3. Оценка результативности функционирования регулятивной инфраструктуры российского рынка доверительного управления в отношении инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов
Существующая модель российской пенсионной системы определяет специфику доверительного управления пенсионными средствами. Социальная значимость средств пенсионных накоплений определила подход к управлению указанными средствами. В соответствии с российским законодательством «доверительное управление средствами пенсионных накоплений учреждается вследствие необходимости постоянного управления средствами пенсионных накоплений в интересах обеспечения права застрахованных лиц на получение выплат за счет пенсионных накоплений в соответствии с законодательством Российской Федерации» [46, п. 8, ст. 36.13]. Поэтому, несмотря на общие принципы и подходы к доверительному управлению на рынке коллективных инвестиций, такие как: учреждение доверительного управления на срок не более 15 лет; обязательное заключение договора со спецдепозитарием; запрет на осуществление доверительного управления управляющим, являющимся аффилированным лицом фонда, спецдепозитария, либо их аффилированных лиц; возмещение расходов по доверительному управлению из средств фонда и т. п., инвестирование средств пенсионных накоплений и размещение средств пенсионных резервов отличается от инвестирования финансовых активов паевых инвестиционных фондов.
Особенности доверительного управления пенсионными средствами негосударственных пенсионных фондов обусловлены следующими причинами:
1. существованием двух видов пенсионного обеспечения – обязательного и добровольного, где аккумулируются два вида активов: пенсионные накопления и пенсионные резервы, частью активов которых НПФ может управлять самостоятельно;
2. наличием разных видов управляющих компаний, формирующих различные типы инвестиционных портфелей, требования к составу и структуре которых регламентируется отдельными нормативными документами [Постановлениями Правительства РФ № 540, № 550, № 842, № 379, № 63, ФЗ № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»];
3. наличием требований к лицензированию деятельности негосударственного пенсионного фонда [46, п.1, ст.2], поскольку согласно законодательству [26, п.15, разд. 2] фонд может самостоятельно размещать пенсионные резервы в некоторые виды активов;
4. существованием нерыночного механизма смены застрахованным лицом одного негосударственного пенсионного фонда на другой, либо выхода из накопительной системы (переход в Пенсионный фонд Российской Федерации – ПФР) с передачей средств пенсионных накоплений (выкупных сумм), учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии соответствующего застрахованного лица, в новый фонд;
5. поступлением в негосударственные пенсионные фонды различных видов взносов из различных источников (перечисления работодателя на обязательное и добровольное пенсионное обеспечение, а также на со-финансирование пенсионных средств; поступление средств материнского капитала и средств на софинансирование формирования пенсионных накоплений [44] из Федерального бюджета; перечисления пенсионных взносов самого будущего пенсионера). Этими взносами являются: пенсионные взносы; страховые взносы; средства материнского (семейного) капитала; взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованного лица;
6. законодательно установленной обязанностью формирования и управления страхового резерва на обязательное пенсионное страхование [46, ст. 20].
Как отмечалось выше, для доверительного управления на российском фондовом рынке характерна жесткая регламентация деятельности участников правоотношений со стороны государственных органов власти. В полной мере это относится не только к участникам пенсионного рынка, но и к требованиям по формированию инвестиционных портфелей. В отличие от портфелей инвестиционных фондов перечень активов для инвестирования пенсионных накоплений значительно уже. Кроме того, следует отметить, что взаимодействие НПФ и ПИФов в области инвестирования пенсионных накоплений в настоящее время не допускается в силу закона, что в корне отличается от западной практики, где приобретение паев взаимных фондов (аналог российских ПИФов) считается самым простым, дешевым и надежным способом формирования диверсифицированного портфеля. Это объясняется тем, что паевые инвестиционные фонды публичны; их торгующиеся на рынке паи являются высоколиквидными финансовыми инструментами; конкуренция между ними позволяет снизить издержки инвесторов и т. п. По этим причинам доля вложений пенсионных фондов в паи инвестиционных фондов достаточно высока в большинстве стран мира, например в США в 2011 г. доля взаимных фондов в различных накопительных планах составляла от 45 % до 84 % [1, с.77]. Таким образом в масштабах экономики достигается синергический эффект в развитии пенсионных и взаимных фондов.
Анализ российского законодательства в области правил размещения пенсионных накоплений государственной управляющей компанией (ВЭБ) и частными управляющими компаниями (УК) указывает на различия в структуре инвестиционных портфелей (Приложение В, таблица 1). Структура портфелей государственной управляющей компании приведена в таблице 6.
Анализ данных таблицы б показывает, что в настоящее время в портфеле государственных ценных бумаг преобладают государственные облигации – 64,18 %; процент корпоративных облигаций в портфеле составляет 31,69 %, оставшаяся незначительная сумма денежных средств размещена на счетах в кредитных организациях -2,05 % и существует в виде дебиторской задолженности по купонному доходу по облигациям -2,08 %.
Структура расширенного портфеля отличается незначительно -31,14 % в корпоративных облигациях; несколько меньше средств в государственных бумагах – 49,42 %, но больше средств на депозитных счетах в кредитных организациях – 12,28 %, однако, следует отметить наличие в расширенном портфеле небольшого количества облигаций с ипотечным покрытием – 2,9 %.
Таким образом, можно предположить, что в доходностях указанных портфелей не будет существенных отличий, о чем свидетельствуют данные [62]: доходность за б месяцев 2014 г. по инвестиционному портфелю государственных ценных бумаг составляет 4,42 %, а по расширенному портфелю составляет 4,84 %.
Согласно данным, опубликованным на сайте РИА Новости 16.10.2014 г. Банк России прогнозирует 5 % инфляцию на конец 2014 г.
Перечень активов, которые могут использовать для инвестирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов негосударственные пенсионные фонды, представлен в Приложении А, таблицы2. Как показывает таблица, управляющие компании, инвестирующие средства пенсионных накоплений НПФ, имеют возможность инвестировать их в более широкий класс активов по сравнению с портфелями государственной управляющей компании. В портфеле могут присутствовать акции (не более 10 % из высшего котировального списка), облигации муниципальные и субъектов Российской Федерации, корпоративные и ипотечные облигации. Условием инвестирования пенсионных накоплений в эти активы является включение их хотя бы в один котировальный список высшего уровня биржи или наличие инвестиционного рейтинга разных уровней от признанного международного рейтингового агентства.
Таблица 6 – Сравнение состава и структуры портфеля государственных ценных бумаг и расширенного портфеля государственной управляющей компании
Источник: составлено по данным [62]
Возможности размещения пенсионных резервов у управляющих компаний НПФ значительно шире, в том числе за счет покупки долевых инструментов. Управляющим компаниям разрешено инвестировать в паи индексных фондов, а также покупать акции при проведении IPO, более широкого круга облигаций (требования к рейтингам субфедеральных и корпоративных облигаций для размещения пенсионных резервов значительно ниже), а кроме того, недвижимости.
Таблица 7 – Состав и структура инвестиционных портфелей управляющих компаний по управлению средствами пенсионных накоплений
Источник: составлено по данным [62]
Как показывают данные, отображенные в таблице 7, различия в структуре незначительны, однако, появление в портфеле субфедеральных облигаций – 14,43 % и даже такого небольшого количества акций – 3,07 %, оказывает влияние на доходность портфеля.
По данным саморегулируемой организации «Национальная лига управляющих» совокупный портфель управляющих компаний, размещающих средства пенсионных резервов, являются более сбалансированными. Так, в акциях находится 25,8 %, в инвестиционных паях ПИФов 18,5 %, а в облигациях 22,8 % средств. Кроме того, средства пенсионных резервов вложены также в ипотечные ценные бумаги – 1,2 %; субфедеральные облигации – 2 %; иностранные ценные бумаги – 2,5 % и незначительная часть 0,1 % в недвижимость.
Появление в портфелях управляющих компаний НПФ долевых инструментов должно повысить доходность инвестирования. По нашим расчетам на основе данных [61] за первое полугодие 2014 г. доля НПФ, получивших доходность выше 5 % (прогнозируемой Банком России инфляции за 2014 г.) при инвестировании пенсионных накоплений, составляет 34,2 %, а при размещении пенсионных резервов доля составляет 59 % от всего количества негосударственных пенсионных фондов [54]. Очевидно, либерализация ограничений по структуре портфеля приводит к повышению его доходности.
Стремление органов государственной власти уменьшить риски инвестирования средств пенсионных накоплений за счет жесткой регламентации инвестиционных портфелей управляющих компаний объяснимо, однако, большая часть рисков лежат, по нашему мнению, в плоскости взаимодействия субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию.
Анализ практики деятельности негосударственных пенсионных фондов на российском рынке показывает, что наибольшее негативное влияние на развитие российской пенсионной системы оказывают политические и экономические риски. Постоянная борьба социального блока Правительства РФ (приблизительно с 2007 г.) за отмену накопительной составляющей трудовой пенсии, а также главное достижение его политики – изъятие пенсионных накоплений и перевод их в солидарную систему (за вторую половину 2013, 2014 и 2015 гг.), оказало существенное негативное влияние не только на развитие пенсионной системы, но и на устойчивость российского фондового рынка в целом. По данным [66, 27.06.14 г.] в 2014 г. из накопительной пенсионной системы было изъято примерно 550 млрд руб., в 2015 г. сумма изъятий составит 309, 2 млрд руб. Это привело к тому, что объемы размещений на рынках государственных и корпоративных облигаций упали в разы. Так, на рынке государственных ценных бумаг за 6 месяцев 2014 г. Минфин разместил ОФЗ на 102 млрд руб. против 385 млрд за аналогичный период 2013 г. [66, 27.06.14 г.]. По оценкам экспертов выпуск новых корпоративных рублевых облигаций в 2014 г. может упасть до самого низкого с 2009 г. уровня (тогда было около 750 млрд руб.), а кроме того, изъятие пенсионных накоплений в 2014 г. сильно снизило спрос на облигации на рублевом долговом рынке и повлияло на планы компаний по выпуску облигаций.
К сожалению, основная причина, позволяющая органам государственной власти проводить подобные операции, носит чисто экономический характер – это право собственности на пенсионные накопления граждан. Согласно российскому законодательству «средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений» [42, ст. 5]. Таким образом, отношения собственности, не отрегулированные законодательно, не позволяют выстроить эффективную пенсионную систему с активным участием в ней российских граждан.
Кроме политических и экономических рисков требуют осмысления также специфические риски инвестирования пенсионных средств. К специфическим рискам мы относим:
1. операционные риски (см. раздел 5 настоящего исследования), состоящие в соответствии деятельности НПФ действующему законодательству, человеческом факторе (ошибках, компетентности персонала), технологической оснащенности, грамотности в постановке бизнес-процессов и выбора контрагентов;
2. риски надежности субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию;
3. риск информационной асимметрии, состоящий в недоступности для участника или застрахованного лица информации о структуре активов в портфеле НПФ, аффилированности управляющей компании с НПФ, либо с вкладчиками по пенсионному договору.
Основные специфические риски инвестирования пенсионных средств, представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Специфические риски инвестирования пенсионных накоплений
Источник: составлено автором
Как видно из представленной таблицы, специфические риски связаны, в основном, с надежностью субъектов пенсионного рынка и устойчивостью сектора пенсионных накоплений пенсионной системы.
Активная разработка нового законодательства началась в 2013 г. и была обусловлена не только политическими и организационными (в сентябре 2013 г. был создан мегарегулятор на базе Центробанка РФ), но и объективными экономическими причинами. Так, на начало 2013 г. в пенсионную систему было привлечено 817, 7 млрд руб. пенсионных накоплений и 19,5 млн застрахованных лиц (в систему негосударственных пенсионных фондов) [58], однако с точки зрения мегарегулятора уровень регулирования в отношении финансовой устойчивости был недостаточно высоким.
Одним из новых требований регулятора, призванных повысить надежность пенсионного рынка, являются требования к объему капитала фондов и его достаточности по отношению к пенсионным обязательствам. Как показывает анализ показателей деятельности НПФ, установление этих требований связано с том, что на протяжении нескольких лет финансовая достаточность капитала НПФ падала: размер пенсионных обязательств фондов увеличивался значительно при практически неизменном объеме имущества для обеспечения уставной деятельности.
Таблица 9 – Структура совокупного имущества негосударственных пенсионных фондов
Источник: расчеты автора по данным [61]
Анализ данных таблицы 9 показывает, что в период с 2010 г. по настоящее время объем пенсионных накоплений в фондах увеличился на 455 %; общий объем пенсионных средств – на 122 %, а размер ИОУД (с 1 января 2015 г. – собственные средства) при этом вырос только на 17 %. Такая ситуация на пенсионном рынке потребовала повышения требований к надежности НПФ, основными критериями которых закон [46] определил объем и достаточность капитала пенсионного фонда. Согласно статьи 6.1 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» минимальный требуемый объем капитала фонда повышен до 130 млн рублей, что на 30 % выше текущего норматива.
Требование к достаточности капитала, при расчете которой учитывается структура размещения капитала, обозначает и требование к структуре собственных средств фондов (она должна соответствовать нормативным требованиям структуры инвестирования пенсионных накоплений). Исследования, проведенные «Экспертом РА»[63], показывают, что участники рынка одобряют указанные новации, но наиболее важным критерием оценки надежности НПФ считают показатели достаточности собственного капитала по отношению к обязательствам фонда по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, а также достаточность собственных средств по отношению к пенсионным накоплениям. График, представленный на рисунке 3, показывает динамику этих показателей.
Рисунок 3 – Динамика достаточности совокупных собственных средств НПФ по отношению к пенсионным средствам и пенсионным накоплениям
График на рисунке 3 иллюстрирует резкое падение показателя достаточности собственного капитала в сегменте обязательного пенсионного страхования. Однако, незначительный рост данного показателя за период с лета 2013 до лета 2014 гг. в преддверии акционирования и в ожидании ужесточения требований регулятора показывает, что негосударственные пенсионные фонды начали увеличивать собственный капитал. Низкий уровень достаточности собственных средств объясняется тем, что большинство фондов повышали ИОУД в первую очередь при увеличении норматива, а не для соответствия растущим обязательствам. Максимальное падение достаточности капитала НПФ пришелся на конец II квартала 2013 года. В последнем же квартале 2014 года, получив от регулятора определенную ясность по критериям проверки надежности, часть пенсионных фондов стала готовиться заранее и успела увеличить ИОУД до завершения года.
Таблица 10 – Структура размещения собственных средств негосударственных пенсионных фондов
Источник: составлено автором по данным [63]
Согласно Положению об оценке соответствия деятельности НПФ требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц [24] достаточность капитала фонда рассчитывается с учетом инвестиционной структуры ИОУД, которая должна соответствовать требованиям инвестирования пенсионных накоплений. Таким образом, регулятор ввел требования к качеству и структуре размещения капитала фондов.
Исследования, проведенные агентством «Эксперт РА», показывают, что структура ИОУД негосударственных пенсионных фондов на конец 2013 года существенно отличалась от структуры портфеля пенсионных накоплений (Таблица 10).
Конец ознакомительного фрагмента.