Введение
Философские исследования государства и права имеют давние и очень богатые традиции, восходящие к самым истокам философии. Практически вся жизнедеятельность человека в современном обществе в той или иной степени неизбежно сопряжена с функционированием государства и права. Учитывая то обстоятельство, что право является одним из основополагающих регуляторов общественных отношений в государстве, представляется справедливым говорить о том, что проблема философского осмысления государства и права относится к числу важнейших для наук, изучающих с философских позиций человека и общество, и, прежде всего, для истории философии.
В современных условиях радикальных преобразований в России и становления начал права и правовой государственности существенно возрастает роль философского осмысления проблем права. Переход к демократии и рыночной экономике в постсоветской России способствовал активизации исследования целого спектра разных фундаментальных проблем философии права, что одновременно выявило недостаточность и слабость современной философской литературы, посвященной изучению прежде всего философско-правового наследия отечественных дореволюционных и постреволюционных философов. И в настоящее время представляются необходимым поиски ответов на многократно задаваемые отечественными философами вопросы «Кто мы?», «Что происходит?» и «Что делать?» в том числе и в проблемном поле философии права.
Для осмысления особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания в том виде, в каком это отразилось в русской философии, особый интерес представляют исследования взаимодействия философствования в России с философскими идеями и концепциями Западной Европы и Востока. В этой связи актуальными представляются работы тех мыслителей, которые не отвергая категорически западную философию, или, напротив, выступая ее эпигонами, глубоко изучили западную философскую традицию и философские концепции Востока, освоили их, и затем создали свою оригинальную философскую школу. К таким мыслителям относятся представители евразийства, работы которых посвящены исследованию сугубо специфической проблемы именно русской философии – выбору исторического пути развития России между Западом и Востоком.
Евразийство, как писали сами основатели этого течения, есть «российское пореволюционное политическое, идеологическое и духовное движение, утверждающее особенности культуры Российско-Евразийского мира»[1]. Евразийство как интеллектуальное течение возникло в среде русской эмиграции 1920-30-х годов. Основной акцент оно делало на исследовании тесной исторической взаимосвязи русской культуры с рядом других, прежде всего восточных культур. В последнее время об идеях евразийства у нас в стране не утихают широкие общественные споры в связи с рядом уникальных составляющих данного течения (принципиально иная оценка роли татаро-монгольского ига в истории России и др.). Несмотря на очевидное значение проблематики евразийства, ее постоянную и высокую актуальность, многие ее аспекты, однако, до сих пор не получили должной научной разработки и философского осмысления. При этом если относительно политической и культурологической составляющих евразийства уже имеются комплексные исследования, у которых есть как сторонники, так и противники, то в отношении философии права евразийского учения этого сказать нельзя. В настоящее время отсутствуют какие-либо философские исследования, специально посвященные изучению именно государственно-правового элемента евразийского учения. Возможно, это связано с тем, что широкую известность творчество евразийцев получило только в начале 1990-х годов, и изучение именно государственно-правовых идей этого течения, по сути, только начинается.
Евразийцам, в отличие от многих их современников, удалось создать свою собственную методологию исследования права и заложить основы собственной философско-правовой школы. Однако, к сожалению, отечественная историко-философская наука в настоящее время уделяет недостаточное внимание философско-правовой проблематике в целом, и философии права представителей русского зарубежья в особенности. Философско-правовые идеи русских философов, которые были выдвинуты ими как в России, так и в эмиграции, являются неотъемлемой частью истории философии в целом, что обуславливает необходимость исследования этих идей. Нельзя понять целое, не изучив всех составляющих его частей и их взаимосвязей. Исходя из этого, нельзя осознать русскую философию права без исследования всего общефилософского и исторического «фона» России, а также философии русского зарубежья. Философия права евразийцев – уникальное и малоисследованное течение в истории русской философии права, в котором сочетаются философско-правовые идеи Запада и Востока.
Кроме того, важно учитывать, что в настоящее время изучение различных процессов во всех сферах деятельности человеческого общества (в том числе и в государственно-правовой сфере) невозможно без учета такого феномена, как глобализация. Этот процесс связывает сферы деятельности национальных обществ в единую мировую систему. Так, в результате развития глобализации в области международных отношений происходит снижение роли суверенных национальных государств в связи с созданием надгосударственных образований, которым делегируется часть суверенитета и предоставляется право принимать обязательные для всех государств законы (например, Европейский Союз). В результате развития глобализации на основе идеологии глобализма возникает опасность уничтожения культурных различий между народами, что может привести к господству единого стереотипа поведения, мышления и единого образа жизни среди людей. Однако именно евразийцы одними из первых утверждали, что не существует в мире культур высших или низших, а есть только разные. В то же время является слабо изученной проблема воздействия глобализации на государство и право. В связи с чем в данной работе предпринята попытка исследования данной проблемы во взаимосвязи с изучением философии права евразийцев.
До 1980-х годов евразийство в России было известно узкому кругу специалистов. Сегодня ситуация существенно изменилась, и литература по евразийской тематике представлена весьма обширно. Так, историко-философская составляющая евразийтсва исследуется в трудах И.В. Виленты, А.Г. Гачевой, Е.А. Гогохии, Г.В. Ждановой, С.В. Игнатова, Е.Г. Кривошеева, М.А. Колерова, В.А. Кувакина, Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской, С.С. Хоружего. Социальной философии евразийства посвящены работы С.И. Данилова, Ю.В. Колесниченко, В.С. Кржевова, А.С. Панарина, В.Я. Пащенко. Исследование культурологии евразийства нашло свое отражение в работах А.В. Белошапко, А.В. Гусевой, И.А. Исаева, В.А. Сендерова, Р.А. Урхановой и др.
Необходимо отметить, что философия права евразийцев очень тесно связана с отечественной школой философии права. Представителями данной школы являются такие известные исследователи правовой материи, как И.А. Ильин, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский, Н.К. Михайловский, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, Е.В. Спекторский, Ф.А. Степун, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, Б.Н. Чичерин, А.С. Ященко и др. Интерес к творчеству данных философов права все возрастает и их работы также были использованы при написании настоящего учебника.
Значительное место исследование евразийства занимает и в диссертационных исследованиях. Однако, что касается философского изучения именно государственно-правового аспекта евразийского учения, то он в последнее время стал предметом изучения в связи с исследованием или только политической составляющей евразийского учения (Г.Б. Гавриш, М.А. Гавриш, В.А. Прокофьев[2]), или творчества одного из ведущих евразийцев – Н.Н. Алексеева. Ряд исследователей совершают при изучении творчества Н.Н. Алексеева методологическую ошибку: они или акцентируют свое внимание только на государственном аспекте алексеевского учения (И.В. Новоженина, С.П. Овчинникова[3]), или на правовом аспекте (И.В. Борщ, И. Дефорж[4]), не учитывая взаимосвязи государства и права как социальных феноменов, а также прямую связь творчества Н.Н. Алексеева с евразийством.
В то же время в рамках данного исследования были использованы работы современных исследователей философско-правовой проблематики, таких как С.С. Алексеев, В.Г. Графский, В.Н. Жуков, Ю.С. Завьялов, В.Д. Зорькин, И.Ю. Козлихин, Э.В. Кузнецов, В.В. Лапаева, О.Э. Лейст, Л.С. Мамут, О.В. Мартышин, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянц, С.А. Пяткина, В.А. Туманов, В.А. Четвернин, Л.С. Явич и др.
В основе настоящей работы лежит широкий круг источников, который может быть разбит на несколько групп. Первая группа источников – это труды классиков мировой философской мысли. Вторая группа – это сами первоисточники, работы евразийцев 1920-1930-х годов. Третья группа – существующая монографическая и научно-информационная периодическая литература по проблематике евразийства и философии права. Четвертую группу источников составили диссертационные исследования по евразийству и философии права.
Философский анализ проблем государственно-правовой концепции евразийцев позволяет использовать творческий потенциал евразийства для формирования новой концепции, новых позиций развития государства и права в России в настоящее время и в перспективе.