Вы здесь

Проблемы дизайн-проектирования и оформления мусульманской и национальной одежды. I. ПРОБЛЕМЫ СТИЛЕВОГО РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ ( Коллектив авторов, 2011)

I. ПРОБЛЕМЫ СТИЛЕВОГО РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ

ПОЭТАПНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В КОСТЮМЕ

УДК 689.141.2

Н.В. Романова, А.Р. Калимуллина
ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»

Сегодня проблема возрождения культуры татарского народа приобретает особую актуальность. Немалую роль в решении этой проблемы играет национальный костюм, который в первую очередь характеризует принадлежность человека к его нации, традициям и культуре. Одной из задач по сохранению культурного наследия является продвижение стилистики татарского костюма в массовое производство, где сегодня наблюдается глобальное нашествие европейской моды. Для решения этой задачи необходимо проанализировать современное видение этнического стиля и процессы, при помощи которых проходит проникновение этнического стиля в современный костюм.

Этнический стиль в современном понимании предполагает заимствование элементов одежды одной или нескольких народностей. Так формируется творческий синтез, который отличает современную культуру в целом и сохраняет своеобразие народного костюма. Однако в повседневном костюме современного жителя Татарстана практически отсутствуют элементы национального татарского костюма и присутствуют элементы русского. Это связано с тем, что известные дизайнеры в своих коллекциях уделяют русскому стилю особое внимание и мастерски сочетают классику с русской этникой. Такое сочетание позволило русскому этностилю проникнуть в гардероб татарстанцев, заставив их забыть о своей культуре. Следовательно, для того, чтобы возродить татарский этнический костюм, необходимо применять подобные принципы формирования культуры нового стиля. Основой для проникновения этнического стиля в массы является эклектика и диффузия стилей. Эти направления в моде представляют собой разные этапы одного и того же процесса. Суть этого процесса кроется в определении терминов «эклектика» и «диффузия». Исследование проводится на базе истории возрождения русского стиля, наглядно демонстрирующего поэтапное проникновение этнического стиля в массы.

Эклектика в словаре Ожегова представлена как: «неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов, идейных направлений». Эклектика как прием в моде используется тогда, когда фрагменты и детали имеют более глубокое значение, чем стилевая цельность. Таким образом, эклектика не является самостоятельным стилем. Эклектика – это сочетание стилей из разных эпох, символов и характеров в одном костюме. Лишь в ХХI столетии эклектика превратилась из творческого метода модельера в стилевую направленность. Однако, в отличие от предшествующих исторических стилей, эклектика – это гибридный, сложный стиль. Основным принципом его стал принцип избирательности выбора первоисточников, которые на равноправных началах участвуют в создании нового эклектического произведения.

Изначально эклектика в моде воспринималась негативно, но сегодня уже можно утверждать, что эклектику нельзя относить к отрицательным явлениям. Рождение эклектики как стиля было связано с поисками дальнейших путей развития модной индустрии ХХ века. Эклектика раскрепостила модельеров конца ХХ столетия, позволив вернуть эстетическую составляющую одежды, вспомнить о преемственности и взаимосвязи с историей, о которой не вспоминали несколько десятилетий. Так, в этот период начали возрождаться традиции русского костюма.

Следующим этапом возрождения традиционного русского костюма явилась диффузия. Диффузию в костюме характеризует сочетание различных стилей внутри одного изделия, в то время как в эклектике сочетаются отдельные изделия, разные по стилю. Диффузный стиль возник в конце ХХ века, как логичное продолжение эклектики, когда в 1972 году Кензо представил коллекцию, в которой соединялись разнообразные рисунки, до этого считавшиеся несочетаемыми: мелкий цветочный рисунок с полоской, клетка с полоской. Сегодня это направление дизайна одежды является одним из самых популярных.

Таким образом, понимать термин «диффузия» (лат. «diffusio» – распространение, растекание, рассеивание) по отношению к моде можно как процесс взаимного проникновения компонентов одного стиля между компонентами другого, приводящий в результате к самопроизвольному смешению стилей внутри всего костюма. Можно провести аналогию с химией и сделать вывод о диффузии одного стиля в другом, в том случае, когда одно из изделий костюма уже имеет какой-либо ярко выраженный стиль. При этом перенос стилевых компонентов происходит из области с ярко-выраженным стилевым решением в область с менее выраженным.

Следовательно, следует разделять понятия эклектика в одежде и диффузный стиль в одежде, как отдельные этапы постепенного смешения стилей, которые схематично представлены на рисунке 1. Процесс проникновения этнических традиций в повседневный костюм можно охарактеризовать следующим образом:

1. Первый этап происходит в виде добавления в классический костюм украшений, поясов, обуви, сумок и других аксессуаров в этническом стиле.

2. На втором этапе своего развития эклектика становится смелее, и часть костюма заменяется потребителем на изделия в этническом стиле. Комплект может состоять из юбки классического покроя и блузы в этническом стиле.

3. Далее зарождается диффузный стиль. С целью создания общестилевого единства в отдельное изделие начинают вводиться детали этнического происхождения, например, классический пиджак на воротнике может иметь вышивку в этническом стиле.

4. На четвертом этапе процесс диффузии усиливается. Количество этнических деталей в костюме увеличивается. Теперь на классическом пиджаке может быть часть полочки, спинка или кокетка решена в этническом стиле.

5. Заключительный этап характеризуется модой на костюм в этническом стиле. Происходит качественно новая стилизация традиционного национального костюма, применяются новые виды тканей и современные виды отделки.

Для того чтобы костюмы в татарском национальном стиле вызывали интерес потребителей, необходимо приложить усилия к тому, чтобы постепенно пройти все этапы внедрения этнического стиля в европейскую моду. К сожалению, сегодня жители Татарстана по отношению к татарскому национальному костюму способны принять изделия только третьего этапа. Частично это связано с большим количеством национальностей, проживающих на территории современного Татарстана и имеющих собственные культурные предпочтения. Но основную роль играет процесс европеизации модной индустрии, которая не уделяет внимание популяризации татарского этнического костюма, а также невозможность Татарстана конкурировать с подобным масштабом производства. Процесс возрождения культуры татарского народа является долгосрочным и поэтапный подход в решении этой задачи поможет поднять татарский этнический костюм на мировые подиумы.


Рисунок 1 – Этапы, характеризующие процесс проникновения этнических традиций в повседневный костюм


ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

УДК 687.159.3

Р.И. Салахова
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Характерной тенденцией в творчестве современных художников-модельеров становится новаторское, творческое переосмысление традиций на основе глубокого познания закономерностей искусства народной одежды. Как правило, творческая задача, которая стоит перед дизайнерами при разработке современных костюмов − сделать так, чтобы все этнические особенности традиционного костюма были переданы в новых понятных и интересных формах. Это способствует более частому обращению к национальным истокам и создает условия для появления все большего количества современных моделей с использованием деталей традиционной национальной одежды. Можно сказать, что развитие этой линии в современном дизайне идет по нескольким направлениям и находит отражение в форме кроя, цветовом решении, использовании вышивки и аксессуаров.

Существуют разные мнения о возможности сочетания произведений народного искусства с современными изделиями фабричного производства. Одни считают такое сочетание вообще невозможным, оно представляется им эклектичным. Другие, наоборот, полагают, что произведения народного искусства вполне могут уживаться с современным моделированием, обогащая его. Мы придерживаемся второй точки зрения. По нашему мнению, черты народного, национального, традиционного делают любой современный костюм органичнее, самобытнее, ближе. На основе традиций создается новое, происходит художественный прорыв, который сочетает проявление национального стиля и чувство современности. Сохранение деталей традиционного костюма в современном дизайне способствует, тем самым продлению жизни и создает условия для очередного витка в многовековом развитии национального китайского костюма. Но следует учесть, что при разработке моделей этнического направления, при внесении национального в настоящее время необходимо сдерживать тенденции слепого требования копировать древнее, а также слепого копирования европейского. Нельзя ограничиваться воспроизведением традиционной формы. Дизайнер обязан создавать модели, в которых отражается современность, модные тенденции. Не копирование старого, а осмысление богатства национального костюма и поиск новых, интересных решений − такое требование предъявляется к дизайнеру.

В Татарстане в настоящее время ведется всесторонняя популяризация лучших образцов одежды, разработанной по народным мотивам. Этому способствуют телепередачи на региональном телевидении, публикации в глянцевых журналах, показы моделей местных дизайнеров, организация конкурсов дизайнерского и народного прикладного мастерства, в том числе ежегодно проводимый Международный конкурс дизайнеров мусульманской и национальной моды «InternationalFashion». Сегодня становится все более очевидным, что старая восточная культура одежды не только представляет традицию, национальное наследие, но и становится неисчерпаемым источником для современного мира мусульманской моды.

Татарский национальный костюм − бесценное достояние культуры народа, нить в полотне времени, не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины XX века сохранившего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных одежде татар в прошлом. Основной смысл и ценность народного костюма, его философия – в его демократичности, широко понятой функциональности, логике форм и конструкции, его рациональности и целесообразности.

Разнообразие тканей из натуральных волокон вкупе с многослойностью, свойственной восточному костюму, в жаркие дни предохраняла татар от перегрева, а в холодные, наоборот, сохраняла тепло. Потрясающие воображение платья жителей нашего края на протяжении веков служили своеобразной «визитной карточкой» региона, изумляли путешественников.

Создание современного татарского костюма – процесс творческого переосмысления национальных традиций с учетом современных условий. В моделях используются разные пропорции и цветовые сочетания, ткани с печатными рисунками по татарским народным мотивам, аппликация, вышивка, традиционный крой отдельных деталей одежды, традиционные материалы. Дизайнеры предлагают не этнографический, а вполне современный костюм с элементами национального.

Реальное подтверждение перспективности работы в этом направлении – деятельность студии костюма «TatarStyle» при факультете искусств Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета. Ее дизайн-проекты − это коллекции моделей современной одежды на основе традиционного народного костюма. Главная идея проекта – демонстрация синтеза традиционной и универсальной культур как способа разрешения проблемы культурного дисбаланса на примере одежды; формирование у широкой аудитории интереса к уникальным традициям татарского ремесленного искусства. Дефиле из истории в будущее – так можно охарактеризовать коллекции студии костюма «TatarStyle». В студии костюма ребята изучают историю не только историю развития национального костюма, декоративноприкладного творчества, особенности использования материалов, орнамента, вышивки, но также работу с компьютерными графическими программами. Показателем успешности дизайнерской деятельности ребят являются их многочисленные победы на конкурсах-выставках различного масштаба, в том числе международных.

В новой коллекции «Монлы Казан», представленной на Международный конкурс дизайнеров мусульманской и национальной моды «InternationalFashion», мы попытались обратиться к корням, связать традиции и современность. В современных моделях много изобразительных, остроумных идей, но они порой тонут, растворяются в однозначном предпочтении эффектных и дорогостоящих материалов: шелка, бархата, замши, мехов, люрекса, всевозможных мерцающих и сверкающих тканей, богатство и материальная престижность которых порой заслоняют высокий художественный вкус и красоту. Не отсюда ли возникает порой ощущение ложного, псевдонационального искусства в стилизаторских поисках под «народное» в ряде современных коллекций. В коллекции «Монлы Казан» мы стремились передать всю красоту, плавность кроя и строгость линий, гармонию в декоре и цветовой гамме татарского национального костюма, представляя его в совершенно новом облике. В качестве материала для изготовления одежды, аксессуаров, декорирования обуви коллектив студии использует традиционный материал кочевых народов – войлок, который, с точки зрения современного дизайна, является материалом практически универсальным.

Таким образом, традиционная мода в синтезе с современным дизайном в современной моде − тема бесконечно актуальная и перспективная. К ней можно возвращаться снова и снова, с гордостью представляя за рубежом одежду made in Tatarstan.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ТАТАРСКОЙ ОДЕЖДЫ

УДК 687.08

Р.Р. Фаткуллина, В.А. Каракойун
ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»

Большое значение в преддверии Универсиады 2013 г. придается одежде для ее обслуживания, соответствующей требованиям качества: ее материалам, дизайнерско-колористическому решению, конструкции, технологичности.

В нашей сегодняшней жизни многие, имеющие отношение к текстилю, сознательно или интуитивно стремятся использовать информацию, накопленную предыдущими поколениями: от возрождения отечественного льноводства до эксклюзивных коллекций моделей в стиле folk [1].

Костюм как объект сохранения и развития этнокультурных дифференциаций достаточно подробно изучался в ХХ веке с точки зрения материальной культуры и в значительно меньшей степени как информационно-функциональная структура. Важными для изучения народного костюма являются публикации искусствоведов, историков моды, художников, специалистов легкой промышленности: Г.С. Гориной. А.Ф. Бланк, В Б. Богомолова, А.А. Васильева, Т.В. Козловой, М.Н. Мерцаловой, Л.В. Орловой, Ф.М. Пармона, Т.К. Стриженовой и др. [2].

Одежда сообщает информацию о возрасте, половой и этнической принадлежности индивида, месте его проживания, социальном статусе, профессии и т. д. Костюм и, в частности, орнамент в костюме может многое рассказать об эпохе, в которую был создан.

Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, в их состав никогда не входила ни единая «праздная» линия – каждая имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Люди изобрели символы, чтобы обозначить и закрепить ими уясненное. Передача такого знания означает − обучение толкованию символов.

Орнамент на одежде чаще всего вышивался. При рассмотрении исторически-конкретных форм костюма, можно заметить, что он имеет макро- и микроконструктивную основу и систему декора. Особую семантическую значимость в нем приобретают орнаментальные вставки, имеющие самостоятельное символическое значение.

Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Части костюма были тесно связаны с выбором орнаментальных мотивов. Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Можно провести параллель между оберегами и орнаментом как оберегом [3].

Современное исполнение вышивки комплекта одежды для работников – администраторов гостиниц или ресторанов – отличается использованием металлизированной нити, сочетающейся с металлическими пуговицами. Вышивка составляет отличительный признак корпоративной одежды, выгодно представляющей изысканный вкус предприятия-изготовителя и заказчика, который отдал предпочтение данной одежде.

Список использованных источников

1. Комарова С.В. Текстильные были и былички от Параскевы // Рынок легкой промышленности, №17, 2001. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rustm.net, свободный.

2. Калашникова Н.М. // Рынок легкой промышленности №50, 2007. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rustm.net, свободный.

3. Плещук-Паж Ж.А. Орнамент русского народного костюма как оберег // Рынок легкой промышленности, №56, 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rustm.net, свободный.

ВЫЯВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДЛЯ ДИЗАЙН – ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАТАРСКОГО КОСТЮМА

УДК 677: 29.27.43

Э.А. Хамматова
ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»

В современном обществе мировая мода находится в тесной взаимосвязи с этническими культурами, которые по праву являются одним из самых продуктивных источников возникновения новых стилей, форм и образов, способствующих обогащению современного костюма. Процесс художественного проектирования костюма связан с комплексом задач, решение которых предопределяется необходимостью прогнозной информации о закономерностях обращения мировой моды к этническим мотивам.

Существующие на данном этапе подходы к изучению развития костюма с использованием этнических элементов не выявляют совокупной целостности воздействий этнокультур на динамику моды в целом, а сводятся в основном к рассмотрению частных случаев того или иного влияния, не раскрывая общей картины развития современной моды с использованием элементов этнокультур.

От модельеров требуется не только умение овладеть большим потоком информации о модных тенденциях развития формы, но, главным образом, способность создания новых форм национального костюма на основе научно обоснованного прогноза.

Традиционный татарский костюм как народное искусство, являющийся синтезом материальной и духовной традиционной культуры, широко изучался этнографами в первую очередь в свете его этнической и этногенетической специфики. Кроме того, народное искусство рассматривалось ими как отражение мировоззрения народа, его эстетических норм и связей с другими народами. Общеизвестны открытия археологов Татарстана и Поволжья, свидетельствующие о высокой культуре древнего татарского народа [1,2].

Искусствоведы считают, что в костюме можно распознать древние корни народа, способы взаимодействия с окружающей средой, формы и технологии обработки природного сырья и материалов, а также его культурно-экономические и духовные связи. Вместе с тем костюм – это проявление эстетического вкуса народа, воплощение его представлений о прекрасном и полезном, выражение жизненного идеала в живописно-пластической форме. Именно в костюме, слитом с пластикой человеческого тела, в органическом сочетании вынесенных из глубины времён форм и жанров древнего творчества (вышивки, ювелирного искусства, художественно обработанной кожи и текстиля) предстаёт условный портрет татарского народа, изобразительный вариант которого отсутствовал из-за перипетий истории и религиозных запретов [3].

На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар – булгар, которые сумели достичь высокого уровня культурного развития, соединив свои тюркские корни и арабское влияние в Х веке. Это стало той основой, на которой в дальнейшем развивалась вся татарская национальная одежда.

В современном проектировании одежды наблюдается большое разнообразие ориентации творческих поисков при проектировании костюма с использованием элементов этнокультур, однако все они основываются только на опыте и интуиции модельера. На сегодняшний день к проблеме изучения обращения мировой моды к этнокультурам не применены в полной мере возможности системного подхода.

Отсутствие объективных научных данных о закономерностях обращения современной моды к этнической культуре татарского народа позволило установить необходимость в научном подходе к рассмотрению вышеуказанных вопросов, выявлению закономерностей обращения мировой моды к этническим мотивам. Это значительно оптимизирует проектную деятельность процесса проектирования современных татарских костюмов и повысит эстетический уровень изделий, выпускаемых предприятиями.

Список используемых источников

1. Завьялова М.К. Татарский костюм. – Казань, Заман, 1996. -256с.

2. Суслова С.В.Этнография татарского народа. – Казань: Магариф, 2004. – 287 с.

3. Хакимов Р.С., Мусина Р.Н., Валеев Р.С., Шавалиева Г.Ф. Этнография татарского народа. – Казань: Магариф, 2004. – 287 с.