Введение
Доверительное управление активами превратилось в важнейшую отрасль финансового посредничества. За период с 1990 г. по 2013 г. величина активов под управлением различных категорий управляющих по отношению к ВВП выросла в мире в два раза, составив почти 150 %.
В развитых странах (да и в некоторых развивающихся) накопления, аккумулированные финансовыми институтами, связанными с доверительным управлением, являются основным внешним источником инвестиций в основной капитал.
Для большинства стран с формирующимися рынками характерна недостаточность капитала. Полагаем, сырьевая ориентация российской экономики обусловлена, в том числе, и недостатком «длинных денег» в финансовой системе. Отсутствие у инвесторов интереса к несырьевым отраслям не случайно: крупные инновационные проекты технологически сложны, имеют длительный инвестиционный цикл и множество рисков, следовательно, длинные деньги необходимы для структурной модернизации экономики и финансирования инноваций. Во многих развитых странах не банки, а пенсионные, инвестиционные фонды и страховые компании являются источниками «длинных денег», что актуализирует проблему развития институциональных инвесторов. Особое место в данном исследовании уделено пенсионным накоплениям российской пенсионной системы, поскольку даже в России, где объем рынка коллективных инвестиций (РКИ) незначителен – 5–6% ВВП, основной объем -78 % – составляют активы негосударственных пенсионных фондов.
В связи с этим исследование причин недостаточного развития рынка коллективных инвестиций, недостаточно результативного исполнения им функции генератора «длинных» денег в российскую экономику является весьма актуальной проблемой.
Логика экономического развития заставит Россию сократить отставание в данной области. Тем более что развитие институтов коллективного инвестирования позволит решить ряд задач:
• генерировать долгосрочные инвестиции в противовес преимущественно краткосрочным источникам финансирования российской экономики;
• обеспечить конкуренцию институциональных инвесторов с банковской системой, что позволит усилить эффективность финансовой системы и будет стимулировать развитие сложных инвестиционных проектов;
• стимулировать привлечение на фондовый рынок не только сбережений частного инвестора, но и сформировать у граждан навыки работы с финансовыми инструментами для обеспечения дифференциации источников их доходов;
• содействовать в решении значимых социальных проблем населения и др.
Цель данной работы и состоит в том, чтобы предложить меры, направленные на повышение эффективности отрасли доверительного управления в России. Прежде всего, это касается пенсионных и инвестиционных фондов.
Для реализации поставленной цели должны быть выполнены следующие работы:
• проведение количественного анализа рынка доверительного управления в России в сравнении с другими странами. Определение перспектив развития НПФ и паевых инвестиционных фондов как поставщиков долгосрочных финансовых ресурсов на российский рынок капитала;
• проведение анализа особенностей развития и существующих проблем нормативной базы доверительного управления в России с оценкой результативности функционирования регулятивной инфраструктуры российского рынка доверительного управления в отношении инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (НПФ);
• выявление особенности деятельности специализированного депозитария и других независимых организаций в схеме управления коллективными инвестициями;
• выявление проблем в разработке единых стандартов оценки деятельности управляющих;
• разработка методов хеджирования ценовых рисков (кредитных, процентных, ценовых) управляющими пенсионными и инвестиционными фондами с помощью производных финансовых инструментов на российском рынке;
• исследование налоговых механизмов стимулирования накоплений в паевых инвестиционных фондах и негосударственных пенсионных фондах.
Результатами данной работы стали:
• предложения по законодательному изменению статуса пенсионных накоплений (внесение изменений в Федеральные законы № 111-ФЗ; № 167-ФЗ; № 75-ФЗ);
• предложения по либерализации требований к структуре портфеля НПФ (внесение изменений в Федеральный закон № 75-ФЗ, инструкцию № 379);
• предложения в Проект Федерального закона «О деятельности финансовых институтов по привлечению средств для финансирования пенсионных выплат в Российской Федерации»;
• рекомендации по инжинирингу новых классов финансовых инструментов (долговых и долевых инфраструктурных финансовых инструментов).
Методология исследования включает элементы системного анализа, событийный анализ, экспертный анализ, исторический метод и некоторые средства статистического анализа.
Информационной базой послужили нормативные акты Правительства Российской Федерации, Банка России, Министерства финансов, разработки Московской биржи, профессиональные публикации российских и зарубежных авторов, посвященные развитию доверительного управления, публикации авторов настоящего исследования по указанной теме.