Вы здесь

Проблемы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации. Глава 1. Теоретико-методологические проблемы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации в физкультурно-спортивных организациях (Ю. М. Шаруненко, 2014)

Глава 1

Теоретико-методологические проблемы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации в физкультурно-спортивных организациях

1.1

Сущность и основные направления деятельности физкультурно-спортивных организаций

Международной хартией физического воспитания и спорта, признано, что физическая культура и спорт являются важными компонентами непрерывного образования граждан, особенно подрастающего поколения. При этом физическое воспитание рассматривается как образовательный компонент, базовая составляющая системы и процесса образования, а спорт – как область развития и реализации спортивных (физических, двигательных) способностей и возможностей организма человека. Этот вид деятельности в любом образовательном учреждении тесно связан с педагогикой, психологией, социологией и другими гуманитарными науками.

Само современное образование развивается как система, синтезирующая все положительное классического образования и прогрессивные достижения инновационных педагогических моделей. Практическая деятельность по управлению развитием образования, в целом и образовательным учреждением спортивного профиля, в частности, представляет собой источник развития педагогической теории управления. Педагогическая теория управления, являясь средством познания, изучения и прогнозирования практики, служит в то же время средством обновления процесса управления развитием образования и образовательных учреждений, создает критерии оценки его результативности.

Формирование и развитие современной целостной системы управления образовательным учреждением, разрешается на основе диалектического метода познания и принципа единства теории и практики и реализуется через цели, содержание, методы и формы управления.

В научной литературе управление рассматривается как функция систем, обеспечивающая поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Управление учреждением относится к управленческому труду, предметом которого является информация о состоянии объекта управления и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии.

Так В.П. Беспалько выделяя сущность управления, определяет: «… управление – это механизм, обеспечивающий такое взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает функционирование второго, относительно достижения заранее поставленных диагностичных целей» [21].

А.А. Хохлов дает структурные характеристики управления через ряд последовательных действий субъекта власти: анализ и диагностика кадровой ситуации; выработка и принятие кадровых решений, планирование; организация их выполнения (структуризация субъекта, объекта, механизма их взаимодействия и среды их функционирования); контроль и корректирование исполнения решений; учет и информационное обеспечение этой деятельности, управление определяется как «целенаправленное активное взаимодействие субъектов, направленное на обеспечение оптимального функционирования системы и перевод ее в новое качественное состояние соответствующее социальному заказу общества» [164].

М.К. Бочаров выделяет в управлении цели и факт (результат) его достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий» [23].

Процесс управления состоит из взаимосвязанных действий, объединенных в ряд основных взаимосвязанных элементов, которые охватывают весь цикл управления и пронизывают все конкретные действия, выполняемые подразделениями организации, руководителями, специалистами и другими служащими.

Выделены ряд положений общей теории управления, обеспечивающие создание, становление и эффективное функционирование образовательного учреждения: целенаправленная и интегрированная деятельность субъектов педагогического процесса; обязательное развитие образовательного учреждения; применение управленческих действий (анализ, планирование, организация, контроль, регулирование).

Эффективность управления определяется свойствами: целенаправленностью, системностью, прогностичностью, цикличностью, демократичностью и пр. Оно достигает цели, если: его механизм соответствует сложности объекта и возможностям субъекта; имеются резервы вариантов управленческих решений; используются критерии конечного результата; имеет место хорошо развитая система обратной связи; учтен человеческий фактор и др.

Результатом категории «управление» многочисленные авторы выделяют: упорядочение системы, обеспечение целостности, взаимосвязь компонентов организационных систем; называют условия, касающиеся качества субъектов управления: опыт, сознание, способности, образование, компетентность и др.

При смене социально-экономических формаций идет смена форм управления: трансформация и модернизация деятельности, как государства, так и любого структурного подразделения, учреждения и пр.

Трансформация систем в переходный период предполагает движение к некоторому заданному идеальному образу – модели системы. Неизбежность соответствующих преобразований представляется следствием в результате общих закономерностей развития общества, производства.

Трансформация (в переводе с латинского языка) означает преобразование, превращение, видоизменение. Следовательно, трансформация сопряжена с изменением системы, но таким изменением системы, при котором происходит ее качественное перерождение, развитие. В литературе этот термин часто используют наравне с понятиями: «период реформирования», «переходный период» или как синоним категории «развитие».

Вместе с тем, категории развитие и трансформация – не синонимы и хотя они отражают один процесс, но каждая при этом имеет свое специфическое содержание и выражает конкретное отношение. Все изменения системы можно рассматривать как непрерывный процесс, протекающий в пространстве и во времени. При этом развитие – это периоды ее совершенствования, прогрессивного движения вперед. Развитие связывают с формированием системы, становлением ее положительных свойств, с прогрессом, эволюцией, который может иметь различные формы, например модернизации.

Трансформация системы происходит в результате внешних и внутренних воздействий, оказываемых на систему, и результаты трансформации имеют многоаспектное значение: экономическое, социальное, техническое, экологическое, этическое и др.

Процесс трансформации – процесс качественного преобразования системы, смены этапов экономического развития стран, стадий развития, симбиоз эволюционного и революционного развития. Можно говорить о различных направлениях трансформации, различных механизмах трансформации (объективном, субъективном), о трансформации отдельно взятой системы и совокупности социально-экономических систем. Такое толкование данного термина не противоречит его смысловым толкованиям во всем историческом периоде формирования теории.

В ряде исследований термин «трансформация» рассматривается как:

– дискретный процесс качественных преобразований системы [167];

– изменение структуры или как смена порядка системы [123, 124];

– непрерывности изменения социально-экономических систем или отдельных их блоков по их глубине, интенсивности, охвату элементов системы (общесистемные или отдельных звеньев системы), по характеру (или длительности) (темпы и скорость) и типу процесса (эволюционный или революционный), по соотношению и роли субъективных и объективных факторов [70].

Нами взяты за основу суждения Ю.М. Осипова, который пишет: «Транс – это «через», а «ция» – это движение, делание. Движение от формы к форме через отрицание старой формы и делание новой формы, т. е. через-отрицание-делание, есть трансформация, т. е. пере-об-раз-ование. Никакого другого смысла в явление и понятие трансформации вкладывать, видимо, не следует, – здесь все и так прозрачно ясно». В такой трактовке трансформация – непрерывный процесс, суть которого заключается в качественных преобразованиях, изменении форм способа деятельности [115].

Кардинальные изменения социально-экономических условий, произошедшие в России в результате реформ, начатых в 90-е годы XX века, обозначили новые направления развития профессионального образования. И поэтому проблема устойчивого функционирования и развития образовательной системы учреждений спортивного профиля в результате расширения форм управления спортом стала весьма актуальной.

Для выявления основных направлений трансформации и объективного прогнозирования развития системы управления государственного физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокой квалификации в новых сложившихся финансово-экономических и социально-политических условиях представляется целесообразным ознакомиться с опытом организации данных учреждений и особенностей управления ими в разные годы.

После октябрьской революции 1917 года с 1918 по 1920 г.г. был образован государственный орган управления советской системой физического воспитания – Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч). В 1920 году был организован Высший совет физической культуры (ВСФК), который в 1930 г. был переименован во Всесоюзный совет физической культуры при Правительстве СССР, а в 1936 г. – получил наименование Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта (ВКФКС). С этого времени структура управления, основанная на принципе вертикальной подчиненности нижестоящих организаций выше стоящим, не менялась до 1991 года.

Основной организационной формой отечественной системы физического воспитания являлись обязательные уроки в учебных заведениях всех типов – детских садах, общеобразовательных школах, средних учебных заведениях, вузах, а также занятия в различных секциях и кружках, построенные на основе добровольного участия. Физическая культура включалась в общий план деятельности профсоюзов, РЛКСМ, Красной Армии, школ, органов здравоохранения, органах Народного комиссариата просвещения. В производственных коллективах и учебных заведениях физкультурно-оздоровительной и спортивно – массовой работой с сотрудниками, учащимися и студентами занимались Советы коллективов физической культуры.

Для подготовки спортивных резервов в стране была создана сеть детско-юношеских спортивных школ, школ-интернатов со спортивной направленностью. Подготовкой спортсменов высокой квалификации занимались школы высшего спортивного мастерства, училища подготовки олимпийского резерва. К спортсменам высокой квалификации относятся спортсмены, имеющие звания кандидат в мастера спорта и выше.

Для их успешной подготовки создавались специальные условия, способствующие повышению уровня спортивного мастерства и получения среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, которое понадобится спортсмену в будущем, после завершения спортивной карьеры. Эти учреждения имели утвержденный администраторский и тренерско-преподавательский штат, фиксированную заработную плату, материально-техническое обеспечение, программы обучения, календарь спортивных соревнований.

Действовала налаженная единая система соревнований. Так, например, раз в четыре года проводились Республиканские и Всесоюзные Спартакиады народов СССР, ежегодно проводились первенства страны по культивируемым в стране видам спорта. Им предшествовали соревнования на местах: внутри производственных и учебных коллективов, городские, областные, краевые первенства. По результатам соревнований формировались сборные команды, которые защищали спортивную честь своего города, области, края, республики, страны на соревнованиях более высокого ранга. Такие меры способствовали плодотворному функционированию системы государственной непрерывной централизованной подготовки спортивного резерва страны и сборных команд по видам спорта. В случае достижения учеником-спортсменом высокого спортивного результата его тренер мог получить в какой-то форме поощрение.

Система подготовки спортсменов высокой квалификации успешно действовала во все годы существования Советской власти и давала настолько положительный результат, что была перенята другими странами, например, Китаем, Германией, Испанией и др.

В связи с тем, что в XXI веке спорт становится важной отраслью экономики многих стран, в него вкладываются значительные финансовые средства, большое количество рабочей силы в мировом спортивном движении к началу нового столетия произошла его довольно глубокая дифференциация. В реальной практике это проявилось отличием видов спорта друг от друга, различием типов спортивной деятельности, в рамках которых ее конкретная направленность, содержание и порядок построения имеют свои существенные особенности. К специфическим признакам подготовки спортсменов высокой квалификации явилось направленность на:

– усиление состязательно-достиженческих установок личности, что обеспечивается, кроме прочего, специальной системой прогрессирующих поощрений за спортивные достижения;

– унификацию состава действий, разрешаемых в состязании, условий их выполнения и способов оценки достижений, закрепленных официальными правилами, которые во многих случаях приобрели международный статус;

– регламентацию поведения соревнующихся по принципам неантагонистической гуманной конкуренции, закрепляемой официальными и неофициальными нормами спортивной этики, ряд которых получил общечеловеческое признание в Олимпийской хартии и других международных документах, касающихся спорта;

– системное воспроизведение соревнований, по реализации достиженческих возможностей спортсмена в избранном виде деятельности по установленным правилам с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к результатам.

Указанные специфические особенности привели к росту спортивных достижений, высокой конкуренции между спортсменами, более рельефно стала проявляться тенденция существенных различий общедоступного спорта и спорта высших достижений. Однако многие спортивные функционеры и стоявшие над ними руководители рассматривали массу вовлеченных в спорт людей главным образом как своего рода материал, из которого отбираются резервы для пополнения сборных спортивных команд, выступающих на престижных соревнованиях. На весь многоликий спорт распространялись лозунги типа «От значка ГТО – к олимпийской медали!».

Такого рода уклон в руководстве спортивным движением рано или поздно неизбежно вступает в острое противоречие с объективно необходимыми тенденциями разнообразного и дифференцированного развития спорта в обществе. Именно этот процесс и характеризовал российскую практику переходного периода, в том числе и сферу спорта, как две стороны одной медали.

С одной стороны, спорт высших достижений ориентирован на поиск новых, неизведанных путей к высотам человеческих свершений. Закономерности реализации такой установки неизбежно ведут к профессионализации данного раздела спорта. При этом, высшие спортивные достижения человечества в современной реальности доступны только тем, кто на многие годы посвящает себя спорту как доминирующей деятельности. Спорт в таком случае естественным образом превращается в основной вид деятельности спортсмена и основной источник его благосостояния на протяжении значительной части жизни, что, по сути, становится профессией (в общепринятом понимании слова) и требует все больших экономических вливаний.

На основании Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 1999 г. появилось понятие: профессиональный спорт. Наряду с понятиями спортсмен-любитель, человек, постоянно занимающийся спортом в свободное от основной работы время, возникло определение «спортсмен-профессионал». Готовя спортсменов для спорта высших достижений, учреждение спортивного профиля опирается на положения, изложенные в Письме Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 декабря 2006 г. № СК-02-10/3685. На основе этого положения гражданин Российской Федерации имеет право профессионально заниматься спортом в качестве спортсмена или судьи по какому-либо виду спорта, как на территории РФ, так и в других государствах.

Согласно указанному закону, спортсмен-профессионал – это спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

С другой стороны, принятое постановление об оказании услуг населению в непроизводственной сфере от 18 марта 2003 г. № 80-ст на основе Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» способствовало появлению спроса на оказание физкультурно-оздоровительных услуг со стороны населения. Стало очевидным, что спортивная деятельность может быть не главной, не самоцелью, когда целевой результат спортивной деятельности не сводится к «голам, очкам, секундам», а ведет к необходимому отдельному человеку уровню физического и духовного развития, к общей дееспособности и здоровью [95].

Поэтому управленческие решения государства по развитию спорта и системе подготовки спортсменов были дифференцированы на следующих направлениях:

– массовый «спорт для всех», который реализует социальную политику государства, направленную на пропаганду здорового образа жизни среди населения страны;

– спорт высших достижений, удовлетворяющий мотивационные потребности граждан страны и способствующий осуществлению патриотического воспитания;

– профессиональный спорт, обеспечивающий зрелищное удовлетворение населения страны;

– коммерческий спорт, являющийся зрелищным удовлетворением и сферой услуг общества.

Становление различных направлений, разделов и подразделов в социальной практике спорта увеличивает возможности удовлетворения потребностей личности и общества, спроецированных на спорт. При этом, естественно, увеличивается и сложность проблем адекватного управления его трансформацией и развитием. Изменения социально-правовой стороны сферы спорта повлекло за собой экономические инновации, породили новые инфраструктуры (государственные, общественные, частные и пр.), обеспечивающие нормальное функционирование каждого направления развития спорта. Впервые появились новые формы управления, в частности, оказание физкультурно-оздоровительных и др. услуг.

Деятельность организаций государственного и общественного сегмента во многом близки – укрепление здоровья населения мероприятиями в области физической культуры и спорта. Принципиальное различие заключается в том, что деятельность организаций государственного сегмента направлена на обеспечение системы государственных минимальных стандартов двигательной активности населения, прежде всего – подрастающего поколения, а общественного сегмента – нацелена на развитие отдельных видов спорта и ориентирована на все возрастные группы населения.

В общественном сегменте производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа, представляющие собой услуги общественных объединений физкультурно-спортивной направленности (спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта).

Деятельность организаций коммерческого сегмента – извлечение прибыли. Для достижения этой цели организации, предоставляющие услуги физической культуры и спорта, осуществляют эффективное использование ресурсов, исследование рыночной конъюнктуры, устанавливают конкурентоспособные цены и др. (табл. 1).


Таблица 1. Организации, оказывающие услуги в сфере физической культуры и спорта


Вместе с тем, ведущую роль в предоставлении услуг физической культуры и спорта играют организации общественного и государственного сегмента, предоставляющие общественные блага (услуги) в интересах общества в целом. Организации, оказывающие услуги в государственном и общественном регулировании выполняли ряд функций. В государственном сегменте производятся общественные блага (любительский спорт высших достижений, включая подготовку спортсменов для сборных команд страны; целевые программы развития массовой физической культуры и спорта на государственном и региональном уровнях), социальнозначимые блага (услуги физического воспитания в системе государственного образования и дошкольного воспитания, в государственных внешкольных физкультурно-оздоровительных организациях, услуги лечебной физкультуры и реабилитации инвалидов), а также обеспечивается система государственных минимальных стандартов, удовлетворяются потребности населения в физической активности (рис. 1).


Рис. 1. Общие и специфические цели деятельности организаций общественного и государственного сегментов.


Практика и анализ литературных источников показывает, что в условиях рыночной экономики управление учреждением спортивного профиля станет эффективным, если оно предстает как:

– всеобъемлющая форма деятельности, обеспечивающая предоставление спортсмену максимально благоприятные условия материального обеспечения;

– целенаправленная деятельность государства в лице его органов по всемерному обеспечению процесса формирования и развития личности спортсмена с учетом воздействия на нее негативных факторов и поиском путей их нейтрализации при предоставлении возможностей для его самоопределения и самоутверждения в жизни;

– совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижение социально-приемлемого уровня жизни как фактор обеспечения предпосылок должного качества жизни» [112, 113, 114, 145, 149, 150, 151, 152].

Таким образом, на основании анализа рассмотренного материала, можно определить, что принятие законодательных актов, указов, приказов, директив является обязательными для исполнения федеральными и территориальными государственными органами управления физической культурой и спортом, а также общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. В то же время, анализ этих документов дает основание определить, что государство предоставляет только возможность использования этих прав. Реализация всех законодательных документов осуществляется в субъектах федерации индивидами.

Проведенный анализ дает основание определить, что в настоящее время в стране нет единой концептуальной модели эффективного управления деятельностью государственной физкультурно-спортивной организации по подготовке спортсменов высокой квалификации. Создавшееся положение обусловлено тем, что все принятые нормативные правовые документы в сфере физической культуры и спорта не имеют достаточной логической связи между собой. Они не являются обязательными для исполнения в регионах Российской Федерации, т. к. не подкрепляются финансированием из средств государственного бюджета. Эмпирической поддержки требует и утверждение о том, что новая система управления должна быть рациональна и эффективна в сфере изменившегося финансового обеспечения деятельности спортивного учреждения по подготовке спортсменов высокой квалификации преимущественно олимпийских видов спорта.

1.2

Особенности управленческой деятельности государственных организаций физкультурно-спортивного профиля

Трансформация государственной системы управления привела к резкому уменьшению государственного финансирования спорта на всем постсоветском пространстве. Были нарушены налаженные многолетней практикой финансирование, структура, кадровое обеспечение в сфере физической культуры и спорта. С одной стороны, спортивные организации как образовательные учреждения подчинялись управлению образования, с другой, как центры спортивного совершенствования – подчинялись и финансировались областными Комитетами по физической культуре и спорту. В смету бюджета учреждения закладывались расходы, необходимые для обеспечения учебно-тренировочного процесса, проведения учебно-тренировочных сборов, участия спортсменов в соревнованиях, приобретения спортивной формы и обеспечения питания спортсменов, на заработную плату тренерскому и преподавательскому составу, техническому персоналу, совершенствование материально-технической базы и другие нужды организации.

Средства для оплаты участия спортсменов в соревнованиях, их экипировку, проведение учебно-тренировочных сборов централизованно перестали отпускаться. При этом государственные организации спортивного профиля были отнесены к организациям в сфере услуг населению как платных, так и бесплатных. И в этом плане появляется другая сторона ее деятельности: реализация конституционных прав граждан заниматься физическими упражнениями по оказанию разнообразных услуг, используя материально – техническую базу спортивного комплекса.

Это было поддержано законодательными актами и требованиями государственного образовательного стандарта среднего и высшего профессионального образования. Правительством Российской Федерации в 1996 году был принят «Закон об образовании, науке и культуре». В статье 41, п.8 этого Закона определялось: «Образовательные учреждения независимо от организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг…». Благодаря этому закону, образовательные учреждения получили возможность ведения предпринимательской деятельности с целью получения доходов за счет своих, внутренних ресурсов и использования их по своему усмотрению.

В результате ряда преобразований, организации спортивного профиля стали испытывать жесткие методы контроля, а с другой стороны, им предоставлена излишняя самостоятельность, что привело к острой конкуренции вокруг бюджетных средств и самостоятельного извлечения прибыли из имеющихся в их распоряжении ресурсов. Это создало диспропорцию в ранее существовавшей планомерной работе по подготовке спортивных резервов. Были утрачены позиции по финансированию, материально-техническому обеспечению, системе соревнований.

Общественные спортивные организации не смогли самостоятельно осуществить должное финансовое обеспечение сферы физической культуры и спорта. Неизмеримо хуже стала экономическая, финансовая и материально-техническая базы общедоступного спорта. При этом практика показала, что все учреждения различны между собой, и структура, пригодная для одной организации, может быть путем к банкротству другой. Ряд эффективных при социализме структурных единиц прекратили свое существование (школы-интернаты спортивного профиля, ДЮСШ, многие спортивные базы, оставшиеся на территории сопредельных государств), значительно сузились возможности других (училища олимпийского резерва, ФОКов из-за низкого материального благосостояния населения).

В результате сложившейся системы управления «выброшенные» на улицу юные спортсмены из закрывшихся ДЮСШ, а также других учреждений дополнительного образования, пополнили группы детей и подростков с девиантным и аддиктивным поведением. Это привело с одной стороны к снижению количества молодых талантливых спортсменов, составляющих резерв сборной страны для получения высоких спортивных результатов. Позиции России на международном уровне в начале столетия пошатнулись. С другой стороны, значительно снизился потенциал физической культуры и спорта в плане воспитательных задач (по сохранению здоровья, подготовке к труду, личностному развитию, патриотическому воспитанию и пр.) В условиях возросшей конкуренции на рынке указанных услуг стал ощущаться дефицит желающих заниматься спортом. Со всей очевидностью стало ясно, что практика управления государственных учреждений и организаций спортивного профиля не способствует созданию высокой и устойчивой мотивации у спортсменов, тренеров и персонала.

Поэтому планирование продуктивной деятельности этих организаций с целью обеспечения своей конкурентной способности на рынке услуг должна быть разнопланова. При этом тенденции развития спорта позволяют утверждать, что специфика деятельности государственных организаций спортивного профиля в первую очередь заключается в том, что их продукцией являются повышение спортивного мастерства спортсменов.

Однако конкретная социальная практика спорта дифференцируется под решающим воздействием реальных потребностей и условий жизнедеятельности в различных сферах существования индивидов и общества (в сферах образования и воспитания, производственно-трудовой деятельности, отдыха и развлечений и т. д.). А это значит, что, несмотря на всю важность олимпийских лозунгов, специфическую направленность и конкретное профилирование содержания социальной практики спорта личностное и социальное значение приобретает проблема верной ориентации спортивной деятельности в пределах различных направлений, разделов и подразделов спортивного движения – с учетом достиженческих и других возможностей индивида, его особенностей и жизненных перспектив. Система, направленная на достижение спортивных результатов любой ценой, просуществовавшая со времен гладиаторских боев, в настоящее время практически исчерпала себя [5].

На протяжении ряда лет наличие значительного образовательного потенциала региональной среды и большая свобода для эффективных действий, не вела к смене стратегии мышления и традиционно решалась в рамках достаточно упрощенные задач, не переводя средовые возможности в ресурсный потенциал собственной системы. Назрела критическая ситуация, связанная также с высоким уровнем бедности россиян, социальной неустроенностью, общим неудовлетворительным положением дел с охраной здоровья, расширением масштабов детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства.

Стало настоятельной необходимостью: заменить старую педагогическую систему, целиком и полностью ориентировавшуюся на достижения, независимо от того, каким путем это достигается. В условиях современного общества стало необходимым поменять подход к подготовке спортсмена высокой квалификации, работе учреждения по созданию условий продуктивности их спортивной карьеры, социальной защищенности, профессионального будущего.

Стало целесообразным в структуре управления государственным учреждением спортивного профиля уделить особое внимание следующим направлениям деятельности:

– организация работы со спортсменами спорта высших спортивных достижений;

– организация работы технических служащих по поддержанию материально-технической базы центра и обслуживанию граждан, приходящих на занятия физической культурой и спортом;

– поиск новых форм организации работы с гражданами города и организация работы тренерского состава по проведению занятий в сфере «спорт для всех» и оказанию платных услуг;

– поиск постоянных источников внебюджетных средств, обеспечивающих совершенствование материально-технической базы, рост заработной платы персоналу, оплаты участия спортсменов в соревнованиях различного ранга и проведения учебно-тренировочных сборов, приобретение спортивной формы, оплаты проезда спортсменов к месту проведения соревнований и обратно и др.

Такой подход предполагает переориентацию всей деятельности организации спортивного профиля на потребителя, отказ от его диктата в качестве «поставщика» и поиска набора эффективных образовательных услуг, включающих в себя: заботу о создании комфортных условий, способствующих выявлению и развитию разнообразных способностей и задатков детей и подростков с целью отбора и формирования мотивации способных спортсменов к занятиям спортом высших достижений, их профессиональной ориентации, получению профессии в области спорта; обеспечение образовательных потребностей детей и взрослых в соответствии с действующим законодательством и более полно удовлетворяющих запросы и интересы их родителей с целью получения дополнительных финансовых источников и оздоровительных потребностей общества.

Создавшееся положение требовало от руководителей спортивных организаций проявления инициативы и творчества в поисках этих возможностей. Спортивные организации стали создавать учебные группы на платной основе, культивировать занятия физическими упражнениями по интересам граждан, сдавать имеющуюся площадь в аренду различным организациям под офисы, торговые и развлекательные центры. Однако первые два вида предпринимательской деятельности не обеспечивали достаточного поступление средств для эффективного функционирования этих учреждений. В острой конкурентной борьбе для нормального функционирования спортивного учреждения стало целесообразным самостоятельно выявить:

– новые организационные формы, методы и средства управления, изменения структуры регионального учреждения, источники финансирования;

– педагогические условия воздействия на потребностную и мотивационную сферу личности спортсменов, тренерско– педагогического состава, технического персонала учреждения.

Таким образом, трансформация деятельности региональной организации спортивного профиля, адекватной особенностям спортивных и образовательных потребностей и интересов населения и специфике региона представляет шаг вперед в развитии российского спорта. Подготовка, построенная на основе приоритета личностных интересов спортсмена как система, оказывающая услуги конкретному человеку, гибко реагирует на специфические особенности его интересов, уровень спортивной подготовки, социальной защищенности и профессиональной ориентации.

Трансформацию деятельности физкультурно-спортивной организации по подготовке спортсменов высокой квалификации в сложившихся условиях общественно-экономического развития следует также рассматривать с позиций системного подхода, который позволяет: изучать и управлять системой многообразных связей и отношений; определять функции элементов, составляющих сущность учреждения, их место в управлении; выявлять условия эффективного управления и функционирования.

1.3

Развитие спорта в регионе. Факторы и условия, детерминирующие трансформацию деятельности физкультурно-спортивной организации

Принятые меры по совершенствованию законодательства и упорядочению деятельности организаций в сфере физической культуры и спорта способствовали быстрому восстановлению системы подготовки спортсменов в России. Так, например, И.А. Григорьянц [48] отмечает, что «К середине 2002 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы – интернаты спортивного профиля (ШИСП)».

Индустрия физической культуры и спорта стала динамично развивающейся сферой образовательной деятельности. Однако, процессы преобразования по «горизонтали» в Орловском областном управлении физической культуры, спорта и туризма показывают, что количество спортивных сооружений в области увеличивается очень медленно. Так, если в 1992 в Орловской области их было 621, то в 2005 году их количество увеличилось, лишь до 630. В то же время, в г. Орле за тот же период времени количество спортивных сооружений с 94 увеличилось лишь на 1 (табл. 2). Форма собственности этих учреждений осталась государственная.

Анализ данных, представленных в таблице, свидетельствует о том, что переход к рыночной экономике сопровождался глубоким спадом уровня ресурсного обеспечения отрасли и почти полным разрушением прежней системы физкультурно-спортивной деятельности в области. Резкое изменение возможностей и смена ценностных ориентаций, потребностей и интересов спортсменов и населения как основного потребителя профессионального труда тренеров и преподавателей еще больше обострила данную проблему.


Таблица 2. Количество учреждений спортивного профиля государственной и других форм собственности в Орловской области и г. Орле за 1992–2006 гг. (по состоянию на 1 января 2006 г.)


С 1992 по 2006 годы практически не изменилось количество сотрудников, работающих в сфере физической культуры и спорта (рис. 2).


Рис. 2. Изменение общей численности специалистов физической культуры и спорта в г. Орле и в Орловской области.


Однако возросшие потребности в труде квалифицированных тренеров и преподавателей вызвали положительную динамику роста их квалификации по годам подготовки и имеет тенденцию к качественному изменению (рис 3).


Рис. 3. Общая численность и структура по уровню профессионального образования специалистов физической культуры и спорта Орловской области в 1992–2006 гг.


Анализ отчетных документов дал возможность дифференцировать уровень профессиональной подготовленности специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта в Орловской области (рис. 4).


Рис. 4. Изменение квалификационной структуры численности тренеров-преподавателей Орловской области за 1992–2006 гг.


Специалистов 2 категории (11–12 разряд) увеличилось на 12,9%, 1 категории (13 разряд) – на 5,3%, высшей категории (14 разряд) – на 9,6%. Количество заслуженных тренеров осталось без изменения.

С 2006 года в области значительно увеличилось количество спортивных организаций различных форм собственности, к которым относятся: спортивные клубы «Атлант», и «Дзюдо», детско-юношеские спортивные школы областного управления по делам молодежи №№ 3, 4, 8, а также школа высшего спортивного мастерства, специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по акробатике. Кроме того, в городе функционируют двенадцать школ министерства образования и науки, частные клубы. Это вновь созданные клубы «Солдат удачи», «Новое время», «Бурда – Моден» и др. Спортсмены готовятся в спортивных обществах города («Юность России»; «Россия»), в спортивных секциях дворцов спорта Орловского сталепрокатного завода, закрытого акционерного общества «ОРЛЕКС» и др. Появление такого количества учреждений позволяет человеку по-новому воспринять, понять, открыть мир спорта, изменить себя, сменить цели, ценности, ориентации.

Стремление к достижению результата любой ценой все меньше привлекает спортсменов. Спортсмен стремится к самореализации, которая должно вознаграждаться соответствующим образом. И перспектива оказаться «за бортом» жизни после окончания спортивной карьеры или после получения травмы, стабилизации или снижение результатов еще больше снижает привлекательность спорта среди детей и молодежи. Чтобы удержать достиженческую мотивацию спортсмена не снижать напряженные тренировки, нужны поиски новых подходов в воспитании и их подготовке.

Традиционно подготовка спортсменов начинает осуществляться в спортивных детско-юношеских школах олимпийского резерва. Однако специализация в рамках спорта не должна препятствовать выработке других индивидуальных качеств и свойств. Ведь решение посвятить себя – хотя бы всего на несколько лет большому спорту, отнимающему массу времени, одновременно означает решение отказаться от других возможностей становления личности и приобретения жизненного опыта. Нужно научиться «поливать и взрыхлять почву вокруг деревца, а не тащить его за ветки, чтобы оно скорее выросло».

Мы полагаем, что именно разнообразие, а не рано наступающее однообразие развития должно стать критерием деятельности обучающегося в период пребывания в учреждении спортивного профиля. Какова бы ни была специализация ребенка или юноши, занимающегося большим спортом, он не должен забывать о тех разнообразных возможностях, которые предоставляет ему в частности образование.

В этом плане наиболее выигрышным моментом видится возможность спортсмена получать профессиональное образование через все спортивную карьеру без отрыва от соревновательной деятельности и учебно-тренировочного процесса.

Возросшее внимание к образованию в условиях стремительного движения современного общества по глобализационной траектории, его превращение в одну из самых важных сфер человеческой деятельности, делает проблему подготовки будущих специалистов одной из приоритетных. Социальный запрос на интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения, обусловлен возрастанием роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80% национального богатства. Образование все больше приобретает значение некоторого «производителя ресурса», который в условиях вызовов современности выступает ведущим в общественном развитии. Особенно это заметно в связи с современными тенденциями социально-политического развития России – такими, как формирование гражданского общества и правового государства, переход на рыночную экономику, – требующими подготовки компетентных, профессионально мобильных специалистов, способных в короткое время овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, быстро адаптировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменением содержания труда.

Современное образование базируется на признании за учеником права выбора путей образования и саморазвития через различные типы образовательных учреждений, альтернативные формы обучения, вариативные образовательные программы [177].

В совокупности физическая культура и спорт представляют идеальную модель для разработки идей непрерывного образования по той простой причине, что в этой сфере как нигде педагогическая ситуация весьма динамична (расширяются знания занимающегося, изменяется возраст ученика и т. п.); имеют место тесные взаимодействия педагога и ученика, т. к. они от 140 до 320 дней в году осуществляют совместную деятельность на сборах и соревнованиях в различных точках страны и мира; успех деятельности тренера во многом определяется результатом ученика. Это особенно актуально и в связи с тем, что профессиональная деятельность тренера основана на творческой активности и требует большой самоотдачи, постоянного стремления к достижению успеха при высоком уровне профессиональной компетентности, деятельности, направленной на формирование гармонично развитой личности воспитанников.

Решение задач непрерывного образования имеет правовую поддержку в Приказе Минобразования РФ от 10 апреля 2000 г. № 1037 «О развитии среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры, спорта и туризма«. Необходимость непрерывного физического воспитания в средней и высшей профессиональной школе заключается в оперативном изменении системы установок и условий перехода от одной ступени обучения и воспитания к другой как педагогического процесса, призванного поэтапно формировать активную позицию воспитуемого.

О необходимости создания специальных условий для перспективных спортсменов высокой квалификации говорили ряд ученых [28, 39, 63, 144, 151, 165].

Трансформация деятельности физкультурно-спортивной организации должна идти по пути предоставления спортсменам условий для непрерывного образования без отрыва от спортивной деятельности. На начальном этапе в виде предоставления дополнительных образовательных услуг в условиях деятельности сети ДЮСШ по 6 видам спорта, специализированных детско– юношеских школ олимпийского резерва. Базовое физкультурное образование, полученное детьми в процессе занятий в секциях по видам спорта, служит основой, как для общего физкультурного образования, так и для специального физкультурного образования. На этом этапе формируются профессиональные предпочтения, появляются представления о профессиональном образовании.

Конец ознакомительного фрагмента.