Вы здесь

Приход № 22 (январь 2016) Рождество. Полемика ( Коллектив авторов, 2016)

Полемика

Не только на Рождество

Передача на Би-Би-Си, ведущая Одри Карвилл


Ведущая Мартин, скажите, что вы ожидаете увидеть через неделю на Рождество в своей церкви.

Мартин Понятно, что мы сталкиваемся с сокращением количества прихожан, и все же множество людей придет на праздник. Ожидаю, что и после Рождества некоторые из них вернутся и походят еще неделю – другую. В определенном смысле большие праздники привлекают людей. Впрочем, другие люди не вернутся в церковь, возможно, уже до Пасхи.

Ведущая Вы переживаете на этот счет?

Мартин Это всегда заставляет помечать, «а что если бы…», с легкой надеждой. Иногда я думаю, Боже, если бы хотя бы некоторые из пришедших сегодня могли посещать службы чаще. Я свято верю в то, что каждый человек призван к служению, и уверен, что своя роль в церкви есть для каждого прихожанина. Хотелось бы, чтобы было больше волонтеров, больше людей для работы с детьми, с молодежью, с пожилыми – для всего того, чем мы занимаемся. Хотелось бы, чтобы все люди, которые приходят в канун и на Рождество, приходили снова и снова.

Ведущая Норман, вы считаете этих людей лицемерами, если они приходят только по большим праздникам, но не заходят в храм в течение года?

Норман Нет, что вы. Мой церковный опыт подсказывает, что еще больше людей приходит в дни поминания родственников, чем даже Рождество. Уверен, что для такого поведения есть веские причины. Не важно, насколько далеки мы от церкви, в глубине нашего ДНК существует этакая «нехватка Бога». На Рождество, в Пасху, в дни поминовения родственников и по другим праздникам осознание этой нехватки Бога усиливается. Задача же священника, для Мартина и для меня, заключается в том, чтобы помочь людям увидеть, что праздник, по поводу которого они собрались, всего лишь верхушка той глубокой веры, о которой они должны помнить и каждое воскресенье года. Таким образом, задача на Рождество, по дням поминовения, на Пасху – связать эти праздники с нашей обычной жизнью и сами праздники друг с другом.

Ведущая Анита, вы постоянно ходите в церковь или скорее приходите по большим праздникам?

Анита И то, и другое. Факт состоит в том, что множество людей живут по христианским принципам, вообще не открывая двери храма. Они соблюдают строгую рабочую этику, внимательны к окружающим, добры, заботливы, щедры в проявлениях благотворительности, но при этом не ходят в церковь. Бог в их жизни находится на обочине, Он только для специальных случаев. Мне кажется, это можно объяснить изменением ценностей общества. Мы как послевоенные бебибумеры последнее поколенее, которое было погружено в веру: в школе, дома, верующие родители, и церковь была неотрывной частью нашей жизни. Но когда мы получили автономию во взрослой жизни, в эпоху растущего либерализма шестидесятых годов многие постепенно забыли про веру или же стали христианами, которые собирают свою веру из разных кусочков, выбирают, во что они хотят верить. В целом мы принимаем христианские принципы, но не признаем соблюдение правил. Наше поколение стало ходить в церковь только по праздникам и на фестивали, мы ищем Бога лишь в состоянии кризиса, страха или вины. Мы ходим, конечно, в церковь, мы признаем место Божественного в жизни, просто забываем об этом, когда выходим за пределы храма.

Ведущая Мартин, христианин может себя так вести?

Мартин Совсем неплохо для начала. Мне бы хотелось помочь развить отношение этих людей к церкви. Считаю очень важным то, о чем говорил Норман, что нужно учить людей опыту общения с Богом. В католическом мире начинается год милосердия, поэтому мы должны оставить все резкие суждения. Сегодня во время вечерней мессы священник символически откроет врата милосердия. Мы все готовы оставить прошлое позади и двигаться к чему-то новому. Людям что-то нужно, они ищут что-то, и мы должны обратиться к ним и ответить на их потребности.

Ведущая То есть церковь должна скорее следовать за людьми, а не вести их? Должна следовать за общиной, а не вести ее за собой?

Мартин Должна вести вне всякого сомнения, но в то же время в определенном смысле мы должны обращаться к общине, находить общие точки, слышать людей. Как мы можем сделать свое служение еще лучше, как можно стать более гостеприимными, как можно быть более релевантными? Поэтому я смотрю на свои проповеди каждую неделю и задаюсь вопросами, о чем я говорю, что я делаю не так, почему я не могу достучаться до людей.

Ведущая Норман, что вы думаете о том, что можно быть хорошим христианином, не приходя в храм каждую неделю?

Норман У вас может быть собственная религия, и думаю, одна из самых печальных черт нашего общества заключается в том, что мы создаем собственное во всем. Но библейская вера, жизнь, к которой нас призывает Христос, не есть собственная религия, но вера, которую можно разделить, общее служение. Можно тут вспомнить первые главы из Деяний, где говорится, что они встречались каждый день, чтобы единодушно пребывать в храме, для преломления хлеба, молитвы и чтения писания. Совсем не уверен и вовсе не рад тому, что мы можем быть номинальными христианами в своем темном уголке без настоящей ощутимой связи с другими людьми, которые утверждают, что разделяют эту веру в Христа. Поэтому я не поддерживаю собственную религию, религию от случая к случаю.

Анита Штука в том, что есть разрыв между соблюдением правил церкви и их исполнением. Церковь все-таки не демократия, не хочу сказать, что это диктатура, но… Некоторые считают, что можно не быть частью клуба, если ты не готов соблюдать все правила. Особенно в свете современной морали многие традиционные христиане не готовы признавать и отдавать должное позиции церкви по определенным моральным вопросам, которые в особенности стали значимыми за последние двадцать лет. И они осознанно выбирают собственный путь в вопросах большой морали, например, контрацепции, абортов, гомосексуальности, эвтаназии. Они следуют своей совести, вне зависимости от того, насколько религиозно обоснованным является их выбор. Польза церкви заключается в том, что чем больше ее посещаешь, тем больше понимаешь, почему ее выбор именно такой.

Норман Я бы провел все-таки разделение между пониманием христианской веры как стоящей из соблюдения правил и тем, как ее вижу я. Вера в своей основе заключается в выборе моего сердца. Я хочу быть последовательным и верным учеником Иисуса Христа, и сами правила не могут в этом помочь. Возможно, для вас это по-другому, но мне больше по душе живые развивающиеся отношения в качестве основания моей веры, а не правила и уставы.

Анита В прошлом у нас все это было, было единство тройственного союза дома, школы и церкви, в котором пребывали дети, и их духовность получала возможность для подобного развития. Но некоторые из ножек у этого табурета отвалились. Могу сказать, что табурет начал шататься хотя бы в отношении участия родителей. Они все чаще не выбирали обучение предмету религии и этики. Церковь очень легкомысленно к этому относилась, но преподаватели все же пытались делать свою работу.

Ведущая Мартин, вы согласны с тем, что говорит Норман о том, что верой нужно делиться, вера не может быть глубоко личным индивидуальным предметом. Могут ли люди в вопросах веры принимать все решения самостоятельно? Могут ли, в конце концов, решить, окей, я хороший христианин, но я не хожу в церковь и это не делает меня менее христианином? Должна ли вера быть разделена с другими?

Мартин Полностью согласен с Норманом в отношении собственных религий. Вера должна быть разделена с другим. Взаимоотношения с Иисусом Христом, отношения с Богом – в этом основа и начало. Но так же важны и отношения с людьми… Я обращаю внимание на людей в своем приходе, может быть, которым даже не с кем поговорить, но которые приходят в церковь, где им рады, рядом с ним есть люди. Мы все-таки не отшельники, и это вполне нормально для нас. Очень мало кто готов стать монахом, и нам нужны другие люди, которые помогут преодолеть трудности в жизни, которые нас поддержат в сложных ситуациях.

Ведущая Но разве речь не идет о простом индивидуальном выборе? Если человек решает ходить в церковь, разделить свою веру и быть с другими людьми, ну, хорошо. Но те, кто так не думает, у кого нет такой потребности в общении, что делать тем людям, которые считают свои отношения с Богом глубоко личными?

Мартин Я признаю существование такой позиции. Но все-таки для нашего христианского сообщества – я вернусь к своей мысли – с самого начала Церкви существовало стремление к общинности. Теперь же мы так часто слышим, что произошел разрыв этой общности. Однако церковь дает именно эту возможность – реализовать общинность.

Ведущая Анита, все же почему именно на Рождество и Пасху, по большим праздникам, церкви переполнены? Зачем приходят люди? Вы говорите, если не хочешь быть членом клуба, не ходи в церковь. И очевидно, что люди делают именно такой выбор. 50, 49 недель в год они не находятся в церкви. Как можно объяснить те несколько раз, в которые они в церковь все-таки ходят? Зачем они приходят?

Анита Существует множество причин. Думаю, многие люди ходят по чисто сентиментальным причинам. Но знаете, нас ждет год милосердия и прощения, и человеческая душа, как говорит Норман, жаждет поддержки, которую находит в церкви любой конфессии. Мы можем принять эту поддержку, если решим стать частью этого сообщества, которым является церковь.

Ведущая Норман, что думаете вы?

Норман Боюсь, не могу ответить полно на этот вопрос. Важно, впрочем, отметить две вещи. Даже если вы не готовы признавать церковь или являетесь атеистом, я бы сказал, что даже вы способны испытать присутствие в своей жизни чего-то сверхчеловеческого. Снова скажу, я называю это недостатком Бога. В глубине нас есть нечто, что стремится воссоединиться с извечным, и конечно, для меня это не какая-то абстрактная духовность, а динамические постоянные отношения с Иисусом Христом. Поэтому в нас существует такое желание воссоединиться с вечностью и вечным. А еще в обществе существует понимание того, что нельзя говорить о настоящем общественном здоровье, которое состоит только лишь из множества индивидуальных выборов, собранных вместе. По-хорошему нам нужны базовые ценности, которые разделает все общество. Я готов снова и снова утверждать, что христианская вера, библейская вера, учение и пример Христа, учение апостолов на протяжении веков предоставляли цементирующую основу для благополучия общества. По этим большим праздникам к людям, которые посещают церковь, приходит осознание этого, хотя они могут и не формулировать это подобным образом.

Анита Соглашусь. Еще хочу сказать, что вере можно, конечно, научить, но можно и заразить других своей верой. Вера передается добрыми примерами людей, которые живут по ней каждый день. У нас же выросло целое поколение людей, которые не видят таких примеров. Религиозное преподавание в школах стало крайне размытым, и оно часто не находит поддержки дома. Ценности, которые продвигает телевидение и наш мир, подрывают и размывают семью и общество. Наши дети получают как раз недостаточно этой цементирующей смеси, которая соединяет душу и тело.

Норман Мы с женой недавно были в церкви нового течения и сильно удивились тому, насколько много молодых людей пришло на службу. Это были совсем не старики. Там были тысячи молодых людей – от подростков до тридцати – сорокалетних, – и именно эти люди составляют ядро общины. Я все-таки более оптимистичен в этом отношении. Есть новое поколение преданных молодых христиан, которые растут и которые энергично выражают свою веру. В причинах того, почему они в церкви не каждое воскресенье, еще следует разобраться, но я точно не готов поддержать точку зрения, что современное общество отвращает молодых людей от живой веры и живого Господа.

Ведущая Наши слушатели пишут сейчас: «У церкви нет монополии на Бога, Бога (Ее) можно найти и в других местах». Или вот еще: «Церкви сами себя ставят на периферию, когда ошибочно пытаются увязать посещаемость церквей с проникновением веры и жизнью Церкви. Христос учил и на берегу моря, и в пустынях, и в горах. Настоящую духовность можно обрести во встрече с другими людьми, в природе, и в своих глубоких размышлениях». Вы согласны?

Норман Не соглашусь. Не хочу обижать или спорить с тем, кто отправил это сообщение, но религией можно называть что угодно: от обнимания дерева до наиболее экстремальных видов джихадизма. Я вообще говорю не про религию. Я говорю про личную веру. Не хотел бы быть грубым, но я говорю о живых отношениях со Христом. Я не считаю, что мы можем ставить знак равенства между религией и живой верой.

Ведущая Но в сообщении не сказано о религии. Скорее слушатель говорит о том, что выражение веры и вероучение можно получить повсюду в мире, не обязательно в церкви.

Норман Но это вообще мне не дает никакой информации о том, что такое хорошая вера и что такое вера плохая, что правильно, что истинно, что стоит делать, а чего делать не стоит. Это все слишком абстрактно, чтобы обсуждать.

Мартин Думаю, Бог может открывать Себя множеством различных способов. Например, через Писания, через таинства. Но при этом и в окружающей природе мы можем открывать для себя удивительное понимании единства с Богом. Поэтому для католиков так важно созерцании природы и сохранение природы. Как будто Бог общается с нами посредством сотворенного мира. Поэтому прогулка вдоль моря, поход в горы, глоток свежего воздуха, пробежка – все это важно, но равно важно собираться в общину, чтобы уйти от присвоенной собственнической религии.

Ведущая Кажется, церковь слишком озабочена поверхностными вопросами, о которых вы говорили ранее – контрацепция, аборты, гомосексуальность, и тому подобное, – но при этом ее не так уж заботит бедность, дети, живущие в нищите, вопросы социального неравенства. Кажется, если бы церковь была чуть более озабочена этими вопросами, церкви могли бы быть полнее. Согласитесь с этим?

Анита Да. Как христиане мы призваны видеть Христа в каждом человеке. Мы же избирательны в понимании того, в ком мы хотим увидеть Христа. Нам следует расширить свой кругозор, быть более сострадательными. И снова возвращаюсь к треногому табурету: дом, школа, церковь. Думаю, четвертой опорой является все-таки община. И табурет наш неустойчив, существует пропасть между нашими ожиданиями и тем, что нам на самом деле удается добиться. Я только знаю, что в мире есть огромное количество несчастных людей, которые прибегают к помощи психиатров, чтобы разобраться в своих бедах. Возможно, если они будут обращаться к Богу, такое лечение обойдется им гораздо дешевле.

Норман Думаю, мы просто должны поднять руки вверх от собственного бессилия. В нашей неспособности правильным образом ответить на вызовы социальной несправедливости мы полностью провалили задачу, которую перед нами ставит Писание. Целые фрагменты Писания говорят об этих задачах. Думаю, мы слишком избирательны в своем прочтении Писания и в своем следовании ему.

Ведущая Анита, вы пойдете в свою церковь на рождественские торжества?

Анита В какую-нибудь церковь пойду, но не уверена, что в свою. Я обращаюсь в церковь за душевным покоем, хожу, чтобы посмотреть внутрь себя самой и просить Бога отчистить разум, хожу, чтобы пережить еще раз то чувство, которое помню с детства. Это накрывает меня волной спокойствия и тепла, и поэтому это отличная привычка.

Конец ознакомительного фрагмента.