Вы здесь

Проблемы дизайн-проектирования и оформления мусульманской и национальной одежды. II. МУСУЛЬМАНСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА – ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ( Коллектив авторов, 2011)

II. МУСУЛЬМАНСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА – ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОСТИЛЯ В ДИЗАЙН – ПРОЕКТИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ОДЕЖДЫ

УДК 683.3.3914

Г.А. Гарифуллина, Н.В. Романова
ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»

В последние несколько лет в России и в Татарстане складывается неординарная ситуация. Ислам принимает большое количество женщин различных возрастных групп, с различным уровнем образования, воспитанные как в религиозной среде, так и со светскими взглядами на жизнь. Необходимо особо выделить тот факт, что в ислам приходят представительницы различных этноконфессиональных и этнических групп. В Москве, например, отмечается большой процент русских девушек, принявших ислам.

Принявшие ислам мусульманки в корне меняют свое мировоззрение и начинают новую жизнь в обществе. В соответствии с основными нормами Шариата по отношению к внешнему виду, неизбежно должен измениться и стиль одежды, так как они начинают надевать платок на голову и достаточно закрытую одежду.

Мусульманка в любом случае выделяется своим внешним видом из общей толпы, обращает на себя пристальное внимание окружающих. И психологически очень важно, чтобы это было эстетично, стильно и у сторонних наблюдателей возникали бы позитивные эмоции, а не эффект «неприятия» и «отталкивания».

В Татарстане ситуация более благоприятная в этом отношении, так как здесь толерантно относятся к представителям различных конфессий и очень много мусульманок в платках.

Ислам – самая большая после христианства религия мира. Для многих из нас в силу своей замкнутости она кажется странной и непонятной. Но, несмотря на это − эта религия в наши дни все больше и больше начинает влиять на все сферы жизни и мода здесь совсем не исключение.

Хотя формально такого понятия, как «мода в Исламе» не существует и, по словам самих мусульманок «мусульманская женщина не закрепощена требованиями носить в этот сезон одежду определенного покроя и обувь определенного фасона», все-таки в настоящий момент на модных подиумах идет настоящий исламский бум.

Сегодня ислам может принять человек любой национальности. Возникает проблема соотношения внешнего облика, соответствующего нормам шариата и собственного мировоззрения.

Соответственно очень актуальной становится роль дизайнеров и стилистов, которые профессионально должны подходить к формированию стиля одежды современной мусульманки.

Современное дизайн-проектирование мусульманской одежды сталкивается с большими проблемами.

Существующая модная индустрия не решает сегодня подобных задач. Привозная продукция из восточных стран также не всегда соответствует потребностям нашего менталитета. А любая мусульманка, особенно недавно принявшая ислам испытывает определенные трудности с гардеробом. Современная мусульманка должна быть стильной и современной, знать современные тенденции в мировой моде, при желании подчеркивать свою индивидуальность.

Часто в средствах массовой информации звучат высказывания о том, что мода и ислам не могут сочетаться. И совсем уж непривычно для уха словосочетание «мода и ислам». «Какая мода, о чем вы? По-вашему, паранджа – это мода?» – говорят одни. «Засилье ислама на подиуме – это катастрофа!» – восклицают другие. Кто из них прав?

Знаменитый историк и аналитик моды Александр Васильев, прочитал недавно лекцию в Московской Высшей Школе Экономики, которая называлась «Мода и ислам». Он утверждает, что действительно мода недалекого совсем будущего будет связана с исламом.

Мода, с ее верным чутьем, давно подстраивалась под ислам. Турецкие одежды были популярной экзотикой еще в XVIII веке. В тюрбаны и шальвары от Поля Пуаре и Бакста европейские модницы облачились с удовольствием еще в сезоне 1913 года, и это был самый настоящий бум. Совсем недавно, в 1999 году, в коллекциях Ива Сен-Лорана было шесть паранджей! Создатели европейской моды давно стремятся получить в клиентки как можно больше богатых мусульманских клиенток. В Париже часто можно встретить дам в черных «коконах» (абайя, никаб – это варианты закрытой одежды черного цвета), из-под которых виднеются шикарные туфли от самых дорогих домов, а их очки, черные, разумеется, сплошь от Gucci, Channel, Аrmani. К тому же на Востоке, по мнению Васильева, много радикальных мусульманок, жертв моды. В Стамбуле, в самом популярном кафе города, он видел модниц в потрясающих тюрбанах и ансамблях а-ля национальные одежды, и все это выглядело страшно эффектно. Ислам идет на сближение, а общество со своими амбициями зачастую к нему не готово.

Задача дизайнеров, стилистов научить одеваться продуманно и стильно, правильно с точки зрения религиозных норм, предложить коллекции, позволяющие комбинировать различные предметы одежды и головные уборы в зависимости от рода деятельности. Мусульманки в настоящее время учатся в вузах, медресе; водят автомобиль; активно занимаются спортом; путешествуют; участвуют в светских и религиозных мероприятиях.

Здесь важно подобрать и подсказать, как сочетать одежду с аксессуарами и головными уборами, обувью.

Одним из оптимальных вариантов на сегодняшний день является применение элементов этностиля в одежде для мусульманок. Как элементы этнического стиля будут формировать целостный облик мусульманки.

Многие мусульманки это сильные, неординарные личности, которые готовы выделяться в обществе своей жизненной позицией. А этничекий стиль с точки зрения психологии близок именно ярким личностям.

Этнический стиль одежды и аксессуаров привлекает многих женщин своей экзотичностью и самобытностью, а также разнообразием вариаций. Ведь этника может быть такой разной! Фактически, сколько различных культур, столько и направлений этнического стиля можно выделить и использовать их элементы для создания индивидуального, неповторимого образа.

В последнее время в этническом стиле одежды обозначилась тенденция к более активному использованию традиций мусульманских стран в современной моде. Некоторым это может показаться странным, ведь в мусульманском мире существуют достаточно строгие требования к внешнему виду женщин. Действительно, большая часть одежды мусульманской женщины предназначена для того, чтобы скрывать ее прелести, а не подчеркивать их. Однако некоторые предметы традиционного мусульманского гардероба уже стали модными этническими хитами, например, штаны-шаровары, шелковые платки на голову или соблазнительные накидки из прозрачных тканей.

В наши дни редкая коллекция обходится без «восточного влияния». Это уже не зависит от «политической обстановки», в наши дни тон задают знаменитые кутюрье. Так что не будем преувеличивать и преуменьшать влияние исламской культуры на мировую моду. Определенное влияние на модные тенденции бесспорно проявляется.

Этностиль, с одной стороны, очень актуален сейчас в моде, а, с другой стороны, – он творческий, многовариантный и замечательно подходит для различных этнокультур, которые объединяются исламом.

Чтобы сформировать гардероб с элементами этнического стиля, необходимо формировать культурные традиции и умение корректно их использовать. При формировании принципов стиля для мусульманки с этнической направленностью, необходимо сначала применять в одежде некоторые элементы этностиля (платки, аксессуары). Затем можно предложить большее количество деталей, например, отдельные предметы одежды или цветовые решения. Далее разрабатывается собственный неповторимый стиль одежды, максимально выражающий индивидуальность мусульманки и подчеркивающий ее достоинства цветом, силуэтом, декором.

ЭТНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ

УДК 687.02:677.027

С.А. Муртазина, К.С. Чегодаева
ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»

В современной моде этнический стиль невероятно популярен. Ни одна модная коллекция, ни один модный показ не может обойтись без «этно» вещей или аксессуаров.

Общее представление этники характеризуется как, самобытный, красочный и странный стиль. Появился этот стиль благодаря субкультуре хиппи. Все их существование, мировоззрение, образ жизни становилось вразрез общепринятым правилам и нормам поведения. В шестидесятые годы прошлого века хиппи отвернулись от европейских ценностей и обратились к древней истории Африки, Востока и Центральной Америки. В жизнь воплотились не только мировоззрение, поведение, но и традиционные этнические мотивы в одежде, обуви, аксессуарах. История моды получила новые яркие веяния, несвойственные традиционной европейской цивилизации.

В то время, когда все увлекались геометрическими формами одежды, неформальная молодежь выбирала плавные линии, этнические мотивы. Взяв за образец для подражания народы Древнего Востока, хиппи носили одежду, которая не сковывала движения. Среди них можно выделить блузки и платья из полупрозрачных тканей, «летающие» туники и шарфы, индийские сари и одеяния монахов Тибета. Главной жизненной ценностью являлась гармония с природой. И это выражалось во всем, даже в одежде, которая изготавливалась исключительно из природных материалов, в идеале – своими руками.

Дети цветов подражали не только восточным народам. Их вдохновляла так же история марокканцев, американских индейцев, цыган. Именно хиппи вновь открыли для моды индейские мокасины, мексиканские пончо, марокканские туники, пестрые цыганские юбки, аксессуары из бисера, фенечки и многое другое.

С помощью этно стиля дизайнерам удается воплощать в жизнь традиции разных наций, их приверженность к тем или иным цветам и краскам. Этно – всегда яркие и необычные наряды, подчеркивающие особый вкус своего обладателя. Буйство красок и орнаментов позволяет придавать любому образу неординарность, самобытность и в то же время особый шарм – что дает прекрасную база для развития этнической темы в моде.

Одним из первых обратился к этно стилю Ив Сен-Лоран, после чего он приобрел благородный, салонный вид. Романтические одеяния из шелка и органзы для аристократов качественно отличались от лоскутной одежды со смешанными узорами уличных хиппи. Вдохновение для своих моделей он черпал отовсюду: из шелкового Китая, экзотического Марокко и крестьянской России. Кутюрье в своих работах использовал традиционные мотивы Африки, Перу, Древнего Китая, Марокко. Одежда этого мастера стала популярна среди людей, которые обладали многомиллионными состояниями.

На этнический стиль и историю моды в значительной степени повлиял японский модельер Кензо. Коллекции Kenzo удивительным образом показали, что можно умело сочетать японские народные мотивы и деловой, спортивный и даже классический стили в одежде. Его этнический стиль отличался жизнерадостной пестротой. Интересное сочетание простого покроя кимоно и скандинавских, южноамериканских, восточных элементов. Именно в синтезе с другими стилями этно начинает звучать по-новому, громко и убедительно. Японские ткани в цветочек соседствуют с шотландской клеткой, китайская жакетка с воротником стойкой дополняется белыми хлопковыми оборками в стиле кантри. Кензо активно использует испанские болеро, индейскую бахрому, русские косоворотки и меховые шапки, индийскую пайджаму. Эксперименты модельера привели к сочетанию спортивного или классического стиля с элементами этно. Широкую «крестьянскую» юбку отныне можно носить со свитером, а классический пиджак с романтической блузой с кружевами.

История моды не обойдется без упоминания Жан-Поля Готье. Этнический стиль сопровождает все его коллекции с 1976 года. Самый любимый прием Готье – использование элементов национальных костюмов различных народов в сочетании и смешении различных стилей. Вдохновение кутюрье черпает на улицах города. На основе хасидских раввинов, Жан – Поль создал коллекцию «Рабби-шик». Основа – жилеты, длиннополые темные одежды, рубашки навыпуск и шапочки «кипа». А культура Юго-Восточной Азии вдохновила на создание коллекции «Тату», которая стала модной определяющей для молодежной моды на целое десятилетие. «Фишки» коллекции – пирсинг, граффити, имитация татуировок. Этно стиль присутствовали в коллекциях «Большое путешествие», «Монголы», «Африканская сага». Как считает сам Жан-Поль: «Этника должна стать некой свежей кровью, которая даст новую жизнь всем новым модным направлениям».

Конец ознакомительного фрагмента.