Кому принадлежит инициатива пробуждения?
Существует множество мнений и мифов о пробуждении и о том, что его вызывает. Одни совершенно нелепы и полны предрассудков. Другие выглядят вполне убедительно, особенно когда их транслируют люди, сами не раз совершившие «паломничества» в места бывших или нынешних пробуждений. Такие свидетели и исследователи выглядят как наиболее надежные источники информации. Тем не менее, только пережив пробуждение на личном опыте, мы можем обрести о нем наиболее полное и ясное представление. В противном случае очень трудно отделить вымыслы от реальности. Следует учитывать тот факт, что не всякий, посещающий место пробуждения и даже пользующийся некоторыми его плодами, является человеком, его лично пережившим. Мы способны купаться в чужих реках, пить из чужого родника и получать от этого немалое удовольствие, но стоит вернуться в свои личные пределы, как все пережитое развеивается подобно утреннему туману.
Один из самых устойчивых и распространенных мифов о пробуждении говорит, что инициатива каждого пробуждения всецело принадлежит Богу. Он дарует его тем, кому хочет, тогда, когда хочет, в соответствии с только Ему Одному известным планом. Согласно этой теории выходит, что подавляющее большинство христиан и церквей живут в относительной спячке. Бог же иногда посещает отдельных избранников по Ему одному ведомой причине. Он избирает отдельные личности и церкви, лишая шанса всех остальных. Нам остается только надеяться, что мы однажды окажемся среди избранных. И то только на некоторое время, до тех пор, пока пробуждение не иссякнет.
Так вырисовывается весьма мрачная картина, чем-то даже напоминающая строгие средневековые тюремные порядки. Все сидят в душных камерах, но некоторым в качестве поощрения выпадает шанс погулять и подышать свежим воздухом. Но радость длится недолго, поскольку вскоре опять придется вернуться в унылую душную камеру и молить о следующем шансе. Ужасно! Но разве не так многие представляют себе пробуждение? Оно приходит, радует на время, но затем угасает, и все возвращается на круги своя.
Очевидно, однако, что если бы инициатива пробуждения действительно принадлежала одному Богу и только от Него зависело, куда оно придет в следующий раз, тогда именно Ему и следовало бы проснуться и вспомнить о нас. Но разве Бог уснул? Я верю тому, что говорит слово Божие:
«Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля» (Пс. 120:3, 4).
Представьте на минутку, что вы держите в руке желуди. Самые обыкновенные желуди, которыми любят питаться свиньи. А еще из каждого можно вырастить могучий дуб. Таким образом, получается, что вы держите в руке почти целый лес потенциальных деревьев. Осознаете ли вы то, что, хотя и не видите этого своими физическими глазами, в каждом семени таится некая неведомая сила, которая при определенных условиях способна преобразить его в свежий зеленеющий росток. Прямо сейчас в каждом желуде есть все, чем он может стать, пройдя все процессы роста и развития, недостает лишь самого малого – вам нужно поместить его в почву, в соответствующие условия, способные пробудить эти силы, которые в противном случае погибнут вместе с семенем.
Подобным образом все, кем мы можем стать, все, на что способны наши церкви, уже есть в нас. Вот и апостол Павел говорит об этом же, как о тайне, сокрытой от веков и родов:
«…ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:26, 27).
Христос в нас. Он – наша утренняя звезда, Он – наше настоящее пробуждение. Если Христос в нас, тогда все, что могло бы понадобиться нам для пробуждения, уже содержится в нас. В каждом верующем, в каждой церкви. Вопрос только в том, как мы приходим к осознанию того, что имеем, и как высвобождается эта сила. Так или иначе, но достигший пробуждения человек осознает, что всегда имел в себе то, что ему было нужно, но был слеп, не видел и не понимал этого. Вспомните апостола Петра, который пережил такое реальное и мощное духовное пробуждение, какое только может пережить человек. И вот к какому выводу он пришёл:
«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию» (2 Пет. 1:3).
Как в каждом семени, прежде чем оно станет зрелым растением, уже должно содержаться все для его дальнейшего развития, так в каждом христианине содержится весь возможный потенциал пробуждения и последующего духовного прогресса.
Христос в нас – это совершенная и идеальная возможность для пробуждения.
Вопрос лишь в том, сможем ли мы эту возможность реализовать. Бывает так, что из желудей дети делают поделки, используя пластилин и другие подручные материалы. Какой бы ни была фантазия ребенка и как бы хорошо он ни творил, из поделки не вырастет дерево, она может стать лишь украшением его комнаты или какой-нибудь выставки детского творчества. Может быть, даже займет первое место и вызовет чье-то восхищение, но потенциал, заложенный в желуде, из которого сделали поделку, при этом погибнет, никак себя не реализовав. Так бывает и с верующими людьми. Порою они становятся жертвами чьего-то искусного творчества, какого-либо учения, которое позволяет им выглядеть «достойно», при этом никак себя не реализовав и не достигнув своего подлинного предназначения.
В противовес пассивному ожиданию пробуждения тех, кто всю ответственность за него возложил на Бога, существует позиция, в которой пребывают многие активные христиане, убежденные, что пробуждение мы творим собственными руками. Они уверены, что оно придет, если мы с полной отдачей будем трудиться на ниве Божьей, спасая души. Для них пробуждение – это результат постоянного и напряжённого труда, мобилизация всех верующих для исполнения великого поручения.
Хорошим предупреждением должны послужить для таких христиан слова Господа Иисуса Христа, обращенные к ангелу Ефесской церкви:
«…ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2:3—5).
Даже самый полезный и активный труд, осуществляемый во внешнем мире, не является единственной волей Божьей для нас. А жизнь и служение, заключенные единственно только в этом труде, не угождают Богу.
Несомненно, каждый христианин призван спасать души и исполнять Великое поручение. Поэтому такое понятие, как труд на ниве Божьей, имеет большое значение в теле Христовом. Пасторы и служители вправе потребовать этого от своих общин. Но если только одним этим община ограничит жизнь христианина, она, по сути, не даст ему полноту Благой вести. Не предоставит подходящего климата для настоящего духовного пробуждения. Нет никакой особо радостной вести для христианина в том, что он обязан вечно смиряться, трудиться и не изнемогать, любой ценой пытаясь привлечь последователей и учеников. Особенно тогда, когда он вынужден делать это не из веры и убеждений, и внутреннего побуждения, а по моральному принуждению. Находясь при этом под постоянным давлением на его совесть со стороны лидеров.
Я не говорю, что смирение не нужно или что привлекать новых членов в общину не нужно. Я не говорю, что не нужно приводить людей ко Христу и постоянно свидетельствовать о Нем. Все это необходимая часть здоровой христианской жизни. Однако не в этом заключается суть Благой Вести. Не познав горней любви или утратив ее, мы лишаем себя необходимой связи с Богом (1 Иоан. 4:8, 12, 16).
Что же такое пробуждение? Пробуждение, по сути, представляет собой возвращение к первой любви, которую многие потеряли, хоть и неплохо проявили себя в труде и заботах для Бога. Тот же, кто был преображен Божьей любовью, становится самым ярким, сильным и искренним свидетелем, живущим под открытыми небесами и возвещающим истину.
Сколько раз случалось, что гиперактивность некоторых христиан создавала иллюзию группового пробуждения. Однако в конечном счете у гиперактивности и пробуждения разные плоды. Впоследствии люди, не пережившие глубокого внутреннего преображения, которое возможно лишь при реальном пробуждении, устают и разочаровываются. Плод гиперактивности – усталость, разочарование, нежелание вообще что-либо делать ни для Бога, ни для своего ближнего. От пробуждения же устать невозможно.
«Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся» (Ис. 40:30, 31).
Что же собой представляет пробуждение? Кто является его инициатором?
Пробуждение – это не что иное, как синергия, сотрудничество человека с Богом. И Бог, и человек одновременно участвуют в этом процессе.
Попытка заработать пробуждение ровным счетом ни к чему не приводит, будь то кампания по завоеванию душ или борьба за святость. Пробуждение есть результат стремления к единению человека и Бога. Это единение неизбежно наступает, если человек начинает двигаться по направлению к Богу, ища общения с Ним в глубине своего сердца, Бог же всегда идет навстречу. Он алчущих исполнил благ, и только богатящихся отпустил ни с чем (Лук. 1:53).