С. Г. Зубанова (Москва). Место и роль теологии в модернизирующейся системе высшего профессионального образования (некоторые аспекты проблемы)
Современные глобальные модернизационные процессы в системе высшего профессионального образования России вызывают опасения за дальнейшую судьбу одной из самых уникальных, молодых специальностей и направлений подготовки – ТЕОЛОГИИ.
Россия 3 года назад присоединилась к Болонскому процессу с целью создания с европейскими странами единого образовательного пространства. Обязательными параметрами включения в Болонский процесс является:
• Трехуровневая система высшего образования.
• Зачетные единицы.
• Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
• Европейское приложение к диплому.
• Контроль качества высшего образования.
• Создание единого европейского исследовательского пространства
Войти в единое европейское пространство высшего образования Россия должна полностью до 2010 года, после чего российские студенты смогут получать признанные в 46 странах континента дипломы бакалавров и магистров и Европейские приложения к диплому единого образца, утвержденного Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО.
Модернизационные процессы больно затрагивают все стороны десятками лет складывавшейся системы отечественного образования. Держатели специальностей и направлений подготовки специалистов с трудом адаптируются к инновационным требованиям: не может не волновать вопрос, как сохранить и обеспечить качество знаний при уменьшении федерального компонента до 50 % от общего объема теоретического обучения с сохранением его структуры, установленной ГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки и специальностям.
Как сохранить и за счет чего обеспечить качество образования при рекомендованной максимальной унификации базовых учебных планов смежных направлений подготовки и специальностей (основание – п.3 приказа от 24 августа 2005 года № 656), т. е. при унификации объемов и содержания близких по наименованию дисциплин по родственным основным образовательным программам ВПО с целью применения модульной организации учебного процесса за счет изменения объемов часов до 20 %, отводимых на освоение учебного материала дисциплины, при сохранении объемов циклов дисциплин основных образовательных программ ВПО.
Как сохранить и обеспечить качество образования, если следует уменьшить аудиторную нагрузку на младших курсах до 23–25 часов в неделю, на старших – до 18–20 часов (основание – письмо Минобразования России от 27.11.02. № 14–55–99ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений») и увеличить долю плановой самостоятельной работы студентов над изучаемым материалом.
Сегодня ВУЗы, их держатели специальностей и направлений подготовки, деканы факультетов и заведующие кафедрами, озадаченные намерениями Министерства закрыть значительную часть «нерентабельных», малочисленных, невостребованных на рынке труда ВУЗов, находятся в состоянии борьбы за «своего» абитуриента, доказывают и обосновывают свою конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.
Сокращается не только количество абитуриентов, сокращается и бюджетное финансирование ВУЗов. В этих непростых условиях институты и университеты ищут пути выхода из сложившейся ситуации : сокращаются (иногда объединением) специальности, снимаются часы за разные виды педагогической деятельности. Часто радикальные меры для выживания в нынешних жестких условиях кажутся совершенно не соотносимыми с понятием «качества высшего профессионального образования» (например, ВУЗы идут на предельное увеличение количества студентов в академической группе (до 45 человек!) или предельное сокращение количества времени на проверку курсовой работы и подготовку ее рецензии (до 30 минут!).
Не может не тревожить вопрос: как в погоне за стремительными образовательными инновациями глобализирующегося мира, в условиях жесткой конкуренции не упустить, не потерять, не проглядеть главного? Как не разрушить то, что является истинно ценным в отечественной системе образования, а именно – единство воспитательного и образовательного процессов? Как сохранить возрождающуюся в педагогике православную духовно-нравственную компоненту, хотя бы в рамках вариативного компонента стандарта образования?
На нынешнем сложном этапе исторических преобразований в России особенно важно, чтобы задачи воспитания молодого поколения, формирования его мировоззрения с позиции общечеловеческих ценностей решались в процессе обучения. К сожалению, нынешние выпускники школ в своем большинстве практически ничего не знают о Православии, о вере и Церкви своих дедов и прадедов, они не знают историю и культуру России и ее народа, многие не имеют представления о патриотизме. Возрождение забытых традиций воспитания и образования на основе православного мировоззрения России – это одно из назначений преподавания теологии на современном этапе.
Практически во всех цивилизованных странах мира теологическое образование имеет давнюю традицию в государственной системе образования. Государственные университеты, имеющие самые известные теологические факультеты находятся по всей Европе: во Франции (Страсбург, Тулуза), в Польше (Любляна), в Швейцарии (Женева, Лозанна, Люцерн, Невшатель, Фрайбург, Берн, Базель, Цюрих), в Болгарии (София), в Бельгии (Брюссель), в Эстонии (Тарту), в Германии (Бонн, Баден-Вюртемберг, Лейпциг, Тюбенберг, Берлин, Марбург), в Финляндии (Хельсинки), в Дании (Копенгаген), в Австрии (Вена).
В Оксфордском университете «Теология» является одной из самых престижных базовых специальностей, за ней по степени престижности следуют: история, классическая филология, юриспруденция, далее – весь комплекс естественных наук. В мировой практике неоспоримо присутствует убеждение, что Теология наряду с историей, филологией и рядом других гуманитарных наук составляют фундамент национального гуманитарного образования, и эти науки не могут быть заменены друг другом. Преподаватели Оксфордского университета отмечают, что с ростом интенсивности изменений на рынке труда роль фундаментального образования повышается. Именно фундаментальная подготовка повышает адаптированность выпускника к меняющимся условиям внешней жизни.
Навыки мышления базового теологического образования позволяют выпускникам известных университетов мира работать во всех областях гуманитарной науки, культуры, гуманитарных и социальных практик, управления, консультирования в государственном, общественном и коммерческом секторах экономики, участвовать в исследовательской и преподавательской деятельности.
Зарубежный опыт правового регулирования теологического образования в государственных университетах обобщен д.ю.н. И. В. Понкиным, директором Института государственно-конфессиональных отношений и права. Обширный нормативный материал, проанализированный им в ходе исследовательской работы, свидетельствует, что система теологического образования повсеместно является областью партнерства государства и культурообразующей конфессии. Нормой является государственное финансирование теологических программ. При этом контроль над содержанием образования и квалификацией преподавателей относится к сфере ответственности культурообразующей религии. Таков опыт подготовки христианских теологов в Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Италии, Испании, Нидерландах, Дании, Швейцарии, Греции, Польше, Чехии, Болгарии, Эстонии. То же справедливо для исламской теологии в Турции, Бахрейне, Ливии, Сирии, Египте, Саудовской Аравии.
Во всем мире растет интерес к духовным ценностям человека, интерес к нравственному и религиозному образованию. Это объясняется обратной реакцией на глобальное доминирование материальных ценностей почти в каждой сфере современной жизни. В системе государственного образования во всем мире преподавание религии занимает все больше места и это направление становится предметом озабоченности лиц, отвечающих за образование на национальном уровне.
Один из самых распространенных ложных стереотипов, навязываемых современному российскому обществу, – это неверное трактование понятия «светское образование». С точки зрения конституционного права, светское образование – это не атеистическое или внерелигиозное образование, а общесоциальное гражданское образование, осуществляемое в соответствии с социальным заказом, сложившимся в обществе, по государственным образовательным стандартам.
На нынешнем сложном этапе исторических преобразований в России теология находится в наиболее трудной ситуации из всех прочих специальностей и направлений подготовки. И дело не только в том, что Теология – совсем «новая» в Классификаторе ВПО специальность, полтора десятка лет назад начавшая свое возрождение в высшей школе. Дело в той общественной и государственной важности Теологии – образовательной и научной области, призванной решать задачи воспитания молодого поколения, формирования его мировоззрения с позиции общечеловеческих христианских ценностей.
Сегодня нельзя не считаться с тем, что значительная часть современного российского общества (при уважительном отношении ко всему многоконфессиональному формату российской действительности) ориентировано на Православие как основу фундаментальных ценностей.
Именно так понимая значение Православия, выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский в статье 1860 года «О нравственном элементе в русском воспитании» утверждал, «что нехристианская педагогика – вещь немыслимая, безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».[83]
Русское образование, в отличие, например, от западного, даже в своем наименовании сохранило связь с православием: этимологически связано со словом «образ»: Бог сотворил человека «по образу и подобию своему». В православной традиции указывается на необходимость одновременного образования ума и сердца человека: «Свет одного научного образования без истины Христовой есть свет луны без солнца. Свет холодный, безжизненный».
Сила и ценность отечественного образования всегда состояли в том, что в его центре – многогранная человеческая личность во всей полноте ее проявлений и Богом данных талантов, а целью этого образования всегда было и остается – помочь каждому человеку направить свои таланты на служение людям : по слову Апостола Павла «Служите, друг другу каждый тем даром, какой получил…».[84]
Теология в России сегодня развивается по двум направлениям.
Во-первых, это – собственно подготовка теологов, экспертов в области теологии, ученых-богословов (теологов). Эталоном такого образования является Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет – «держатель» специальности и направления подготовки «Теология». Здесь научно-педагогические задачи решаются на таком уровне, который пока доступен далеко не всем кафедрам Теологии российских ВУЗов, а именно – университет подготавливает научно-педагогические кадры для возрождения богословской науки, ведения научно-исторических, социологических, и других исследований, а также для воспроизводства преподавательских кадров в ВУЗах по специальности и направлению подготовки «Теология». Богословская наука, пребывавшая в России три четверти ХХ столетия в совершенном забытьи, сейчас (во многом благодаря научно-педагогическому сообществу ПСТГУ) стремительно завоевывает позиции на международном уровне и чрезвычайно нуждается во всемерной поддержке как со стороны Церкви, так и со стороны российского государства и общества.
Помимо фундаментальной подготовки по теологии, университет, «базовый» по подготовке теологов (ПСТГУ), дает возможность рукоположения тем студентам, которые при наличии такового желания, не имеют канонических препятствий.
Второе направление развития теологии в современной высшей школе – это подготовка кадров, ориентированных на профессиональную деятельность в разных областях на основе православного мировоззрения. Такой профессиональной деятельностью может быть и преподавание, и журналистика, и экскурсионная деятельность, и музейная работа, и другие профессиональные области.
Долгое небытие православного образовательного компонента в системе российского образования (более 7 десятков послереволюционных лет) привело к тому, что сегодня отечественная теология выполняет задачи, в первую очередь, миссионерские или катехизаторские, возвращая российскому обществу знания о традициях православной веры и культуры, православного образования и воспитания.
Сегодня в контексте готовящейся смены государственных стандартов образования 2-го поколения является актуальной не только постановка вопроса о содержании высшего теологического образования, за ГОС ВПО которого несет ответственность УМО по классическому университетскому образованию, а также наличие теологической компоненты в профессиональных образовательных программах других специальностей и направлений подготовки, которую надо утверждать и отстаивать каждой кафедре теологии самостоятельно.
Здесь важно смелее идти по пути преобразований, основанных на сочетании лучших национальных традиций педагогики и условий меняющегося мира, особенно, если есть, кому реализовывать эти преобразования! (Например, наши коллеги в Университете «XXI века», имеющие лицензию на право подготовки по «иудейской теологии» и реализующие «Юриспруденцию» и «Экономику», 4 года на каждой из этих 2-х специальностей обучают своих студентов ивриту, истории еврейского народа, иудаике от 6 до 8 часов в неделю по каждому предмету!). Таким образом, коллеги во все возможные «уголки» Госстандарта образования по экономике и юриспруденции вложили «свой педагогический интерес» – иудейскую теологию.
Интересный опыт реализации Теологии имеется в Российском государственно социальном университете (РГСУ). Социальная направленность образовательных задач этого университета способствует практическому обоснованию введения в рабочие учебные планы дисциплины «Основы православной теологии». Особенно актуальным такое предложение является в отношении социально-практического, социально-медицинского, реабилитационного, психологического и педагогического профилей подготовки, объединенных в один факультет. В этом случае желательно предусмотреть, чтобы учебные планы интегрированных в рамках одного факультета специальностей (направлений подготовки) в части «Региональный, Вузовский компонент» имели бы одинаковое количество часов по дисциплинам, связанным с теологическим направлением.
Теология в РГСУ как специальность ВПО открыта совсем недавно: Кафедра христианской (православной) теологии осуществила с 2003 года два набора студентов, успешно обучающихся и приобретающих профессиональные навыки.
Сегодня эта кафедра ориентирована на поддержание творческих профессиональных контактов с другими кафедрами Гуманитарного факультета, в первую очередь – с кафедрой Отечественной истории. Это не случайно: УМО по Теологии было создано в России под патронатом Исторического факультета МГУ и до сих пор является его отделением. Кроме того, научно-историческая школа РГСУ активно ведет исследования по Истории РПЦ, истории социального служения, истории духовного образования. В РГСУ это стало самостоятельным направлением научно-исторической школы.
Также эффективной и социально-востребованной в РГСУ является образовательная модель, сочетающая получение теологического образования в системе дополнительного образования с обучением по основной профессиональной образовательной программе.
Позволю себе как председатель Государственной аттестационной комиссии по «Теологии» некоторых ВУЗов, в частности, – ТГУ и РГУ (Тульского государственного и Рязанского государственного университетов) поделиться некоторыми интересными наблюдениями за результатами деятельности кафедр теологии этих университетов.
Так, например, количество желающих получить теологическое образование год от года возрастает. Конкурс при поступлении на Кафедру теологии ТГУ увеличивается ежегодно с 1.5 чел на место в 2001 году до 8 человек на место в 2005 году. О популярности и значимости православного воспитания и образования в жизни Тульской Епархии говорит и такой факт: на сегодняшний день уже укомплектованы 1-ые классы Православной классической гимназии (1-ая ступень системы непрерывного образования в Туле), включая набор 2012 года.
Выпускники кафедры теологии ТГУ востребованы в музеях регионального и муниципального уровня и особенно – в Заповеднике «Поле Куликово». А спецификой подготовки студентов-теологов РГУ является работа в дошкольных учреждениях и в средних школах, участие в различных телевизионных передачах на местном канале телевидения вместе со своими университетскими педагогами, работа в краеведческих музеях.
Дипломные квалификационные работы выпускников этих кафедр теологии отличает высокий научно-теоретический уровень. Исследования по библеистике, иконописи, истории церкви, религиозной философии зачастую отвечают уровню кандидатской диссертации. В качестве примера приведем: «Библейский текст в эпистолярном наследии святителя Феофана Затворника» (Артемов С. В. выпускник каф. Теологии Рязанского государственного университета), «Послания Апостола Павла как источник церковного права» (Болысов Р. А. бакалавр каф. Теологии Тульского государственного университета (ТГУ)), «Учение Немесия епископа Эмесского о свободе воли и святоотеческая традиция» (Заварзин В. М., бакалавр ТГУ), «Иконография Пресвятой Троицы: богословско-канонические основы и историческое развитие» (Луговой В. Н. – бакалавр ТГУ), «Учение о браке и девстве в святоотеческом богословии I–VIII веков» (Рукозенкова Е. И., бакалавр ТГУ), «Традиция библейской экзегезы в иудаизме и раннем христианстве» (Ребров Д. И. – бакалавр ТГУ).
Исследования по церковно-исторической тематике дипломников теологических кафедр представляют особый интерес своей практической значимостью, так как выполнены на историко-архивном материале епархий (например, «Положение Рязанской епархии и ее взаимоотношения с местными органами советской власти в период с 1930 по 1953 гг.» (бакалавр Дмитриева Д. Б., РГУ) и «Рождество-Богородицкий Солотчинский женский монастырь, его роль в духовной жизни Рязанской епархии» (бакалавр Крючкова И. Н., РГУ).
Выполненные на высоком исследовательском уровне, работы студентов особенно наглядно свидетельствуют о том, как несправедливо специальность (направление подготовки) «Теология» обделена возможностью продолжать обучение своих лучших выпускников в аспирантуре для присвоения им ученой степени по специальности «Теология». На протяжении нескольких последних лет кафедры теологии российских вузов ведут нацеленную работу с Министерством образования и науки РФ по обоснованию необходимости внесения в Классификатор научных специальностей «Теологии», чтобы выпускники-теологи могли продолжить свое образование на следующей – научной – ступени. При положительном решении вопроса это способствовало бы пополнению преподавательских кадров на кафедрах, отделениях и факультетах Теологии, а также пополнению отечественной науки молодыми учеными – теологами. Ведь в современном российском ВУЗе студентам теологических кафедр и факультетов преподают священники, редко – магистры или кандидаты богословия, у которых дипломы духовных учебных заведений являются непризнанными в гражданских ВУЗах, а также доценты и профессора истории, философии, психологии, педагогики…, но только не «остепененные» преподаватели теологии. Вертикаль высшего профессионального образования по Теологии на сегодня не замкнута.
Выпускники теологических отделений и факультетов сегодня, к сожалению, имеют возможность только ориентироваться на продолжение образования в аспирантуре по другим (нетеологическим) специальностям:
• Отечественная история
• Всеобщая история
• Философия
• История философии
• Философия и культурология
• Философия и методология науки
• Политология, Социология, Логика
Необходимо, чтобы «Теология» вошла в Классификатор Научных Специальностей и заняла в нем по праву достойное место.
Требует скорейшего решения также и проблема юридического статуса в Российских ВУЗах дипломов духовных учебных заведений. Магистр или кандидат богословия в сегодняшней «светской» высшей школе зачастую квалифицируется и тарифицируется не как доцент или старший преподаватель, а как преподаватель-ассистент. Принятый на работу в ВУЗ священник не получает надбавок за ученое звание и степень, тарифицируется по низшим разрядам ЕТС (10,11), его заработная плата в этом случае составляет на часть ставки примерно 1 300 рублей (из опыта РГСУ). Возможная модель, позволяющая исправить положение с педагогическими кадрами на специальности (направлении подготовки) «Теология», видится в официальном признании Дипломов Духовных академий для «светских» ВУЗов.
Несмотря на многочисленные трудности, связанные с утверждением позиций «Теологии» в отечественной системе образования, за последнее десятилетие была создана необходимая правовая, организационная и методическая база, способствующая позитивному развитию этой специальности (направления подготовки). В настоящее время в российской высшей школе Теология доказала свою востребованность: теологов готовят в 36 вузах, из которых 21 – государственные университеты.
Кафедры Теологии российских ВУЗов под руководством Учебно-методического объединения по теологии (УМО) стремятся находить возможность решительнее и смелее реагировать на потребности времени, не только связанные с «болонизацией» отечественного образования, но в первую очередь, связанные с поддержанием духовно-нравственной традиции в отечественной педагогике.
В российских ВУЗах открываются университетские Храмы: первым в 90-е гг. – МГУ им. М. В. Ломоносова открыл университетский Храм Святой Татьяны. На территории РГСУ воздвигнут Храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы детей и молодежи, совсем недавно (9 января 2007 г) освящен в Московском государственном лингвистическом университете Храм во имя святой Марии Магдалины, есть университетский Храм в Тульском и Рязанском государственных университетах и ряде других ВУЗов. Так научно-теоретические занятия по теологии преобразуются на практике в основополагающие ценности мировоззрения и жизнебытия.
Хотелось бы, чтобы опыт Кафедр Теологии в отечественных ВУЗах по организации преподавания теологических дисциплин, их научно-исследовательские достижения, практическая деятельность на ниве социального служения, специализация подготовки теологов, – были предметом глубокого изучения УМО по теологическому образованию. Необходимо, чтобы этот опыт обобщался, анализировался, доводился до сведения всех родственных кафедр и щедро распространялся. Также хотелось бы, чтобы теология (как специальность и как наука) на пути своего становления в отечественной научно-педагогической среде получила необходимую не только общественную, но и государственную поддержку в реализации стоящей перед ней задачи служения людям..
Сегодня важно, чтобы в образовательной среде формировалось научно-педагогическое сообщество, объединенное общей задачей приобщения студенчества к отечественной ценностной традиции, лежащей в основании гуманитарной науки, образования и практики, и обеспечения преемственности этой традиции. Великий русский философ Иван Ильин писал: «На свете нет счастья вне служения и нет покоя в одиночестве», Именно такое служение Богу и людям должно объединять сообщество педагогов – единомышленников, стремящихся привить подрастающему поколению традиционные духовно-культурные основы жизни, умение отчетливо выражать свою гражданскую позицию по вопросам совершенствования качества российского образования, возвращения народу утраченной веры, знаний основ православной культуры.
Избрав Церковь своим союзником в выстраивании педагогической парадигмы образования и нравственного фундамента гражданского общества, университеты тем самым сознательно выбирают нелегкий и праведный путь миссионерского социального служения.