Притчи от Юлии Дубинкиной-Ильиной
Бесчувственность окружающих (Хинг Ши)
Однажды один из односельчан Хинг Ши в разговоре с ним посетовал на то, что близкие люди, окружающие его, по природе своей слишком чёрствые и настолько бесчувственные, что не могут понять его проблем и переживаний, а сам он не решается им об этом говорить.
Позже, когда они говорили уже о чём-то другом, Хинг Ши наступил ему на ногу. Крестьянин запнулся, но, не высвобождая своей ноги и ничего не сказав мудрецу, продолжил свой рассказ. Тогда Хинг Ши сильнее надавил ему на ногу. Мужчина вздохнул, но так и не сделал мудрецу замечания. Спустя какое-то время Хинг Ши всё ещё продолжал давить на ногу собеседника, и тот, наконец не выдержав, возмущённо спросил:
– Учитель, почему ты стоишь на моей ноге, мне же больно?!
– Извини, – сказал, спешно убирая ногу, мудрец, – я не знал, что это тебя беспокоит, ведь ты молчал.
Вечное и бесконечное (Хинг Ши)
Хинг Ши любил говорить, что каждой битве, однажды начавшись, суждено закончиться в ту или иную пользу.
– …Кроме одной, – однажды добавил Учитель.
– Какой же? – спросили ученики.
– Есть в этом мире одна вечная и одна бесконечная вещь. Им и суждена бесполезная борьба, так как Вечное нельзя ни победить, ни уничтожить, а Бесконечное невозможно ни объять, ни измерить. Так и сражаются они беспрерывно, то отражая, то подменяя друг друга, всегда рядом в этой непобедимой схватке. Вечная Мудрость и Бесконечная Глупость человека.
Вишнёвый сад (Хинг Ши)
Однажды к Хинг Ши пришёл крестьянин и, смущаясь, поведал мудрецу о своей беде:
– Учитель, мне стыдно признаться, но я страшно ревнив. Ведь, зная о том, что жена моя верна мне, что она любящая и честная женщина, я ежедневно терзаюсь муками ревности. Даже во сне мне снятся возможные соперники и их козни. Я измучен своими терзаниями. Скажи, как мне избавиться от этой напасти?
Хинг Ши немного подумал и сказал:
– Я слышал, что жил на юге один человек, которому в наследство достался прекрасный вишнёвый сад. Раскидистые ветви деревьев цвели по весне так, что всю округу тонким ковром устилали нежно-розовые лепестки. Человек этот бережно ухаживал за своим садом, поливал и окучивал деревья, выстроил прочную ограду и каждый раз собирал богатый урожай. И так продолжалось до тех пор, пока не пришёл к нему однажды недобрый человек и не сказал: «Какой у тебя прекрасный сад, жаль только, что наверняка в него по ночам частенько заглядывают воры». Потом злой человек ушёл, а слова его остались, запав в душу садовника. С той поры потерял бедняга покой и сон. Ночами сидел он в саду, поджидая воров, а днём, измождённый ночными бдениями, спал. Спустя какое-то время деревья, за которыми больше никто не ухаживал и не поливал, стали чахнуть, да и ограда постепенно прохудилась. Ну а в саду по-прежнему по ночам сидел безумный садовник, давно забывший о вкусе вишнёвых ягод.
Внешняя и внутренняя красота (Хинг Ши)
Однажды Чжао Цзэн спросил у Учителя, что важнее в человеке: внешняя красота или внутренняя. В ответ на это Хинг Ши спросил ученика:
– Скажи, если бы тебе понадобилось купить дом, а денег хватало бы либо на красивый внешне, но неуютный дом, либо на невзрачный, но тёплый и надёжный. Что бы ты выбрал?
– Я бы предпочёл простой внешне, но удобный внутренне дом.
– А если бы дом покупал человек тщеславный, гордящийся своим положением, но не имеющий достаточно средств для покупки красивого и уютного дома? – снова задал вопрос Хинг Ши.
– Наверное, он предпочёл бы внешнюю красоту и блеск удобствам, – ответил ученик.
– Думаю, ты прав, – сказал Хинг Ши и добавил: – Да только вот вне зависимости от вашего выбора однажды каждый из вас бы понял, что ему не хватает либо красоты, либо уюта, и начал бы к этому стремиться.
– Так, значит, внешняя и внутренняя красота по сути своей равнозначны и ценны лишь в гармонии? – спросил Чжао Цзэн.
– Можно сказать и так, – ответил улыбаясь Хинг Ши, – но я думал прежде всего о том, что, обладая половиной, всегда стоит стремиться к целому, не теряя при этом того, что уже имеешь. Ведь половина, какой бы она ни была, всегда будет лишь половиной.
Главная задача Учителя (Хинг Ши)
Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
– Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножия горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге, и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которой им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
– Источник, который вы ищете, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, – он был практически полон.
– Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? – изумились ученики.
– Я выполнял свою задачу, – ответил мудрец, – сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас. Ну а взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
– Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? – спросили ученики.
– Нет, – сказал Хинг Ши, – главная задача Учителя – воспитать в ученике человечность и доброту, – он улыбнулся и продолжил: – И принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.
Глаза художника (Хинг Ши)
Однажды Хинг Ши беседовал с Яньгэ Жэнем, одним довольно скептически настроенным мудрецом, о важности канонов в изобразительном искусстве. Яньгэ Жэнь настаивал на том, что мастер, изображая что-либо, должен вне зависимости от своего желания придерживаться определённых канонов и правил. Хинг Ши, не раз сталкивавшийся в своих странствиях с разнообразием культур и искусств, не мог с этим согласиться, а потому сказал:
– Искусство не может быть заключено в строгие рамки и правила хотя бы потому, что оно является отражением самой свободной части человека – его души.
– Но при чём здесь душа? Картины – это всего лишь изображения окружающего нас мира.
– Вряд ли, – возразил Хинг Ши, – тогда живопись и рисование потеряли бы всякий смысл. Зачем человеку понадобилось бы создавать копию, которая всё равно никогда не смогла бы сравниться с совершенством оригинала?
– Думаю, что картины – это не более как попытка художника передать красками то, что он видит.
– Тогда как можем мы судить о том, каким видит этот мир художник, если нам не дано смотреть его глазами? – ответил Хинг Ши.
Достижение цели (Хинг Ши)
В один из солнечных дней Хинг Ши вышел прогуляться по берегу реки, сопровождаемый тремя своими учениками. Остановившись на берегу, Хинг Ши сказал:
– Посмотрите на реку, она – сама Жизнь, то мерно, то бурно протекающая. Река меняется с каждым мгновением, никогда не повторяя свой облик дважды.
Ученики долго смотрели на реку, пока мудрец не спросил их:
– А как вы бы стремились к своей цели?
Первый ученик сказал:
– Я бы всегда боролся с течением, плыл против него вперёд, к своей цели, – отважно сказал один.
– Это хорошо, – сказал Хинг Ши, – но ты рискуешь однажды утонуть, так и не справившись с рекой. Мой тебе совет – до того, как плыть против течения, узнай, лежит ли путь к твоей цели наперекор ему.
Второй ученик сказал:
– А я бы плыл по течению, как тот лепесток, что скользит по волнам, и набирался бы опыта в пути.
– Это хорошо лишь в том случае, если течение несёт тебя к твоей цели, в противном случае ты действительно уподобляешься лепестку, которому всё равно куда плыть, ибо ему так же не важно, в какой заводи сгнить, – заметил Хинг Ши.
Третий ученик ответил:
– А я бы плыл к своей цели, постоянно меняя тактику, то отдаваясь на волю течения, то стремясь его побороть. Я бы обходил опасные места, останавливался на отдых, но потом, отдохнувшим и окрепшим, всегда продолжал свой путь.
– Твой ответ хорош, но недостаточно мудр, – заметил Учитель, развернулся и пошёл обратно к дому.
Его ученики ещё какое-то время стояли на берегу реки, думая над его словами, а потом последовали за Учителем. Поравнявшись с ним, они спросили:
– Ну а твой путь по реке жизни, Учитель, каков он?
Хинг Ши остановился, посмотрел на своих учеников и, улыбнувшись, сказал:
– Я бы даже не пускался в плавание.
– Но разве твоя цель уже достигнута? – удивились ученики.
– Нет, – сказал Хинг Ши, – но ведь и не ко всякой цели можно добраться вплавь.
Заветы Учителя (Хинг Ши)
Хинг Ши говорил:
Не издевайтесь над Уродством, благодаря ему вы созерцаете Прекрасное.
Не презирайте убогих и бедных духом, благодаря им вы знаете, что такое величие и благородство души.
Не унижайте поверженного вами врага, благодаря ему вы ощущаете вкус победы.
Не попирайте Немощь и Старость, благодаря им вы цените свои Здоровье и Молодость.
Но избегайте чрезмерных наслаждений, кичливости и жестокости, благодаря им человек узнаёт, что такое голод, стыд и страх.
Мудрость и многословие (Хинг Ши)
В один из весенних дней к Хинг Ши пришёл человек, славящийся на всю округу своей болтливостью. И был он таким большим любителем вести разговоры, что спросил Хинг Ши:
– Учитель, ты так мудр, это – хорошо, но немногословен, и это – плохо. Ты не боишься умереть, так и не успев рассказать миру всю свою мудрость?
Мудрец улыбнулся и сказал:
– Спешащий выразить мудрость в многословии подобен неразумному крестьянину, который добавил в муку дорожной пыли для увеличения её количества, а в результате испортил весь хлеб.
На эти слова неразумный болтун возразил:
– А я, Учитель, всё же постоянно боюсь, что не успею сказать всего за свою жизнь.
Конец ознакомительного фрагмента.