А. Ю. Пиджаков, С. С. Жамкочьян (Санкт-Петербург). Расширение Европейского Союза: вопросы таможенного регулирования
Европейский Союз сегодня – мощное межгосударственное объединение, включающее в себя 27 европейских стран. В отличие от многих международных соглашений, включающих в себя иногда и большее количество участников, ЕС кардинально перестраивает основополагающие принципы существования входящих в него государств-членов, устанавливает новые стандарты, вводит механизмы их соблюдения, меняющие баланс защиты прав и интересов. Уже сам этот факт делает ЕС весьма интересным объектом для изучения, в том числе для российских специалистов.
Формирование права Европейского Союза – еще один основополагающий результат интеграционных процессов; строящаяся правовая система оказывает заметное воздействие на юридические системы во всем мире, и не в последнюю очередь – в России, отметим, основном внешнеторговом партнере ЕС.
Присоединение новых членов к Союзу означает для них длительную кропотливую работу по приведению своего государственного устройства в соответствие с союзными требованиями. Эта работа включает в себя проведение реформ в самых различных областях, но в обязательном виде – реформирование правовой системы, с тем, чтобы применение права ЕС было возможно на тех же условиях, что и в других государствах-членах. В зависимости от исходных условий, меняется сложность этой работы в каждом государстве-кандидате на вступление.
Сама сущность этих реформ, а нас, прежде всего, интересует их правовая составляющая, представляет собой несомненный интерес для российской правовой науки. Это позволяет по новому взглянуть на ближайших российских соседей – страны Прибалтики, Восточной Европы, рассчитать возможные сценарии и определить новые стандарты их поведения.
Наконец, отдельный вопрос составляет заимствование опыта «постепенного» вступления, с длительной подготовкой и переходным периодом, для новых государств-членов. Президент России В. В.Путин в своем ежегодном общении с прессой обозначил интерес России к дальнейшему развитию межгосударственного сотрудничества на постсоветском пространстве в рамках Евразийского экономического сообщества, к которому в 2006 г. присоединился Узбекистан, рассматривается возможность вхождения других государств постсоветского пространства. В этом смысле опыт расширения европейских соседей представляется как минимум интересным и полезным.
Используемый в документах англоязычный термин «accession» одновременно, согласно Словарю английского языка Вебстера, означает как прибавление, увеличение или расширение, так и вступление (в ряды).[37] Представляется, что здесь многозначность английского языка как нельзя лучше передает двусторонний характер процесса: с одной стороны, это означает распространение влияния Европейского Союза на новые территории, с другой стороны – принятие новым государством-членом на себя определенных прав и обязанностей.
Вхождение в Европейский Союз означает восприятие государством-членом всех учредительных договоров, со всеми изменениями и дополнениями, существующими на момент присоединения.[38] Вместе с тем, существует ряд изъятий из статуса полноценного государства-члена и ограничений. Так, например, участие в более сложном экономическом и валютном союзе для новых членов ограничено ст. 122 Договора о ЕС. П. 12 ст. 6 Акта о присоединении предусматривает обязательство новых членов по пересмотру их позиции в международных организациях, если это необходимо и по тем международным соглашениям, в которых участвуют Сообщество или государства-члены, в соответствии с правами и обязанностями, происходящими из их присоединения к Союзу.
Собственно интеграция на европейском континенте не является принадлежностью XX века: начиная со времен Римской империи, предпринимались неоднократные попытки объединить принадлежащие к одному географическому региону территории; как правило, все эти попытки существовали недолго, исключительно за счет личности объединителя.[39]
Первые интеграционные объединения, основанные на тесном экономическом сотрудничестве, образовались уже в период Первой мировой войны, когда Бельгия и Люксембург заключили договор о таможенном союзе. Позднее к этому соглашению присоединились Нидерланды – образовав тем самым всем известный Бенилюкс, существующий и поныне. Однако только после Второй мировой войны потребность в межгосударственном сотрудничестве возросла настолько, что стало возможным объединение большего количества государств на равных началах. В 1951 г. в Париже был подписан Договор о Европейском сообществе по углю и стали; в это первое сообщество (community)[40] вошли шесть европейских государств: Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды и Бельгия. Опыт нескольких лет отраслевой (sectoral) интеграции убедил государства-члены в целесообразности расширения этого процесса, и в 1957 г. были подписаны два Римских договора – об учреждении Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии. Уже тогда стало ясно, что присоединение других европейских государств к сообществам – лишь вопрос времени. Например, попытка вступления Великобритании в начале 60-х гг. в ЕЭС провалилась прежде всего из-за жесткой позиции Франции.
Первое присоединение новых членов состоялось в 1972 г., когда к Европейским сообществам присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В 1979 г. их примеру последовала Греция, в 1985 г. – Испания и Португалия. В 1995 г. в рамках четвертого расширения Европейский Союз пополнился новыми членами – Австрией, Финляндией и Швецией. Уже это вступление представляло собой существенный интерес – так как происходило в рамках только что образованного Европейского Союза и включило в себя практически все страны Западной Европы как обособленного географического региона.
Оговоримся, что в рамках настоящей статьи объектом нашего внимания станет прежде всего вступление государств, обозначенных в качестве кандидатов на вступление в Ниццком договоре 2001 г. Первая «волна» вступления была оформлена Афинским договором о вступлении 2003 г. (пятым договором такого рода по счету).
Важнейшей частью Договора о присоединении (Accession Treaty), общий объем которого чуть менее 2500 страниц, является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается Европейский Союз (Act of Accession). Кроме того, составной частью Договора о присоединении 2003 г. являются 18 приложений, 10 протоколов, Заключительный акт, 44 декларации и Обмен письмами.
Акт относительно условий присоединения в статье 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены Союза. В соответствии с ним, 10 новых государств-членов присоединяются ко всем учредительным договорам Европейского Союза и признают действующими на своей территории все акты, принятые институтами Союза, включая решения Суда Европейских сообществ (ст. 2).
На новые государства-члены в полном объеме распространяются положения Шенгенских соглашений (ст. 3), а также всех актов, составляющих сегодня Шенгенские достижения (acquis Schengen) или Шенгенское право, инкорпорированное в правопорядок Союза специальным протоколом 1997 г.
В соответствии с актом, новые государства-члены становятся сторонами всех соглашений, заключенных Союзом с третьими странами и международными организациями, в т. ч. и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Российской Федерацией 1994 г. Присоединение новых государств-членов будет оформлено специальным протоколом к нему.
Новые государства-члены участвуют в экономическом и валютном союзе, созданном существующими государствами-членами, в качестве государств-членов с изъятием (ст. 4 Акта относительно условий присоединения) – это не специфическая мера, отделяющая «новых» членов от «старых», аналогичным статусом сегодня пользуются государства-члены, не входящие в зону евро (Великобритания, Дания и Швеция).
Акт относительно условий присоединения пересматривает численный состав институтов и других органов Союза, с учетом квот новых государств-членов, содержавшихся в Протоколе о расширении, приложенном к Ниццскому договору. Сам Протокол утратит свое значение, т. к. наиболее существенные его положения воплощаются в жизнь Договором 2003 г.
Помимо этого, Акт относительно условий присоединения содержит технические и финансовые положения, связанные со вступлением новых государств-членов.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать о том, что Договор о присоединении 2003 г. символизирует очередной шаг в направлении создания в полном смысле этого слова общеевропейского дома, опирающегося на общие правовые начала. Новый договор отражает реалии современной политической жизни европейского региона и учитывает интересы не только государств-подписантов, но и других европейских стран. Положения Договора о присоединении 2003 г. в целом отвечают духу современных реформ Союза, направленных на модернизацию механизма интеграции и оформлении его общей Конституцией для Европы.
Таможенный союз в современной науке рассматривается прежде всего как экономическая категория, и лишь отчасти – как правовая. Это приводит к тому, что, при общности взглядов относительно сущности таможенного союза, различные формулировки могут весьма существенно отличаться друг от друга – в зависимости от того, в каком контексте используется данный термин.
Как правило, для большинства вопросов достаточно общеизвестного определения ст. XXIV ГАТТ, которая допускает существование и образование новых таможенных союзов в рамках ВТО, опирающихся на отсутствие таможенного обложения внутренней торговли между членам союза и наличие единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. В соответствии с этой трактовкой, таможенный союз (Customs Union) представляет собой объединение двух или более таможенных территорий с одновременной отменой таможенных и иных ограничений во взаимной торговле товарами, происходящими из этих территорий, и введением общих таможенных пошлин и других мер регулирования торговли в отношении третьих стран. Примером такого союза является Европейский союз, действующий в рамках ВТО (когда эта организация выступает в качестве форума для многосторонних торговых переговоров) как одна участвующая сторона, а также союз Швейцарии и Лихтенштейна и МЕРКОСУР («Общий рынок стран Южного конуса» – Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая). Действующие в рамках этих союзов договоренности (взаимные уступки) представляют собой изъятия из РНБ в соответствии с правилами ГАТТ и не распространяются на третьи страны-члены ВТО.[41]
С юридической точки зрения таможенный союз рассматривается прежде всего как объединение нескольких таможенных территорий в одну, предусматривая тем самым унификацию в ее рамках всего таможенного регулирования (как законодательства, так и ставок таможенных пошлин).[42] Аналогичный подход дается в работе Дж. Винера The Customs Union Issue (1950 г.) – более того, подчеркивается, что даже унификация законодательства и тарифного регулирования может проводиться не только путем собственно унификации – т. е. приведения имеющегося материала к общему знаменателю единой волей, но и гармонизации – устранения взаимных противоречий всеми участниками объединения.
На сегодняшний день существует большое количество международных соглашений, предусматривающих применение между их участниками режима таможенного союза. Эти соглашения достаточно разнообразны по своей природе и содержанию, но все они так или иначе оказались под влиянием наиболее развитого современного таможенного союза – Европейского Союза.
Несмотря на то, что ЕС сегодня воспринимается прежде всего как экономический и валютный союз, а также как единый внутренний рынок («Общий рынок»), реализация этих форм сотрудничества была бы невозможна без предварительной стадии, своего рода фундамента для дальнейшего сотрудничества – таможенного союза. Не следует забывать, что реализация основной из «четырех свобод» – свободы передвижения товаров – была бы невозможной без упразднения внутренних таможенных пошлин и мер эквивалентного характера.
В связи с этим необходимо пояснить, что, несмотря на образование в 1992 г. Европейского Союза как новой формы сотрудничества, таможенный союз был создан намного раньше, в рамках одного из элементов будущего Евросоюза – Европейского Сообщества. Используемые русскоязычные аналоги европейских объединений образуют одну и ту же аббревиатуру – ЕС.
Создание таможенного союза напрямую взаимосвязано с его закреплением в международных договорах; на протяжении многих десятилетий такими договорами для ЕС являлись Парижский договор по углю и стали, Римский договор по атомной энергии и еще один Римский договор – по всей остальной экономике.
Сегодня, с учетом утраты силы Парижским договором, основным договором остается Римский договор об учреждении Европейского [Экономического] сообщества; Евратом настолько специфичен по своей сфере регулирования, что не оказывает определяющего экономического воздействия на развитие региона в целом.
Договор о создании Европейского Союза (Маастрихт, 1992 г.) не предусматривает регулирования вопросов формирования таможенного союза или передачи Союзу функций Сообщества. Сообщества продолжают выступать основной опорой Евросоюза.
Таможенный союз сегодня является неотъемлемым элементом единого рынка ЕС с его четырьмя основными свободами (свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов); создание, поддержание и развитие единого европейского рынка, где товар передвигаются без ограничений было бы невозможно без таможенного союза.
Определившись с таможенным союзом, перейдем к понятию таможенного регулирования. Как нам представляется, это понятие включает в себя совершение всех возможных действий или воздержание от них со стороны уполномоченных на то органов и институтов; в случае с ЕС речь идет не только о государственных органах власти, но и надгосударственных, общесоюзных. Эти органы осуществляют регулирование посредством принятия нормативно-правовых актов, обладающих как всеобщим, так и индивидуальным действием – так называемое вторичное право Сообществ (secondary legislation), основанное на соответствующих полномочиях органов ЕС, предусмотренных учредительными договорами (которые, соответственно, являются «первичным правом Сообществ», primary legislation, делегированным Сообществу государствами-членами).
Ограничение сферы регулирования термином «таможенный» позволяет нам, с одной стороны, расширить его до нескольких сфер законодательства (уголовного, гражданского, валютного, торгового и т. п.), с другой стороны – сузить до соответствия одному необходимому признаку: перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Характерно, что такой формальный термин – порождение российской правовой науки, в западном праве «таможенное регулирование» не имеет столь четких границ и критериев и зависит от наличия связи с упомянутым перемещением через таможенную границу, совершенно необязательно явной. Большое значение при этом, в том числе и в правоприменительной практике, имеет категория здравого смысла, учета целей задач законодателя при решении конкретных вопросов.
В развитых таможенных союзах (например, Европейский Союз) такое таможенное регулирование (как нормативное, так и обычное) осуществляется фактически на трех уровнях: международном, национальном и наднациональном. На первом регулирование осуществляется прежде всего посредством закрепления общих для всех участников-субъектов международного права принципов и критериев в области таможенного дела, уважением к иным государствам.
Национальный уровень на сегодняшний день остается основным в осуществлении таможенного регулирования, даже с учетом образования и функционирования единой межгосударственной таможенной территории (например, в ЕС). Однако специфика ЕС заключается в том, что с национального уровня фактически снята тяжесть нормативного регулирования; таможенное законодательство формируется на уровне ЕС, национальное законодательство решает вопрос его конкретного применения.[43]
Например, взимание таможенной пошлины закреплено в Таможенном кодексе ЕС, а взимание НДС и акцизов оставлено за национальным законодательством. Это вызвано тем, что таможенное законодательство в рамках Евросоюза унифицировано и установлено единое регулирование, а налоговое законодательство только гармонизировано, т. е. приведено к некоему единому знаменателю, которому следуют национальные правовые системы.
Главная особенность такого таможенного регулирования – приоритет наднационального уровня регулирования. Опорой для этого служат наличие общей таможенной территории, введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам, единые органы управления. Благодаря этому, стало возможно принимать общие нормативно-правовые акты органов и институтов ЕС, имеющие прямую силу на всей территории Европейских Сообществ, на основании передачи части национального суверенитета органам Сообществ.
Многолетняя правоприменительная практика накопленного нормативного материала позволила к 1992 г. осуществить кодификацию и принять Таможенный кодекс Сообщества (Community Customs Code), действующего до сих пор.
На сегодняшний день единственным в мире межгосударственным образованием, где равно представлены все три уровня таможенного регулирования, и где приоритет закреплен за наднациональным уровнем, является Европейский Союз. Практическое поэтапное построение таможенного союза опиралось именно на те предпосылки, которые мы рассмотрели выше, но с оговорками, вносимыми экономической реальностью.
Реализация программы создания таможенного союза, закрепленная в учредительных договорах, была формально осуществлена к 1968 г., когда законодательно вступил в силу тарифный союз между государствами-членами Сообществ – все таможенные пошлины и ограничения между шестью членами были отменены, введен единый таможенный тариф по отношению ко всем третьим странам. Характерно, что после этого, за период 1958 по 1972 гг., мировая торговля выросла втрое, тогда как внутренняя торговля в ЕС – в девять раз. Однако сама по себе отмена пошлин во внутренней торговле не означала завершения создания таможенного союза – законодательное регулирование потребовало большой работы Суда ЕС, закрепившего принципы таможенного союза на практике и давшего четкую линию применения этих принципов.
Следующим шагом явилась унификация документооборота в таможенном деле. На международном уровне в Сообществах был введен Единый административный документ (Single Administrative Document).[44] Этот формуляр заменил 150 ранее использовавшихся таможенных документов.
Наконец, в 1987 г. был сделан важный шаг по упрощению таможенных процедур – действие Единого административного документа было распространено на страны Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ, EFTA) в рамках Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами.[45] Тем самым был сделан шаг к расширению режима таможенного союза на другие государства – в 1994–1997 г.г. большинство стран ЕАСТ вошли в Европейский Союз. В настоящее время участниками этой конвенции являются 35 европейских государств, Российская Федерация ведет переговоры о присоединении к этой Конвенции с 2007 г.[46]
Созданный de jure таможенный союз был развит до внутреннего рынка de facto с 1993 г. Достижение этого уровня стало возможным именно благодаря наличию обширного нормативного материала и сложившейся за предшествующий период правоприменительной практике.
В следующей части статьи нашим основным источником станет аналитическая записка Генерального директората по налогообложению, таможенному союзу и таможенной политике TAXUD/763/2003 FINAL EN. В этом документе рассматриваются различные особенности переходного периода в новых государствах-членах с точки зрения таможенных правоотношений. Применение таможенного права не входит в полномочия директората, эта функция остается за соответствующими национальными органами государств-членов под постоянным надзором со стороны национальных судов и Суда ЕС.
Достижения ЕС в области таможенного союза, которым должны следовать новые члены, включают в себя:
• Таможенный кодекс Европейского Сообщества и принятые в его исполнение акты;
• Комбинированная номенклатура
• Общий таможенный тариф, включая торговые преференции, квоты и отсрочки
• Таможенное законодательство, не входящее в систему ТК ЕС (customs-related legislation) – в частности, в области контрафактной или пиратской продукции, прекурсоров наркотиков, экспорта культурных ценностей и т. п.
Ключевым принципом присоединения ЕС в таможенной сфере является то, что товары, находящиеся в свободном обращении на территории старого или нового члена ЕС, соответственно переходят в свободное обращение на всей территории Европейского Союза. Правовой базой, определяющей их статус, становятся учредительные договоры и Акт о присоединении.
Этот принцип в полной мере применим к товарам, перед датой присоединения помещенным под таможенную процедуру (например, транзит или временный ввоз), срок действия которой заканчивается уже после присоединения. Однако здесь уже требуется подтверждать «отечественный» статус товаров (Community status), так как товар уже не облагается таможенной пошлиной ввиду отсутствия к тому основания после присоединения.
С момента присоединения новые члены руководствуются нормами учредительных договоров, а также нормами законодательства, опирающихся на эти договоры – т. н. acquis communautaire, «достижения Сообщества». Учредительные договоры применяются с учетом изменений, внесенных Актом о присоединении.[47] То же самое касается и «вторичного» права ЕС – ключевое для таможенного союза понятие единой таможенной территории Европейского Союза изменяется с включением в нее таможенных территорий новых государств-членов.
Особое нормативное регулирование вводится в отношении товаропотоков между старыми и новыми государствами-членами, между двумя новыми государствами-членами и между новым членом и третьими странами.
Подписание 16 апреля 2003 г. Договора о присоединении отнюдь не означает автоматического решения существующих проблем или предусматривает все возможные спорные ситуации. С этой целью в Акте о присоединении предусмотрено несколько «защитных» оговорок, допускающих временное отступление от договоренностей для устранения возникших проблем (в частности, ст. 37–42 Акта).
С момента присоединения и включения в таможенную территорию Европейского Союза ввоз товаров из третьих стран на территорию новых государств-членов сопровождается применением TDI (Trade Defense Instruments), включающих в себя антидемпинговые, компенсационные и защитные меры; аналогичные меры, применявшиеся в государствах-членах до присоединения, больше не применяются. Такой подход сопровождается рядом оговорок и ограничений – в частности, по сельскохозяйственной продукции, одному из наиболее проблемных вопросов Евросоюза.
Применение переходного таможенного регулирования обусловлено стремлением Европейского Союза в максимальной степени сохранить и укрепить существующие международные торговые связи. С этой целью некоторые сделки, заключенные до даты присоединения и продолжающиеся после нее, должны быть завершены в соответствии со старыми правилами. Однако, т. к. такие правила создают исключения в применении права ЕС, все они должны быть четко и исчерпывающе оговорены. Это связано, например, с тем, что такие процедурные вопросы, как порядок получения разрешений или лицензий не может быть в одночасье изменен соответствующими органами власти, даже имеющими необходимые на то полномочия, для всех бенефициаров, в силу того, что это повлечет за собой нарушение прав отдельных лиц.
Некоторые сделки, завершающие уже после присоединения, относятся к периоду времени до него (например, реимпорт временно вывезенных товаров с целью переработки вне таможенной территории). Это относится к тем строго определенным случаям, когда применение ранее действующих норм и уложений предписывается напрямую. Применение этих мер обусловлено Приложением IV № 5 к Акту; во всех остальных случаях следует руководствоваться Договором о Европейском Сообществе и действующим таможенным законодательством с момента присоединения.
Огромное значение ввиду изменения статуса государств имеет определение т. н. преференциального происхождения (preferential origin), т. е. товары, страна происхождения которых предусматривает особое регулирование, связанное с более льготным режимом пошлинного обложения. Если в торговле между Евросоюзом и новыми членами, или между самими новыми членами преференциальное происхождение рассматривается не как свидетельство о происхождении данного товара, но как свидетельство о его статусе (evidence of status), то оно имеет приоритет перед датой присоединения – при соблюдении определенных условий.
Во-первых, такие товары на дату присоединения должны находиться на временном хранении или быть помещенными под таможенную процедуру свободного склада или свободной зоны, транзита, таможенного складирования, переработки на таможенной территории или вне ее, или заявлены к вывозу с принятием декларации на экспорт, вынесением решения о выпуске товара и собственно транспортировкой товара к границе.
Во-вторых, такие товары не предполагаются к обратному ввозу, также в отношении них не предоставляется освобождение от уплаты таможенных платежей в части иностранных материалов, использованных при их (товаров) производстве.[48]
Если подтверждение преференциального происхождения касается упомянутых выше товаров и подтверждено перед таможенными органами после присоединения, то такие товары освобождаются от таможенных платежей и иных таможенных мер при выпуске в свободное обращение.[49] Необходимо отметить, что в итоге речь идет не о применении преференциальной ставки таможенной пошлины, как это следовало бы из преференциальных соглашений, но об освобождении от таможенных платежей вообще в связи с подтверждением таможенного статуса Сообщества (Community status).[50]
Это исключает применение сертификатов EUR.1, выпущенных в соответствии с соглашениями об ассоциации ЕС с Кипром и Мальтой, так как эти соглашения не содержат оговорок «no-drawback rule». Поскольку нет запрета обратного ввоза или освобождения от уплаты таможенных платежей, сертификаты EUR.1 не гарантируют того, что пошлины по иностранным материалам, использованным в производстве товара, были уплачены на Кипре или Мальте. Тем не менее, товары, происходящие с Кипра и Мальты, свободны от уплаты таможенных платежей при выпуске в свободное обращение, если их статус товаров ЕС подтвержден в соответствии с особым порядком, а именно использование особых таможенных документов:
• документ T2L или T2LF, а также заменяющие его коммерческие документы (ст. 315–317b Постановления Комиссии о выполнении Таможенного кодекса № 2454/93, далее – ПОВТК);
• карнет TIR или ATA с отметкой T2L или T2LF (ст. 319 ПОВТК);
• Регистрационные номерные знаки и детали моторизованных транспортных средств, зарегистрированных в государстве-члене ЕС (ст. 312 ПОВТК);
• упаковка, которую можно идентифицировать как принадлежащую лицу, домицилированном в государстве-члене ЕС (ст. 322 ПОВТК); личный багаж, если заявлен статус ЕС и нет причины сомневаться в истинности заявления (ст. 323 ПОВТК);
• Административный сопроводительный документ (Administrative Accompanying Document) для подакцизных товаров (постановление ЕЭС № 2719/92);
• форма T2M для продуктов рыбного промысла и иных продуктов, добытых из моря с лодок (ст. 325 ПОВТК);
• почтовые бирки и ярлыки, оговоренные в ст. 462а и Приложении 42b ПОВТК;
• специальная форма для товаров ЕС, находящимися под контролем типа I в свободных зонах и складах (ст. 812, Приложение 109 ПОВТК);
• контрольная копия формы T5 (ст. 314с(g)).
К сожалению, рамки статьи не позволили в полной мере рассмотреть все аспекты переходного механизма таможенного регулирования в ЕС, но основные его принципы в настоящей работе указаны. Авторы считают, что анализ европейского опыта существенно поспособствует как совершенствованию межгосударственного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, так и в отношениях Россия – ЕС.