Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Оформление. ОАО «Издательская группа „Весь“», 2012
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес, 2014
Введение
Каждый из нас хочет быть счастливым. Уверен, что многие беспрекословно согласятся с этим утверждением; хотя, конечно, всегда найдутся и те, кто, будучи разочарованным в жизни, считает мечты о счастье бессмысленностью и уделом романтиков. Последние уже давно смирились с тем, что поиск счастья, каким бы он ни был, все равно не увенчается успехом. Тем не менее, что бы такие люди не говорили, даже у них всегда теплится надежда на счастливую жизнь.
Есть также люди, которые в силу своего развитого самолюбия считают, что не нуждаются ни в чем. Представители этой категории, как правило, имеют большие деньги и власть – и именно по этой причине считают, что птица счастья уже у них в руках. Странно только, что даже им всегда чего-то не хватает и они продолжают жить, руководствуясь лозунгом: «Не останавливаться на достигнутом!» Разве есть для человека смысл чего-то добиваться, если он счастлив? Большинство людей, у которых, казалось бы, есть все в жизни для счастья, все равно продолжают чувствовать некую внутреннюю неудовлетворенность. Но ведь счастье и неудовлетворенность – несовместимые понятия; значит, сильные мира сего, несмотря на свои смелые заявления о том, что они всем довольны, ничем не отличаются от тех, кто находится в поисках своего счастья.
Что вообще такое счастье? «Ну, это когда тебе легко и хорошо на душе, – скажет уважаемый читатель, – когда все вокруг радует и нет недостатка в чем-либо». Что ж, выходит, что формула счастья заключается в чувстве полного удовлетворения своей жизнью. Согласитесь: большинство из нас полагает, что ключ к счастью лежит только в эмоциональной сфере, потому поиск положительных эмоций становится смыслом всей нашей жизни – и как раз в этом и заключается наша главная ошибка. Ради получения эмоций мы работаем, зарабатываем и тратим, общаемся, создаем семьи и т. д. Все в нашей жизни крутится и вертится вокруг погони за приятными впечатлениями.
Но счастье, выращенное на эмоциональной почве, – недолговечно. Любая эмоциональная эйфория, которую мы способны испытать (например, выигрыш в лотерее или победа сборной по футболу в чемпионате мира) склонна быстро сходить на нет. Пики положительных эмоций – это кратковременные состояния, которые дарят нам приятное удовлетворение совсем ненадолго. Сегодня мы можем кричать и топать ногами от радости, а уже завтра – грустить и печалиться. Пока положительные эмоции потихоньку скатываются с достигнутого ими пика вниз, мы чувствуем себя хорошо. Но вот эмоции угасли, и мы чувствуем, что нам опять чего-то не хватает. Мы снова и снова с помощью различных материальных благ пытаемся влезть на этот скользкий и хрупкий пик положительных переживаний. А потом, как наркоманы, требуем все большей и большей дозы.
Эмоциональная сфера требует постоянной подпитки: человек слишком быстро привыкает к новому, после чего его организм начинает просить следующую порцию средств для достижения очередного пика эмоций. Кто-то в качестве таких средств видит приобретение машины, кто-то – создание семьи, а кто-то – поездку в красивый и живописный уголок планеты. Жаль только, что человеческие возможности использовать эти средства, как правило, очень скромны. Но обратимся снова к примеру с людьми, имеющими, казалось бы, все для счастья. Образцом счастливой жизни для нас может послужить жизнь звезд шоу-бизнеса, известных спортсменов и т. д. Это они ездят на дорогих авто, едят изысканные деликатесы, отдыхают на шикарных курортах и живут в огромных особняках. Их везде узнают, дороги для них везде открыты. Аж слюнки потекли, правда? Но обилие средств для достижения эмоционального счастья – совсем не гарантия его постоянного присутствия в жизни таких людей. Ведь всем прекрасно известна поговорка «Богатые тоже плачут».
Всю жизнь нам вбивали в голову, что для того чтобы получить что-нибудь по-настоящему ценное и прекрасное, необходимо много трудиться. Уже в детстве мы четко знали, что даром ничего не получить. «Не потопаешь – не полопаешь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» – гласят известные русские пословицы. Усилия, усилия и еще раз усилия – вот что необходимо для того, чтобы добиться счастья. Но ведь то, что можно приобрести, можно тут же потерять? Разве счастье, появившееся и способное в любую секунду исчезнуть, может быть истинным? Наверное, мы не там и не то ищем, потому и не можем достигнуть постоянного довольства всем тем, что дарует нам жизнь.
Должно существовать некое другое счастье – счастье, не зависящее от качества эмоций и, соответственно, более стабильное и долговечное по своей природе – счастье духовное. Оно должно быть не следствием положительных эмоций, а их причиной. Это счастье принадлежит совсем иной сфере, нежели то, которое мы привыкли искать. И книга, которую вы держите в руках, поможет вам его обрести.
«Хочешь быть счастливым – будь им» – очень хорошая поговорка, которая как никакая другая отражает природу истинного духовного счастья. Для его обретения не нужно совсем ничего делать, ведь истинное счастье находится прямо здесь и сейчас.
Об этом загадочном и таинственном для многих счастье говорили древние мудрецы Востока. О нем и только о нем говорил Иисус. Это счастье коренится в чувстве гармонии, в ощущении единства себя и окружающего мира.
Существует множество литературы о том, как обрести такое счастье. Как правило, это книги эзотерической направленности, наполненные духом восточного мистицизма. В них в качестве средств для достижения счастливого уровня сознания нам указывают необходимость часами сидеть в медитациях, выполнять йогические упражнения и т. п. Но в этой книге вы не найдете ничего подобного – и в этом ее главная ценность.
Данная книга не содержит никаких упражнений, никаких правил, которых вы должны придерживаться, чтобы почувствовать себя счастливым. Все намного проще: чтобы стать счастливым, вам нужно лишь попытаться устранить препятствия, которые стоят между вами и вашей истинной сущностью. Чтение этой книги само по себе поможет вам в устранении этих препятствий. Вы поймете, что счастье всегда находилось и будет находиться внутри вас и что счастье заключено в самой вашей природе. Нужно лишь позволить своим свету и силе выйти наружу.
И самое главное: эта книга не содержит информации, которую вы, уважаемый читатель, не сможете проверить на собственном опыте.
Читайте книгу с открытыми душой и сердцем, и вы ощутите, как смысл напечатанных слов вступит в резонанс с вашей истинной сущностью. Вы почувствуете себя тем, что вы есть на самом деле, – истинным счастьем и гармонией.
Что такое Пробуждение?
В те далекие времена, когда Иисус Христос еще не удостоил своим появлением нашу бренную землю, в Индии уже существовало такое таинственное и загадочное понятие как Пробуждение (в качестве синонима также используют термин «Просветление»).
Среди людей, отягощенных духовным поиском, считается, что Пробуждение (или Просветление) представляет собой редкое событие, случающееся только с избранными и потому непостижимое для большинства. Обычно такими людьми принято было считать тех, кто отдавал многие годы жизни для того, чтобы достигнуть просветления, прибегая при этом к многочисленным и длительным духовным практикам.
Просветление связано с обретением человеком истинного восприятия себя и окружающего мира. Одним из просветленных являлся всем известный пророк Будда, учение которого стало основой для целой мировой религии. Кстати, Будда – это не имя, а скорее прозвище, дословно в переводе означающее «Пробужденный». По некоторым предположениям, Иисуса Христа тоже коснулось Пробуждение.
Пробуждение всегда скрывало в себе много тайн и загадок. Существовали целые учения о том, как его обрести. Эти учения содержали в себе множество правил, условий и практик, без применения которых, считалось, Пробуждения достичь невозможно. Многие адепты таких учений проводили всю свою жизнь в духовном поиске, ведя при этом аскетический образ жизни: они жили в пещерах вдали от людей, а большую часть дня проводили за медитацией и чтением священных писаний. К большому сожалению, несмотря на огромные силы, потраченные на поиск Просветления – большинству из них так и не удалось познать, что это такое.
В самом слове Пробуждение уже кроется ответ на вопрос, что же это такое. Пробуждение мы обычно понимаем как пограничное состояние между сном и бодрствованием. Примерно то же самое (только в большем масштабе) означает и Пробуждение в сакральном смысле. Человек после Пробуждения, или Просветления, начинает видеть свою прежнюю жизнь как сон, а новое обретенное состояние – как бодрствование. Пробужденный пребывает в не свойственном обычным людям состоянии сознания, при котором он чувствует себя в абсолютной гармонии с окружающим миром и с самим собой. Его радует каждая травинка, каждая букашка, которые попадаются ему на глаза. Весь окружающий мир становится для него родным и любимым домом, в котором нет места страхам и страданиям. Пробужденный пребывает в единстве со Вселенной и считает, что глубина бытия – единственное, что имеет значение. Пробужденный – счастье и радость во плоти, он не знает зла и ненависти. Негатив для него – это непроявленная пленка для фотоаппарата, и только. Осознав истинный смысл земного существования, он чувствует умиротворенность, покой и гармонию во всем сущем.
Доподлинно известно, что просветленный человек воспринимает окружающий мир практически без мыслей – или, вернее, мысли у него в голове возникают, но все они имеют только прикладной характер. Его мысль – конкретная реакция на то или иное конкретное внешнее воздействие. Например, при порыве холодного ветра у просветленного, как и у любого нормального человека, возникает мысль одеться потеплее, чтобы не заболеть. Или если просветленный ушиб ногу, мысль о том, чтобы помазать место ушиба йодом у него тоже появляется – и по возможности эта мысль реализуется. Мысли же типа: «Вот было бы хорошо, если б не было ветра – тогда не нужно было бы утруждать себя необходимостью одеться потеплее» или: «Если бы я не ушиб ногу, не нужно было бы тратиться на йод» – не одолевают просветленного. Я имею в виду, что в голове такого человека возникают мысли «сугубо по делу», то есть те, которые могут иметь практическое применение. Разгулявшихся по закоулкам мозговых извилин мыслей у просветленного не бывает. Мечтаний, представлений, ассоциаций, суждений, умозаключений просветленный не имеет в принципе. Если он, например, видит дерево, то оно ему видится как просто дерево. В такой момент у просветленного не возникают никчемные вопросы и рассуждения типа: «А что это за вид дерева?», «А откуда оно и как долго уже здесь растет?», «Ах, какое оно красивое!» и т. д. Просветленный в полной мере осознает всю бесполезность и пустоту подобных мыслей, так как они могут лишь отвлекать внимание человека от истинных благ каждого момента бытия, которые даруются жизнью. В момент, когда перед взором просветленного предстает дерево, он наблюдает его, не навешивая абсолютно никаких мысленных ярлыков: он видит просто конкретный объект и даже то, что этот объект является именно деревом, а не, например, камнем, он тоже не думает; для него одно конкретное дерево кроет в себе красоту и значимость всей Вселенной. При таком восприятии просветленному открывается истинная и глубинная суть вещей, почувствовать которую обычному человеку не под силу. Такое восприятие является основным отличием просветленного от непросветленного человека.
Если, конечно, у пробужденного попросить, он, возможно, сможет целую лекцию прочитать, что за вид дерева перед ним, в каких широтах оно произрастает, насколько ценна его порода и как она используется в лесоперерабатывающей промышленности. Вся эта информация может храниться в его разуме, ведь просветленный – не ходячий «овощ», который постоянно счастлив. Его мозг работает по тем же принципам, что и у остальных людей.
Просветленный человек не выделяется из толпы: он может, так же как и все окружающие его обычные люди, иметь семью, ходить на работу и делать все то, что делают другие люди, будучи полноценными членами общества. Просветленный – это не старец с бородой и в лохмотьях, живущий в пещере и пребывающий в постоянном молчании, как мы обычно привыкли это себе представлять.
Внешне образ жизни человека до Пробуждения и после обычно не претерпевает никаких кардинальных изменений. Окружающие могут лишь приметить появившиеся в нем спокойствие, умиротворенность и необычайно простое отношение ко всему, что случается с ним.
Разум просветленного, сбросив с себя груз концепций и никчемных представлений, приобретает невероятную ясность, благодаря чему начинает действовать в жизни этого человека намного эффективнее, ни причиняя ему никаких проблем.
Просветленные древнего Востока пользовались большим уважением у окружающих, считались мудрейшими людьми и почитались почти как святые. К ним всегда приходили страждущие, попавшие в трудную жизненную ситуацию и нуждавшиеся в дельном совете. И такой совет, как правило, они получали.
Вот еще один важный факт, касающийся Просветления: к сожалению для древних йогов, Пробуждение – это не плод огромных волевых усилий, связанных с соблюдением сложнейших древних практик и трудновыполнимых правил. Просветление само по себе является событием, оно не зависит от нашей силы воли. Следовательно, человек никак не может повлиять, произойдет это событие в его жизни или нет.
На зависть некоторым йогам древности, которые жизнь посвятили достижению Просветления, но так его и не достигли, скажу, что Просветление случалось со многими людьми, которые даже и значения этого слова не знали!
Повлиять на приход Пробуждения мы не в состоянии, но мы можем легко приблизиться к нему – причем не прилагая для этого никаких особенных усилий. Для обретения полноценной и радостной жизни не имеет смысла соблюдать многочисленные правила и выполнять сложнейшие физические изнуряющие практики. Все, что нужно для обретения состояния пробужденного и, соответственно, упрощения своей жизни, – это избавиться от определенного «набора» внушенных нам еще с детства заблуждений и предрассудков. Даже крошечные проблески Пробуждения позволят нам полностью измениться в отношении к себе и окружающему миру и коренным образом перестроить свое мировоззрение. Мы станем относиться ко всему проще и сможем «вычистить» свою жизнь от множества насущных проблем.
У уважаемого читателя может возникнуть резонный вопрос: «А является ли сам автор этой книги пробужденным?» Понимаю, что вы настаиваете на ответе. Никому не хочется иметь дело с «сапожником без сапог», и от знания, пробужден я или нет, зависит, стоит ли верить моим словам или нет. Но я, тем не менее, повременю с ответом – его вы узнаете в конце книги. Почему?
Во-первых, знание о том, просветлен я или нет, не сыграет для вас никакой роли. Все это потому, что в этой книге не будет предоставлено никакой информации, в которую можно будет верить или не верить. Все, что будет сказано ниже, – это не очередное наставление некоего гуру, не курс по саморазвитию, а совсем наоборот – высшее освобождение от ранее выученного. Никто, кроме вас самих, не сможет освободить вас от полученных ранее знаний, потому авторитетность слов автора не может здесь ни на что повлиять. Ничего нового вы в этой книге не услышите. С помощью приемов обычной логики мы с вами вместе будем открывать для себя то, что было сокрыто давно внутри каждого из нас. Потому, если в вас есть необходимый потенциал, вы сразу почувствуете, что смысл моих слов вам очень близок и как будто давно знаком. Это будет похоже на воскрешение давно забытого ощущения из детства – только намного масштабнее по своему значению и позитивнее по результатам.
Во-вторых, говорить о моем пробуждении преждевременно еще и потому, что наш разум пока не совсем подготовлен к пониманию самого слова «Пробуждение». Нужно немного поработать над очищением ума от ненужной шелухи и только потом уже искать ответ на вопрос, что означает это понятие и имеет ли к нему отношение автор. Поэтому я думаю, что уважаемый читатель не обидится, если мы отложим вопрос «Коснулось ли меня такое таинственное и прекрасное событие как пробуждение?» на завершение чтения книги.
Инструкция по применению
Для того чтобы чтение этой книги принесло вам максимальную пользу, необходимо сделать пару оговорок.
Итак, чтобы уважаемый читатель уяснил, о чем эта книга, нужно, чтобы он понимал то или иное слово в том же смысле, в котором его преподносит автор. Ведь, согласитесь, такие описываемые здесь понятия как «разум», «мысль», «воля», «личность» и т. п. очень абстрактны по своему содержанию и каждый может понимать их по-своему. И именно во избежание расхождения в понимании таких терминов необходимо сразу дать им хотя бы примерное определение.
Одни используемые мною понятия являются синонимами, другие нет, но в то же время четких границ между этими словами, если не потребуется, я не провожу.
Так вот, начнем с такого понятия как «разум». Существует немало определений этого слова, но мы будем понимать разум просто как источник мыслей и эмоций. Мысли и эмоции схожи по своей природе. У обычного человека они взаимосвязаны, ведь любая мысль имеет в себе эмоциональную составляющую, а эмоция – мысленную. Эмоций в чистом виде (также как и мыслей) обычные люди практически не имеют, и именно это является главным отличием их от просветленных.
Мысли могут группироваться в мечты, надежды, воспоминания, представления, идеи, образы. Эмоции в свою очередь рождают в нас чувства страха, радости, гнева, восторга и т. п. Желание при этом – самое распространенное из чувств, ведь мы постоянно в чем-то нуждаемся. В связи с тем, что мысль и эмоция по своей природе сильно взаимосвязаны, для удобства договоримся с вами, что в слово «мысль» в этой книге мы будем вкладывать смысл обоих указанных понятий.
«Истинная сущность» – самый главный и трудный термин в этой книге. Ее смысл в полной мере открыт только просветленным – ведь именно тогда, когда человеку во всей красе и глубине открывается его Истинная сущность, он и становится пробужденным. На протяжении всей книги вы будете узнавать свою Истинную сущность все больше и больше.
Истинной сущности противопоставлено понятие «личность». Каждый из нас считает себя индивидуумом, который наделен свободой воли и способен в определенной мере быть независимым от остального мира. Такое восприятие себя мы и вкладываем в смысл слова «личность».
Необходимо отметить, что вся упомянутая терминология довольно условна. Не нужно забывать, что «разум», «мысль», «истинная сущность» и т. п. – просто концепции.
Мы знаем, что просветленные люди обладают внеконцептуальным восприятием, то есть восприятием без использования абстрактных категорий. Просветленные не думают о том, что такое разум или мысль и как они соотносятся между собой. Они просто смотрят на мир, не пытаясь мысленно разложить его по полочкам. Нам было бы очень неплохо обладать таким восприятием. А пока мы далеки от него, нужно пытаться сделать первый шаг в сторону избавления своего разума от замусоривших его концепций. Но как это сделать? Ответ прост – с помощью других концепций.
Уважаемый читатель может сразу возмутиться: здесь же явное противоречие. Но я напомню вам хорошую поговорку – «Клин клином вышибают». Дело в том, что вся концептуальная информация этой книги призвана вытеснить собой противопоставленную ей другую концептуальную информацию в форме неверных стереотипов. К этим стереотипам можно отнести следующие «непреложные истины»: много думать – полезно; каждый из нас обладает свободой воли; на все есть свои причины; мы повелители собственных мыслей, и т. п. Эти стереотипы и есть ржавый клин, вбитый в наше сердце и не дающий ему чувствовать красоту мира. Выбив его клином, сделанным из концепций (о которых я расскажу в этой книге), вы станете теми, кому ни тот ни другой уже не будут нужны.
На стереотипах, как на трех китах, базируется все наше концептуальное мышление (блуждающий разум). Стоит только их устранить – и последнее рухнет, открыв нам мир без переживаний и боли.
Не нужно забывать также и то, что любое знание, основанное на концепциях (материальное знание), изначально ложно. Поэтому неправильно искать истину в словах и понятиях. Но, тем не менее, определенная информация (например та, которой полна эта книга) вполне может помочь в обретении истины. Ведь, несмотря на ложность концепций, некоторые из них могут быть использованы в качестве указателей к истине. Двигаясь по этим указателям, вы непременно окажетесь в своем родном доме, где вас, как скитальца, уже давно заждалась ваша Истинная сущность.
Помочь в нашем поиске истины призвана супружеская пара Васи и Маши Пупкиных. Образы этих вымышленных персонажей собирательны, и, следовательно, будет совсем не удивительно, если уважаемый читатель порой может узнать в них самого себя. Супругов Пупкиных на протяжении всей книги мы будем ставить в разного рода сложные ситуации, на анализе которых нам будет легче понять реальную причину своих собственных проблем и найти пути их решения.