Публикуется по решению Ученого совета Института социально-экономического развития территорий РАН
© Коллектив авторов, 2014
© ИСЭРТ РАН, 2014
Введение
Инвалидизация населения – многоаспектное явление, поскольку обладает не только социально-экономическим, но и морально-этическим содержанием и влечет соответствующие последствия. На первый взгляд она представляет собой угрозу экономических потерь, как прямых, так и косвенных, но в то же время определяет широкий спектр параметров социального здоровья и самочувствия, обеспечение прав и равенства возможностей граждан. По данным на 2013 год доля людей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составила 9 % от общей численности населения. За последние 13 лет рост численности инвалидов в стране превысил 20 %. К 2030 году возможно увеличение общероссийского показателя ещё на 10 % (приложение 1).
Масштабы инвалидизации населения в России и ее регионах требуют адекватной оценки, выявления проблем и путей снижения её распространенности, а также реабилитации и повышения уровня и качества жизни, экономической и социальной активности людей с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи крайне важно определить содержание понятия «инвалидность», положенного в основу общественных норм и государственной политики в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья.
Особое значение для преодоления дискриминации таких людей имеет изучение их социально-экономического положения, выявление ключевых потребностей и проблем. Поэтому необходимо комплексное исследование, сконцентрированное на экономических и социальных условиях жизни инвалидов, а также оценка эффективности существующих способов устранения препятствий и барьеров, стоящих на пути их социальной инклюзии и реабилитации. Важным дополнением к исследованиям в рассматриваемой области могут стать разработки, направленные на систематизацию и аналитическое описание новых механизмов и форм реабилитации инвалидов.
В Российской Федерации предпринимаются меры по изменению и улучшению социального и профессионального статуса инвалида, формирование равных с другими гражданами возможностей. Правительство страны использует программно-целевой подход к решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья, тем самым обеспечивая привлечение региональных ресурсов и активизируя деятельность органов управления субъектов РФ[1]. Уже в 1995 г. была принята Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов» на 1995–1999 гг., в которую вошли пять подпрограмм. Программа была продолжена – в первый раз до 2005 г., во второй раз до 2010 года[2].
Приоритетной задачей государственной поддержки инвалидов является формирование доступной среды для их жизнедеятельности. Именно доступность среды, включая жилье, транспорт, образование, здравоохранение, работу, культуру, каналы коммуникации, служит условием независимой жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и определяет степень включенности данной группы населения в жизнь общества.
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни Правительство Российской Федерации постановлением № 175 от 17.03.2011 г. утвердило государственную программу «Доступная среда» на 2011–2015 годы. Основным результатом данной программы должно стать «формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к основным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»[3].
На уровне регионов также ведется работа в данном направлении, например в Вологодской области реализуется долгосрочная целевая программа «Безбарьерная среда» на 2010–2014 годы. Её целями являются: создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, повышение качества услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов[4].
Таким образом, началом практического внедрения в России международных подходов к решению проблем инвалидности можно считать 1995–1996 годы. Однако непрерывные изменения, происходящие в политической и социально-экономической жизни страны, требуют периодического уточнения нормативно-правового обеспечения вопроса инвалидности.
Инвалидность можно рассматривать как состояние индивида, предполагающее необходимость специфических инвестиций в его человеческий капитал. На уровне социума инвалидность населения определяется как особое явление общественной жизни, способствующее накоплению специфического социального капитала. Специфическим социальный капитал будет с учётом культурных и психологических установок, лежащих в основе принятой в обществе модели поведения при взаимодействии с инвалидами.
Чтобы обеспечить интеграцию инвалидов, необходимо создать условия для их приобщения к наследию мировой культуры посредством разработки и внедрения образовательных программ (от дошкольного до вузовского уровня), учитывающих особенности каждого типа инвалидности. Данная стадия представляет стартовый этап накопления человеческого капитала.
Главная задача следующего этапа – обеспечение инвалидам возможности трудоустройства на постоянное место работы, оборудованное с учётом их особых потребностей. Для привлечения частного сектора к сотрудничеству с государством в сфере социальной защиты инвалидов целесообразно вернуть налоговые льготы для предприятий, реализующих или софинансирующих проекты, направленные на профессиональную реабилитацию инвалидов.
Третьим этапом накопления человеческого капитала становится приобретение специфического человеческого капитала, связанного с профессиональной деятельностью на предприятии. Задачей государственной власти на данном этапе является контроль выполнения работодателем обязательств перед инвалидами по организации рабочего места, режима работы, своевременной оплате труда, предоставлению дополнительного отдыха, необходимого для поддержания здоровья.
Финансирование политики в сфере социальной защиты инвалидов в рамках данной концепции предлагается воспринимать не как государственные затраты, а как инвестиции в человеческий капитал рассматриваемой категории граждан. Благодаря изменению позиции власти можно достичь лучшего контроля над расходованием бюджетных средств, т. к. инвестиции всегда предполагают отчёт о полученной от них экономической выгоде. С точки зрения экономики нецелевое расходование денежных средств приводит к альтернативным издержкам, связанным с защитой инвалидов, к предельным издержкам, растущим при каждом неправильном управленческом решении, т. к. возникает необходимость устранения их последствий. Сюда же добавляются косвенные издержки вследствие недоинвестирования в человеческий и социальный капитал, выражающиеся в недопроизводстве ВВП.
Данная монография представляет собой результаты исследования, выполненного сотрудниками ИСЭРТ РАН при поддержке Автономного учреждения Вологодской области в сфере средств массовой информации «Вологодский областной информационный центр» с целью анализа современного состояния проблемы интеграции инвалидов в социум и их социально-экономического положения. Авторы книги осознают, что не могли охватить всего многообразия проявлений рассматриваемой проблемы и сконцентрировались на таких вопросах, как: концепции социального статуса инвалидов; методологические основы изучения социально-экономических аспектов инвалидности; распространённость инвалидности в Российской Федерации, регионах СЗФО и Вологодской области; оценка экономических потерь вследствие инвалидности; отношение общества к инвалидам; основные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды.
Работа предназначена для работников социальной сферы, государственных и муниципальных служащих в сфере управления социальным развитием и всех интересующихся проблемой инвалидности.
Исследование выполнено коллективом отдела исследования уровня и образа жизни населения Института социально-экономического развития территорий РАН в составе:
Шабуновой А. А., д.э.н., доцента (концепция, общая редакция);
Морева М. В., к.э.н. (концепция, общая редакция);
Калачиковой О. Н., к.э.н. (концепция, общая редакция, введение, заключение);
Шматовой Ю. С., к.э.н. (§ 1.2, § 2.2);
Фахрадовой Л. Н., асп. (§ 1.1, § 2.1, § 3.2; гл. 4);
Кондаковой Н. А., м.н.с. (§ 1.2, § 3.1).
Авторский коллектив выражает глубокую признательность за содействие проводимым исследованиям сотрудникам Вологодской областной организации Всероссийского общества слепых – Поповой Евгении Павловне, Старыгиной Галине Александровне; Вологодской областной организации Всероссийского общества глухих – Корнилову Виктору Геннадьевичу; Комплексного центра социального обслуживания населения г. Вологды – Макаровой Татьяне Васильевне.
Авторы благодарят также всех, кто участвовал в проведении исследований, без чьей поддержки и помощи работа над книгой была бы невозможна.