О притче
Не относись к притче пренебрежительно. Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой или жемчужина, так с помощью притчи познается истина.
(Ш. – Гаш. Р.)
«Сверх того, что Екклезиаст был мудр, он еще учил народ знанию. Он все изучал, исследовал и много притчей составил».
Рав Нахман учил: «До Соломона Тора, источник мудрости и истины, представлялась людям в виде лабиринта со множеством входов и выходов, в которых невозможно было не заблудиться. Явился Соломон – и притча стала тем клубком ниток, с помощью которого люди стали свободно ходить по лабиринту Торы».
Раби Ханина говорил: «Был глубокий колодезь с превосходной студеной водой, которою долгое время никто не пользовался, пока не нашелся человек, который, связав вместе несколько веревок, начал черпать воду из колодца, а за ним и другие стали черпать и пить. Так и Соломон: сказание за сказанием, притча за притчей – он достиг до сокровеннейших источников знания».
(Там же)
В одном городе поучали народ одновременно раби Абагу и рав Хия бар[1]) Аба. Рав Хию, который объяснял галаху (закон), вскоре все покинули и собрались вокруг раби Абагу, с увлечением слушая сказания и притчи. Покинутый слушателями, рав Хия пал духом. Видя это, раби Абагу обратился к нему со следующей притчей: «В одно место пришли два торговца: один продает драгоценные камни, другой – простые, но полезные предметы домашнего обихода. Не естественно ли, что у второго окажется несравненно больше покупателей, нежели у первого?»
(Coтa, 40)
Велико было соперничество между галахистами и агадистами.
Раби Исаака Нафха[2]) пришли послушать рав Ами и рав Аси. Первый желал поучиться галахе, второй послушать агаду, и каждый просил о своем, не давая учителю приступить ни к той, ни к другой лекции.
По поводу этого раби Исаак сказал: «Своим соперничеством вы поставили меня в положение человека средних лет, имеющего двух жен – молодую и старую: первая выщипывает у него седые волосы, чтобы он имел вид молодого, а вторая – темные волосы, чтобы он более походил на старика. В конце концов бедный человек остается лысым».
(Б.-К., 60)
«До пределов Вселенной слова их доходят». Это сказано о словах притчи.
(Т. д. Ел.)
«Ты пьешь вино – кровь виноградных ягод». Подобно вину, притча влечет к себе сердце человеческое.
(Сифре)
«Освежите меня яблоками», – говорит Суламита в «Песне песней».
Читайте притчи: вкусом и ароматом плодам яблони подобны они.
Галаха – хлеб, агада – вино.
(Ваик.-Р., 1)