Вы здесь

Приход № 16 (март 2015) Великий пост. Миссионерская школа ( Коллектив авторов, 2015)

Миссионерская школа

Повторный брак

Священник Томас Хопко

В католической церкви идет дискуссия по поводу возможности церковного признания развода и допуска людей, которые состоят в повторном гражданском браке, к святому причастию после определенного периода покаяния. Это предложение, кажется, находится в прямом конфликте с учением католиков. Кардинал Каспер часто указывает на пример восточной православной церкви и говорит, что возможно, стоит попробовать так же. Как вообще нам поступать в случае повторных браков и допущении к святом причастию разведенных? Одна из проблем заключается в том, что то, что сейчас принято называть православным учением по этому вопросу, не всегда было нормой. Архимандрит греческой церкви венчал в свое время Аристотеля Онассиса и Джекки Кеннеди. Как видите, можно поспорить о том, что же является православным пониманием. Я расскажу о своем понимания этого вопроса.

Думаю, римокатолики хотели бы обратиться к опыту православной церкви но штука в том, что их базовое учение о браке очень сильно отличается. Классически до II ватиканского собора учение церкви состояло в том, что священник всего лишь является сослужителем таинства, которое на самом деле совершает пара. Именно супруги приносят клятву перед Богом, что они останутся верными друг другу в браке, пока смерть не разлучит их. Акцент всегда был на этой клятве в присутствии Бога. Функция и задача священника на брачной церемонии – просто быть свидетелем, что эта клятва была действительно совершена. И еще он должен гарантировать, что эта клятва вообще может быть принесена, что есть для этого все условия. В латинской церкви брачная церемония была в основном юридической церемонией, церемонией принесения клятвы, исполнения закона. По этой причине, если человек разводился и собирался жениться повторно, что-то должно было быть не так с первым браком с точки зрения закона, чтобы его можно было аннулировать. Должна была быть какая-то проблема в совершенной клятве. В моей молодости, чтобы получить разрешение на аннулирование брака, нужно было обращаться напрямую в Рим. Аннулирование означает, что на самом деле никакого брака и не было, это была ошибка, потому что не были соблюдены условия для принесения клятвы. Вот такой юридический подход.

Если римокатолик просто жил с кем-то и не заключал брака вовсе, считается, что он живет в блудной связи. Если он собирается после этого пожениться, то аннулировать ничего не надо, потому что брак и не был совершен, никаких клятв перед Богом не было принесено. Таким людям было даже проще жениться. Думаю, в православной церкви подход совсем другой. Это не юридический акт или клятва. На самом деле, в православном венчании вообще нет никаких клятв. В русской и греческой церкви был продолжительный период, когда законно пожениться можно было только в церкви. Поэтому тогда определенные клятвы приносились:

«Имеешь ли ты, (имя), намерение доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жену эту (имя), которую здесь пред собою видишь?»

«Имею, честной отче».

«Не давал ли обещания иной невесте?»

«Не давал, честной отче».

Это делалось для соблюдения официальной процедуры, а не по соображениям совершения таинства. В Америке и других странах эта формула больше не используется, потому что церковь больше не является официальным хранителем записей о браке.

Специальная служба в православной церкви для венчания была сформулирована довольно поздно. До этого супруги просто приходили к епископу, он их расспрашивал, если все было в порядке, то епископ давал свое разрешение, чтобы признать этих людей женатыми, произносил определенные молитвы, может быть, даже использовались венцы. Интересно, что сами венцы изначально являются предметом языческой церемонии. Иоанн Златоуст в IV веке заметил по поводу одной пары: «Зачем вы пришли искать венца, когда вы уже перестали сражаться, когда уже проиграли битву, как вы можете быть коронованны?» Другими словами, если они уже жили вместе, им это было не нужно.

Однозначно, сексуальные отношения партнеров, по мнению православной церкви, должны проходить только в браке, который предложен Богу, который благословлен Богом и преображен Им. Это почти как причастие святой евхаристии: вы берете хлеб, предлагаете его, возносите молитву, призываете Святой Дух, хлеб становится телом и кровью Христа. Или в крещении вы приходите в Церковь, исповедуете свою веру, произносите символ веры, отрекаетесь от сатаны, принимаете Христа – все это происходит в задней части церкви, а затем вы входите в Церковь, проходите в центр церкви, получаете венец и молитвы, а затем совершаете процессию вокруг как будто небольшого жертвенника, где располагается Евангелие. Брачная церемония в православной церкви не предполагает никаких клятв, это не юридическая церемония. Она устроена скорее как крещение. И пара уже должна быть единой с точки зрения гражданского общества. Когда же вы приходите в Церковь, вы предлагаете себя Христу, и этот брак – это не просто человеческий институт в падшем мире, а брак на самом деле исполняется на Небесах. В православном венчании нет слов «пока смерть не разлучит вас».

Церемония вообще выглядит так. Пару, которая уже принадлежит друг другу по человеческим понятиям, встречает священник при входе. В дальнем конце церкви пара одевает обручальные кольца, и супруги говорят, что да, мы действительно хотим принести свое единство и любовь Богу, чтобы наш брак преобразился в Божественный и вечный. Когда все это сделано, кольца надеты, супруги проходят в центр церкви, как и человек в случае крещения, которого встречают при входе. Венчание в православной церкви – это такой вид «крещения супругов». Они приходят и отдают себя Христу, чтобы быть едиными во Христе, как Христос един с Церковью. Очень важно чтение Послания к ефесянам. Супруги должны подчиняться друг другу. Любить друг друга до смерти, как и Христос умер за Церковь. Жена должна уважать мужа, и они должны быть вместе всегда.

В понимании православной церкви, когда умирает один из супругов, предполагается, что надо остаться верным своему супругу до смерти. Иоанн Златоуст пишет письмо молодой вдове, в котором говорит, что если ты не делила ни с кем другим свое брачное ложе, когда муж был жив, станешь ли делить его сейчас, когда он в руках Бога Отца и уже прославлен? Следует оставаться верным супругу. Интересно, что сестра Василия Великого еще даже не успела жениться, а только лишь обручилась с супругом, она всего лишь сделала обещание, что выйдет за этого человека. Но он умер, и она осталась верным ему на протяжении всей жизни. Они считала, что так правильно поступить, потому что они были обручены. В православной церкви таинство выполняется священником, а не парой. Это не юридический ритуал, нет никаких клятв, и нет возможности для аннулирования брака как для какого-нибудь юридического акта.

Конец ознакомительного фрагмента.