Тема 1. Занятость как социально-экономическая категория
Понятие «занятость населения» и его эволюция
Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важный макроэкономический показатель. Но занятость – это не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, т. е. имеет демографическое и социальное содержание.
Кроме того, занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.
В рамках развития подходов к изучению занятости было сформировано несколько теорий. Рассмотрим наиболее известные из них.
Для классической теории занятости характерно утверждение о том, что полная занятость является нормой рыночной экономики, а наилучшей политикой является невмешательство государства. Основным регулятором рынка труда здесь выступает цена рабочей силы. Таким образом, в классической теории безработица является результатом требования рабочей силой более высокой заработной платы. Избыток рабочей силы приводит к снижению цены до точки равновесия, поэтому безработица, снижая уровень заработной платы, повышает уровень занятости. Следовательно, если на рынке существует равновесие, то безработица невозможна2.
К. Маркс в «Капитале» отметил, что с техническим прогрессом растут масса и стоимость средств производства, приходящихся на работника. Экономическое развитие приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Маркс допускал и другие ее причины, в частности цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развитого рыночного хозяйства. Он считал, что на рынке труда господствуют те же законы, что и на рынке обыкновенных товаров («… рабочая сила продается по закону стоимости, что приводит к превращению законов стоимости товарного производства в законы капиталистического присвоения»3), и в конечном итоге трансформируются из закона стоимости в закон цен производства.
В конце XIX века последователи классиков, развивая их взгляды, сформировали неоклассическое направление экономической теории. Его основатель А. Маршалл. Согласно неоклассической теории, при нормальном функционировании рынка труда, что предполагает свободную конкуренцию продавцов и покупателей труда, соблюдается равновесие спроса и предложения, которое достигается посредством гибкой заработной платы. Чем ниже зарплата этого равновесия, тем выше занятость, и наоборот – чем выше зарплата, тем меньше количество занятых и образуется избыток работников. Заработная плата, которая соответствует совпадению спроса и предложения, и есть цена равновесия, обеспечивающая полную занятость.
Неоклассики полагали, что рыночная система сама по себе способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике, в том числе полную занятость. Признавалось, что при некоторых обстоятельствах полной занятости может и не быть, но присущая рыночной системе способность к саморегулированию автоматически восстанавливает в экономике уровень производства и полную занятость. Наилучшей экономической политикой признавалась политика невмешательства государства в функционирование экономики.
Последователем Маршалла был А. Пигу. В своей книге «Теория безработицы» (1933 г.) в числе основных причин безработицы он рассматривал высокий уровень заработной платы, а ее сокращение уменьшает издержки производства и создает возможность нанять дополнительно рабочих, что увеличивает занятость. Предприниматель, спрос на продукт которого сокращается, может, как утверждает Пигу, сократить производство тремя различными методами: 1) дать рабочим работать полный рабочий день, уволив часть из них; 2) дать возможность всем рабочим работать полный рабочий день, но осуществлять их чередование таким образом, чтобы одновременно была занята только часть их них; 3) предоставить рабочим возможность работать неполный рабочий день, причем целый штат рабочих окажется занятым в течение всего рабочего дня.
Известный английский экономист Дж. Кейнс в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) критиковал основы классической теории. Он стал родоначальником теории занятости в смешанной экономике.
Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Согласно этой теории, для чистого капитализма характерна безработица, а государству необходимо проводить активную политику, чтобы избежать потери ресурсов. Этот подход основан на принципе фиксированной цены рабочей силы. В отличие от классиков, он рассматривает рынок труда как явление постоянного неравновесия. Спрос на рабочую силу здесь регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а объемом производства. Таким образом, регулятором рынка труда является государство, поскольку оно устанавливает границу заработной платы и регулирует объем производства.
По мнению А. Г. Шатохина, наиболее важный вывод Кейнса: уровень занятости находится в прямой зависимости от уровня совокупных расходов и объемов производства4. Совокупный спрос нужно поддерживать на таком уровне, который обеспечил бы полную занятость. Если совокупный спрос падает ниже этого уровня, возникает безработица, если она его превышает – растет инфляция. Поэтому задача государства в условиях неполной занятости ресурсов – стимулировать совокупный спрос всеми доступными ему средствами. Для реализации этой цели Кейнс рекомендовал внедрять активную финансово-денежную политику государства.
Все последующие теории занятости либо продолжали, либо критиковали вышеизложенные теоретические взгляды, либо были их синтезом.
Так, например, достаточно популярны теории, разработанные на основе рекомендаций теоретиков количественной теории денег – монетаристов, представителем которых является М. Фридман. Монетаристы исходят из того, что рынок представляет собой саморегулирующуюся систему и сам в состоянии выйти на те пропорции, которые обеспечат эффективное развитие и полную занятость5. Поэтому рынку не следует вмешиваться в эти процессы. Таким образом, М. Фридман выступает против социальных мер правительства по поддержанию высокооплачиваемых и слабо социально защищенных слоев населения, считая их неэффективными. Основным регулятором экономики он считает деньги. Таким образом, монетаристы выступают против бюджетного и налогового регулирования и вообще считают, что число государственных регуляторов должно быть сокращено до минимума. Главная их идея – стабильная эмиссия денег независимо от экономического положения и состояния конъюнктуры.
Представители школы неоклассического синтеза пришли к выводу о необходимости одновременного применения рыночного и государственного регулирования. Пол Самуэльсон отмечал, что экономисты считают аргументы классиков слишком упрощенными и не отвечающими фактам жизни XIX и XX столетий. В свободном мире правительства и центральные банки показали, что они имеют оружие фискальной (расходы и налоги) и кредитно-денежной политики, с помощью которых могут воздействовать на факторы, определяющие национальный доход и занятость.
В отечественной науке начавшийся переход к экономике рыночного типа инициировал разработку многих направлений проблем рыночных отношений в сфере занятости: особенностей функционирования рынка труда в переходной экономике, организации маркетинговой деятельности на рынке труда, конкурентоспособности работников, эффективности рынка труда, социальной защиты безработных, миграционных процессов и др.
Основные понятия занятости
Рассмотрим основные понятия, которые используются для анализа состояния занятости населения.
Основным документом, содержащим основные принципы формирования и реализации политики занятости населения, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. Согласно ст. 1 данного закона, занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход6.
В данном определении занятость, помимо экономических, наделена также социальными характеристиками, т. к. отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении через общественно полезную деятельность, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.
Занятыми в соответствии с законом считаются граждане:
• работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
• зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
• занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
• выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
• избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
• проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
• проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
• временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
• являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
• являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Занятость как общественно полезная деятельность охватывает широкий круг трудоспособного населения: работающих по трудовому договору; занимающихся предпринимательской деятельнстью; самостоятельно обеспечивающих себя работой; занятых в подсобных промыслах; выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также членов производственных кооперативов (артелей); избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность; проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящих очный курс обучения в общеобразовательных и других образовательных учреждениях; временно отсутствующих в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовками или иными причинами.
По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы:
1) Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.
2) Военнослужащие. Занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике..
3) Учащиеся с отрывом от производства.
По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:
1) наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;
2) работодатели. К ним относятся предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;
3) самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шесть групп занятого населения:
1) наемные работники;
2) работодатели;
3) лица, работающие за свой счет;
4) члены производственных кооперативов;
5) помогающие члены семьи;
6) работники, не классифицируемые по статусу.
Можно выделить несколько видов занятости.
Структурная занятость характеризуется следующими признаками:
• профессионально-квалификационный признак: стаж работы; уровень образования; степень автоматизации труда;
• характер деятельности: личное подсобное хозяйство; индивидуальная трудовая деятельность; работа на заводах и фабриках и в общественных организациях; служба в армии; работа за границей;
• тип класса и социальный слой: предприниматели; рабочие; управленческий персонал; инженерно-технические работники и служащие;
• уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села);
• половозрастной признак;
• форма организации труда.
Каждый из выше перечисленных признаков видов занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости7.
Особое значение следует уделить тому моменту, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
В связи с этим можно выделить несколько типов занятого населения. Так, к ним относятся лица, работающие на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, кооперативах всех видов, на частных предприятиях и предприятиях с коллективной формой собственности, в фермерских хозяйствах, а также занятые предпринимательской деятельностью. Данные о занятости включают лиц, работающих по основному месту работы как полный рабочий день, так и неполный в пересчете на полный. В число занятых не входят учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства; лица, ведущие домохозяйство; зарегистрированные и незарегистрированные безработные; женщины в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно Общероссийскому классификатору информации о населении, можно выделить следующие виды занятых граждан8:
1) работающий на постоянной работе;
2) работающий на временной работе;
3) работающий на сезонной работе;
4) работающий по срочному трудовому договору;
5) неработающий;
6) безработный;
7) безработный, зарегистрированный в органах службы занятости.
По другой классификации занятые подразделяются на три группы. Наибольшую составляют наемные работники, другую – предприниматели, банкиры и другие лица, использующие наемную рабочую силу (собственники), и, наконец, третью – самозанятые, не использующие наемную рабочую силу, производящие товары и обеспечивающие услуги.
Следует отметить, что среди этих трех видов занятости Международная организация труда особое внимание уделяет самостоятельной занятости населения. Самостоятельно занятое лицо отличает ряд специфических особенностей. Во-первых, доходы самозанятого складываются из прибыли на вложенный капитал и труд, деловых организаторских способностей и способности идти на риск, в то время как наемный работник просто получает плату за свой труд. Во-вторых, самостоятельно занятое лицо обладает значительной степенью независимости, контролирует свое рабочее время и его использование, отвечает за целый круг принимаемых им решений и подвергается большому риску в случае неудачи.
Различают понятия полной и неполной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.
Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время, или по собственному желанию работника, или , в силу экономических причин, например из-за сокращения длительности рабочего времени.
Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т. п. выходит на какое-то время из самого производства. Неполная занятость характеризуется как занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким9.
Проблемы неполной занятости регулярно освещаются в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления10.
Из-за увеличения масштабов частичной занятости растет конкуренция на рынке труда, что влечет за собой рост недовольства многих людей. Но есть и те кто, наоборот, поддерживают частичную занятость, поскольку она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и учебой.
Во многих странах стимулирование неполной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых11.
Можно выделить еще одну классификацию занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.
Продуктивная (эффективная) занятость – это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни. Она характеризуется с двух точек зрения: с экономической – как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной – как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная – с качественной.
Скрытая занятость населения характеризуется, например тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т. д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.
Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природноклиматических условий.
Маятниковая занятость – это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.
Периодическая занятость – это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).
Такое многообразие форм и видов занятости говорит о сложной экономической ситуации, в которой происходит неравномерное распределение активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда, то есть проблема занятости населения заключается в проблеме вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно: одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т. е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.
Также сложность проблемы занятости проявляется в структуризации рынка труда, то есть в разделении его по демографическим и профессиональным признакам.
В рамках структуризации рынка труда различают:
1) Рынок труда молодежи: ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается продолжительность безработицы. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения;
2) Рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения;
3) Рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.
В современных условиях уровень занятости, состояние рынка труда приобретают все большее значение, т. к. они влияют не только на материально-вещественные, но и в первую очередь на социальные показатели развития общества. Современные экономические условия требуют совершенствования качества рабочей силы, перераспределения структуры занятости в пользу более квалифицированных, интеллектуально насыщенных видов труда, развития образования и обучения кадров, чтобы они могли гибко приспосабливаться к постоянно изменяющимся требованиям.
Поэтому проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Труд позволяет развиваться всему обществу в целом, его социальным слоям, группам и отдельным территориальным сообществам, он позволяет индивиду удовлетворять свои основные потребности.
Опираясь на мировой опыт, были выработаны и закреплены в законодательных актах – в Конституции Российской Федерации и «Законе о занятости населения Российской Федерации» – основные принципы занятости.
Первым принципом, закрепленным в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. Сфера труда становится одним из равноправных видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, занятием домашним хозяйством, воспитанием детей, общественной, религиозной и другой деятельностью.
Данный принцип позволяет человеку свободно выбирать тот или иной вид деятельности, место и форму приложения своих способностей. Проводимые реформы, в частности приватизация средств производства, особенно приватизация жилья, права его продажи и обмена, замена прописки регистрацией, способствуют реализации этого принципа.
Второй принцип – это ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость.
Государство должно содействовать усилиям индивидуумов приобрести соответствующую квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности косвенными мерами – экономическими, законодательными, социальными.
Третий принцип – комплексный подход к решению проблем занятости – включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ.
В новых экономических условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью. Постепенно формируется новая система воздействия на занятость – система регулирования занятости. Главными звеньями выступают законы, программы стимулирования занятости; соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровнях и в рамках предприятий. Важная роль отводится инвестиционно-структурной, налоговой, финансово-кредитной политике. Совместными усилиями субъектов социально-трудовых отношений должны определяться основные направления занятости, изменение ее структуры, улучшения качественных характеристик рабочей силы, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда. Государство в этой системе выступает координатором этих усилий, создает рамочные условия для их функционирования.
Конец ознакомительного фрагмента.