КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН КАК ТУРИСТСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ – ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
УДК 338.48-44(1-21)
На сегодняшний день в Ярославле используется далеко не весь туристский потенциал. В программах обслуживания туристов в нашем городе в основном задействованы ресурсы, расположенные в центре Ярославле, и гораздо реже – ресурсы окраин. Это формирует у туристов очень ограниченный образ Ярославля, не позволяет в полной мере оценить все разнообразие историкоархитектурного наследия.
Помимо исторического центра, обладающего огромным количеством объектов туристского интереса, в Ярославле есть и другие районы города с огромным туристским потенциалом. Одним из них является Красноперекопский район. Несмотря на наличие ценнейших памятников истории и природы, турфирмы «не спешат» включать район в экскурсионные программы, посвященные Ярославлю. Связано это в первую очередь с ненадлежащим состоянием объектов туристского интереса. А это в свою очередь говорит об отсутствии должного внимания властей города к Красноперекопскому району: отсутствие программ развития и поддержания историко-культурной среды и туристской инфраструктуры и, соответственно, отсутствие финансирования.
Перекоп имеет свою давнюю богатую историю. На исторической территории района вдоль реки Которосль располагалось несколько торгово-ремесленных слобод, крупнейшей из которых была Толчковская слобода или просто Толчково. Она была самой большой из всех ярославских слобод и одним из значимых центров кожевенного производства в Европе XVII в. Кожевенный промысел и определил название Толчковской слободы. Села Меленки и Творогово, расположенные западнее слободы, с пастбищами для скота способствовали развитию кожевенного производства. В селе Меленки до начала XVII в. располагался Николо-Сковородский монастырь, после упразднения которого Меленки стали развиваться как крупный центр ремесла.
В конце XVII в. слободы были включены в состав Ярославля. С развитием торговли и экономики во второй половине XVII в. и первой половине XVIII в. В Толчкове строятся каменные храмы Иоанна Предтечи, Федоровской Божьей Матери, Николы на Пенье, начинается жилое каменное строительство, некоторые образцы которого дошли до наших дней.
В XVIII в. Петр I, желая экономически усилить Россию, начинает внедрять мануфактуры. В Ярославле он указом 1722 г. утверждает территорию за рекой Которосль под новое производство для компании купцов Затрапезновых. Компаньоном Затрапезновых был голландский купец Ян Тамес. В верхнем течении Ковардаковского (Зеленцовского) ручья была возведена полотняная фабрика, а ближе к реке Которосль – бумажная. По соседству с мануфактурой построили господский дом и разбили регулярный парк в голландском стиле. С 1741 г. фабрика стала называться Ярославской Большой Мануфактурой (ЯБМ), а на её территории был построен живописнейший не имеющий аналогов в Центральной России храм Петра и Павла. Именно ЯБМ определила дальнейшее развитие всей территории будущего Перекопа, причем развития не только экономического, но и культурного, так как большая часть денежных средств, получаемых от производства, шла на строительство храмов, парков, школ и т. д.
Основное население района составляли рабочие и служащие промышленных предприятий и железной дороги, мелкие торговцы и приказчики, крестьяне-отходники из Костромской и Владимирской губерний.
Открываются церковно-приходские школы и фабричные начальные школы (1882 г.), фабричное училище (1894 г.), больница и поликлиника (ныне Городская клиническая больница им. Н. А. Семашко), детские ясли, жилые дома для рабочих.
В начале ХХ в. фабричное население составляло треть всего Ярославля, являя собой несколько обособленную как в географическом (река Которосль), так и в социально-культурном плане общность. Проявлялось это как в названиях «фабричные» и «городские», бытовавших в Ярославле в то время, так и в неоднократно зафиксированных случаях противостояния между двумя этими разными частями горожан. Да и к политике горожане и фабричные относились по-разному. В конце XIX – начале ХХ в. известны неоднократные случаи активных выступлений рабочих ЯБМ против существовавших порядков. В кровавые дни 1918 г. именно фабричный район стал опорой большевиков в борьбе с белыми офицерами, захватившими центр Ярославля.
В 1922 г. в честь победы Красной Армии над Врангелем фабрика получила название «Красный Перекоп». Впоследствии это наименование было дано всему Закоторосльному району Ярославля.
В 1936 г. был образован отдельный Красноперекопский район города Ярославля.
По своей сути, Перекоп состоит из слобод и близлежащих к ним деревень, которые стали объединяться вокруг мануфактуры. Именно она и определила дальнейшую специализацию района на несколько веков вперед как промышленную. Всемирная известность ЯБМ сыграла большую роль в истории Перекопа – на средства голландских инвесторов был построен Петропавловский парк. Этот уникальный объект позволил Перекопу превратиться из сугубо промышленного района в великолепное место для рекреации.
В настоящее время Перекоп многими рассматривается лишь как городская промышленная зона и строительная площадка в непосредственной близости от центра Ярославля. Концепция развития Перекопа как особой территории в составе Ярославля не продумана ни в градостроительном, ни в экономическом плане. Однако эта территория обладает огромным туристским потенциалом, который при правильном использовании позволит не только сохранить богатое наследие, но и стать одним из стержней развития территории.
Проведем обзор и оценку туристской привлекательности имеющихся в Красноперекопском районе ресурсов.
Наиболее аттрактивными и ценными в историческом плане ресурсами являются: комплекс фабрики «Красный Перекоп» (бывшая ЯБМ), храм Петра и Павла, церковь Николы в Меленках, церковь Андрея Критского.
Ярославская Большая Мануфактура – основана в 1722 г. по указу Петра I. Основали мануфактуру обрусевший голландец Иван Тамес и ярославский купец Максим Затрапезнов с сыновьями. В момент пуска «Ярославская мануфактура Тамеса и Затрапезнова с сыновьями» представляла сравнительно небольшое предприятие, на котором работало чуть более 500 человек. В дальнейшем фабрика переходит сначала к Яковлевым, а затем Карзинкиным. Карзинкины переносят фабрику на берег Которосли, а территория «старой» мануфактуры становится исторической зоной.
Накануне 1917 г. ЯБМ являлась крупнейшим производством в губернии и входила в число самых значительных и высокоприбыльных предприятий России. К сожалению, сегодня фабрика «Красный Перекоп» является одним из наименее успешных предприятий и, по мнению экспертов, «доживает считанные дни».
При этом сохранившийся архитектурный комплекс ЯБМ является одним из наиболее цельных и выразительных комплексов рабочих поселков второй половины XIX – первой половины ХХ в. и, благодаря своей аттрактивности, информационной насыщенности и транспортной доступности может использоваться как в экскурсионном обслуживании, так и для размещения в бывших производственных и жилых корпусах выставочных площадок, музеев, стильных средств размещения и предприятий питания.
Храм Петра и Павла построен в первой половине XVIII в. на средства владельца Ярославской Большой Мануфактуры Ивана Затрапезнова. Уникальный для местной архитектуры памятник в стиле «петровского барокко». Прообразом послужил Петропавловский собор в Петербурге, построенный Доменико Трезини по указанию Петра I.
Огромный по размерам, двухэтажный, с тремя ярусами окон и пышным декором, с высокой многоярусной колокольней, завершающейся шпилем, храм являлся композиционным центром промышленного комплекса Петропавловского парка. Церковь была сооружена для рабочих и служащих ЯБМ. При храме имелась начальная школа, богадельня, больница, церковно-приходское попечительство.
Церковь Петра и Павла закрыта в 1929 г., в 1997 г. передана Русской Православной Церкви. Сегодня в связи с плачевным состоянием всего комплекса Петропавловского парка храм не может быть использован в туристских целях в полной мере. Однако потенциал у данного объекта огромный, он обладает большой привлекательностью в связи с необычностью, контрастностью в сравнении с другими культовыми постройками ярославской архитектуры. При надлежащем продуманном использовании объекта храм Петра и Павла может стать визуальным символом всего Красного Перекопа как туристкой территории.
Церковь Андрея Критского – построена в 1908 г. к 50-летию начала работы фабрики по проекту академика архитектуры Александра Васильевича Иванова. Мемориальное значение церкви выражено в том, что этот храм освящен в честь тех святых, имена которых носили учредители Товарищества ЯБМ. Архитектурный стиль, в котором построено здание, – «эклектика». Здесь сочетаются черты византийского архитектурного стиля и стиля модерн. Церквей такого стиля у нас в городе больше нет. Ещё одна деталь выделяет эту церковь среди других ярославских – мозаика на внешней стене средней алтарной апсиды со стороны Которосли с изображением Николая Чудотворца. Это один из последних храмов, построенных в Ярославле до революции, представляет собой единый комплекс с расположенным рядом домом культуры (фабрично-заводским училищем) и школой № 1.
Помимо историко-культурных объектов, район обладает великолепными природно-ландшафтными ресурсами.
Петропавловский парк – уникальный историко-культурный и природноландшафтный объект, особо охраняемая природная территория. Его уникальность выражается в том, что это первый регулярный парк в Центральной России.
По своему назначению сад имел две главные функции. Первая – прием именитых гостей. Иван Затрапезнов надеялся на посещение мануфактуры высочайшими особами и петербургскими чиновниками. По аналогии с Летним садом в Петербурге регулярный сад ЯБМ был рассчитан на прием высоких гостей и устройство ассамблей. Отсюда парадность, «презентабельность», значительные размеры сада. Вторая функция – семейный отдых. Отсюда интимность, уединенность отдельных уголков сада, его «зеленых кабинетов».
Центр сада обозначен восьмигранным павильоном c куполом и шпилем. Павильон похож на один из типовых проектов садовых беседок архитектора Д. Трезини.
В XIX – начале XX в. сад утратил свою регулярную планировку, превратившись в пейзажный парк при доме управляющего фабрикой А. Ф. Грязнова. Доступ в парк для простых фабричных рабочих был открыт только один раз в год – на Пасху.
В советское время Петропавловский парк стал общедоступным «Парком культуры и отдыха имени XVI партсъезда», были предприняты некоторые попытки вернуть парку регулярную планировку, но они не ставили целей восстановления исторического облика.
На сегодняшний день парк так и не начал возрождаться. Ни один из предложенных проектов по реставрации Петропавловского парка так и не начал приводиться в исполнение, даже несмотря на прошедшее 1000-летие города, к кото-рому и хотели приурочить восстановление объекта. Между тем Петропавловский парк имеет перспективы многофункционального использования в туристских целях:
экскурсионный объект, прогулочно-рекреационная зона, площадка спортивнооздоровительного туризма, территория организации анимационных программ историко-культурной направленности. Наконец, вокруг парка (а не в нем самом) возможно развитие инфраструктуры средств размещения и питания.
Таким образом, все перечисленные туристские ресурсы обладают высокой потребительской ценностью. Они легко доступны относительно центральной части города, составляют единый логичный исторический комплекс. Нельзя не отметить эстетическую привлекательность объектов (даже в нынешнем состоянии они вызывают положительные эмоции как у туристов, так и у местного населения). Вписанность объектов в окружающий ландшафт и их гармоничное сочетание делает этот район очень аттрактивным, а историческая тематика и архитектурные особенности делают Красный Перекоп не имеющим аналогов в регионе «Золотое Кольцо». Безусловно, развитие данного района как туристской дестинации позволит как привлечь в Ярославль новые сегменты потребителей, так и увеличить частоту повторных посещений Ярославля. К тому же, в данном случае Ярославль уже будет невозможно осмотреть за один день, и это должно резко увеличить количество ночевок туристов в нашем городе.
И еще один очевидный «плюс» – возможность использования ресурсов Красноперекопского района для удовлетворения различных потребностей туристов (культурно-познавательных, деловых, рекреационных, паломнических и т. д.).
© Данилов А. Ю., 2013 © Зубкова А. С., 2013