дело в том, что именно многочисленные стереотипы мышления являются для нас препятствием на пути к легкой и полноценной жизни. Соответственно, в стремлении к обретению своей истинной сущности без разрушения некоторых ключевых стереотипов, мешающих нам жить, не обойтись.

Стереотип мышления – это определенный набор взглядов и отношений, которые создаются в конкретном сообществе на протяжении многих лет, веков и даже тысячелетий. С развитием человеческого общества одни стереотипы умирают, на их месте возникают новые; одни забываются, другие же передаются из поколения в поколение. Сообщества, в которых они рождаются и передаются по наследству, могут очень сильно отличаться друг от друга: это может быть как весь цивилизованный мир, так и сообщество какого-нибудь небольшого африканского племени.

Стереотип мышления – это калька для разума, которая прививается (можно даже сказать, навязывается) нам «с младых ногтей». Это как инструкция к разуму, в которой говорится, что в этом сообществе принято думать так-то об этих предметах и явлениях и так-то – об этих; к этому нужно относиться так, а к этому – этак.

Например, то, что по улице ходить абсолютно голым – как минимум неприлично, в нашем обществе нам внушается с малых лет. А, например, в тех же африканских племенах ходить, так сказать, «без трусов» – неотъемлемая часть повседневного образа жизни.

Есть люди, которые приемлют почти все общественные стереотипы мышления, а есть те, которые приемлют не все – такие любят выделяться из толпы. Например, многие субкультуры не приемлют определенные для большинства нормы, касающиеся своего внешнего вида (те же нудисты в своем отношении к одежде очень похожи на вышеупомянутых представителей племен жаркой Африки).

Одним из самых распространенных стереотипов мышления является то, что думанье, или постоянные размышления, – это хорошо. Многие так называемые мыслители считаются у нас очень уважаемыми людьми, которые якобы сделали важнейший вклад в развитие всего человечества. На самом же деле, эти самые мыслители ничего больше не сделали, кроме как напридумывали массу сложных философских категорий и умозаключений, с помощью которых до сих пор спорят друг с другом о смысле бытия, идеалах красоты, любви и т. п. В то же время суть этих явлений невероятно проста и доступна для постижения любого человека; не имеет никакого смысла выражать ее словами.

После всего вышесказанного многие могут подумать, что просветленный человек – обычный дурак. Ведь просветленный, получается, ни о чем не думает, а таких людей в обществе принято считать дураками. На самом деле глупые люди мыслят не меньше, чем умные. Отличие между умным и дураком заключается не в количестве мыслей, а в их качестве.

Тот стереотип, что эффективная и полноценная жизнедеятельность человека в современном обществе невозможна без постоянных дум, взвешиваний вариантов действий, мечтаний, навешивания ярлыков и т. п. – является первым из заблуждений, которое необходимо устранить, чтобы приблизить свое сознание к уровню сознания просветленного человека.

Другие неправильные стереотипы – например, то, что мы сами решаем свою судьбу, что материальное знание – самое главное из знаний, что мы – повелители собственных мыслей и что всему есть своя причина.

Постоянные думы – вредная привычка разума

Нескончаемые размышления о том и о сем сопровождают нас повсюду. Мы не можем сделать ни шага без концептуализации, оценивания, ассоциирования и других подобных «продуктов умственного брожения». Вся наша сущность охвачена сетями деятельности нашего разума. И, несмотря на то, что мы можем считать все эти «размышлизмы» очень важной и неотъемлемой составляющей нашей жизни, на самом деле, постоянная погруженность в них – всего лишь вредная привычка.

Для того чтобы от нее избавиться, нужно в первую очередь признаться себе в том, что постоянное пребывание вашего разума в блуждании – лишь пагубная зависимость. Порочное влияние этой зависимости лежит в основе всех наших жизненных проблем.

«Ничего себе привычка, – скажет уважаемый читатель, – человечество за свою историю испытало на себе столько бед и несчастий и все из-за какой-то вредной привычки?!» «Да», – отвечу я. Но стоит отметить, что все человеческие беды и страдания были не напрасны, им было должно случиться.

Почти каждый человек и поныне продолжает влачить свою часть тяжкого бремени всего людского рода. Не пора ли нам попытаться сбросить с себя этот крест и, с облегчением выпрямив спину, встать на другой путь – путь избавления всего человечества (в лице себя) от тягостной зависимости своего разума? Я полагаю, сейчас самое время для решающего шага.

По сути дела, привычка разума постоянно думать имеет туже самую природу, что привычка курить у курящего человека. Ведь зависимость от курения тоже заложена в разуме. Единственная разница между ними – масштабы. В то время как зависимость от курения развивается только у некоторого количества человек и только с возрастом, то привычка размышлять попусту была привита человечеству еще на заре его существования, когда только начало развиваться абстрактное мышление. Потому, передаваясь чуть ли не на генетическом уровне, эта привычка рождается вместе с отдельным человеком, своим хозяином – и в результате избавиться от нее немного сложнее, чем от привычки курить.

Есть три основы, наличие которых необходимо для эффективной борьбы с любой вредной привычкой:

1) осознание того, что она у вас вообще имеется;

2) осознание ее пагубности для вас;

3) осознание необходимости от нее избавиться.

Если у вас отсутствует любая из указанных составляющих, то побороть привычку не получится.

Вася Пупкин давно стал заядлым курильщиком. Он прекрасно понимает, что курить – вредно, но не желает расставаться с этой зависимостью, так как она, как считает Пупкин, помогает ему справляться со стрессами. Да и здоровье пока позволяет ее иметь. Поэтому Вася не видит смысла бороться с вредоносной зависимостью. Он ждет времени, когда проблемы со здоровьем в виде тяжелейшей отдышки или болезней сердца заставят его задуматься над тем, как от такой зависимости избавиться. Правда, когда такое время наступит, может быть уже поздно. Другое дело жена Васи Пупкина – Маша. Еще до замужества имев ту же вредную привычку, Маша в один прекрасный момент сказала себе: «Все, курение – не для меня». Сподвигли ее на этот смелый поступок страшные кадры из документального фильма о вреде курения. В «судьбоносной» для Маши телепередаче было показано легкое заядлого курильщика, который умер от рака. Впечатлившись увиденным, Маша с тех пор смотрит на сигареты только с отвращением.

Сегодня больных алкоголизмом лечат кодированием, и оно не оказывает никакого эффекта на тех, кто «кодируется» не по своей воле, а по настоянию кого-то со стороны, например по требованию близких или родственников. Это широко известный факт. Если человеку «нравится» пить и он не видит свою жизнь без этой вредной привычки, то такая привычка всегда будет с ним.

Возможно, на данный момент вы еще не имеете всех трех составляющих, необходимых для победы над зависимостью вашего разума. Ведь вы еще может сомневаетесь в том, нужно ли вам вообще все это. Вы еще не имеете в себе твердого убеждения в том, что указанная зависимость вредна. «Может, все не так уж и плохо, – подумаете вы, – стоит ли верить автору этой книги? Может он специально говорит неправду». Эти сомнения абсолютно естественны для нормального человека. Но, уверен, после прочтения этой книги они полностью развеются. И тогда уже никакой вредной привычке не устоять.

Бессилие перед мыслью

Наши представления о собственных мысленных процессах часто не совсем соответствуют действительному положению вещей. Мышление – это далеко не слаженный и организованный марш мысленных и эмоциональных «солдат», служащих на благо своей «родины».

Чем больше становится машин в городском траффике, тем больше аварий между ними происходит. Та же самая ситуация складывается и с мыслями. Чем больше их в вашей голове, тем чаще они сталкиваются друг с другом, образуя при этом разного рода внутренние психологические конфликты. Порой такие внутренние конфликты могут перерасти в тяжелейшую депрессию.

Маша Пупкина давно хочет сесть на диету, но все никак не получается. Она уже боится вставать на весы, чтобы не травмировать свою психику трехзначной цифрой на табло. Представления об идеальной женской фигуре сталкиваются у Маши Пупкиной с представлениями о фигуре своей – далекой от идеала. В эти представления вдобавок врезается представление о том, что, возможно, из-за лишних килограммов Вася Пупкин разлюбит Машу и уйдет к другой. Маше Пупкиной от этого становится совсем нехорошо. Она прекрасно понимает, что никаких веских причин для беспокойства нет, но, несмотря на это, не может не волноваться. Она пытается не думать о своем лишнем весе и не представлять себе его негативных последствий, но плохие мысли так и лезут ей в голову.

Мышление – это бесполезный разгул спонтанных сборищ мыслишек, не имеющих «приюта». Они слоняются из одного угла разума в другой, толпятся, поднимая шум и гам, играют в салки, дружат, ссорятся и дерутся стенка на стенку. В общем, они занимаются всем чем угодно, только не полезным для своего общего дома делом. Навести порядок в таком умственном бедламе практически невозможно. Даже если мы попытаемся найти управу на весь этот мысленный беспредел, приказав мыслям утихомириться, то увидим, как эти самые мысленные приказы перейдут на сторону бунтовщиков. Навести порядок в этой мозговой анархии с помощью других мыслей не только невозможно, но и, наоборот, чревато отрицательными последствиями, которые могут выразиться лишь в увеличении степени загруженности разума.

Если вы понаблюдаете за своими мыслями, то не сможете не согласиться, что наш разум пребывает в постоянных мыслительных процессах. Мы мыслим обо всем на свете и не важно, имеет ли это для нас практический смысл.

А вообще – откуда берутся мысли? Большинство людей испокон веков считали само собой разумеющимся фактом, что они сами – творцы собственных мыслей. И лишь небольшой процент людей, обладавших тонким умом и достаточной мудростью, прекрасно осознавали независимость человека и его мысли друг от друга.

Интересно, что недавние эксперименты ученых подтвердили убеждения древних мудрецов. Проведя опыты на добровольцах и тщательно исследовав полученные результаты, эти ученые сделали интересный вывод. Оказалось, что прежде чем испытуемый осознает определенную мысль, в его мозге происходит химическая реакция, которая и приводит к появлению указанной мысли. А то, что управлять химическими реакциями своего мозга человек не может, ученым было известно уже давно. Логично предположить, что если мы не можем управлять химическими реакциями мозга, то, соответственно, не можем управлять и мыслями как следствиями таких реакций.

Наряду с официальными научными выводами есть также множество неофициальных гипотез насчет того, откуда берутся мысли. Согласно одной из них, их источником является некая энергетическая субстанция, представляющая собой огромнейший склад, в котором хранятся все мысли и эмоции человечества. Из этого склада мозг якобы и черпает мысли, являясь лишь их приемником, а не генератором. Согласно же некоторым религиозным догмам, все мысли приходят к нам в голову от неких высших мистических сил. Тут сразу же вспоминается известная картина, когда человеку в левое ухо нашептывает ангел, а в правое – демон.

Мы не будем не принимать, не отвергать ни одну из гипотез, объясняющих принцип действия мыслительных процессов. Не важно, откуда приходят мысли, важно то, что мы не можем их создавать.

Мозг каждого человека уникален, и мысли, появляющиеся в нем у каждого – свои и о своем. В голове поэта рождаются мысли о прекрасном и высоком, в голове преступника – о низком и коварном. Если бы мы были властны над нашими мыслями, мы по желанию могли бы вызвать в себе эмоции радости или забыть о плохом; все стали бы энштейнами и никогда бы не совершали глупостей. Но, как это ни печально, мы лишены возможности руководить своими мыслями.

Вася Пупкин выходит из квартиры, торопясь на работу. Подойдя к своему автомобилю, припаркованному во дворе, он обнаруживает, что забыл взять от него ключи. «Странно, – думает он, – такого давно со мной не случалось». Почему-то именно в этот день мысль взять ключи от машины у Васи Пупкина не возникла. Он второпях возвращается в квартиру за ключами и, оказавшись внутри, осматривается. Новая неувязка – он не помнит, куда их положил. Обычно он оставлял их на полке в прихожей. Сейчас их там нет. Вася Пупкин пробегает по комнатам квартиры в поисках злосчастных ключей, но так их и не находит. Он изо всех усилий напрягает свой мозг, умоляя его послать ему воспоминание о месте, в котором он мог оставить вчера ключи, но тот не сознается и молчит, как партизан. Спустившись вниз и выйдя на проспект, Вася Пупкин торопится на автобусную остановку. В этот самый миг в его голове неожиданно воскресает мысль о местонахождении ключей. Мозг сжалился над бедным Васей, когда тот уже совсем перестал его об этом просить, и напомнил: «Ключи на кухне, на холодильнике».

Мы не можем вызывать в своем мозгу те или иные мысли – возникают они только тогда, когда сами посчитают нужным. Такая особенность нашего мышления часто ставит нас в забавные ситуации. Самое главное – относиться к таким выходкам своего мозга как к шуткам, а не как к издевательствам. Не нужно тратить нервные клетки, злясь на свои собственные мысли.

В связи с этим у меня есть небольшая просьба к уважаемому читателю. Попытайтесь не думать некоторое время. Нет, серьезно: закройте на минуту глаза и попытайтесь отогнать прочь от себя все мысли.

…Ну что? Не получается, правда? Ведь даже само волевое усилие, которое вы предпринимаете, чтобы заставить себя ни о чем не думать, является мыслью. Получается так: «Вот я сейчас не буду мыслить… Вот – вроде не мыслю… Точно, ни одной мысли в голове… Ух ты, у меня получается не мыслить! Я уже почти просветлел!» Правда, ведь? Пытаться устранить мысли волевым усилием – все равно что пытаться отмыть грязь грязью.

Мысли не зависят от того, хотим мы ими думать или нет. Как бы ни было трудно признаться себе в этом, нужно смотреть фактам в глаза: мы не являемся королями собственного мозга, мысли появляются тогда, когда им заблагорассудится. Уяснить данный факт – очень важный шаг для понимания природы разума и принципов его деятельности. Признав наше безвластие над мыслями, мы сможем продвинуться вперед в поисках источника своего счастья.

Четыре состояния разума

Наш разум является вещью довольно-таки непостоянной. Он очень изменчив и способен пребывать поочередно в четырех состояниях.

Первое – это состояние нашего разума во время сновидений. Многие считают такое состояние чем-то загадочным и таинственным, но все намного проще: видя сны, мы живем в иллюзорном мире собственных дневных переживаний и впечатлений. Сновидение – это искаженное отражение реальной действительности. Находясь в подобном состоянии, одна часть разума выдумывает различные иллюзорные ситуации и истории, другая заставляет верить в их реальность и принимать в них участие. То, что сновидение нереально, становится для нас ясным только тогда, когда мы просыпаемся.

Когда наступает глубокая фаза сна, сновидения сходят на нет и разум погружается во второе свое состояние – состояние абсолютного покоя. Наш мозг в этот момент отдыхает и набирается сил, чтобы утром после пробуждения снова позволить разуму загружать себя по полной программе. В фазе глубокого сна все мысленные процессы прекращают свою деятельность, и мы находимся как бы в бессознательном состоянии. Весь мир перестает существовать для нас – так же, как и мы для этого мира.

Проснувшись, разум первым делом начинает давать предметам и явлениям окружающего мира имена, определения и выстраивает к ним свое отношение. Это значит, что наш разум погрузился в третье свое состояние – когда он, как волшебный горшочек из известной сказки, «постоянно варит». Это третье состояние назовем блуждающий разум. Находясь в нем, разум рождает в себе бесчисленное количество бесполезных мыслей обо всем на свете, которые и являются основой для всех наших жизненных проблем.

Маша Пупкина, собираясь на работу, ни с того ни сего посмотрела в окно на дерево. Ей, конечно, далеко до просветленной личности, потому вместе с первым взглядом, устремленным на этот «деревянный предмет», у нее возникают представления, ассоциации и концепции, связанные с увиденным. Машу сразу одолевают мысли типа: «А что это за дерево?.. Почему я его раньше не замечала? Елка это? Или нет – береза, наверное… Какое красивое дерево… А сколько, интересно, ему лет, кто посадил и как ему здесь вообще растется?»

С каждым случаются моменты, когда его разум погружается в четвертое свое состояние – состояние чистого, спонтанного и внеконцептуального восприятия. Это состояние разума интересно тем, что мы его практически не замечаем, так как наш разум обычно погружается в него в момент сильнейшего сосредоточения над тем или иным объектом. В такой момент все вокруг как будто перестает существовать – существует только объект сосредоточения. Постоянно в этом редком для нашего разума состоянии может пребывать только разум просветленного. Это четвертое состояние разума назовем чистым разумом.

В то время как блуждающий разум озабочен решением раздутых из мухи в слона повседневных проблем и неурядиц, чистый же видит окружающий мир таким, каков он есть – наполненным любовью и божественной благодатью.

Первое и второе состояния, в которых наш разум пребывает во время сна, нас пока не очень интересуют, поэтому подробно мы остановимся лишь на последних двух.

Блуждающий разум

Блуждающий разум, в отличие от чистого, всем нам очень хорошо знаком и потому первым начнем обсуждать именно его.

Определить, что такое блуждающий разум, намного проще – ведь большее время в нашей голове пребывает именно он. Все время своего существования блуждающий разум проводит в заботах о завтрашнем дне, а также в воспоминаниях о прошедших впечатлениях. Таким образом, можно сделать простой вывод, что блуждающий разум живет либо в прошлом, либо в будущем. В настоящем его не найти.

Рассмотрим, как себя ведет блуждающий разум с точки зрения будущих событий. «Думая» о предстоящих ожиданиях, блуждающий разум строит различные мысленные образы, которые мы привыкли называть мечтами, надеждами и предвкушениями. И необходимо отметить, что, несмотря на кажущуюся безобидность, эти понятия по своей природе очень обманчивы и коварны.

«Как же так? – спросите вы, – мы привыкли относиться к мечтам или надеждам как положительным и, соответственно, неотъемлемым элементам жизни человека. Разве может в них таиться хоть какой-то негатив?» Действительно, большинство людей не мыслят свою жизнь без ожиданий того, что может им преподнести будущее. «Заветная мечта», «в душе теплится надежда», «предвкушение или ожидание праздника» – какие это замечательные фразы! Но именно в мечтаниях и надеждах таится корень почти всех наших бед и несчастий. Ведь согласитесь, вам знакомы и такие еще более часто употребляемые фразы как «не осталось никакой надежды», «мечте не суждено было сбыться», «ожидания не оправдались».

Стереотипность нашего мышления не позволяет нам отказаться от этих мыслеформ. Да и зачем это делать – ведь без мечтаний и надежд жизнь, как нам кажется, станет пустой и серой. Разве может что-то их заменить?

Я ни в коем случае не заставляю вас, уважаемый читатель, отказываться от прекрасного времяпрепровождения в собственных грезах о будущем – нет. Я попробую лишь обратить ваше внимание на темную сторону этих понятий. А уж вы потом сами решите, что для вас лучше.

Далее я не буду проводить особую границу в определении слов «мечта», надежда» и «предвкушение». Все они являются представлениями о несуществующих на данный момент событиях и ситуациях, которые наше воображение рисует по первому нашему требованию.

Маша Пупкина мечтает об отпуске, в который она отправится всей семьей. На данный момент в ее жизни много мелких бытовых проблем, от которых кругом идет голова: не ладятся отношения с начальником на работе, возникли проблемы с налоговой. Так как денег на поездку на море в семейном бюджете пока не предусмотрено, да и отпуск только через 10 месяцев, Маша от недостатка положительных эмоций начинает мечтать о путешествии к морю. И вот в ее голове закружились радужные грезы о том, как она прекрасным жарким днем рассекает морские волны, сидя на скутере. Она держит за талию спереди сидящего мужа и кричит от восторга. Соленая вода ласково брызжет в ее полную счастья физиономию.

«Да чем же, – скажете вы, – плохи мечты и надежды, ведь они могут и осуществиться». Да кто бы спорил. Осуществиться-то они, конечно, могут, но вы так много мечтаете действительно для их осуществления? Это происходи так: мозг, набравшись негатива от пережитых будничных стрессов, начинает требовать положительных эмоций. Так как объективных причин для таковых у нас зачастую не имеется, мы, сами того не осознавая, прибегаем к хитрой уловке и начинаем выдумывать эти положительные эмоции на пустом месте. Мы пытаемся обмануть свой собственный мозг, выдавая ему желаемое за действительное. В то время как мозгу хочется реальных эмоций от настоящих событий и ситуаций, ему подсовывают их подделку – искусственные эмоции, производимые на основе будущих ожиданий.

У Маши Пупкиной уже лежат путевки в романтическое путешествие на море на двоих. Прогноз погоды на курорте – замечательный, все необходимое уже рассовано по чемоданам. Обнадеженная таким положением вещей, Маша Пупкина уже не мечтает. У нее, казалось бы, прогресс – она начинает предвкушать то, что вот-вот уже должно произойти. В ее воображении возникают тот же скутер, скачущий с ней и Васей Пупкиным по волнам, та же хлещущая в раскрытый от радости рот соленая вода.

Не важно, чем вы питаете свой мозг: мечтами, имеющими небольшую вероятность сбыться, или предвкушениями моментов, которые вот-вот уже наступят в действительности. И то и другое в одинаковой степени является мысленным «суррогатом» того, что хочет ваш мозг. Эти поддельные эмоции в своем качестве сильно уступают эмоциям и чувствам, которые мы черпаем в настоящем, – это эмоции от созерцания реальных вещей и переживания реальных событий. Мозг сидит на жесткой диете. Он вынужден питаться в основном мечтами и надеждами, хотя это ему давно как приелось. Ему хочется нормальной и здоровой пищи, а вы пичкаете его дешевыми заменителями. И у этих заменителей имеется масса побочных эффектов, проявление которых не заставит себя долго ждать.

Вот наконец-то Маше и Васе Пупкиным посчастливилось оказаться на долгожданном курорте. Уже сидя на «скутере», Маша начинает чувствовать, что эмоций, которых она ожидала, – нет. Впечатления от семейного катания на водном мотоцикле оказались для нее заметно бледнее, чем она себе их представляла.

Посредством мечтаний и надежд вся эмоциональная энергия долгожданного события принимается нашим мозгом заблаговременно. Впоследствии он уже без аппетита смотрит на само событие, которое мы предвкушали. А разве может быть по-другому, ведь само слово «предвкушение» означает – вкушение еще перед тем, как подана еда. И вот, когда «еда» подается к столу, мы с удивлением замечаем, что она состоит только из «объедков».

Обратитесь к своему личному опыту, и вы убедитесь, что самые приятные моменты вашей жизни, самые яркие и значимые эмоции имели место только тогда, когда радостные события происходили неожиданно, либо не будучи предвкушенными. Нельзя и предвкусить, и покушать. Хорошего понемногу – считает наш мозг.

Предвкушения и предположения перетаскивают из будущего в настоящее не только положительные эмоции, но, к сожалению, и отрицательные. Мозг, приученный к поеданию искусственных мыслей из будущего, начинает вытягивать вслед за приятными предвкушениями и неприятные опасения. Последние тоже связаны с будущими ожиданиями и являются антиподами мечтаний и надежд.

После того как Маша Пупкина не получила ожидаемых ярких эмоций от катания на скутере, ее начинают посещать тревожные мысли: «А вдруг скутер на скорости перевернется и дорогой Вася Пупкин утонет, ведь он до сих пор „умеет“ плавать только по дну ногами?!» или: «А вдруг, когда мы будем лежать и загорать на пляже, начнется цунами и нас всех смоет в открытое море?!»

Принцип движения мыслительных образов в блуждающем разуме напоминает принцип движения маятника. Наши мысли словно раскачиваются из одной стороны в другую: из плохого в хорошее, из доброго в злое и т. д. Если бы мозг мог насыщаться только положительными эмоциями, то они бы перестали быть для него значимыми. Ведь положительное значимо, только когда ему противопоставлено отрицательное. Одного без другого не существует. Не испытав негатива, не познаешь позитива, и наоборот. Качнув маятник своего мозга с помощью блуждающего разума в сторону позитива, маятник, достигнув наивысшей фазы позитивной стороны, безотлагательно начинает отклоняться в сторону негатива. В такой момент мозг начинает посылать нам мотивы для страхов, тревог и опасений, касающихся нашего будущего.

Спустя год после возвращения из отпуска, Маша Пупкина, наученная горьким опытом предыдущего отдыха, уже готовится к следующей поездке. При этом она не дает себе повода для мечтаний, надежд и предвкушений относительно предстоящей поездки. Она просто покупает путевки, собирает вещи, берет под руку своего Васю Пупкина и едет на море. Во-первых, уже перед поездкой она в пределах настоящего момента (то есть на интуитивном уровне) ясно осознает, что ей предстоит прекрасно провести время. Она не опускается до такой глупости, как предвкушение и лелеяние в своем уме предстоящей радости заранее. Маша определенно настроена получить эмоции от реальных вещей, то есть от самих событий и явлений, а не от их образов в собственной голове. За подвиг в виде отказа от суррогатных представлений о будущем Маша Пупкина получает в награду самые качественные и ценные эмоции. После того как она нашла в себе желание и силы не заглядывать за «занавес» событий, ее взору предстает самое неожиданное и прекрасное «шоу». В путешествии она каждую секунду получает ни с чем не сравнимые радость и удовлетворение. Приехав на место отдыха, она пребывает в глубоком умиротворении, не отдавая себе отчета в том, почему и зачем она так счастлива. Она начинает понимать, что счастье не нуждается в его достижении. К нему не нужно стремиться, оно уже здесь.

Счастье уже внутри вас, в настоящем моменте. Нужно только дать ему проявить себя и перестать устраивать препятствия для его наступления. Спонтанное ощущение себя в настоящем моменте, беспристрастное отношение к любому происходящему событию, отсутствие концептуализации – вот что всегда приносит огромное удовлетворение. Уровень такого удовлетворения совсем другой, нежели у того удовлетворения, которые мы получаем, пребывая в мечтах и надеждах. Оно находится не в ментальное сфере, а намного глубже. Это удовлетворение от пребывания в нашей Истинной сущности.

Блуждающий разум увяз своими корнями, как уже отмечалось, не только в мыслях о будущем, но и в мыслях о прошлом. Как часто мы вспоминаем о прекрасных и неповторимых моментах своей прошлой жизни. О, как приятно нам погрузиться порой в теплые ностальгические впечатления детства, отрочества или юности. События и отдельные моменты тех минувших лет так прекрасны, порой даже волшебны, – и как можно не вспоминать о них?

Ах, каким я был наивным веселым мальчишкой, – начинает вспоминать Вася Пупкин, – как классно мы с друзьями в школьные годы шалили на уроках, подшучивали над Марьей Ивановной. Играли во дворе, забыв про уроки. А где теперь та Светка с первой парты – моя первая любовь? Как интересно было быть комсомольцами. А какие незабываемые дни я провел на состязаниях по кроссу, а сейчас даже на 3-й этаж без отдышки не могу подняться. А студенческие годы – вообще угар, причем преимущественно пьяный. И как классно мы съездили год назад на море, как покатались на скутере, до сих пор чувствуется приятный запах свежей морской воды. Эх, было же время…»

Склонность к «жизни в воспоминаниях» особенно развита у пожилых людей. Часто они, по их же собственному мнению, не видят в своем будущем ничего светлого. Лучшие годы их жизни уже минули и, как говорится, мечтать им уже не о чем. И вот их проголодавшийся от недостатка позитива мозг ударяется в ностальгические воспоминания о былом.

Но рассмотренный выше принцип раскачивания маятника делает свое дело и здесь. Получив на обед положительные эмоции из прошлого, мозг через какое-то время переходит к ужину. Жаль только, что гастрономические пристрастия у него здесь имеют совсем противоположный характер. Согласно меню, он требует подать ему что-нибудь негативное из глубин озера мертвых впечатлений. Блуждающий разум, в свою очередь, охотно начинает собирать своими сетями в водах этого озера много чего интересного – ведь у каждого человека в прошлом кроме положительных впечатлений найдется и масса отрицательных. В нашей памяти есть немало моментов, о которых нам не хотелось бы вспоминать. От одних мы можем просто покраснеть, а от других – даже заплакать. И ведь почему мы вновь и вновь мысленно возвращаемся к ним? Почему не можем прекратить мучить себя воспоминаниями о днях горечи и утрат? Потому что однажды качнув маятник в сторону приятных воспоминаний, мы уже не можем остановить его – получается, мы не избежим его отклонения в сторону негатива.

Плоды блуждающего разума из прошлого подернуты гнильцой, а из будущего – не зрелы. Зачем ими питать свой изможденный мозг? Насыщаясь ими, вы не имеете возможности испытать на себе прекрасную и чистую силу момента «здесь и сейчас». А ведь существование в настоящем имеет множество преимуществ перед существованием в прошлом или будущем. Блуждающий разум намеренно уводит наш взор от истинной красоты предметов и явлений окружающего мира. Он вымещает то, что нам принадлежит по праву. Он постоянно сталкивает нас со своего обрыва в мертвое озеро времени. И как последствие – мы вынуждены плавать то в никчемных мечтах, то в «б/ушных» впечатлениях.

Самое ужасное заключается в том, что мы пытаемся украсить свое существование только с помощью будущего и прошлого, при этом совсем позабыв о настоящем. Неважно, что в данный момент в нашей жизни отсутствуют общепринятые причины для радости – например, удачная сделка, приобретение нового дома или женитьба. Важно то, что для чувства удовлетворения указанные подарки судьбы и подобные им не являются обязательным условием. Сам факт того, что вы живете, является главной причиной для истинного умиротворения – и самое смешное, что этот факт присутствует для вас постоянно и прямо сейчас. Ждать и добиваться своего бытия, в отличие от общеизвестных поводов для счастья, совсем не нужно. Удовлетворение и радость содержатся во всем, что нас окружает. Природа настоящего момента заключается в том, чтобы дарить добро и милость тому, кто в нем пребывает, кто не надеется что-то от него получить. Чем меньше мы ожидаем, тем больше получаем, и наоборот. Чтобы получать неподдельные эмоции и глубокое удовлетворение от своей жизни, какой бы она не была, – необходимо не только отгонять от себя мечты и надежды о прекрасных событиях, которые еще не наступили. Необходимо еще и не погружаться в слезливые воспоминания об опыте, который нам уже посчастливилось пережить.

Конец ознакомительного фрагмента.