Вы здесь

Проблемы пищеварения. Какие задачи скрываются за желудочными и кишечными симптомами. V. Полость рта (Роберт Хесль)

V

Полость рта

Полость рта (как и всякая другая полость) наделена способностью принимать и сберегать. Рот подобен Луне, и не только по форме. Губы – своего рода граница на переходе из одного мира в другой. Снаружи тело защищает себя от сурового и подчас холодного внешнего мира сухим роговым панцирем. Но «по ту сторону губ» среда, с которой соприкасается тело, уже совсем другая: влажная, теплая, спокойная. В сущности, это внутренняя среда. Для взаимодействия с нею вполне достаточно мягкой слизистой оболочки.

Губы могут оберегать внутренний мир, плотно сомкнувшись или «ополчившись» против внешнего врага. С них могут срываться грубые слова, но они же дарят нежность при поцелуе. В физиогномике форму и состояние губ рассматривают как отражение состояния органов чувств и степени духовности. При этом по верхней губе судят о душевных качествах, а по нижней – об интеллекте. Движение губ обеспечивается как их собственным мускульным усилием, так и подвижностью нижней челюсти. Форма нижней челюсти указывает на способность человека достигать желаемого, а форма подбородка говорит о том, насколько развита его воля.

Из органов, находящихся внутри полости рта, наиболее «проблемными», уязвимыми являются зубы. Однако в этой книге мы не станем говорить о них подробно. Символическое значение зубов (крепко связанное с темой агрессии) столь велико, что ему можно посвятить отдельный труд.

1. Язык

В первую очередь мы воспринимаем язык как инструмент языкового общения – орган речи. Многие народы словом «язык» обозначают как принадлежащий телу орган, так и всю сложную систему вербальной коммуникации. Так, в латыни словом lingua обозначают язык, который находится во рту, и способность говорить на каком-либо наречии.

Большинство образных выражений, связанных с языком, обыгрывают эту двойственность значения. Можно говорить (и писать) «острым», «ядовитым» или «злым» языком, а о красноречивом человеке иногда говорят: «У него язык хорошо подвешен». Таким образом, язык живет под знаком Меркурия. Двойственная природа и способность «извиваться» практически во все стороны связывают язык с образом змея-искусителя, толкнувшего человека на путь познания добра и зла. Как орган коммуникации язык действует в меркурианском духе. Но если человек показывает язык оппоненту, это уже происки Марса.

В процессе пищеварения язык играет меркурианскую роль посредника, проводника и оценщика. Он раз за разом перемещает пищу между зубами, но при этом исследует вкус и проверяет пищу на предмет наличия инородных включений, попавших в рот по ошибке. Насколько велика чувствительность языка, можно оценить, когда в зубах обнаруживается какой-либо дефект. Даже крошечный поверхностный скол язык воспринимает как гигантскую дыру.

В поглощении пищи язык также принимает самое активное участие. Пищу можно не только откусывать и жевать, но также сосать, слизывать и лакать (если речь идет о чем-то жидком). Такие способы приема пищи позволяют дольше и полнее наслаждаться вкусом. Если же язык покрыт налетом (обложен), вкусовые ощущения нарушаются.

Кроме того, язык принимает участие в акте глотания – проталкивает прожеванную пищу в глотку.

Язык, как и все органы пищеварения, покрыт слизистой оболочкой. Его состояние зеркально отражает состояние кишечника, и это свойство часто используется при диагностике даже в официальной научной медицине. Как правило, начиная осмотр, врач просит вас показать язык – разумеется, не для того, чтобы вы могли выплеснуть на него накопившуюся агрессию, а лишь затем, чтобы получить представление о состоянии вашей пищеварительной и иммунной систем.

Язык наилучшим образом оснащен для выполнения своих многочисленных функций. Это тончайший, закрепленный только в одном месте мускул, обладающий непревзойденной подвижностью и снабженный чувствительнейшей слизистой оболочкой.

Мы уже сказали, что основные функции языка находятся под патронажем Меркурия. Однако сосочки, в которых помещаются вкусовые рецепторы, бесспорно, в большей степени принадлежат Венере (вспомним не только о наслаждении вкусом, но и о чувственном французском поцелуе!). С точки зрения учения о сигнатурах язык одновременно обладает мягким «лунным» характером, из-за чего временами становится мягким и бесформенным, и жестким «марсианским» нравом, когда он вытянут, принимает фаллическую форму и демонстрирует агрессию.

Жжение

Ощущение жжения в языке возникает, если в душе человека поселился «поджигатель». На языке «пылает» неосознанный конфликт. Физиологической причиной симптома может быть инфекция, поразившая слизистую или мышцу языка, либо воздействие внешнего раздражителя – термического или химического. В любом случае актуален символический образ войны. Конфликты разгораются, воспламеняя[14] и сжигая дома и даже целые страны.

Иногда даже кончик языка кажется охваченным пламенем. Именно этим местом мы в первую очередь прикасаемся к кускам, которые хотим съесть. С точки зрения символики пищеварения язык всегда «лезет вперед», обнаруживая нескромность, любопытство и нетерпение (вспомните идиому «язык чешется»). Возможно, человек обжегся, неосторожно попробовав что-то слишком «горячее» или «острое» – из-за упрямства или нетерпения. Выражение «обжечься на молоке» используется, когда речь идет о поспешных или ошибочных действиях.

У тех, кто соблюдает пост, жжение в языке иногда появляется после празднования Пасхи. В этом случае оно указывает на скрытое нетерпение и поспешность, с которой человек после воздержания набросился на «горячие» запретные плоды. Если ханжа не признает законным стремление к удовольствию, он тем самым вынуждает быть честным свое тело.

Поспешные, неосторожные слова (особенно сказанные не там, где надо) также могут обжечь язык.

Симптом жжения в первую очередь требует, чтобы человек признал наличие «горячего» (острого) конфликта, осознанно выявил лежащие в его основе проблемы и бесстрашно приступил к их решению. (В таких болезненных ситуациях зачастую оказываются люди наивные и доверчивые.)

Другое возможное толкование – необходимость утолить жажду, погасить пожар, бушующий внутри человека. Его причина – это, как правило, недостаток впечатлений, жизненных ощущений. Но в подобных случаях жжение затрагивает еще и нёбо и вызывает ощущение сухости.

Скверный привкус

Значение этого симптома буквально лежит на поверхности. Человек по какой-то причине съел (проглотил) что-то невкусное, но не признается в этом даже себе. Однако об этом настойчиво напоминает послевкусие. Оно может быть и ложным, искаженным – особенно в том случае, если пилюля оказалась слишком горькой. Как правило, горький вкус оставляет во рту устойчивый кисловатый привкус, который сохраняется до тех пор, пока человек не осознает и не признает свое истинное отношение к съеденному. Если сигналы, которые подает язык, остались без внимания, начнется следующий акт драмы.

Сообщая о «ложных» вкусовых ощущениях, язык предельно честен. Таким способом он говорит человеку (своему «хозяину»): «Тебе это совсем не понравилось, это тебе не по душе». Такое часто случается после или во время деловых переговоров в ресторане, каким бы изысканным ни был поданный обед.

Понятие «вкус» имеет несколько значений. Если мы говорим, что у человека хороший вкус, то под этим подразумевается нечто более тонкое, чем его способность оценить вкусовые качества пищи. Но «вкус к жизни» и вкус, который остается на языке, символически взаимосвязаны. Тот, кто постоянно страдает от скверного привкуса или отсутствия ярких вкусовых ощущений, должен спросить себя, не пытается ли он изображать человека, «умеющего жить со вкусом». Иногда такому человеку даже удается стать «мерилом вкуса» в своем окружении. Но если этот «вкус» не соответствует глубинному ощущению жизни, то он так и остается чем-то чужеродным, о чем и сообщает организм. Кому же это по вкусу – постоянно ориентироваться на вкусы общества?

Раскусить поставленную задачу не так уж сложно: речь в ней идет о том, чтобы научиться жить сообразно собственному, пусть даже и «плохому», вкусу. Может быть, на самом деле он не так уж и плох. Кроме того, вкус можно развивать, а вместе с ним развиваться самому. Главное – не волноваться о том, что личный вкус не соответствует общепринятым стандартам.

2. Слюна

Слюнные железы формой напоминают Луну. А производимая ими слюна обладает двойственным качеством. Агрессивная серозная составляющая относится к орудиям Марса. Она содержит амилазу – фермент, с помощью которого уже во рту начинается разложение углеводов. Слизистая составляющая слюны, напротив, выполняет защитную функцию и гарантирует легкое скольжение пищевой кашицы. Кроме того, без нее мы бы лишились возможности членораздельно говорить. Если уподобить рот механизму, то слизистый секрет слюны можно назвать «машинным маслом».

Слюна – одна из тех важных жидкостей организма, которым мы придаем особое значение. С одной стороны, мы остерегаемся пить из одного стакана с незнакомцем – из страха «заразиться» через его слюну; с другой – страстно целуемся, обмениваясь слюной с партнером. Второй пример как нельзя лучше вскрывает тему, о которой идет речь. Слюна имеет отношение к царству Венеры – царству удовольствия и любви. У нас «текут слюнки» при одной мысли о чем-то приятном. Слюна – что-то очень личное, интимное. Передавая другому человеку частицу себя, мы выражаем свою любовь и доверие.

Можно долго выяснять, откуда же у слюны взялась дурная слава. «Подлиза» и «слюнтяй» – обидные ругательства. Плюнув на кого-то, мы нанесем жестокое оскорбление. Но почему? Главная причина негативного отношения – страх. В слюне может таиться целый «букет» потенциальных болезней. Безотчетный страх перед возможностью заражения – это очень старый защитный механизм организма. И намного более действенный, чем общественная пропаганда, направленная, например, на борьбу со СПИДом и прочими заразными болезнями. Защищающий страх зародился в те времена, когда человек вообще ничего еще не знал о гигиене, но интуитивно воспринимал «опасную» символику слюны. Слюна принадлежит интимной сфере, люди обмениваются ею, когда любят друг друга и хотят стать одним целым. Ею так же, как кровью, нельзя обмениваться с первым встречным. Только кровное родство или интимное партнерство могут гарантировать безопасность при обмене этими жидкостями.

С точки зрения постороннего человека, слюна – это выделение, так сказать, жидкий экскремент, естественно вызывающий чувство отвращения. Плевок – это, в сущности, предтеча рвоты. Тот, в кого хочется плюнуть, тошнотворен.

Показанный «неприятелю» язык обладает схожим символическим смыслом. Это своеобразный намек на подразумеваемый плевок либо молчаливое подначивание: «Оближи меня». В данном контексте это интимное действие представлено как нечто грязное, непристойное, унизительное, пропитанное злобой и злорадством. В грубом просторечии подобные намерения отражаются в устойчивых выражениях «лизать руки», «вылизывать зад». Если бы кому-то удалось заставить человека сделать нечто подобное в буквальном смысле слова, это стало бы верхом унижения, вызывающим непреодолимое отвращение. В Ордене тамплиеров существовал обычай целовать интимные органы великого магистра в знак безоговорочной преданности. Таким образом находящиеся на нижних ступенях иерархии показывали, насколько они дорожат своим патроном. Но если требование совершить нечто подобное обращено к противнику, это говорит о крайне презрительном отношении и желании втоптать в грязь.

3. Сухость во рту

Если во рту так сухо, что язык прилипает к нёбу, это в первую очередь указывает на жажду (не только в прямом, но и в переносном смысле). С другой стороны, сухость во рту – спутница страха. Неопытный оратор, которому предстоит произнести речь на важном собрании, чувствует, как язык прилипает к нёбу и отказывается пошевелиться. Образно говоря, при недостатке слюны во рту происходит то же, что и в двигателе при недостатке масла. Но стоит преодолеть страх, слюна «возвращается», и речь течет беспрепятственно. Почему так происходит?

В стрессовой ситуации поры на слюнных железах плотно закрыты. Когда перед выступлением человек волнуется и подсознательно мечтает сбежать, иннервация однозначно имеет симпатический характер. Выработка всех соков в пищеварительном тракте прекращается. Человеку, готовому к бегству от опасности, не нужна кровь в слюнных железах, она скорее пригодится мышцам ног. Пищеварительная система замирает, как обезвоженная пустыня. Прямая противоположность этому – ситуация, в которой человек испытывает желание. Тогда все внутренние органы – от сердца до выводных протоков желез – оживают, влага наполняет рот и другие, более интимные места. Таким образом, сухость во рту – это явный признак подспудного страха или неудовольствия. Этим объясняется, почему один и тот же оратор в разных обстоятельствах говорит совершенно по-разному: все зависит от того, есть ли у него желание выступать, и чувствует ли он себя «своим» конкретно в этой аудитории.

Даже на таком безобидном примере тело честно выставляет напоказ тень, от которой человек всячески пытается «убежать». И тот, кто пытается выглядеть «героем», «властителем дум», на самом деле глубоко внутри чувствует себя маленьким испуганным зайчишкой, который охотнее всего удрал бы прочь.

Сделав такое отступление, нужно еще раз вернуться к банальному объяснению сухости во рту, а именно – к жажде. Жажда – это желание заполнить свои пустоты. Острая жажда возникает, когда человек слишком долго находится в напряжении, при котором требуется симпатическая (мужская) иннервация. Возникает заметный недостаток воздействия женских духовных сил, которые символизирует вода. Для человека, иссушенного и выжженного огнем мужского полюса, нет ничего желаннее, чем духовное, и нет ничего более символично духовного, чем вода.

4. Дурной запах изо рта

Появление запаха изо рта может быть связано с разными причинами. Чаще всего – с плохим состоянием зубов, которые гниют, вместо того чтобы крепнуть, накапливая силы и агрессию. Но запах может исходить и от продуктов разложения на слизистой оболочке (например, от налета на языке). Даже происходящие на более глубоких уровнях пищеварительной системы процессы разложения можно опознать по запаху изо рта. Горло – это своего рода «дымовая труба» для всей системы «плавильных печей», а рот – ее выходное отверстие. Если даже твердые фекалии могут идти горлом, то летучие газы и подавно. В относительно редких случаях горло действительно становится «адской трубой», по которой поднимаются зловонные газы, образовавшиеся в процессе расщепления и разложения на самых нижних этажах преисподней тела.

Запах, исходящий изо рта, отчетливо чувствуют окружающие, но сам «виновник» зловонья часто вовсе его не замечает. Едва ли такое отсутствие чувствительности можно объяснить тем, что он «просто привык». Речь идет о симптоме, который может стать причиной одиночества, если человек сторонится других людей, боясь вызвать в них отвращение. Таким образом, он неосознанно признает наличие симптома и держит окружающих на расстоянии, надежно защищаясь от контактов. Задача, которую ставит симптом, – осознать стремление соблюдать дистанцию и следовать ему сообразно ситуации. Это избавит от многих проблем.